Научная статья на тему 'Разработка интегрированного личного кабинета для автоматизированной системы иоо МГУП имени Ивана Федорова'

Разработка интегрированного личного кабинета для автоматизированной системы иоо МГУП имени Ивана Федорова Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / БАЗЫ ДАННЫХ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SCORM / MVC / PROGRAMMING / DATABASES / AUTOMATED SYSTEMS / WORKLOAD / UNIVERSITY / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зотов Вячеслав Александрович

Описываются возможные подходы применения автоматизированной системы. Производится сравнение и анализ уже существующих систем. Производится выбор технологии для реализации модуля распределения нагрузки. Рассматриваются решаемые в данный момент задачи, описываются разрабатываемые модули и дополнительные модули, которые существуют отдельно от основного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTEGRATED PERSONAL OFFICE FOR AUTOMATED SYSTEM OF OPEN EDUCATION INSTITUTE MSUPA

This article describes possible approaches using an automated system. A comparison and analysis of existing systems. Produced selection of technologies for the implementation of load balancing module. Solved considered at the moment the problem is described developed modules and add-ons that exist separately from the main project.

Текст научной работы на тему «Разработка интегрированного личного кабинета для автоматизированной системы иоо МГУП имени Ивана Федорова»

УДК 004

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЛИЧНОГО КАБИНЕТА ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ИОО МГУП ИМЕНИ ИВАНА ФЕДОРОВА

Зотов Вячеслав Александрович

студент института принтмедиа и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А mik_sz@mail.ru

Аннотация. Описываются возможные подходы применения автоматизированной системы. Производится сравнение и анализ уже существующих систем. Производится выбор технологии для реализации модуля распределения нагрузки. Рассматриваются решаемые в данный момент задачи, описываются разрабатываемые модули и дополнительные модули, которые существуют отдельно от основного проекта.

Ключевые слова: информационные технологии, программирование, базы данных, автоматизированные системы, программное обеспечение, электронное обучение, scorm, mvc.

В настоящее время использование современных информационных технологий — электронного обучения и дистанционных образовательных технологий — стало одним из обязательных условий функционирования высшего образования.

При внедрении в образовательный процесс информационно-образовательной среды существуют три подхода:

• использование стороннего открытого программного продукта;

• спользование стороннего закрытого (платного) программного продукта;

• азработка собственного программного продукта.

Существует большое количество систем управления обучением. Каждая имеет как свои достоинства, так и недостатки. Наиболее популярные из них [1, 2]:

• Moodle — свободно распространяемое ПО, которое по своим возможностям не уступает платным аналогам систем управления обучением, а по популярности даже превосходит их. Оно комбинирует возможности, как классического образовательного процесса, так и служит для поддержки дистанционного обучения. При этом Moodle применяется не только в вузах, но и в средне-специальных учебных заведениях и даже в школах;

• OLM — система управления обучением от американской корпорации Oracle. Это корпоративная система управления обучением, представляющая собой интернет-решение для обучения и повышения квалификации сотрудников, партнеров и клиентов компании в удобное для них время и в удобном месте. К недостаткам можно отнести ее ресурсоемкость и зависимость от СУБД Oracle, а также отсутствие информации об ее внедрении в вузах Российской Федерации и отсутствие локализованной версии;

• LWCL — универсальная, хорошо масштабируемая система, реализующая широкий функционал для управления учебным процессом. Данная си-

стема реализована на базе кроссплатформенной Java и поддерживает стандарт SCORM;

• «Прометей» — представляет собой мощную систему, состоящую из большого количества модулей, таких как администрирование системы, организация учебного процесса, разработка индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов, обеспечение учащихся необходимыми модулями для работы, система тестирования [2, 3] и инструмент для создания, проверки и размещения теста.

Список существующих систем управления обучением намного больше. Системы с открытым кодом позволяют решать те же задачи, что и коммерческие системы, но при этом у пользователей есть возможность доработки и адаптации системы к своим потребностям и текущей ситуации, однако существенными недостатками является отсутствие технической поддержки и необходимость самостоятельного внедрения системы.

Разработка и проектирование собственного программного продукта имеет множество плюсов. В Институте открытого образования МГУП имени Ивана Федорова услуги дистанционного обучения предоставляется уже более 12 лет, за это время накопилась внушительная база электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) и банк тестовых заданий (БТЗ) из более 100 тыс. заданий.

В процессе обучения студентами было пройдено порядка 1 млн. сеансов тестирования. Для того чтобы расширить возможности уже существующей системы тестирования и упростить процесс контроля, донесения информации до студентов, а также повысить качество и надежность тестов, принято решение разработать систему управления обучением на основе уже существующей. Заложить в нее возможность расширения, поскольку количество задач, как правило, увеличивается. Кроме того, необходимо сохранить уже имеющиеся БТЗ, сеансы тестирования и разработанные ЭУМК.

На основании исходных данных было проработано подробное техническое задание и выбрана технология ASP.NET, которая позволяет создавать полноценные WEB-приложения с поддержкой паттерна MVC на компилируемом языке С#. Паттерн model-viewcontroller (MVC, «модель-представление-поведение», «модель-представление-контроллер», «модель-вид-контроллер») — схема использования нескольких шаблонов проектирования, с помощью которых модель данных приложения, пользовательский интерфейс и взаимодействие с пользователем разделены на три отдельных компонента таким образом, чтобы модификация одного из компонентов оказывала минимальное воздействие на остальные. Данная схема проектирования часто используется для построения архитектурного каркаса, когда переходят от теории к реализации в конкретной предметной области [4]. Достоинствами технологии являются ее простота, удобная среда разработки в Visual Studio, совместимость с СУБД SQL Server.

На данный момент система требует значительной доработки. Уже реализована авторизация пользователей, возможность просмотра учебных планов, учебных групп, студентов, реализована система тестирования. Идет разработка модуля управления образовательным контентом, тестами и электронными курсами (SCORM-пакетами). Ведется разработка системы выдачи отчетов, внедрена система автоматизации процесса учета и анализа финансовых поступлений.

Будут реализованы личные кабинеты студента, абитуриента, преподавателя, методиста, администратора и тестолога. Необходимо внедрить уже имеющиеся модули: биллинговую систему, систему подачи и рассмотрения заявок (helpdesk), систему подготовки и выдачи документов об образовании, логирование действий пользователей, систему разрешения доступа, ведение активностей пользователей, электронную зачетку.

Модуль helpdesk позволит упростить связь и общение студента с преподавателем, методистом или методиста с преподавателем.

Существующая архитектура позволит расширять функционал по мере роста системы и добавлять новые возможности. Масштабируемая система позволит увеличивать поток студентов и электронных курсов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения» (Готская И.Б., Жучков В.М. Кораблев А.В.; РГПУ им. А.И Герцена) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/?id=13 (дата обращения: 10.04.2016).

2. Попов Д.И, Арсентьев Д.А. Выбор алгоритмов оценки результатов тестирования // В мире научных открытий. — 2011. — № 9. — С. 60-63.

3. Попов Д.И, Демидов Д.Г. Адаптивная стратегия обучения персонала предприятий // В мире научных открытий. — 2011. — № 9. — С. 65-71.

4. Изучаем ASP.NET MVC 5 [Электронный ресурс]. — URL: http://professorweb.ru/my/ASP_NET/mvc/ level1 (дата обращения: 10.04.2016).

5. Хотек Майк. Microsoft SQL Server 2008. Реализация и обслуживание: учебный курс Microsoft. Русская Редакция, 2011.

6. Документация по Visual Studio 2013 [Электронный ресурс]. — URL: https://msdn.microsoft.com/ library/dd831853.aspx (дата обращения: 10.04.2016).

7. Попов Д.И. Методы и технологии поддержки открытого образования на основе интеллектуальной информационно-образовательной среды дистанционного обучения. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 168 с.

8. Попов Д.И., Лазарева О.Ю. Нечеткая оверлейная модель учащегося в интеллектуальной обучающей системе // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2015. — № 213 (3). — С. 141-148.

9. Федоренко Н.М., Попов Д.И., Демидов Д.Г. Мобильное образование XXI век и качество подготовки студентов // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. — 2013. — № 9. — С. 131-133.

10. Попов Д.И., Демидов Д.Г. Подход к автоматизации процессов обучения и тестирования // В сб. Инновационные методы и средства оценки качества образования: матер. 5-й научно-методической конференции. 2007. С. 178-180.

DEVELOPMENT OF INTEGRATED PERSONAL OFFICE FOR AUTOMATED SYSTEM OF OPEN EDUCATION

INSTITUTE MSUPA

Vyacheslav Aleksandrovich Zotov

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Annotation. This article describes possible approaches using an automated system. A comparison and analysis of existing systems. Produced selection of technologies for the implementation of load balancing module. Solved considered at the moment the problem is described developed modules and add-ons that exist separately from the main project.

Keywords: programming, databases, automated systems, workload, university, e-learning, scorm, mvc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.