Научная статья на тему 'Разработка инновационных мясных продуктов с использованием вторичных сырьевых ресурсов'

Разработка инновационных мясных продуктов с использованием вторичных сырьевых ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
494
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ / КОЛЛАГЕНСОДЕРЖАЩЕЕ СЫРЬЕ / ПАШТЕТ / ПИЩЕВЫЕ МОДУЛИ / ВТОРИЧНЫЕ СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ / СТРАТЕГИЯ / РЫНОК / INNOVATION / SWOT-ANALYSIS / MEAT PRODUCTS / COLLAGENCONTAINING RAW MATERIAL / PASTE / FOOD MODULES / SECONDARY RAW MATERIALS / STRATEGY / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова И.А., Козлобаева Е.А., Литовкин А.Н., Кубасова А.Н., Сысоева М.Н.

К направлениям стратегического развития инноваций в пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации относятся: внедрение инновационных биотехнологий, повышение глубины переработки сырья; использование новых видов сырья и вторичных ресурсов; расширение ассортимента специализированных продуктов с заданными качественными характеристиками. Анализ условий функционирования птицеперерабатывающих предприятий показывает, что направления их инновационного развития должны предусматривать поэтапную реализацию продуктовых, технологических, маркетинговых и организационных инноваций. Объектом исследования являются инновации, связанные с безотходной переработкой коллагенсодержаших вторичных продуктов убоя птицы в эмульгированные продукты питания с обогащенным составом по сравнению с аналогичными продуктами, присутствующими на рынке. В качестве методологии исследования использованы элементы SWOT-анализа. Представлена матрица SWOT-анализа производства эмульгированных мясных продуктов с использованием вторичных сырьевых ресурсов. Представлен анализ сильных и слабых сторон новых продуктов на рынке, прогноз возможностей и угроз для их продвижения на рынке. Подробно рассмотрены сильные стороны инновационных продуктов, а именно: принципиально новая разработка; высокая продуктивность птицы; низкая стоимость сырья; низкие затраты на логистику в связи с самообеспечением сырьем; использование натуральных, экологически чистых ингредиентов; возможность варьирования ассортимента инновационных продуктов; доступная цена. Предложены различные варианты стратегии для продвижения нового продукта на рынок. Важное значение имеют стратегии, сформированные при сопоставлении слабых сторон и возможностей (увеличение рекламной активности; адаптация к постоянно меняющимся тенденциям развития целевого рынка); слабых сторон и угроз (достоверный мониторинг вкусов потребителей; формирование лояльности потребителей; формирование взаимоотношений с розницей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глотова И.А., Козлобаева Е.А., Литовкин А.Н., Кубасова А.Н., Сысоева М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of innovative meat products with the use of secondary raw materials

He directions of strategic development of innovation in the food processing industry of Russian Federation include: the implementation of innovative biotechnology, increasing the depth of raw materials processing, the use of new types of raw materials and secondary resources; the expanding of the range of specialized products with desired quality characteristics.The analysis of operating conditions of poultry processing establishments shows that the directions of their innovative development should provide for phased implementation of product, technology, market and organizational innovation. The object of research is the innovation related to waste-free processing of collagencontaining secondary products of slaughter poultry in emulsified food products with enriched composition compared to similar products available on the market. We used the elements of SWOT-analysis as a research methodology. We presented a matrix of SWOT-analysis of the production of emulsified meat products with the use of secondary raw materials. We analyzed the strengths and weaknesses of new products on the market, and a forecast of opportunities and threats for their promotion on the market was formulated. We examined the strengths of innovative products, namely: a totally new development; high productivity of poultry; low cost of raw materials; low logistics costs in connection with the self-sufficiency of raw materials; the use of natural, organic ingredients; the possibility of varying the range of innovative products; affordable price. There are many variants of the strategy to promote a new product to the market. Important are the strategies generated when matching weaknesses and opportunities (an increase in advertising activity; adaptation to ever-changing trends of the target market); weaknesses and threats (credible monitoring of the tastes of consumers; creating customer loyalty; estabHshing relationship with retail).

Текст научной работы на тему «Разработка инновационных мясных продуктов с использованием вторичных сырьевых ресурсов»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 664:661.4

Разработка инновационных мясных продуктов с использованием вторичных сырьевых ресурсов

Development of innovative meat products with the use of secondary raw materials

Профессор И.А. Глотова,

(Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I) кафедра технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, тел. 8 (473)253-87-97 E-mail: glotova-irinaiayandex.ru доцент Е.А. Козлобаева, (Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I) кафедра экономики АПК, тел.8 (473)253-75-63 E-mail: cneltyndufe@mail.ru

аспирант А.Н. Литовкин, аспирант А.Н. Кубасова, доцент М.Н. Сысоева, (Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I) кафедра технологии хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, тел. 8 (473)253-87-97 E-mail: litovkinl990ramail.ru

ст. преподаватель Е.С. Артемов (Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I) кафедра товароведения и экспертизы товаров, тел.8 (473)253-87-97 E-mail: evgeartemov@yandex.ru

Professor I.A. Glotova, (Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great) chair of technology of storage and processing of agricultural products, tel. 8 (473) 253-87-97 E-mail: glotova-irina@yandex.ru

Assistant Professor E.A. Kozlobaeva,

(Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great) chair of Economics of Agro Industrial Complex, tel. 8 (473)253-75-63 E-mail: cneltyndufe@mail.ru

Postgraduate Student A.N. Litovkin, Postgraduate Student A.N. Kubasova, Assistant Professor M.G. Sysoeva,

(Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great) chair of technology of storage and processing of agricultural products, tel. 8 (473)253-87-97 E-mail: litovkinl990@mail.ru Senior Lecturer E.S. Artemov (Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great) chair of commodity research and examination of goods, 8 (473)253-87-97 E-mail: evgeartemov@yandex.ru

Реферат. К направлениям стратегического развития инноваций в пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации относятся: внедрение инновационных биотехнологий, повышение глубины переработки сырья; использование новых видов сырья и вторичных ресурсов; расширение ассортимента специализированных продуктов с заданными качественными характеристиками. Анализ условий функционирования птицеперерабатывающих предприятий показывает, что направления их инновационного развития должны предусматривать поэтапную реализацию продуктовых, технологических, маркетинговых и организационных инноваций. Объектом исследования являются инновации, связанные с безотходной переработкой коллагенсодержаших вторичных продуктов убоя птицы в эмульгированные продукты питания с обогащенным составом по сравнению с аналогичными продуктами, присутствующими на рынке. В качестве методологии исследования использованы элементы SWOT-анализа. Представлена матрица SWOT-анализа производства эмульгированных мясных продуктов с использованием вторичных сырьевых ресурсов.

С Глотова И.А., Козлобаева Е.А., Литовкин А.Н., Кубасова А.Н., Сысоева М.Н., Артемов Е.С., 2017

ывающей промышленности питания, № 3, 2017

Представлен анализ сильных и слабых сторон новых продуктов на рынке, прогноз возможностей и угроз для их продвижения на рынке. Подробно рассмотрены сильные стороны инновационных продуктов, а именно: принципиально новая разработка; высокая продуктивность птицы; низкая стоимость сырья; низкие затраты на логистику в связи с самообеспечением сырьем; использование натуральных, экологически чистых ингредиентов; возможность варьирования ассортимента инновационных продуктов; доступная цена. Предложены различные варианты стратегии для продвижения нового продукта на рынок. Важное значение имеют стратегии, сформированные при сопоставлении слабых сторон и возможностей (увеличение рекламной активности; адаптация к постоянно меняющимся тенденциям развития целевого рынка); слабых сторон и угроз (достоверный мониторинг вкусов потребителей; формирование лояльности потребителей; формирование взаимоотношений с розницей).

Summary. The directions of strategic development of innovation in the food processing industry of Russian Federation include: the implementation of innovative biotechnology, increasing the depth of raw materials processing, the use of new types of raw materials and secondary resources; the expanding of the range of specialized products with desired quality characteristics.The analysis of operating conditions of poultry processing establishments shows that the directions of their innovative development should provide for phased implementation of product, technology, market and organizational innovation. The object of research is the innovation related to waste-free processing of collagencontaining secondary products of slaughter poultry in emulsified food products with enriched composition compared to similar products available on the market. We used the elements of SWOT-analysis as a research methodology. We presented a matrix of SWOT-analysis of the production of emulsified meat products with the use of secondary raw materials. We analyzed the strengths and weaknesses of new products on the market, and a forecast of opportunities and threats for their promotion on the market was formulated. We examined the strengths of innovative products, namely: a totally new development; high productivity of poultry; low cost of raw materials; low logistics costs in connection with the self-sufficiency of raw materials; the use of natural, organic ingredients; the possibility of varying the range of innovative products; affordable price. There are many variants of the strategy to promote a new product to the market. Important are the strategies generated when matching weaknesses and opportunities (an increase in advertising activity; adaptation to ever-changing trends of the target market); weaknesses and threats (credible monitoring of the tastes of consumers; creating customer loyalty; estabHshing relationship with retail).

Ключевые слова: инновация, SWOT-анализ, мясные продукты, коллагенсодержащее сырье, паштет, пищевые модули, вторичные сырьевые ресурсы, стратегия, рынок.

Keywords: innovation, SWOT-analysis, meat products, collagencontaining raw material, paste, food modules, secondary raw materials, strategy, market.

В России в последние годы растет сектор производства продукции животноводства. Максимальный показатель роста зафиксирован в хозяйствах, где выращивают птицу. В связи с этим на рынке наблюдается тренд роста объемов мяса птицы и продуктов ее переработки. Перспектива связана с превращением производства и переработки мяса птицы в экспортно-ориентированную отрасль [1]. Одновременно необходимо решать проблему рационального использования, в первую очередь в пищевой технологии, вторичных белоксодержащих ресурсов переработки птицы, так как традиционные технологии производства продуктов питания лимитированы в переработке белоксодержащих ресурсов, содержащих белки упроченной структуры - коллаген и кератин.

Интеграция отечественной пищевой промышленности в мировой продовольственный комплекс - сложный процесс, характеризующийся противоречиями с точки зрения общего направления техники и технологии пищевого производства [2]. Основываясь на предложенной и обоснованной в работах В.А. Панфилова (2016-2017 гг.) модели управления технологическим объектом с обратной связью, предусматривающей как регулирование, так и развитие объекта управления (рис. 1), следует оценить роль принятых федеральных документов - «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.», «Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.» - как управляющее воздействие по контуру стратегического управления, то есть развития объекта. Оно подразумевает развитие конкретной

подсистемы путем выявления стратегической направленности необходимых научно-исследовательских работ с последующим выполнением НИОКР в обозначенном направлении. Общее и частное направления управляющих воздействий в соответствии с этими документами представлены на рис. 2, откуда видно, что приоритетным направлением научно-исследовательских работ на первоначальном этапе должны стать продуктовые и технологические инновации, в соответствии с дефинициями инноваций применительно к специфике перерабатывающих отраслей АПК, представленных и систематизированных в работе [3, 4].

Воздействия окружающей среды

Рис. 1. Схема управления технологическим объектом с двухконтурной обратной связью: ТУ - тактическое управление - регулирование объекта; СУ - стратегическое управление - развитие объекта (по В.А. Панфилову [2])

Рис. 2. Направления стратегического развития инноваций в пищевой и перерабатывающей промышленности РФ

Объектом исследования на первом этапе является продуктовая инновация, связанная с безотходной переработкой коллагенсодержащих вторичных продуктов убоя птицы в эмульгированные продукты питания с обогащенным составом по сравнению с аналогичными продуктами, присутствующими на рынке.

Объект технологической инновации конкретизирован для эмульгированных изделий паштетной группы. Современные технологические формы изделий паштетной группы привлекают потребителя рядом преимуществ перед другими группами мясных продуктов - нежная, воздушная консистенция, относительно низкая стоимость. Паштеты дают широкие возможности снижения себестоимости и цены за счет варьирования рецептурного состава.

Цель исследования - оценка эффективности проектных решений по реализации нового подхода к безотходной переработке вторичных сырьевых ресурсов птицеперерабатывающей отрасли с получением мясных эмульгированных продуктов, по совокупности потребительских характеристик, соответствующих традиционным паштетным массам ценовой категории «эконом-класса», а по показателям пищевой и биологической ценности относящихся к обогащенным продуктам питания.

В качестве методологии исследования использованы элементы ЗУЮТ-анализа [5]. Экономическую оценку проектных разработок в АПК проводили в соответствии с рекомендациями [6].

Элементы продуктовой инновации связаны с рецептурно-компонентными решениями паштетных масс. В качестве контрольного образца нами использован аналогичный по декларируемому производителем составу и ценовой категории продукт промышленного производства - паштет из куриного мяса «Нежный» (ТУ-9216-03470833990-14, изготовитель ОАО «Великоновгородский мясной двор», Великий Новгород). В состав контрольного образца паштета входят следующие компоненты: фарш куриный, жир свиной, вода, печень свиная, лук, мука пшеничная, соевый белок, соль, эмульгатор Е472с, корица, сахар, вкусоароматиче-ская добавка (декстроза, мякоть лимона, ароматизаторы натуральные лимона и куркумы), перец белый молотый, краситель «ферментированный рис». По данным производителя продукт может содержать следы горчицы, молока.

Разработка инновационных мясных продуктов с использованием вторичных сырьевых коллагенсодержащих ресурсов на примере паштетных масс была реализована на этапах:

- выбор контрольного образца паштета промышленного производства на основе куриного мяса и субпродуктов, относящегося по ценовой категории к «эконом-классу»;

- экспериментальное определение функционально-технологических свойств контрольного образца паштетной массы;

моделирование рецептуры продукта традиционного рецептурно-компонентного состава, соответствующего по функционально-технологическим свойствам контрольному образцу;

- анализ аминокислотного состава контрольного образца паштета промышленного производства;

- анализ аминокислотного состава вторичных коллагенсодержащих сырьевых ресурсов при переработке птицы;

- расчет показателей биологической ценности продукта традиционного ре-цептурно-компонентного состава;

- расчет показателей биологической ценности компонентов, планирующихся к использованию для моделирования рецептуры инновационного продукта;

- моделирование рецептуры продукта, представляющего собой «продуктовую инновацию» в соответствии с терминологией [3];

- изготовление опытных образцов продуктов;

- оценка органолептических и физико-химических показателей опытных образцов продуктов;

- сравнительная оценка экономической эффективности контрольного образца и предлагаемых проектных решений относительно рецептурно-компонентного состава паштетных масс;

- SWOT- анализ предлагаемых проектных решений инновационных продуктов и формирование стратегий их продвижения на рынок.

При моделировании опытных рецептур исходили из базового уровня функционально-технологических свойств паштетной массы, присущих контрольному образцу, - паштет «Нежный». Структура рецептуры контрольного образца паштета представлена ниже, %: мясное сырье - 58; жировое сырье - 13; растительное сырье - 18; структурообразующие компоненты - 7; вода - 6. В качестве мясного сырья использованы фарш куриный (46 %) и свиная печень (12 %).

Помимо контрольного, оценке подвергались два опытных образца паштетов (по рецептурам Nq 1 и 2). Рецептуры этих продуктов имеют следующую структуру (%): мясное сырье - 74; растительное сырье - 20; растительный структурообразующий компонент - 6. В качестве мясного сырья были использованы пищевые модули из голов и ног цыплят-бройлеров [7].

Различие в опытных рецептурах состоит в дополнительном использовании свиного шпика в рецептуре № 2. При выборе свиного шпика в качестве дополнительного ингредиента рецептуры паштета руководствовались современной медико-биологической оценкой роли этого ингредиента в составе продуктов питания [8].

Проведенная органолептическая оценка паштетов мясных показала, что разработанные продукты характеризуются привлекательным внешним видом, имеют приятный вкус и аромат, обладают однородной мажущейся консистенцией. Орга-нолептические показатели паштетов № 1 и 2 приведены в табл. 1 и соответствуют аналогичным характеристикам промышленного образца.

Таблица 1

Органолептические показатели опытных образцов паштетов

Наименование показателя Содержание показателя для образцов паштетов

по рецептуре № 1 по рецептуре № 2

Внешний вид Батоны (батончики) с чистой, сухой поверхностью, без пятен, слипов, повреждений оболочки, наплывов фарша

Консистенция Однородная мажущаяся

Вид фарша на разрезе Фарш равномерно перемешан, без серых пятен и пустот. Допускается наличие мелкой пористости

Вкус и запах Вкус приятный, нежный, свойственный данному продукту, без постороннего запаха и привкуса

Разработанные продукты отличаются высокой массовой долей белка и минеральных веществ, имеют достаточно высокую энергетическую ценность (таблица 2). Анализ аминокислотного, жирнокислотного, минерального состава продуктов и выполненные расчеты позволяют судить о более высокой биологической ценности опытных образцов продуктов по сравнению с контрольным образцом и прогнозировать их функциональную направленность в отношении заболеваний опорно-двигательного аппарата, в частности, остеопороза.

Таблица 2

Общий химический состав и энергетическая ценность образцов паштетов

Наименование образца Массовая доля, % Энергетическая ценность

белка жира золы 100 г п "юдукта

ккал кДж

Контрольный образец 14,2 9,6 0,7 157,0 706,5

Паштет по рецептуре № 1 15,2 20,4 1,8 240,4 1007,3

Паштет по рецептуре № 2 14,0 17,3 2,4 215,7 903,8

Логическим этапом исследований является определение экономической целесообразности модификации традиционной технологии паштета, поскольку оригинальность технологических решений в условиях ограничения финансовых ресурсов и конкуренции в конечном итоге должна быть подтверждена получением требуемых экономических результатов. Только в этом случае предлагаемый продукт может рассматриваться как инновационный, то есть как новшество, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Выполнено экономическое исследование эффективности инноваций по ограниченному числу параметров, доступных исполнителю. Практическая значимость такого исследования заключается в том, что оно позволяет провести быструю упрощенную оценку экономической целесообразности внедрения новых технологических решений (рецептур) в производство на этапе их разработки и своевременно исключить неперспективные с точки зрения коммерческой прибыльности варианты.

Поскольку в результате внесения изменений в рецептурно-компонентный состав ожидается снижение затрат на сырье и, как следствие, рост показателей эффективности производства, в качестве основных экономических показателей, определяющих экономическую целесообразность реализуемых инноваций, выбраны прирост прибыли и рентабельности при сравнении с контрольным вариантом, в качестве которого принимается ситуация без проведения инноваций.

В расчетах была учтена рецептура изделий и цены на отельные виды сырья, сложившиеся на момент разработки рецептур. Затраты на переработку приняты в размере 30 % от стоимости сырья.

Расчеты показали, что более высокие затраты в расчете на 1 кг готовых продуктов наблюдаются по рецептуре № 1, что объясняется дополнительным использованием свиного шпика в рецептуре (табл. 3).

При условии сохранения цены реализации на уровне контрольного образца производство изделий по разработанным рецептурам позволит получить прирост прибыли и рентабельности в обоих образцах опытных рецептур (табл. 3, вариант 1). Однако поскольку в разработанных рецептурах предполагается использование различного сырья животного происхождения, что отражается на себестоимости единицы продукции, то возможна дифференциация цен для стимулирования покупательского спроса на новые виды продукции при соблюдении требования по сохранению размера прибыли на единицу продукции на уровне не ниже контрольного образца (табл. 3, вариант 2).

Таблица 3

Сравнительная эффективность рецептурно-компонентного состава паштетов

Показатели Контрольный образец Паштет по рецептуре № 1 Паштет по рецептуре № 2

Стоимость сырья, р./кг 97,9 71,1 44,1

Затраты на переработку сырья, р./кг 29,4 29,4 29,4

Затраты, всего, р./кг 127,3 100,5 73,4

Вариант 1

Цена реализации, р./кг 180,0 180,0 180,0

Прибыль, р./кг 52,7 79,5 106,6

Уровень рентабельности, % 53,8 111,8 241,9

Дополнительная прибыль, р./кг - 26,8 27,1

Прирост рентабельности, % - 57,9 130,2

Вариант 2

Цена реализации, р./кг 180,0 153,2 126,1

Прибыль, р./кг 52,7 52,7 52,7

Уровень рентабельности, % 53,8 74,1 119,6

Прирост рентабельности, % 0,0 20,3 45,5

В целом все опытные образцы имеют высокую степень устойчивости, что означает их взаимозаменяемость. Это обстоятельство должно быть учтено после того, как изучение потребительского спроса позволит выявить предпочтения покупателей. Окончательный выбор варианта будет определяться целями производителя продукции в определенных условиях и фиксированном периоде времени.

Анализ перспективных стратегий инновационного развития отечественных предприятий перерабатывающих отраслей АПК на примере производства эмульгированных мясных продуктов с использованием вторичных сырьевых ресурсов представлен в табл. 4.

По нашему мнению, при выборе любой стратегии необходим поиск и реализация факторов повышения не только рентабельности, но и конкурентоспособности в целом. Принимая во внимание факт возрастающей конкуренции в рамках данного сегмента рынка, приоритетами развития отрасли и отдельных ее предприятий является усиление конкурентных позиций с использованием know-how, что предполагает как эффективное использование текущих (наличных) ресурсов, так и внедрение технологий, несущих в себе функциональное лидерство.

Таким образом, инновационное развитие предприятий птицеперерабатывающей отрасли должно предусматривать поэтапную реализацию продуктовых, технологических и далее маркетинговых и организационных инноваций.

Информации, полученной в результате проведенного экономического исследования, на наш взгляд, достаточно, чтобы считать проектные решения жизнеспособными (эффективными), что означает достижение цели исследования. И хотя данная инновационная концепция требует проведения более детального анализа и разработки технико-экономического обоснования, считаем, что инвестирование в безотходную переработку вторичных сырьевых ресурсов птицеперерабатывающей отрасли является перспективным, так как позволит увеличить объем производства мясных эмульгированных продуктов за счет расширения рыночных границ и сферы их потребления.

Таблица 4

Матрица вУГОТ-анализа производства эмульгированных мясных продуктов с использованием вторичных сырьевых ресурсов

Внутренняя среда Внешняя среда Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses)

- принципиально новая разработка; высокая продуктивность птицы; - низкая стоимость сырья; - низкие затраты на логистику в связи с самообеспечением по сырью; использование натуральных, экологически чистых ингредиентов; - возможности варьирования ассортимента инновационных продуктов; -доступная цена - консерватизм потребителей; - низкий уровень узнаваемости; - отсутствие активной рекламной деятельности

Возможности (Opportunities) SO - стратегия WO - стратегия

- небольшой процент предп^и ятий с инновационной состав ляющей и передовыми техно-"4 логиями; - повышение глубины переработки сырья за счет биотехнологических, физических способов обработки и их комбинации; - снижение себестоимости переработки за счет кооперации малых и средних производителей при реализации инновационных подходов к переработке сырья; - выход на большие объемы; - уход с рынка продавцов импортной продукции; - рост налогов и пошлин на ввоз импортного сырья; - выход на новые рынки сбыта продукции сопредельных областей и других регионов России - совершенствование технологий производства; - снижение издержек за счет внедрения новых технологий; - увеличение производственных мощностей; - усиление маркетинга, в первую очередь, проведение маркетинговых исследований; - оптимизация сбыта - увеличение рекламной активности; - адаптация к постоянно меняющимся тенденциям развития целевого рынка

Угрозы (Threats) ST - стратегия WT - стратегия

- противодействие со стороны конкурентов; - риски, связанные с освоением нового производства; разработка новых (конкурентных) инновационных технологий; - зависимость от колебаний спроса - контроль действий и отслеживание новинок конкурентов; - диверсификация производства; - усиление рекламной активности; - проведение маркетинговых исследований; - расширение границ рынка сбыта - достоверный мониторинг вкусов потребителей; - формирование лояльности потребителей; - формирование взаимоотношений с розницей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве целей дальнейшего совершенствования инновационного продукта можно принять максимизацию ценности его потребительских характеристик для потребителей и минимизацию его стоимости как для потребителей, так и для производителей, в том числе за счет определения оптимальных рецептурных замен с учетом текущей экономической конъюнктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобылева, Г.А. Состояние птицеводческого комплекса России и перспективы его развития [Текст] / Г.А. Бобылева// Птица и птицепродукты. - 2014. - № 6. - С. 18-22.

2. Панфилов, В.А. Формализация инновационных процессов развития техники пищевых технологий [Текст] / В.А. Панфилов // Техника и технология пищевых производств. - 2016. - № 2. - С. 73-76.

3. Алешков, А.В. Пищевая промышленность - индустрия инноваций [Текст] / А.В. Алешков. - Хабаровск, РИЦ ХГУЭП, 2016. - 188 с.

4. Шайлиева, М.М. Развитие технологических инноваций в промышленности (на примере мясной отрасли) [Текст] / М.М. Шайлиева, В.В. Рокотянская, О.В. Мошенко // Пищевая промышленность. - 2014. - № 5 - С. 48-54.

5. Map дар, М.Р. Всестороннее изучение товара методом SWOT-анализа на примере хлеба на основе цельного зерна пшеницы [Текст] / М.Р. Мардар // Зер-HOBi продукт i комбжорми. - 2014. - № 3(55). - С. 33-37.

6. Маракулина, И.В. Применение методов стратегического анализа при обосновании конкурентной стратегии организации [Электронный ресурс] / И.В. Маракулина, Н.И. Анфертьева // Концепт. - 2013. - № 08 (август). - URL: http://e-koncept.ru/2013/13160.htm

7. Глотова, И.А. Переработка голов и ног птицы с получением пищевых модулей [Текст] / И.А. Глотова, А.Н. Литовкин // Мясная индустрия. - 2016. - № 6. -С. 48-50.

8. Патиева, A.M. Жирнокислотный состав шпика свиней датской породы [Текст] / A.M. Патиева, С.В. Патиева, В.А. Величко // Вестник НГИЭИ. - 2012. - № 8. - С. 69-82.

REFERENCES

1. Bobyleva G.A. Sostoyanie ptitsevodcheskogo kompleksa Rossii i perspektivy ego razvitiya [Status of poultry industry in Russia and prospects of its development], Ptitsa i ptitseprodukty, 2014, No 6, pp. 18-22 (Russian).

2. Panfilov V.A. Formalizatsiya innovatsionnykh protsessov razvitiya tekhniki pishchevykh tekhnologiy [Formalization of innovative development processes f food technologies machinery], Tekhnika i tekhnologiya pishchevykh proizvodstv, 2016, No 2, pp. 73-76 (Russian).

3. Aleshkov A.V. Pishchevaya promyshlennost' - industriya innovatsiy [Food industry - the industry of innovation], Khabarovsk, RITs KhGUEP, 2016, 188 p (Russian).

4. Shaylieva M.M., Rokotyanskaya V.V., Moshenko O.V. Razvitie tekhnolog-icheskikh innovatsiy v promyshlennosti (na primere myasnoy otrasli) [The development of technological innovations in the industry (on the example of the meat industry)], Pishchevaya promyshlennost', 2014, No 5, pp. 48-54 (Russian).

5. Mardar M.R. Vsestoronnee izuchenie tovara metodom SWOT-analiza na primere khleba na osnove tsel'nogo zerna pshenitsy [A comprehensive review of the product by the method of SWOT-analysis on the example of bread based on whole grain wheat], Zernovi produkti i kombikormi, 2014, No 3(55), pp. 33-37 (Russian).

bisaiomeu npoMbiiLuiemocmu numciHusi, Ap 3, 2017

6. Marakulina I. V., Anfert'eva N. I. Primenenie metodov strategicheskogo analiza pri obosnovanii konkurentnoy strategii organizatsii [Application of methods of strategic analysis in the justification of the competitive strategy of the organization], Kontsept, 2013, No 08 (August), URL: http://e-koncept.ru/2013/13160.htm (Russian).

7. Glotova I.A., Litovkin A.N. Pererabotka golov i nog ptitsy s polucheniem pishchevykh moduley [Processing of poultry heads and legs with production of food modules], Myasnaya industriya, 2016, - No 6, pp. 48-50 (Russian).

8. Patieva A.M., Patieva S.V., Velichko V.A. Zhirnokislotnyy sostav shpika sviney datskoy porody [Fatty acid composition of backfat of pigs of the Danish breed], Vestnik NGIEI, 2012, No 8, pp. 69-82 (Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.