Научная статья на тему 'Разработка информационной системы содействия трудоустройству выпускников вуза на примере рубцовского института (филиала) Алтайского государственного университета'

Разработка информационной системы содействия трудоустройству выпускников вуза на примере рубцовского института (филиала) Алтайского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / АНКЕТИРОВАНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / АНКЕТИРОВАНИЕ ВЫПУСКНИКОВ / РАНЖИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / РЫНОК ТРУДА / КОЭФФИЦИЕНТ КОНКОРДАЦИИ КЕНДАЛЛА / INFORMATION SYSTEM / GRADUATES EMPLOYMENT / COMPETENCES / COMPETENCE MODEL OF GRADUATE / SURVEY OF EMPLOYERS / SURVEY OF GRADUATE / RANKING OF COMPETENCES / JOB MARKET / KENDALL'S COEFFICIENT OF CONCORDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Досымова Маргарита Владимировна, Жданова Евгения Анатольевна

В условиях экономического кризиса, затронувшего все сферы экономики, и роста уровня безработицы все более актуальными становятся проблемы адаптации студентов к условиям современного рынка труда, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Это обусловило создание различных структур в вузах, призванных повысить конкурентоспособность выпускников и оказать помощь при трудоустройстве. Автоматизация процесса взаимодействия всех заинтересованных сторон с использованием веб-технологий обеспечит решение обозначенной проблемы. В статье представлен обзор возможностей, предоставляемых для работодателей и выпускников на веб-сайтах некоторых отечественных вузов. Автором предложена концепция информационной системы содействия трудоустройству выпускников для Рубцовского института (филиала) Алтайского государственного университета, описаны подсистемы анкетирования выпускников и работодателей, ранжирования компетенций. Предложена концептуальная модель взаимодействия работодателей, выпускающих кафедр и выпускников вуза. В данной статье автором также описана методика оценки согласованности мнений работодателей при ранжировании компетенций. В заключительной части статьи представлены преимущества использования информационной системы при планировании учебного процесса и проведении внутренних аудитов в Институте. Описаны направления дальнейшей работы по совершенствованию предложенной информационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing information system of graduates’ employment on the example of Rubtsovsk institute (branch) of Altay state university

Problems of student’s adaptation to modern requirements of job market, more successful realization their professional knowledge and skills are very actual in the current economic crisis. They are the reason of creation of different departments in universities to increase of graduates’ competitiveness and job assistance. Automation of process of all participants’ interaction (such as graduates, employers, universities) based on web-technologies resolves the problem. There is the analytical review of web-sites’ opportunities of several Russian universities for graduates and employers in this article. Author of this article offers the conception of information system of graduates’ employment for Rubtsovsk institute (branch) of Altay state university; describes subsystems of survey of employers and graduates, ranking of competencies. Conceptual model of interaction of employers, graduates and university’s chairs is also offered. In this article author describes method of estimating of consensus of employers opinions after competence ranking. At the end of the article there are improvements of planning of educational process and execution internal audits at the Institute through the introduction information system. Also author describes the direction of further research on improving of information system of graduates’ employment.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной системы содействия трудоустройству выпускников вуза на примере рубцовского института (филиала) Алтайского государственного университета»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №6 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-6 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/47TVN615.pdf DOI: 10.15862/47TVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/47TVN615)

УДК 004.738.5

Досымова Маргарита Владимировна

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал) Россия, г. Рубцовск1 Старший преподаватель E-mail: mvmet@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=831365

Жданова Евгения Анатольевна

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал) Россия, г. Рубцовск Заместитель директора по учебной работе Кандидат технических наук Доцент

E-mail: gdanova@rb.asu.ru

Разработка информационной системы содействия

трудоустройству выпускников вуза на примере рубцовского института (филиала) алтайского государственного университета

1 658225, Алтайский край, г. Рубцовск, пр-т Ленина, 200б

Аннотация. В условиях экономического кризиса, затронувшего все сферы экономики, и роста уровня безработицы все более актуальными становятся проблемы адаптации студентов к условиям современного рынка труда, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Это обусловило создание различных структур в вузах, призванных повысить конкурентоспособность выпускников и оказать помощь при трудоустройстве. Автоматизация процесса взаимодействия всех заинтересованных сторон с использованием веб-технологий обеспечит решение обозначенной проблемы.

В статье представлен обзор возможностей, предоставляемых для работодателей и выпускников на веб-сайтах некоторых отечественных вузов.

Автором предложена концепция информационной системы содействия трудоустройству выпускников для Рубцовского института (филиала) Алтайского государственного университета, описаны подсистемы анкетирования выпускников и работодателей, ранжирования компетенций. Предложена концептуальная модель взаимодействия работодателей, выпускающих кафедр и выпускников вуза.

В данной статье автором также описана методика оценки согласованности мнений работодателей при ранжировании компетенций.

В заключительной части статьи представлены преимущества использования информационной системы при планировании учебного процесса и проведении внутренних аудитов в Институте. Описаны направления дальнейшей работы по совершенствованию предложенной информационной системы.

Ключевые слова: информационная система; трудоустройство выпускников; компетенции; компетентностная модель выпускника; анкетирование работодателей; анкетирование выпускников; ранжирование компетенций; рынок труда; коэффициент конкордации Кендалла.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Досымова М.В., Жданова Е.А. Разработка информационной системы содействия трудоустройству выпускников вуза на примере рубцовского института (филиала) алтайского государственного университета // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/47TVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/47TVN615

Статья опубликована 25.11.2015.

Выпускник любого вуза, начиная трудовую деятельность, в современных условиях должен адаптироваться к ситуации, существующей на рынке труда. Если раньше каждый успешно окончивший вуз специалист гарантированно мог найти работу по специальности, то в настоящее время они предоставлены сами себе и, как правило, должны сами заботиться о трудоустройстве.

Поэтому в вузах страны, начиная примерно с середины 1990-х годов, стали создаваться структуры, нацеленные на повышение конкурентоспособности выпускников и на облегчение проблемы их трудоустройства. С этой же целью федеральными органами управления образованием - Министерством образования, а затем Министерством образования и науки РФ был предпринят ряд организационных мер по открытию в вузах центров содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ) или аналогичных им подразделений (табл. 1). Их основной задачей является оказание содействия выпускникам в трудоустройстве и их адаптация к рынку труда.

Таблица 1

Возможности, предоставляемые веб-сайтами некоторых вузов выпускникам

и работодателям

ВУЗ Выпускнику Работодателю

Томский государственный университет систем управления и радиосвязи (Сибирский региональный центр содействия трудоустройству выпускников) Просмотр вакансий без возможности регистрации и размещения резюме на сайте. Для того, чтобы разместить резюме, необходимо зарегистрироваться. После прохождения регистрации появляется возможность заполнения анкеты (персональная информация), пожелания к вакансии (должность, заработная плата, график работы), информации об образовании и карьере. Чтобы разместить на сайте вакансию, необходимо зарегистрироваться. Причем при регистрации нужно указать, является ли размещающий вакансию работодателем или кадровым агентством. Работодатели могут добавить информацию о предприятии (организации), и добавлять вакансии. Кадровые агентства могут добавлять название организации и контактную информацию, а также размещать вакансии.

Алтайский государственный технический университет им. Ползунова (Отдел маркетинга образования) Соискатель, после прохождения процедуры регистрации, получает возможность добавления резюме. Поиск вакансии проводится с возможностью сортировки вакансий по следующим полям: Вид вакансии, Занятость, График, Мин.размер зар.платы). Здесь же указывается информация о стаже работы, образовании, владении языками и т.д. После заполнения всех полей подбор вакансии проводится с учетом указанной информации. Работодатель, после регистрации на сайте, может внести данные об организации и любое количество вакансий. Поиск резюме работодателем проводится аналогично поиску вакансии (по тем же полям).

ВУЗ Выпускнику Работодателю

Санкт-Петербургский государственный университет (Центр занятости профкома студентов и аспирантов) На сайте Центра можно просмотреть перечень предлагаемых вакансий. Для того, чтобы подписаться на рассылку вакансий, необходимо в часы приема подойти в Профком студентов и заполнить анкету. Заявки от работодателей принимаются по электронной почте. Заявка должна включать информацию о компании, описание вакансии (требования к кандидату, условия, контакты). Далее Центр размещает информацию о вакансии на сайте.

Томский политехнический университет (Отдел организации практик и трудоустройства) На сайте дан адрес электронной почты, куда выпускники могут отправлять свои резюме. Перечень имеющихся вакансий можно просмотреть на сайте. Для размещения вакансии на сайте работодатель должен заполнить заявку и отправить по электронной почте. После обработки заявки информация о вакансии появится на сайте, если в имеющейся базе выпускников не будет найдено подходящей кандидатуры. Без регистрации на сайте работодатель может просмотреть резюме выпускников.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Отдел академической профессиональной ориентации) На каждом из факультетов работает свой отдел занятости студентов. На сайте нет возможности оставить резюме. Для работодателей на сайте нет возможности разместить объявление о вакансии.

Московский государственный технический университет им. Баумана (Координационно-аналитический центр содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования) После прохождения процедуры регистрации соискатель получает возможность заполнить подробное резюме. Есть возможность просмотра имеющихся на сайте вакансий. Для того, чтобы разместить информацию о компании и перечень имеющихся вакансий, нужно зарегистрироваться. После этого предоставляется возможность заполнить подробную анкету и информацию о вакансиях. Есть возможность просматривать имеющиеся на сайте резюме.

Уральский государственный университет им. Горького (Центр содействия занятости) Предоставлен список актуальных на текущий момент вакансий с указанием занятости (временная, постоянная). Нет возможности размещать на сайте резюме. Для размещения вакансии работодатель должен предоставить в Центр заполненную заявку, копию уставного документа (ИНН, свидетельство о постановке на учет и т.д.) и объявление о вакансии.

ВУЗ Выпускнику Работодателю

Новосибирский государственный университет (Центр трудоустройства выпускников) Для выпускников есть возможность просмотреть перечень текущих вакансий. Также на сайте можно оставить краткое резюме без прохождения регистрации. Для работодателей на сайте есть возможность разместить объявление о вакансии без прохождения регистрации. После модерации она будет размещена на сайте.

В Рубцовском институте (филиале) Алтайского государственного университета для обеспечения обратной связи с работодателями города и выпускниками Института наряду с организационными мерами было решено разработать информационную систему содействия трудоустройству выпускников.

Такая система позволит оперативно предоставлять информацию о выпускниках работодателям, а для студентов будут всегда доступны имеющиеся на предприятиях города Рубцовска вакансии. Схема взаимодействия кафедр, работодателей и выпускников с помощью информационной системы представлена на рис. 1 [5].

Рис. 1. Концептуальная модель взаимодействия работодателей города Рубцовска, выпускников и кафедр Рубцовского института (филиала) АлтГУ

Формирование компетентностной модели выпускника глазами работодателей и выпускающих кафедр возможно за счет использования подсистемы ранжирования компетенций. Оценка уровня компетентности обучающегося проводится в системе тестирования Рубцовского института (филиала) АлтГУ в течение всего периода обучения в Институте.

На рис. 2 представлена структура ИС содействия трудоустройству выпускников. В настоящее время реализованы три подсистемы: «Анкетирование выпускников», «Анкетирование работодателей» и «Ранжирование компетенций» [6].

Рис. 2. Структура ИС содействия трудоустройству выпускников в Рубцовском институте

(филиале) АлтГУ

Подсистемы анкетирования работодателей и выпускников представляют собой анкеты для оценки качества организации образовательного процесса и результаты анкетирования.

РУБЦОВСКИЙ

ЩШ? институт

—-хГ (ФИЛИАЛ) АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Об институте Абитуриенту Образование Расписание Новост

Личный кабинет Р" Выход | @ Мобильная версия

Наука Библиотека Аккредитация

Ранжирование компетенций

■щщщщщи

РЕЗУЛЬТАТЫ АНТКЕТИРОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ РАНЖИРОВАНИЯ

Рекомендации по оцениванию компетенций

В связи с переходом к двухуровневой системе образования и утверждением стандартов третьего поколения было введено

понятие компетенции.

Теперь выпускник образовательного учреждения по завершении обучения должен обладать не знаниями, умениями и

навыками, у него должны быть сформированы определенные в государственных стандартах компетенции. Все компетенции связаны сучебными дисциплинами. Чем выше ранг компетенции, тем большее количество аудиторных часов будет отведено на связанные с ней дисциплины. Выразите свою оценку в баллах: 1 балл - очень низкая значимость компетенции для Вас, 3 балла - очень высокая значимость компетенции для Вас. Другие значения промежуточные.

Благодарим Вас за участие в оценивании компетенций!

Рис. 3. Главная страница подсистем ранжирования компетенций и анкетирования работодателей (в рамках Личного кабинета работодателя) информационной системы содействия трудоустройству выпускников на портале Рубцовского института (филиала) АлтГУ

Подсистема «Анкетирование работодателей» включает анкету работодателя и отчеты о результатах анкетирования. С помощью анкеты (рис. 4) можно оценивать уровень профессиональной подготовки выпускников, в частности, базовые знания, практические умения и навыки, владение компьютером и т.д. по десятибалльной шкале.

1. Укажите специальность {направление} вылускника(ов). работаюшего(их) на Вашем предприятии (в организации, учреждении}

Специальность:

230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети [Т]

2. Форма собственности предприятия (организации, учреждения) Негосударственная [Т]

3. Количество выпускников Института, работающих на Вашем предприятии указанной выше специальности (направления)

150

4. Большинство выпускников работают по специальности, указанной в дипломе?

Д* И

5. Дайте примерную оценку уровня профессиональной подготовки работающих у Вас выпускников (Выразите свою оценку з баллах: 1 балл - очень низкий уровень подготовки, 10 баллов - очень высокий уровень подготовки. Другие значения промежуточные).

6 н

6. Дайте примерную оценку уровню профессиональных базовых знаний работающих у Вас выпускников (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл - очень низкий уровень подготовки. 10 баллов - очень высокий уровень подготовки. Другие значения промежуточные).

8 Н

7. Дайте примерную оценку уровню практических умений и навыков работающих у Вас выпускников (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл - очень низкий уровень подготовки, 10 баллов - очень высокий уровень подготовки. Другие значения промежуточные).

7 И

9. Дайте примерную оценку уровню владения иностранным языком работающих у Вас выпускников (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл - очень низкий уровень, 10 баллов - очень высокий уровень. Другие значения промежуточные).

6 н

9. Дайте примерную оценку уровню навыков работы на компьютере, знание необходимых в работе программ работающих у Вас выпускников (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл - очень низкий уровень, 10 баллов- очень высокий уровень. Другие значения промежуточные).

Рис. 4. Пример анкеты работодателя по специальности 230101.65 «Вычислительные

машины, комплексы, системы и сети»

На основе результатов анкетирования (рис. 5) рассчитываются усредненные оценки по каждому пункту. Кроме того, можно определить долю работающих по специальности, указанной в дипломе, а также востребованность специальностей на рынке труда нашего города.

Результаты анкетирования

Вопрос Ср. _энач

Дайте примерную оценку уровня профессиональной подготовки работающих1/ Вас выпускников [Выразите свою оценку в баллах: 1 &алл — очень низкий уровень подготовки, 10 баллов — очень высокий уровень подготовки. Другие значения промежуточные). 6.5

Дайте примерную оценку уровню профессиональных базовых знаний работающих у Вас выпускников (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкий уровень подготовки, 10 баллов — очень высокий уровень подготовки. Другие значения промежуточные). 6.5

Дайте примерную оценку уровню -ра--о есю : ;/ении на вы--о 5 р а-: о: Вас вы-;, екни ко в (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкий уровень подготовки, 10 баллов — очень высокий уровень подготовки. Другие значения промежуточные). 7

Дайте примерную оценку уровню владения иностранным языком работающих у Вас выпускников (Выразите свою оцени?/ в баллах: 1 балл — очень низкий уровень, 10 баллов — очень высокий уровень. Другие значения промежуточные). 4,5

Дай~е примерную оценку уровню навыков расо~ы на ко1.'пью~ере. знание неос одик-'ы в расо~е про грат/г/ работающих у Вас выпускников (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкий уровень, 10 баллов — очень высокий уровень. Другие значения промежуточные). 7.5

Дай~е примерную оценку сгососнос-е/ расо-а_= в -•■:«.-л е-'-.-ве. ко-.-анде IВыразите свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкая оценка. 10 баллов— очень высокая оценка. Другие значения промежуточные). 4

Дай~е пр.-.'ер-!;, ю оценку способ-юс-*.'' :-::сссе-~.1ВНО представлять, себя и рез; льтаты своего труда расотаюии ;. Вас выпускников (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкая оценка, 10 баллов — очень высокая оценка. Другие значения промежуточные). 7.5

Дай-е пр.-.'ер-!;, ю оценю/нацеленности на карьерный рости профессиональное развнл'е расо-ающиху Вас выпускников (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкая оценка; 10 баллов — очень высокая оценка. Другие значения промежуточные). 7.5

Дайте приг/ерН; ю оценку навыков управления персоналок- расотаюии • Вас выпускников гВыраз.--е свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкая оценка. 10 баллов — очень высокая оценка. Другие значения промежуточные). 7

Дайте примерную оценку готовности и способно-:-, --далгне.'-ос -о-:. -: : а То -а_. Вас = =. с-чо-юв (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкая оценка: 10 баллов — очень высокая оценка. Другие значения про межуто чн ы е). 7.5

Дай-е гр.-"/ер-1;.':ие-!-';. с-осос-:сс еос-|:1. - ' '- = а-а- з -ов о . - :■: ор' 'а _. -: 1и а; в. Еа-= новые идеи работающих у Вас выпускников (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкая оценка: 10 баллов — очень 7.5

Рис. 5. Результаты анкетирования работодателей города (представители ООО «УГМК-Телеком», отдела информационно-технического обеспечения Администрации города Рубцовска Алтайского края) Рубцовска по специальности 230101.65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» в мае 2015 года

Подсистема «Анкетирование выпускников» включает анкету выпускника и отчеты о результатах анкетирования. Анкета (рис. 6) позволяет оценивать качество планирования, организации и реализации образовательного процесса в Институте.

1. Укажите полученную Вами специальность (направление)

С пе ци ал ьн о стъ:

| 230101.65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети | |

2. В настоящее время Вы работаете?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да а

3. Вы работаете по специальности, указанной в дипломе? (Если Вы работаете) Да -

4. Форма собственности предприятия (организации, учреждения) (Если Вы работаете) Негосударственная [V

5. Планируете ли Вы продолжить обучение в Институте? (получить высшее образование после среднего профессионального; получить второе высшее образование; получить дополнительное образование на курсах повышения квалификации и т.п.}

Нет [3

6. Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети учились в нашем Институте?

Да Э

7. Оцените обеспеченность учебной и методической литературой в Институте, возможность доступа к ресурсам библиотеки (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — плохо обеспечен, 10 баллов — хорошо обеспечен. Другие значения промежуточные).

8 Н

3. Удовлетворены ли Вы уровнем преподавания в Институте (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — не удовлетворены1,10 баллов — полностью удовлетворены). Другие значения промежуточные).

Э -

9. Оцените оснащенность учебных аудиторий баллах: 1 балл — плохо оснащены, 10 баллов

I и

10. Оцените уровень использования новых информационных технологий свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкий уровень, 10 баллов — очень промежу точ н ые).

8 -

11. Удовлетворены л и Вы организацией воспитательной работы? (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкий уровень организации, 10 баллов— очень высокий уровень организации. Другие значения промежуточные).

Рис. 6. Пример анкеты выпускника (врамках Личного кабинета выпускника) по специальности 230101.65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»

На основе результатов анкетирования выпускников (рис. 7) рассчитываются усредненные оценки уровня обеспеченности учебной и методической литературой, уровня преподавания, уровня организации научной работы, воспитательной работы и т.д. по каждой специальности (направлению).

современным техническим оборудованием (Выразите свою оценку в — хорошо оснащены. Другие значения промежуточные).

в ооразовательном процессе (Выразите высокий уровень. Другие значения

Резугьтэпн эн*етир<гвзну*д

Вопрос Ср _знач

Оцените обеспеченность учебной и методической литературой е Институте возможность доступа к ресурсам библиотеки (Выразите свою оценку в баллах 1 балл — плохо обеспечен, 10 баллов — хорошо обеспечен Другие значения промежуточные) 7 75

Удовлетворены ли Вы уровнем преподавания в Институте (Выразите свою оценку в балла - 1 балл — не удовлетворены 10 баллов - полностью удовлетворены Другие значения промежуточные; 8 5

Оцените оснащенность учебны» аудиторий современным техническим оборудованием (Выразите свою оценку в баллах 1 балл — плохо оснащены 10 баллов — хорошо оснащены Другие значения промежуточные > 8 25

Оцените уровень использования новых информационных технологий в образовательном процессе (Выразите свою оценку в баллах 1 балл — очень низкий уровень. 10 баллов — очень высокий уровень Другие значения промежуточные: 9 25

Удовлетворены ли Вы организацией воспитательной работы1? (Выразите свою оценку в баллах 1 балл — очень низкий у ровень организации 10 баллов - очень высокий уровень организации Другие значения промежуточные 8

Дайте примерную оценку уровню Вашей профессиональной подготовки (Выразите свою оценку в баллах 1 балл очень низкий уровень подготовки, 10 баллов — очень высокий уровень подготовки Другие значения промежуточные: 8 25 8

Дайте примерную оценку уровню Ваших практических умений и навыков (Выразите свою оценку в баллах 1 балл — очень низкий уровень подготовки, 10 баллов — очень высокий уровень подготовки Другие значения промежуточные >

Дайте примерную оценку Вашему уровню владения иностранным языком (Выразите свою оценку в баллах 1 балл — очень низкий уровень. 10 баллов — очень высокий уровень. Другие значения промежуточные) 8 75

Дайте примерную оценку Вашему уровню навыков работы на компьютере, знание необходимых в работе программ (Выразите свою оценку в баллах 1 балл — очень низкий уровень. 10 баллов —очень высокий уровень Другие значения проме чуточные; 9

Дайте примерную оценку Ваши- способностей работать в коллективе команде (Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкая оценка. 10 баллов — очень высокая оценка Другие значения промежуточные) 8 75

Дайте примерную оценку Ваших способностей эффективно представлять себя и результаты своего труда |Выразите свою оценку в баллах: 1 балл — очень низкая оценка. 10 баллов — очень высокая оценка Другие значения промежуточные: 7 25

Дайте примерную оценку Вашей нацеленности на карьерный рост и профессиональное развитие (Выразите свою оценку в баллах 1 балл — очень низкая оценка. 10 баллов — очень высокая оценка Другие значения промежуточные: В 75

Дайте примерную оценку Ваших навыков управления персоналом (Выразите свою оценку в баллах 1 балл - очень низкая оценка 10 баллов — очень высокая оценка Другие значения промежуточные1 3

Дайте примерную оценку Вашей готовности и способности к дальнейшему обучению (Выразите свою оценку в баллах 1 балл — очень низкая оценка 10 баллов — очень высокая оценка Другие значения промежуточные) 9 25

Дайте примерную оценку Ваших способностей воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи (Выразите свою оценку в баллах 1 балл — очень низкая оценка. 10 баллов—очень высокая оценка Другие значения промежуточные) 8 5

Дайте примерную оценку Вашего уровня эрудированности общей культуры ■ Выразите свою оценку в б< очень низкая оценка 10 баллов — очень высокая оценка Другие значения промежуточные 7 5

Дайте примерную оценку Вашего уровня осведомленности в смежных областях полученной специальности (Выразите свою оценку в баллах. 1 балл — очень низкая оценка. 10 баллов — очень высокая оценка Другие значения промежуточные; 5

Рис. 7. Результаты анкетирования выпускников специальности 230101.65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» в апреле 2015 года

Подсистема «Ранжирование компетенций» (рис. 8) позволяет получить информацию о важности тех или иных компетенций для работодателя и выпускающих кафедр. На основе этой информации можно формировать компетентностную модель выпускника соответствующего направления. Перечень компетенций импортируется из ИС «Компетенции» (рис. 9).

Общекультурные компетенции

Описание_Оценка

спосо&ен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса: события и процессы экономической истории: место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире 10

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения 10

Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности 1 -

Спосо&ен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, втом числе защиты государственной тайны 1

владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готрв к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной и профессиональной деятельности 10

Способен анализировать социально - значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем 10

Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь 10

Профессиональные компетенции

Описание_Оценка

Способен выбирать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы 10

Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты 10

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показателе характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов 10

Способен анализировать и интерпретировать финансовую; бухгалтерскую и иную информацию; содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений 10

Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей; характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов 10

Рис. 8. Перечень компетенций направления 38.03.01 «Экономика» подсистемы

«Ранжирование компетенций»

Рис. 9. Перечень компетенций направления 38.03.01 «Экономика» ИС «Компетенции»»

Все компетенции связаны с учебными дисциплинами. Чем выше ранг компетенции, тем большее количество аудиторных часов будет отведено на связанные дисциплины.

Оценка компетенции выражается в баллах: 1 балл - очень низкая значимость компетенции для работодателя (или выпускающей кафедры), 3 балла - очень высокая значимость. Другие значения промежуточные.

Ранг /-той компетенции рассчитывается по формуле:

м

X

м

(1)

где г - ранг /-той компетенции уу'-го работодателя (/ = 1..Т;у = 1..М);

М - количество работодателей, участвовавших в анкетировании,

Т - количество компетенций.

Упорядочение рангов компетенций производится в соответствии с суммами рангов, присвоенных работодателями. Ранг, равный единице, присваивается компетенции, имеющей наименьшее суммарное значение и т.д.

Согласованность мнений экспертов определяется посредством коэффициента конкордации Кендалла [7; 9], характеризующего корреляцию между переменными, если их число больше двух,

12* ^

Ж -

М2(Т3 - Т).

Т м

в-X - ^ )2

г-1 У-1 2 .

Величина коэффициента конкордации изменяется в пределах от 0 до 1.

(2)

(3)

Если Ж=1, это свидетельствует о том, что все эксперты дали одинаковый ранг.

Если Ж=0, то это свидетельствует о противоположности мнений экспертов.

Если значение коэффициента конкордации превышает 0,40-0,50, то качество оценки считается удовлетворительным, если Ж>0,70-0,80 - высоким.

В случае Ж< 0,2-0,4 - говорят о слабой согласованности экспертов, а большие величины Ж>0,6-0,8 свидетельствуют о сильной согласованности экспертов [2].

Полученные веса учитываются при расчете уровня компетентности выпускников.

На основе результатов ранжирования (рис. 10) определяются наиболее значимые для работодателей компетенции, что позволяет руководству Института корректировать образовательные программы с учетом специфики рынка труда города.

Результаты ранжирования е порядке важности для работодателей Компетенция Общий рейтинг

способен понимать движущие сипы и закономерности исторического процесса: события и процессы экономической истории: место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире 9

Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения 8

Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь 8

Способен анализировать социально - значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем 7

Умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности 7

владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной и профессиональной деятельности

способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов 7

Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в там числе защиты государственной тайны 6

Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателе^ характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов 6

Способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений 5

Способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты 5

Способен выбирать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные быбоды 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 10. Результаты ранжирования компетенций направления 38.03.01 «Экономика» работодателями города Рубцовска (представители ОАО «Сбербанк», сотрудники «Инспекции федеральной налоговой службы №12 по Алтайскому краю») в мае 2015 года

Результаты анкетирования выпускников используются при проведении анализа качества образовательного процесса по различным аспектам в рамках внутренних аудитов системы менеджмента качества Института.

Все данные хранятся в базе данных Института. Поэтому отслеживание динамики уровня компетентности выпускников и изменение ситуации на рынке труда города Рубцовска возможно в любое время.

В настоящее время ведется работа по созданию подсистем «Резюме выпускника», «Вакансии» и «Подбор вакансий и выпускников».

Предложенная автором информационная система на основании имеющихся данных позволит быстро в наглядном виде в форме отчетов представить результаты анкетирования работодателей и тестирования выпускников, а также результаты подбора выпускников для работодателей. Результаты анкетирования работодателей города Рубцовска в Институте могут учитываться при разработке рабочих учебных планов специальностей, что позволит готовить студентов с учетом требований рынка труда города.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алымова М.А. Решение проблем трудоустройства выпускников ГОУ НПО ЯНАО «ТСПУ» (опыт работы информационного агентства содействия трудоустройству выпускников) // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах: сборник докладов по материалам Десятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 2013. - с. 3-8.

2. Беднаржевский С.С., Казаковцева Е.А., Камышников А.И., Смирнов Г.И. Метод экспертных оценок для системного анализа информационных данных о работе газотранспортных предприятий // Вестник Новосибирского государственного университета, Серия: информационные технологии. - Новосибирск: Редакционно-издательский центр НГУ, 2009. Т.7-3. - с. 79-85.

3. Власова Т.И., Попов Н.Г. Взаимодействие туристского вуза с работодателями как важнейшее условие обеспечения качества образования и трудоустройства выпускников // Сервис в России и за рубежом. - Черкизово: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2008. - №2 (7). - с. 31-40.

4. Даутбаева Г.Р. Проблемы трудоустройства и меры по содействию в трудоустройстве выпускников // Экономика и социум. - Саратов: ООО «Институт управления и социально-экономического развития», 2015. - №1-2 (14). - с. 990-998.

5. Досымова М.В. Организация трудоустройства выпускников в Рубцовском институте (филиале) Алтайского государственного университета // Региональная система содействия трудоустройству выпускников: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Саранск, 2010. - 227 с.

6. Досымова М.В., Логинов Д.А. Подсистемы анкетирования работодателей и ранжирования компетенций информационной системы содействия трудоустройству выпускников в Рубцовском институте (филиале) Алтайского государственного университета // Актуальные проблемы научного знания в XXI веке: сборник статей Восьмой (заочной) межрегиональной научно-практической конференции (г. Рубцовск, 27 мая 2014 г.). - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. -с. 187-191.

7. Лапач С.Н., Чубенко А.В., Бабич П.Н. Статистика в науке и бизнесе. К.: МОРИОН, 2002. - 640 с.

8. Насретдинова М.М. Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов // http://research-journal.org: Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. URL: http://research-journal.org/social/problemy-trudoustrojstva-studentov-i-vypusknikov-vuzov/ (05.09.2015).

9. Орлов А.И. Прикладная статистика. М.: Экзамен, 2004. - 253 с.

10. Шешунов И.В., Цапок П.И., Лавров О.В. Система содействия трудоустройству выпускников и рынок труда // Современные наукоемкие технологии. - Пенза: Изд. дом «Академия естествознания», 2007. - №9. - с. 9-10.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Dosymova Margarita Vladimirovna

Altay State University Russia, Rubtsovsk E-mail: mvmet@mail.ru

Gdanova Evgeniya Anatolyevna

Altay State University Russia, Rubtsovsk E-mail: gdanova@rb.asu.ru

Developing information system of graduates' employment on the example of Rubtsovsk institute (branch) of Altay state university

Abstract. Problems of student's adaptation to modern requirements of job market, more successful realization their professional knowledge and skills are very actual in the current economic crisis. They are the reason of creation of different departments in universities to increase of graduates' competitiveness and job assistance. Automation of process of all participants' interaction (such as graduates, employers, universities) based on web-technologies resolves the problem.

There is the analytical review of web-sites' opportunities of several Russian universities for graduates and employers in this article.

Author of this article offers the conception of information system of graduates' employment for Rubtsovsk institute (branch) of Altay state university; describes subsystems of survey of employers and graduates, ranking of competencies. Conceptual model of interaction of employers, graduates and university's chairs is also offered.

In this article author describes method of estimating of consensus of employers opinions after competence ranking.

At the end of the article there are improvements of planning of educational process and execution internal audits at the Institute through the introduction information system. Also author describes the direction of further research on improving of information system of graduates' employment.

Keywords: information system; graduates employment; competences; competence model of graduate; survey of employers; survey of graduate; ranking of competences; job market; Kendall's coefficient of concordance.

REFERENCES

1. Alymova M.A. Reshenie problem trudoustroystva vypusknikov GOU NPO YaNAO «TSPU» (opyt raboty informatsionnogo agentstva sodeystviya trudoustroystvu vypusknikov) // Spros i predlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel'nykh uslug v regionakh: sbornik dokladov po materialam Desyatoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy Internet-konferentsii. - Petrozavodsk: Izd-vo Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013. - s. 3-8.

2. Bednarzhevskiy S.S., Kazakovtseva E.A., Kamyshnikov A.I., Smirnov G.I. Metod ekspertnykh otsenok dlya sistemnogo analiza informatsionnykh dannykh o rabote gazotransportnykh predpriyatiy // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya: informatsionnye tekhnologii. - Novosibirsk: Redaktsionno-izdatel'skiy tsentr NGU, 2009. T.7-3. - s. 79-85.

3. Vlasova T.I., Popov N.G. Vzaimodeystvie turistskogo vuza s rabotodatelyami kak vazhneyshee uslovie obespecheniya kachestva obrazovaniya i trudoustroystva vypusknikov // Servis v Rossii i za rubezhom. - Cherkizovo: Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet turizma i servisa, 2008. - №2 (7). - s. 31-40.

4. Dautbaeva G.R. Problemy trudoustroystva i mery po sodeystviyu v trudoustroystve vypusknikov // Ekonomika i sotsium. - Saratov: OOO «Institut upravleniya i sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya», 2015. - №1-2 (14). - s. 990-998.

5. Dosymova M.V. Organizatsiya trudoustroystva vypusknikov v Rubtsovskom institute (filiale) Altayskogo gosudarstvennogo universiteta // Regional'naya sistema sodeystviya trudoustroystvu vypusknikov: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Saransk, 2010. - 227 s.

6. Dosymova M.V., Loginov D.A. Podsistemy anketirovaniya rabotodateley i ranzhirovaniya kompetentsiy informatsionnoy sistemy sodeystviya trudoustroystvu vypusknikov v Rubtsovskom institute (filiale) Altayskogo gosudarstvennogo universiteta // Aktual'nye problemy nauchnogo znaniya v XXI veke: sbornik statey Vos'moy (zaochnoy) mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Rubtsovsk, 27 maya 2014 g.). - Barnaul: Izd-vo Alt. un-ta, 2014. - s. 187-191.

7. Lapach S.N., Chubenko A.V., Babich P.N. Statistika v nauke i biznese. K.: MORION, 2002. - 640 s.

8. Nasretdinova M.M. Problemy trudoustroystva studentov i vypusknikov VUZov // http://research-journal.org: Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. -2013. URL: http://research-journal.org/social/problemy-trudoustrojstva-studentov-i-vypusknikov-vuzov/ (05.09.2015).

9. Orlov A.I. Prikladnaya statistika. M.: Ekzamen, 2004. - 253 s.

10. Sheshunov I.V., Tsapok P.I., Lavrov O.V. Sistema sodeystviya trudoustroystvu vypusknikov i rynok truda // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - Penza: Izd. dom «Akademiya estestvoznaniya», 2007. - №9. - s. 9-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.