Научная статья на тему 'Разработка информационной системы мониторинга электронного обучения в вузах'

Разработка информационной системы мониторинга электронного обучения в вузах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1078
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕЖВУЗОВСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / MONITORING / E-LEARNING / INTERUNIVERSITY INTERACTION / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малинов Максим Борисович, Мочалов Сергей Павлович, Третьяков Василий Сергеевич

Рассматривается информационная система мониторинга электронного обучения, предназначенная для комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов мониторинга текущего уровня развития электронного обучения в вузах и уровня их потенциальной готовности к участию в межвузовских образовательных проектах, предполагающих применение ЭО. Приведены функции, структура и интерфейс системы. Описаны возможности по анализу данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Малинов Максим Борисович, Мочалов Сергей Павлович, Третьяков Василий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the information system for monitoring e-learning in universities

The paper presents an information system of monitoring of e-learning in the higher education institutions, and intended for complex information and analytical ensuring processes of monitoring of the current level of development of e-learning in higher education institutions and level of their potential readiness for participation in the interuniversity educational projects assuming application of e-learning.

Текст научной работы на тему «Разработка информационной системы мониторинга электронного обучения в вузах»

УДК 05.13.10

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ М. Б. Малинов, С. П. Мочалов, В. С. Третьяков

DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SYSTEM FOR MONITORING E-LEARNING IN UNIVERSITIES

M. B. Malinov, S. P. Mochalov, V. S. Tretyakov

Работа выполнена по заданию Минобрнауки России, регистрационный номер 10.7045.2013.

Рассматривается информационная система мониторинга электронного обучения, предназначенная для комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов мониторинга текущего уровня развития электронного обучения в вузах и уровня их потенциальной готовности к участию в межвузовских образовательных проектах, предполагающих применение ЭО. Приведены функции, структура и интерфейс системы. Описаны возможности по анализу данных.

The paper presents an information system of monitoring of e-learning in the higher education institutions, and intended for complex information and analytical ensuring processes of monitoring of the current level of development of e-learning in higher education institutions and level of their potential readiness for participation in the interuniversity educational projects assuming application of e-learning.

Ключевые слова: мониторинг, электронное обучение, межвузовское взаимодействие, информационная система.

Keywords: monitoring, e-learning, interuniversity interaction, information system.

В настоящее время большое внимание в сфере высшего образования уделяется использованию вузами при реализации образовательных программ элементов электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Одним из необходимых условий эффективного управления процессами внедрения и управления ЭО и ДОТ является решение задачи формирования целостного представления о текущем уровне развития ЭО и ДОТ в вузах.

Для этого создана информационная система мониторинга электронного обучения (ИСМЭО), которая предназначена для комплексного информационноаналитического обеспечения процессов мониторинга текущего уровня развития ЭО и ДОТ в вузах, уровня их потенциальной готовности к участию в межвузовских образовательных проектах, предполагающих применение ЭО, расширения межвузовского взаимодействия в области обмена компетенциями, технологиями, ресурсами ЭО, а также в области сетевой формы реализации образовательных программ.

Анализ задач, возникающих при организации процесса мониторинга ЭО и ДОТ [1], позволил сформулировать следующие основные процессы, которые должна автоматизировать система:

- сбор первичной информации по системе индикаторов мониторинга ЭО;

- аналитическая обработка информации мониторинга ЭО;

- предоставление вузам аналитической информации о текущем состоянии ЭО и рекомендаций по совершенствованию процессов, связанных с ЭО;

- предоставление администраторам аналитических отчетов о текущем состоянии ЭО в вузах - участниках мониторинга;

- ведение архивов данных мониторинга без ограничения сроков давности;

- ведение каталога образовательных ресурсов, модулей и технологий, которые вузы готовы предоставлять в рамках сетевой формы реализации образовательных программ или в проектах открытого образования.

В основе процедуры мониторинга лежит разработанная авторами на основе анализа мирового опыта оценки ЭО [2] методика и система показателей для мониторинга вузов в области ЭО и ДОТ.

Система ИСМЭО реализует следующие основные функции:

1. Поддержка системы показателей мониторинга ЭО и ДОТ в соответствии с разработанной методикой мониторинга.

2. Ведение реестра организаций, участвующих в мониторинге, с возможностью создания внутри организации иерархии подразделений любой глубины вложенности.

3. Создание задач мониторинга (общих и локальных для организации) с возможностью назначения группы категорий показателей для задачи.

4. Ведение списка пользователей и реализация системы ролей пользователей для управления полномочиями в системе.

5. Обеспечение ввода индикаторов мониторинга с индикацией состояния процесса.

6. Графическая визуализация результатов мониторинга с возможностью сравнения лучшими и средними результатами по группе организаций.

7. Ведение реестров ресурсов и технологий, предлагаемых для сетевой формы реализации образовательных программ

Функциональная структура системы ИСМЭО показана на рисунке 1. В состав информационной системы входят следующие подсистемы:

Подсистема хранения данных предназначена для хранения оперативных данных системы, данных анализа, документов и служебных данных системы.

Подсистема ведения классификаторов и реестров предназначена для централизованного ведения классификаторов и справочников, используемых для обеспечения информационной совместимости подсистем, в том числе реестра вузов-участников мониторинга.

Подсистема ввода/вывода оперативной информации предназначена для предоставления конечным пользователям интерфейса для ввода и отображения первичной информации по мониторингу.

Подсистема анализа предназначена для выполнения аналитической обработки информации по мониторингу.

Подсистема отображения аналитической информации обеспечивает формирование и предостав-

ление по запросам пользователей системы аналитической и статистической информации в различных форматах (включая графические), вывод подготовленных отчетов на печать, экспорт отчетов в файлы. Данная подсистема также может выполнять функцию открытого информационного ресурса для предоставления публичного доступа к открытой части информации системы.

Подсистема управления задачами предназначена для предоставления администраторам системы интерфейса для создания задач мониторинга для вузов, назначения ответственных за выполнение задачи пользователей, определения перечня индикаторов, по которым проводится мониторинг.

Подсистема управления пользователями предназначена для управления учетными записями пользователей, управления ролями пользователей, выполнения процедур аутентификации и управления доступом к элементам системы.

Информационная подсистема предоставляет информационные и коммуникационные функции.

Рис. 1. Функциональная структура системы ИСМЭО

Обобщенная схема процесса мониторинга в системе ИСМЭО

Администратор

системы

Администратор

вуза

Администраторы

подразделений

Аналитики МОН

Анонимные

пользователи

набор индикаторов

набор индикаторов

Делегирование

подзадач

------1------

наборы индикаторов подзадач

_____V___________I___

Ввод первичной информации по индикаторам мониторинга

набор индикаторов-

значения индикаторов

Получение аналитических отчетов Определение областей для улучшения

-----------1-----------

аналитические отчеты

----------Г

аналитические отчеты

Y

Получение

открытых

отчетов

т

открытые отчеты

Y

Рис. 2. Блок-схема процесса использования системы

Архитектурно система реализована в виде web-приложения на основе CMSDrupal 7 [3] - системе управления контентом, выпускаемой по Open Source лицензии GNU GPL, используемой в проекте в качестве CMF (Content Management Framework). Основной функционал системы реализован в формате отдельного модуля «Monitoring», подключаемого к Drupal. Для реализации функций графического анализа используется библиотека pChart.

Модель процесса использования системы ИСМЭО показан на функциональной блок-схеме (рис. 2).

Система позволяет распределять задачи между различными категориями пользователей, делегировать полномочия на ввод информации по определенным категориям показателей отдельным пользователям, осуществлять мониторинг всего вуза либо отдельных подразделений (филиалов, институтов, факультетов и т. п.). Подсистема анализа позволяет получать отчеты в табличном и графическом виде, оп-

ределять состав отчетов для каждой категории пользователей, проводить сравнительный анализ результатов вуза со средними либо установленными администратором пороговыми значениями, сопоставлять результаты разных вузов, определять области для улучшения элементов ЭО и ДОТ вуза.

Клиентская часть системы функционирует в виде web-сайта и доступна по адресу Шр^/^^^^топйо-ring-el.ru. Примеры экранных форм системы ИСМЭО приведены на рис. 3.

Система прошла апробацию в ходе проведения пилотного мониторинга уровня развития электронного обучения в вузах, организованного департаментом государственной политики в сфере высшего образования МОН России в сентябре 2013 года, в котором приняли участие 149 вузов.

rVmonMI жшнгаpi» ЭО 3013 (1D № J013 -1 TM 2013)-v !

ДЯИ1-й1»ч* »lyrts'jT« '

Рис. 3. Примеры экранных форм системы ИСМЭО: а) главная страница системы; б) пример графического анализа

Литература

1. Ossiannilsson, E. Benchmarking e-learning in higher education: lessons learned from international projects / E. Ossiannilsson. Academic dissertation to be presented with the assent of the Doctoral Training Committee of Technology and Natural Sciences of the University of Oulu for public defence in Auditorium IT116, Linnanmaa, on 14 December 2012, at 12 noon. - Oulu, Finland.: University of Oulu, 2012. - 171 p.

2. Devedzic, V. E-learning benchmarking. Methodology and tools review. Report 1.3 / V. Devedzic,

S. Scepanovic, I. Kraljevski. - Режим доступа: http://www.dlweb.kg.ac.rs/files/DEV1.3%20EN.pdf (дата обращения: 16.09.2013).

3. Drupal: Официальный сайт проекта. - Режим доступа: http://drupal.org (дата обращения: 16.09.2013).

Информация об авторах:

Малинов Максим Борисович - заведующий сектором ДО отдела информатизации образования Сибирского государственного индустриального университета, 8 (3843) 784-371, malmax71@yandex.ru.

Maksim B. Malinov - Head of the Distance Learning Sector at the Department of Informatization of Education, Siberian State Industrial University.

Мочалов Сергей Павлович - доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник УНИ Сибирского государственного индустриального университета, 8 (3843) 784-371, spm@sibsiu.ru.

Sergey P. Mochalov - Doctor of Technical Science, Professor, Leading Researcher at the Direction of Scientific Research, Siberian State Industrial University.

Третьяков Василий Сергеевич - директор института технологии открытого образования Уральского федерального университета, 8-902-871-2946, vastweb2@gmail.com.

Vasiliy S. Tretyakov - Director of the Institute for Open Education Technology, Ural Federal University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.