Научная статья на тему 'Разработка индивидуальных программ при занятиях в воде с женщинами среднего возраста'

Разработка индивидуальных программ при занятиях в воде с женщинами среднего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ВОДЕ / WATER GYMNASTICS / АКВААЭРОБИКА / ИЗБЫТОЧНЫЙ ВЕС / OVERWEIGHT / ЗАБОЛЕВАНИЯ СУСТАВОВ / JOINT PROBLEM / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ / CARDIO-VASCULAR AND RESPIRATORY DISORDERS / ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА / BODY MASS INDEX (BMI) / AQUA-AEROBICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фомина О.Г.

Водная гимнастика применяется для всех, кому обычные упражнения могут быть сложными. Например, для людей с заболе ванием суставов, парализованных, с заболеванием сердечно-сосудистой и дыхательной систем, с избыточным весом или просто неуклюжих. В воде эти люди чувствуют себя лучше, им требуется меньше усилий для выполнения упражнений и они получают хорошую физическую нагрузку за короткое время. Водная гимнастика безопасна для суставов и не дает перегрузку позвоночнику, тонизирует сосуды и улучшает обменные процессы, мышцы после упражнений в воде не болят.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фомина О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active exercises in water for women of 40-55 years, as a way of improving their physical efficiency and body constitution

Water gymnastics is a suitable practice for the people for whom ordinary exercising may be difficult, because of joint problems, paralysis, overweight or for those who are clumsy. In water these people feel better, it takes them less efforts to exercise, and they get a good training load in a short time. Water gymnastics neither endangers the joints nor overloads the spinal column, it strengthens the body, and even muscles will not hurt after exercising in water.

Текст научной работы на тему «Разработка индивидуальных программ при занятиях в воде с женщинами среднего возраста»

медицинской и социальной реабилитации; существенно сократить сроки лечения и реабилитации; достичь радикального устранения очагов одонтогенной инфекции.

Ключевые слова: зубное протезирование, имплантант, хронический генерализованный пародонтит, медицинская и социальная реабилитация.

S UMMARY

Z. Raad

Dental implant prosthetics in complicated clinical cases

This article presents analysis of the dental implant prosthetics data in 1422 complicated clinical cases: 926 cases with bone volume deficiency; 183 cases with severe chronic parodontitis; 313 cases with destructive

forms of chronic periodontitis. Alveoloplastic surgery of sinus lift type, or bone augmentation type for subsequent cylinder shape dental implantation was performed in 415 cases. Analysis of the distant results showed that 5 year «lifetime» for the implants was 98.6 % and 10 year «lifetime» was 87.5 % in cases of severe distructive periodontitis. The average «lifetime» for dental implants 5-10 years after implantation was 6.56±0.09 years which statistically differs from standard clinical cases (t=3.76, p<0.05). The mentioned clinical data show that implantation performed immediately after extraction of the teeth may be an alternative method in the tratment of severe forms of generalized parodontitis providing a high degree of medical and social rehabilitation, a shorter period of treatment and rehabilitation, and radical sanitation of dental infection sites.

Key words: dental prosthetics, implant, chronic generalized parodontitis, medical and social rehabilitation.

О. Г. Фомина, 2008 г.

УДК 612.76-055.2

О. Г. Фомина

РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ЗАНЯТИЯХ В ВОДЕ С ЖЕНЩИНАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Санкт-Петербургский Научно-исследовательский институт физической

культуры, сектор социально-педагогических основ физической активности

Известно, что большинство трудоспособного населения, занятого в профессиях умственного труда, испытывают недостаток двигательной активности в режиме рабочего дня и в повседневной, бытовой жизни. Это отрицательно влияет на состояние здоровья данного контингента населения и требует пристального внимания со стороны представителей медицины и педагогов. Проблемам здорового образа жизни уделяется большое внимание, так как для современного общества характерна низкая двигательная активность. Государственная Дума Российской Федерации приняла закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации», согласно которому государственная политика в этой сфере осуществляется в соответствии с принципами непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп. Предупреждение возникновения и развития заболеваний у разных слоев населения имеет особую социальную значимость. В связи с этой проблемой специалисты в области медицины и физической культуры призваны:

- решать задачи обеспечения физического и психического здоровья населения разных возрастных групп;

- прогнозировать, пропагандировать и расширять знания людей о здоровом образе жизни, рациональном питании, гармоничном сочетании труда и активного отдыха;

- разрабатывать и внедрять в практику новые методики и программы занятий физическими упражнениями

на суше и в воде различной профилактической и оздоровительной направленности.

В настоящее время стали популярными, кроме обычного плавания, различные физические упражнения в воде для людей, которые умеют и не умеют плавать. Это ходьба, прыжки и бег, гидроаэробика, шейпинг в воде, аква-форминг, аквадэнс, силовые упражнения, дыхательная гимнастика, гидромассаж, ЛФК, закаливание, упражнения для релаксации, растягивания и потягивания в воде.

Тренировки проводятся в глубоких и неглубоких бассейнах (120-150 см), с использованием различных предметов: плавательных досок, палок, гантелей, поясов, нарукавников. Водная среда и двигательная активность в ней способствуют активизации обменных процессов, совершенствованию систем терморегуляции, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению деятельности кардио-респираторной, нервной, пищеварительной систем, повышению умственной и физической работоспособности. Вода обладает большим закаливающим эффектом, чем воздушная среда. Поэтому вода является наиболее физиологичной, безопасной и эмоционально адекватной средой для занятий оздоровительными физическими упражнениями с женщинами среднего возраста с целью сохранения здоровья и трудоспособности.

Гипотеза исследования. Предполагается, что использование индивидуального подхода к подбору физических упражнений и проведению занятий в бассейнах различной глубины и с применением различных предметов (плавательные доски, мячи, пояса, нарукавники, водные гантели и палки) будет благотворно воздействовать на улучшение морфофункционального и психо-эмоционального состояния женщин среднего возраста.

Целью исследования явилось экспериментальное обоснование эффективности занятий физическими упражнениями в воде с женщинами 40-55 лет для улучшения общей работоспособности, коррекции телосложения и повышения психо-эмоциональной устойчивости.

Задачи исследования

1. Изучить опыт тренеров, инструкторов, преподавателей по проведению занятий оздоровительным плава-

нием и физическими упражнениями в воде. Выявить наличие осознанного интереса у женщин к занятиям акваформингом.

2. Определить исходный уровень морфофункциональ-ного состояния женщин, занимающихся физическими упражнениями в воде. Выявить критерии индивидуального подхода к занятиям в бассейне с женщинами, учитывая их возрастные особенности.

3. Разработать программы занятий в воде, используя специальный комплекс физических упражнений и учитывая индивидуальные особенности занимающихся.

4. Определить эффективность использования экспериментальных программ.

В настоящее время существуют работы, посвященные обоснованию необходимости оздоровительных занятий в воде и различным методикам их проведения. Однако, по нашему мнению, нет достаточно обоснованных работ, ориентированных на индивидуальные особенности и мотивации к занятиям акваформингом. Поэтому разработка специальных программ занятий в воде, с учетом индивидуальных особенностей женщин среднего возраста, является актуальной.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ научно-методической литературы, обобщение опыта работы тренеров и инструкторов по плаванию, наблюдения, анкетирование, тестирование, метод мате-магической статистики.

В исследовании приняли участие женщины 40-55 лет, занимающиеся оздоровительными физическими упражнениями в воде и на суше в течение четырех лет, занятые умственным или легким физическим трудом и ведущие малоподвижный образ жизни.

Исследование проводилось на базе реабилитационного центра кафедры физических методов лечения и спортивной медицины СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова и в физкультурно-оздоровительном центре «Феникс» производственного объединения «Позитрон». Проведено анкетирование и тестирование 120 человек с использованием компьютерной автоматизированной системы «Фактор».

Компьютерная система «ФАКТОР» (КСФ) КСФ предназначена для проведения массовых обследований с целью определения уровня физического развития, нервно-психической адаптации, двигательной подготовленности и формирования индивидуальных рекомендаций для самостоятельных и групповых занятий физическими упражнениями.

КСФ обеспечивает выдачу паспортных данных, мор-фофункциональных показателей, показателей нервно-психического напряжения, показателей двигательной подготовленности.

КСФ выдает рекомендации по двигательному режиму, по снижению уровня тревожности, по регулированию веса тела, закаливанию.

КСФ имеет базу данных и позволяет на основе повторных обследований корректировать программу занятий

45 40 35

30% 25

20 15 10 50

Укрепление здоровья Коррекция телосложения

Двигательные навыки

Досуг

Рис. 1. Направленность интереса к занятиям физическими упражнениями у женщин среднего возраста (п=120)

Рис. 2. Субъективная оценка здоровья у женщин среднего возраста (п=120)

физическими упражнениями и отслеживать динамику положительных изменений, а также получать характеристики различных возрастных групп.

Текущая версия КСФ предназначена для работы на IBM-совместимых компьютерах в среде MS Windows (Win 9x, 2000, Me, XP).

В основной конфигурации КСФ состоит из следующих файлов: приложения, размером около 1,5 Mb, файла контекстной помощи (в формате Windows help) и двух системных файлов. Общий объем КСФ - около 2 Mb.

В конфигурации КСФ предусматривается поддержка базы данных по результатам тестирования и используется файл (или несколько файлов) данных, создаваемых

Рис. 3. Предпочитаемые виды физических упражнений у женщин 40-55 лет (п=120)

Характеристика обследованных женщин в контрольной и основной группе до проведения эксперимента (п=120, Х±а)

Показатель (P>0,05)

Масса тела, кг ЧСС покоя, уд/мин ЧСС восст., уд/мин АДс., мм рт. ст. АДд., мм рт. ст. Окружность талии, см Окружность бедер, см Проба Штанге, с

Аэробная выносливость (АВ), усл. ед. Мышечная выносливость (МВ), раз Уровень физической подготовки, усл. ед.

Индекс функциональных изменений, усл. ед. (адаптационный потенциал) BMI (индекс массы тела), кг/м2 Гибкость, см Быстрота, см Координация, с

Ситуативная тревожность (СТ), усл. ед. Личностная тревожность (ЛТ), усл. ед. Индекс етле, г/см Индекс Эрисмана, см

Контрольная группа

Основная группа

72,1±11,39 81,4±11,42 98,0±18,21 120,8± 11,4 80,1±7,61 83,1± 11,26 102,6± 11,7 49,9±11,49 11,3±5,20 25,3±5,10 17,9±3,11 2,8±1,51

28,2±3,6 8,5±5,3 15,7±3,1 24,9±10,3 35,9±8,2 42,7±10,9 431,8±77,5 14,1±5,5

пользователем по мере необходимости на основе прилагаемого файла шаблона. Основная конфигурация требует установки на жесткий диск компьютера. Кроме установочных файлов, на дискете находится руководство пользователя и бланки тестирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Особый интерес представляет субъективная оценка здоровья (рис. 2), где 15 % респондентов отметили его как хорошее; 75 % оценили его удовлетворительно; 10 % респондентов не удовлетворены состоянием своего здоровья. Причины и мотивы, которые привели женщин к занятиям физическими упражнениями, показаны на рис. 1, где в улучшении телосложения заинтересованы 40 % опрошенных, укреплении здоровья - 45 %; освоении новых двигательных навыков - 7,5 %; досуге - 7,5 % респондентов. Предпочтения в выборе физических упражнений представлены на рис. 3, где упражнениями аэробного характера выразило желание заниматься 34 % женщин; упражнениями силового характера - 4 %; плаванием - 8 %; акваформингом - 50 % опрошенных.

Таблица 1 В исследовании морфофункцио-нального состояния и тестировании двигательной подготовленности принимали участие 120 женщин в возрасте 40-55 лет, которые не занимались физическими упражнениями или занимались нерегулярно и вели малоподвижный образ жизнь. Все они были разделены на две группы (контрольную и основную). При проведении обследований к каждой группе были предъявлены одинаковые требования и созданы одинаковые условия для их выполнения.

ЧСС покоя и АД покоя соответствует возрастным нормам (И. К. Добровольский, 1974). Уровень аэробной и мышечной выносливости - ниже среднего, а гибкость - выше среднего уровня. Уровень ситуативной тревожности -умеренный, а личностной тревожности - высокий. Индекс Кетле - весорос-товое соотношение (табл. 1) - и BMI (весоростовой индекс) свидетельствуют об избыточной массе тела (табл. 2).

По результатам тестирования было установлено, что исходный уровень двигательной подготовленности ниже среднего (аэробная выносливость - 66 %, мышечная выносливость - 46 %). Превышение нормы весоростового соотношения имеют 76 % женщин (рис. 4).

Экспериментальная программа занятий предусматривала средства, направленные на повышение уровня физической работоспособности, коррекцию телосложения и массы тела, снижение психологического и эмоционального напряжения. Коррекция телосложения и массы тела производилась с помощью специальных упражнений в воде и на суше, с использованием таких предметов, как водные палки, доски, гантели. Индекс массы тела после 120 занятий приблизился к норме (табл. 3). Повышение уровня физической работоспособности достигалось с помощью всех вышеперечисленных средств определенной кратности, интенсивности и продолжительности (рис. 5). Снижение уровня психоэмоционального напряжения проводилось с помощью специально подобранного музыкального сопровождения (классическая, инструментальная, этническая, электронная), аутогенной тре-

70,2±12,53 78,4±9,64 97,9±19,07 117,5±17,75 75,7±12,61 80,5±10,96 102,9±11,67 50,5±16,91 11,3±4,30 24,5±5,00 17,7±2,90 2,5±0,40

26,4±4,60 8,4±5,4 16,5±3,2 25,6±20,9 36,3±8,8 43,3±11,4 434,3±79,4 13,1±9,9

Таблица 2

Определение степени ожирения (В. А. Алмазов и др., 1999)

Показатель Формула Брока: рост - 100 (105) (м) (BMI) Индекс массы тела: вес/рост2 (кг/м2)

Норма ± 10 % от идеального 18,5-24,5

Избыточный До +30 % 25,0-29,9

вес

1-я степень 31-50 % 30,0-34,9

2-я степень 50-99 % 35,0-39,9

3-я степень Более 100 % >40,0

Таблица 3 Динамика показателей BMI в занятиях по экспериментальной программе

Статистическое значение До занятий После 30-ти занятий После 60-ти занятий После 120-ти занятий

Среднее 26,4 кг/м2 26,4 кг/м2 24,6 кг/м2 24,4 кг/м2

значение Х

Стандартное 4,6 4,5 3,3 3,1

отклонение а

m = 0,8 0,7 0,5 0,4

t = 1,9 1,9 1,8 1,8

р = >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

нировки и мышечной релаксации, успокаивающего действия воды.

Каждое занятие в воде состояло из трех частей: подготовительной, основной и заключительной, в которых решались определенные функциональные и педагогические задачи. Это занятие длилось 60 минут: 45 мин в воде и 15 мин разминка на суше, и его содержание зависело от функционального состояния и двигательной подготовленности женщин.

Для женщин, занимающихся менее 3-х раз в неделю под руководством инструктора, был изменен и усложнен комплекс упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Примерный комплекс физических упражнений в домашних условиях

Подготовительная часть:

1) и. п. (исходное положение) - основная стойка. Глубокое дыхание - 4-3 раза;

2) и. п. - то же. Руки согнуты в локтях, кисти к плечам, круговые движения в плечевых суставах - 10 раз вперед и 10 раз назад;

3) и. п. - то же. Махи вперед - назад правой потом левой ногой по 10 раз;

4) и. п. - ноги в стороны (на ширине плеч), руки на пояс. Приседания 10 раз (и. п. - вдох, присесть - выдох).

Основная часть:

1) и. п. - лежа на спине, руки за голову, ноги согнуты в коленях (90 о), поднимать туловище и тянуться руками к коленям - выдох, и. п. - вдох, повторять 20 раз;

2) и. п. - то же. Правая рука тянется к левому колену - выдох, и. п. - вдох, левая - к правому (по 15 раз);

3) и. п. - то же, ноги вверх, руки вдоль туловища, разведение и сведение ног (20 раз), дыхание произвольное;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) и. п. - лежа на правом боку, правая рука под голову, левая на полу, махи правой ногой вверх (20 раз), дышать произвольно, повторить с левой ноги;

5) и. п. - лежа на животе, руки на пояс, ноги вместе, поднимать туловище вверх (20 раз), дыхание произвольное;

6) и. п. - то же, руки под подбородок, мах правой ногой вверх (20 раз), повторить с левой ноги;

7) и. п. - сидя на полу. Ноги разогнуты в коленных суставах вперед, ладони вместе перед грудью, локти в стороны, сжимание ладоней между собой, статическое напряжение мышц рук и груди (30 с, 30 раз);

8) и. п. - то же. Упражнения на растягивание мышц: ноги разогнуты в стороны, руками тянуться вперед до касания пола (30 с или 30 раз).

Аэробная выносливость

Силовая выносливость

□ Низкая передняя ШВыше средней Гибкость

□ Низкая □ Средняя □ Высокая Индекс Кетле

10%

□ Средняя

□ Ниже нормы □ Норма □ Выше нормы

Рис. 4. Уровень двигательной подготовленности и весоростовое соотношение (индекс Кетле) до начала эксперимента (женщины 40-55 лет, п=120)

Заключительная часть (упражнения на расслабление):

1) и. п. - лежа на спине, руки и ноги произвольно, диафрагмальное дыхание (дыхание животом);

2) и. п. - то же. Глаза закрыты, мысленное расслабление мышц ног, рук, туловища, дышать произвольно.

Рис. 5. Примерная схема занятий в воде по специальной программе

46%

Объем и интенсивность нагрузки по результатам тестирования

X

Тестирование и оценка уровня физического

состояния с использованием КАС

Выбор направления занятий

Подбор средств и методик

Рис. 6. Алгоритм построения программы занятий в воде

Таблица 4

Ходьба Бег Прыжки Удары Плавание

Выполняется на месте. Только руками, только ногами, комбинированные упражнения Выполняется с продвижением. Только ногами, только руками, комбинированные упражнения

Руками: 1) с различным положением кисти; 2) руки разогнуты в локтевом суставе; 3) руки согнуты в локтевом суставе Ногами: 1) ноги разогнуты в коленном суставе; 2) ноги согнуты в коленном суставе; 3) голеностопный сустав согнут; 4) голеностопный сустав разогнут Смешанные: 1) в различных плоскостях; 2) с различной амплитудой

В результате проведения 120 занятий акваформингом, продолжительностью один час, наблюдалась положительная динамика показателей морфофункционального состояния женщин основной и контрольной групп. Достоверно изменились показатели ЧСС восстановления, проба Штанге, аэробная выносливость, мышечная выносливость, окружность бедер, уровень физической подготовленности, быстрота и координация движений

Таблица 5

Показатели морфо-функционального состояния и двигательной подготовленности основной группы после 120 занятий (п = 60, Х±а)

Показатель До исследования После исследования Двусторонний t-критерий Стьюдента Р=

Масса тела, кг 70,2±12,53 67,3±10,11 1,468 >0,05

ЧСС покоя, уд/мин 78,4±9,64 76,0±4,93 1,756 >0,05

ЧСС восстановления, уд/мин. 97,9±19,07 78,8±6,25 1,961 <0,005

АДсист , мм рт. ст. 117,5±17,75 125,9±9,24 2,226 >0,05

АДдиаст, мм рт. ст. 75,7±12,61 74,7±5,48 3,600 >0,05

Окружность талии, см 80,5±10,96 76,5±10,54 1,119 >0,05

Окружность бедер, см 102,9±11,67 96,9±8,74 1,999 <0,05

Проба Штанге, с 50,5±16,91 62,8±13,15 0,717 <0,005

Аэробная выносливость, усл. ед. 11,3±4,30 9,1±1,71 0,137 <0,01

Мышечная выносливость, раз 24,5±5,00 37,6±4,81 5,277 <0,005

Уровень физической подготовленности, 17,7±2,90 21,9±1,70 2,287 <0,005

усл. ед.

Гибкость, см 8,4±5,4 10,8±5,9 1,180 >0,05

Быстрота, см 16,2±3,2 14,5±1,9 2,266 <0,05

Координация, с 25,6±2,9 33,1±7,1 3,015 <0,05

Ситуативная тревожность (СТ), усл. ед. 36,9±8,9 36,2±3,2 0,160 >0,05

Личностная тревожность (ЛТ), усл. ед. 43,4±11,4 37,7±4,8 2,50 <0,05

(табл. 5). BMI - индекс массы тела - составил 24,4 кг/м2 - приблизился к норме (табл. 3).

Отмечены положительные изменения в показателях психоэмоционального напряжения. Показатели личностной тревожности (ЛТ) изменились достоверно, ситуативная тревожность (СТ) изменилась незначительно и осталась в пределах умеренной (табл. 5). После занятий физическими упражнениями в воде по специальной программе при обследовании занимающихся было зафиксировано улучшение эмоциональной устойчивости, самооценки здоровья и уверенности в себе.

В остальных показателях тоже произошли положительные изменения, однако различия их были недостоверны.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования программы (табл. 6), которая позволила повысить физическую работоспособность и двигательную подготовленность, улучшить состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, уменьшить массу тела. При проведении опроса большинство из занимающихся акваформингом женщин отметили улучшение эмоциональной устойчивости, настроения, самочувствия.

ВЫВОДЫ

Проведенные исследования показали, что специально разработанная программа и алгоритм выбора средств занятий в воде (рис. 5, 6) дали положительные результаты. Подтверждена гипотеза о необходимости индивидуального подхода при занятиях в воде с женщинами среднего возраста, в зависимости от цели занятий физическими упражнениями (повышение физической работоспособности, коррекция телосложения и массы тела, улучшение или стабилизация подвижности в суставах, снижение психоэмоционального напряжения).

Разработанные программы и специальные упражнения могут быть успешно использованы в новых бассейнах, аквапарках, городских и районных поликлиниках с бассейнами и в кабинетах лечебной физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилов, Д. Н. Технология тестирования при занятиях физическими упражнениями, методические рекомендации. НИИФК / Д. Н. Гаврилов, А. Г. Комков. - СПб. : АРКУШ, 2003. - 22 с.

2. Гуськов, С. И. Новые виды физической активности женщин - влияние времени / С. И. Гуськов, Е. И. Дегтярева // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 2. - С. 52-62.

3. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. -М. : ACADEMA, 2002. - 264 с.

Таблица 6

Основное содержание программы занятий в воде с женщинами среднего возраста

Направленность занятий физическими упражнениями Частота занятий Продолжительность в неделю (раз) одного занятия (мин) Основные средства Объем нагрузки (%)

Повышение физической 3 60 Дыхание, ОРУ 15

работоспособности Ходьба, бег, прыжки, плавание (доски, палки, 70

мячи).

Игры, стрейчинг. 15

Коррекция телосложения и массы тела 3 60 ОРУ, игры. 20

Упражнения (у опоры и без опоры) для мышц 70

рук, ног и туловища (гантели, мячи, лопаточки

для рук).

Дыхательные упражнения. 10

Улучшение или стабилизация 3 60 ОРУ, ходьба, бег. 20

подвижности в суставах Упражнение на потягивание и растягивание 60

(у опоры и без опоры, с предметами и без

предметов).

Самомассаж, дыхание. 10

Снижение психоэмоционального 3 60 Плавание с предметами и без предметов. 15

напряжения Игры, ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие 75

упражнения (мячи, палки, гантели).

Дыхание, упражнения для аутотренинга, 10

самомассаж

4. Зубакова, Е. И. Комплексное применение физических упражнений в воде и на суше для женщин : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Зубакова. - СПб., 1997. - 20 с.

5. Каптелин, А. Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии / А. Ф. Каптелин. - М. : Медицина, 1986. - 224 с.

6. Кардамонова, Н. Н. Плавание: лечение и спорт / Н. Н. Кар-дамонова. - Ростов н/Д : Феникс, 2001. - 137 с.

7. Кохан, Т. А. Применение гидроаэробики в физическом воспитании студенток технического вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т. А. Кохан. - Омск, 2001. - 19 с.

8. Меньшуткина, Т. Г. Плавание : Теория и методика оздоровительно-спортивных технологий базовых видов спорта / Т. Г. Меньшуткина. - СПб. : ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2002. - 117 с.

9. Полухина, Т. Г. Классификация и типология упражнений в аквааэробике, как основа для разработки технологии обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Г. Полухина. - М., 2003. - 22 с.

10. Dian Dincin Buchman. The compete book of water healing / Buchman Dian Dincin. - USA: Contemporary Books, 2002. - 496 p.

11. Emoto, M. Messages from water / Emoto M. - 20th issue. -HADO Kyoikusha Co., Ltd, 2005. - 144 p.

12. Sanders, M. E. Selected physiological training adaptations during a water fitness program called wave aerobics / M. E. Sanders. -Thesis : University of Nevada, Reno, 1993.

РЕЗЮМЕ

О. Г. Фомина

Разработка индивидуальных программ при занятиях в воде с женщинами среднего возраста

Водная гимнастика применяется для всех, кому обычные упражнения могут быть сложными. Например, для людей с заболе-

ванием суставов, парализованных, с заболеванием сердечно-сосудистой и дыхательной систем, с избыточным весом или просто неуклюжих. В воде эти люди чувствуют себя лучше, им требуется меньше усилий для выполнения упражнений и они получают хорошую физическую нагрузку за короткое время. Водная гимнастика безопасна для суставов и не дает перегрузку позвоночнику, тонизирует сосуды и улучшает обменные процессы, мышцы после упражнений в воде не болят.

Ключевые слова: физическая активность, специальные физические упражнения в воде, аквааэробика, избыточный вес, заболевания суставов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, индекс массы тела.

S UMMARY

О. G. Fomina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Active exercises in water for women of 40-55 years, as a way of improving their physical efficiency and body constitution

Water gymnastics is a suitable practice for the people for whom ordinary exercising may be difficult, because of joint problems, paralysis, overweight or for those who are clumsy. In water these people feel better, it takes them less efforts to exercise, and they get a good training load in a short time. Water gymnastics neither endangers the joints nor overloads the spinal column, it strengthens the body, and even muscles will not hurt after exercising in water.

Key words: physical activity, water gymnastics, aqua-aerobics, overweight, joint problem, cardio-vascular and respiratory disorders, body mass index (BMI).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.