Научная статья на тему 'Разработка и применение мультимедийных и интерактивных материалов при обучении иностранному языку'

Разработка и применение мультимедийных и интерактивных материалов при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / POWERPOINT / SMART BOARD / ИНТЕРАКТИВ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гедрих И.В.

В статье рассматривается использование мультимедийных и интерактивных материалов, которые открывают новые возможности в организации учебного процесса при изучении иностранному языку. С появлением мультимедийных средств обучения создается новая информационная образовательная среда, которая повышает и обогащает содержание образовательного процесса, мотивирует к изучению иностранного языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между преподавателем и учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и применение мультимедийных и интерактивных материалов при обучении иностранному языку»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070

интерференции, т. е. отрицательного влияния прочных интонационных навыков русского языка при постановке или коррекции навыков английской интонации.

Заканчивая изложение основных положений системно-комплексной сопоставительной методики обучения произношению и технике чтения на английском языке, необходимо сказать о некоторых преимуществах применения этой методики в неязыковых вузах по сравнению с постепенно-последовательной методикой:

1) сопоставительные упражнения в дифференцировке звуков и интонации русского и английского языков, а также внутри английского языка способствуют развитию фонематического слуха;

2) системность и наличие схем оказываются своеобразным «ключом» при самоподготовке;

3) произношением овладевают в основном все студенты;

4) постановка произношения ускоряется, а навык становится более прочным;

5) системно-комплексное обучение произношению представляет возможность быстрее перейти к работе над любым языковым материалом, что, по существу, снимает традиционное деление материала на вводный (вводно-коррективный) и основной курсы;

6) обучение произношению параллельно с обучением навыкам чтения и устной речи обеспечивает постоянное улучшение навыков произношения без периода так называемого «спада» произношения, который неизбежно наступает после краткого вводного (коррективного) курса при переходе к основному.

В заключение следует добавить, что предлагаемая методика неоднократно проверялась в практике преподавания на различных факультетах Южного Федерального университета. Список использованной литературы:

1. Абрамкина Т.А. Принципы построения вводно-коррективного курса для гуманитарных факультетов. - В сборнике: Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Изд-во МГУ, 1998. - с.36.

2. Аксенова Г.Н. Методика преподавания вводно-коррективного фонетического курса на неязыковых факультетах в высших учебных заведениях. -«Тезисы I Всесоюзной научно-методической конференции по методике преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах университетов. 23-25 июня 1970г.». Изд-во МГУ, 1970.

3. Берман И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах. -М.,1980.

4. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М., 1970.- с.167

5. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. /Н.Ф. Коряковцева. - М.: АРКТИ, 2002.

6. Сафонова В.В. Развитие культуры восприятия устной речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Еврошкола, 2011.

7. Программа по английскому языку для неязыковых специальностей высших учебных заведений. - М., 1998.- с.3

8. Фолонкина С.К. Произведение обучения чтению в нефилологическом вузе. - М., 1987. - с.48.

© Алисенова Н.С., 2017

УДК 81-13

И.В. Гедрих

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

e-mail: ira.gedrikh@mail.ru

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

В статье рассматривается использование мультимедийных и интерактивных материалов, которые

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

открывают новые возможности в организации учебного процесса при изучении иностранному языку. С появлением мультимедийных средств обучения создается новая информационная образовательная среда, которая повышает и обогащает содержание образовательного процесса, мотивирует к изучению иностранного языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между преподавателем и учащимися.

Ключевые слова

обучение иностранному языку, мультимедийные технологии, учебный процесс, PowerPoint, SMART Board,

интерактив, мультимедийные интерактивные технологии.

В настоящее время, когда необходимость владения иностранными языками осознается многими слоями общества, современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию иностранного языка в реальной жизни, к культурному, профессиональному и личному общению с представителями иных социальных традиций, общественных устройств.

В связи с этим особенно остро встает вопрос о поиске новых, более эффективных методик, методов и приемов обучения иноязычной культуре для поддержания устойчивого интереса детей и студентов к изучению иностранного языка, развитии информационной компетентности учащихся для создания и поддержания активной мотивации школьников и студентов к изучению иностранного языка в условиях отсутствия среды языкового общения.

Тенденции развития современной системы образования неразрывно связаны с широким внедрением в учебный процесс различных форм, методов и средств активного обучения.

Одной из ведущих тенденций информатизации общества является развитие мультимедийных технологий, их проникновение в различные сферы социальной жизни.

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей обучающихся. В настоящее время мультимедийные технологии - это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе. [1,c.32]

На сегодняшний день имеется множество мультимедийных средств обучения иностранному языку, которые рассчитаны на обучение речевым деятельностям: чтению, письму, аудированию, говорению; объяснению и повторению различного грамматического материала с соответствующими заданиями и упражнениями, как для самостоятельного обучения, так и работе в группе.

Преподаватель может использовать разработки, созданные самостоятельно, например, презентации на PowerPoint. Эта программа удобна и при выполнении творческих проектных работ учащимися с последующей демонстрацией на аудиторию. Преимущества проектной работы известны уже давно и используются в методике преподавания различных предметов, в том числе и иностранного языка. Ребята с удовольствием подключаются к творческому исследовательскому процессу, ведь проекты - это личностно-ориентированный вид работы, так как они пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы, пишут, роются в справочниках, разговаривают с другими людьми, ищут фотографии, и рисунки даже самостоятельно делают аудио и видеозаписи. Сообщая и показывая при этом другим о себе и окружающим мире на иностранном языке. Выполнение и презентация проектов дает ребятам с разным уровнем владения языка возможность выступить и высказаться по определенной теме, что способствует развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности. Многие интерактивные программные средства позволяют обратиться к источникам, расположенным в сети Интернет, что помогает учащимся глубже понять и усвоить изучаемый материал. Сейчас наиболее универсальным техническим средством обучения являются электронные интерактивные доски, например SMART Board. [2,c.138]

Что такое интерактивная доска?

Это комплект современных достижений техники, состоящий из интерактивной доски, компьютера и проектора. Эти три простые вещицы позволяют творить чудеса на уроках. Электронные интерактивные

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. Материал урока четко вырисовывается на экране интерактивной доски и нацеливает каждого обучающегося к активной плодотворной деятельности. Заранее подготовленные тематические тексты на иностранном языке, обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, материал иностранно язычных мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления лексических единиц и грамматической структуры языка, контроля и самоконтроля знаний. [4]

Считается, что использование интерактивной доски Smart значительно помогает повысить эффективность обучения, так как предоставляет огромные возможности использования наглядности подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению занятий иностранного языка в школе и высшем учебном заведении.

Еще одним популярным методом обучения иностранному языку является применение интерактивного метода обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова "interact". "Inter" - это "взаимный", "act" — действовать. Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Каковы основные характеристики "интерактива"? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это делает продуктивным процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что во время учебного процесса все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что "каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности" [1]. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знали обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссия общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации. [4]

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает, установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия.

Интерактивный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Мнения педагогов на интерактивные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070

учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению иностранного языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися. [3]

Список использованной литературы

1. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 32 - 38.

2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 188 с.

Интернет ресурсы

3.http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-multimediynyh-tehnologiy-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah#ixzz4VWGmIELk

4. http://www.smartboard.ru/

© Гедрих И.В., 2017

y^K9

Erejepova J.U., Kalimbetov Sh.M.

Assistant of Foreign Faculty Karakalpak State University n.a. Berdakh Nukus c., Republic of Uzbekistan

TEACHING CREATIVE WRITING TECHNIQUES

Creative writing normally refers to the production of texts which have an aesthetic rather than a purely informative, instrumental or pragmatic purpose. Most often, such texts take the form of poems or stories, though they are not confined to these genres. Letters, journal entries, blogs, essays, travelogues, etc. can also be more or less creative. In fact, the line between creative writing and expository writing is not carved in stone. In general, however creative writing texts draw more heavily on intuition, close observation, imagination, and personal memories than expository texts.[1, 211]

One of the chief distinguishing characteristics of creative writing texts is a playful engagement with language, stretching and testing its rules to the limit in a guilt-free atmosphere, where risk is encouraged. Such writing combines cognitive with affective modes of thinking. As the poet, R.S. Thomas once wrote, 'Poetry is that which arrives at the intellect by way of the heart.' The playful element in creative writing should not be confused with a lax and unregulated use of language. Creative writing requires a willing submission on the part of the writer to the 'rules' of the sub-genre being undertaken. If you want to write a Limerick, then you have to follow the rules governing limericks. [2, 105]

The interesting thing is that the very constraints which the rules impose seem to foster rather than restrict the creativity of the writer. This apparent paradox is explained partly by the deeper processing of thought and language which the rules require. Creative writing aids language development at all levels: grammar, vocabulary, phonology and discourse. It requires learners to manipulate the language in interesting and demanding ways in attempting to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.