Научная статья на тему 'Разработка фитнес-программы для коррекции психофизического состояния школьников с малыми мозговыми дисфункциями'

Разработка фитнес-программы для коррекции психофизического состояния школьников с малыми мозговыми дисфункциями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
248
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MINIMAL BRAIN DYSFUNCTION / STRETCHING / FITBALL-GYMNASTICS / CENTRAL NERVOUS SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Емельянова Лариса Алексеевна, Агабегов Азамат Назирович

Разработана и апробирована дополнительная фитнес-программа, включающая стретчинг и фитбол-гимнастику для подростков с наличием минимальных мозговых дисфункций, с целью ее включения в систему физического воспитания в коррекционных школах VI типа. Исследование направлено на дальнейшее совершенствование системы физического воспитания школьников, обучающихся в ДОУ VI типа за счет адаптации занятий к профилю основной патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Емельянова Лариса Алексеевна, Агабегов Азамат Назирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT А FITNESS PROGRAM FOR CORRECTION OF PSYCHOPHYSICAL STATUS OF SCHOOLCHILDREN WITH SMALL BRAIN DYSFUNCTIONS

An additional fitness program has been developed and tested, including stretching and fitball-gymnastics for teenagers with the presence of minimal brain dysfunctions, with the aim of including it in the system of physical education in correctional schools of the VI type. The study is aimed at further improving the system of physical education of schoolchildren who study in the pre-school VI type by adapting their occupations to the profile of the main pathology.

Текст научной работы на тему «Разработка фитнес-программы для коррекции психофизического состояния школьников с малыми мозговыми дисфункциями»

УДК 796.412: 371.96

РАЗРАБОТКА ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ

ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С МАЛЫМИ МОЗГОВЫМИ ДИСФУНКЦИЯМИ

Л.А. Емельянова, А.Г. Агабеков

Разработана и апробирована дополнительная фитнес-программа, включающая стретчинг и фитбол-гимнастику для подростков с наличием минимальных мозговых дисфункций, с целью ее включения в систему физического воспитания в коррекционных школах VI типа. Исследование направлено на дальнейшее совершенствование системы физического воспитания школьников, обучающихся в ДОУ VI типа за счет адаптации занятий к профилю основной патологии.

Ключевые слова: минимальные мозговые дисфункции, стретчинг, фитбол-гимнастика, центральная нервная система.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) - наиболее лёгкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, имеющие однотипную невыраженную, стёртую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга [2, 8]. Причинами ММД являются воздействия каких-либо вредных факторов на плод, непосредственно во время родов или в первые дни постнатального периода. После перечисленных перинатальных повреждений нервной системы у ребенка могут формироваться детский церебральный паралич, судорожные синдромы, гидроцефалия, а также минимальные мозговые дисфункции. Все эти состояния являются основой для включения детей, достигших школьного возраста, в контингент лиц с ограниченными возможностями в коррекционный класс VI, подгруппа G [5, 14]. Заметить наличие минимальной мозговой дисфункции у школьника несложно. У них страдают нарушениями моторики, имеются нетипичные невротические реакции, они быстро устают от любого вида деятельности, раздражительны и страдают от повышенной возбудимости. Все существующие коррекционные программы для применения в ДОУ VI типа как стандартные образовательные, так и дополнительные фитнес-программы предусматривают в основном коррекцию двигательных актов, а не функциональные расстройства ЦНС и предназначены в основном для школьников с ДЦП [3, 9, 11, 13]. В то время подростки с ММД оказались вне сферы внимания разработчиков. Таким образом, возникает педагогическая целесообразность расширить возможности адаптивного физического воспитания за счет использования оздоровительных фитнес-программ с целью более успешной коррекции не только двигательных актов, но и отдельных неврологических симптомов у подростков с ММД. Нервная система подростка очень пластична, и поэтому вовремя проведенные коррекционные мероприятия, как правило, дают хорошие

результаты. В системе дополнительного образования тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной. Учитывая вышеизложенное, была определена цель исследования: разработать программу оздоровительного фитнеса на основе сочетанного применения стретчинга и фитбол-гимнастики и проверить ее коррекционную направленность для применения у школьников с синдромом ММД.

Гипотеза исследования: предполагается, что сочетанное использование таких видов оздоровительной физкультуры, как стретчинг и фитбол-гимнастика, гипотетически будет иметь взаимодополняющее влияние в формировании двигательного навыка с усиленным коррекционным эффектом в отношении функциональных расстройств в ЦНС. Согласно законам физиологии процесс образования моторного навыка (моторной доминанты) является двухэтапным [2, 8]. В ЦНС формируются конкретные двигательные задачи (1-й этап), а в опорно-двигательном аппарате возникают соответствующие цепи мышечных сокращений (2-й этап). На наш взгляд, у больных малыми мозговыми дисфункциями первый этап образования доминанты возможно реализовать посредством фитбол-гимнастики, формирующей двигательные задачи в ЦНС. Второй этап - реализуется применением стретчинга, вызывающий активное сокращение волокон в принудительно растянутой мышце и усиление в ней обменных процессов.

Практическая значимость: разработанная программа, имеющая предварительный уровень освоения, является дополнением к известным фитнес-программам для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, разработана на основе типовой программы по гимнастике и адаптирована для применения у подростков, обучающимися в ДОУ с наличием функциональных расстройств ЦНС.

Педагогическая целесообразность обусловлена отсутствием адекватной фитнес-программы для подростков с наличием ММД.

Полученные результаты дают основание для применения программы в практике работы инструкторов физической культуры при проведении занятий по физическому воспитанию в специальных коррекционных учреждениях для детей школьного возраста с нарушением ЦНС и в общеобразовательных школах для учащихся спецмедгрупп. Так же она может быть востребована в реабилитационных учреждениях здравоохранения, рекреационных структурах физической культуры и спорта. Не рекомендуется ее применение для самостоятельных занятий в домашних условиях без участия специалиста.

Организация исследования.

Исследование проводилось на базах специальных коррекционных школ-интернатов VI вида № 1 Ворошиловского района и № 3 Краснооктябрьского района г. Волгограда. В процессе исследования было сформировано 2 группы испытуемых - экспериментальная и контрольная

по 12 школьников 10-15 лет в каждой (6 мальчиков и 6 девочек), имеющих диагноз - синдром минимальных мозговых дисфункций.

Нами на каждого ребенка заполнялись анкета опроса, составленная на основе рекомендаций для диагностики синдрома ММД [8] и делались выписки из истории болезни (при необходимости), где фиксировали ежедневный план занятий с регистрацией показателей контролирующих тестов и данные клинических методов исследования. Диагностика ММД для включения подростков в коррекционную школу-интернат VI вида проводилась на базе неврологического отделения городской больницы № 8. Неврологический диагноз помимо анкетного опроса был подтвержден обзорной краниографией, электроэнцефалографией, эхоэнцефалографией и компьютерной томографией, если имелись показания для этого.

Программа дополнительных занятий оздоровительным фитнесом включала сочетанное применение фитбол-гимнастики и стретчинга, была разработана по итогам анализа научно-методической литературы и проведения уроков физвоспитания в этой школе. Основу ее разработки составили программа Минобрнауки РФ «Стретчинг» и учебно-методические пособие «Фитбол-гимнастика» [13, 14].

В начале эксперимента мы провели комплексное обследование для определения психофизического состояния [6, 7] подростков с ММД в объеме: физическое развитие, подготовленность (сила, гибкость, координация, равновесие), функционального состояния

кардиореспираторной системы, а также методы исследования функционального состояния центральной нервной системы (показатели неврологического статуса, тесты, используемые для выявления уровня мышления, памяти и внимания, кратковременной зрительной памяти, логической памяти, концентрации внимания, переключения внимания и логического аспекта мышления).

Повторное обследование в том же объеме провели по окончании эксперимента через год в 2017 г.

В итоговом рассмотрении результатов эксперимента относительно влияния экспериментальной программы на двигательную сферу становится очевидным, что у испытуемых обеих групп наблюдается положительное изменение изучаемых показателей физической подготовленности, из чего следует, что стретчинг и фитбол оказывают нормализующее влияние на двигательную систему, поскольку у учащихся экспериментальной группы прирост показателей был на много выше и, в основном, с подтвержденной достоверностью.

Так, например, прирост интегрального показателя физического развития, которым является индекс Пинье в экспериментальной группе у девочек составил 35 %, в контрольной 18 %, у мальчиков 51 и 37 % (р<0,05) соответственно (рис. 1).

ч ч и

Й

и о с

ей

н о о л к л с

40

20

51

37

3 5 1

18

1

1

девочки

мальчики

□ эксп.гр.

□ контр.гр.

Рис. 1. Сравнительные данные прироста показателей физического развития в экспериментальной и контрольной группах в динамике

эксперимента

0

В качестве примера улучшения физической подготовленности могут служить данные теста на равновесие - проба Ромберга. По данным этой пробы время сохранения равновесия, оцениваемого у старшеклассников экспериментальной группы в процессе занятий по разработанной нами программе значительно и достоверно увеличилось, прирост составил 7 и 3,5 % (р<0,05) (рис. 2). У школьников контрольной группы так же отмечается прирост показателей данного теста, однако он был значительно ниже, недостоверен и составлял 6,9 и 2,9 % у (р>0,05).

ч

ч ^ ^

£ 6

и о с

£ 4

о

о

К

К 2

7 6,9

п

2,9

П

1

1

□ эксп.гр.

□ конт.гр.

девочки

мальчики

Рис. 2. Сравнительные данные прироста показателей динамического равновесия в экспериментальной и контрольной группах в динамике

эксперимента

8

0

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод об эффективности использования предложенной нами программы дополнительных занятий оздоровительным фитнесом для коррекции отставания в физическом развитии и подготовленности школьников с ММД. Выдвинутая в начале исследования гипотеза находит подтверждение в этой части задач.

Однако коррекционная направленность программы определяется результатами тестирования функционального состояния ЦНС. Так, динамика неврологических симптомов, представленная как отношение числа симптомов до эксперимента к числу аналогичных симптомов после эксперимента у испытуемых экспериментальной группы, была следующей:

1. Непостоянный симптом Бабинского (2 чел./1 чел.).

2. Диффузная, легко выраженная мышечная гипотония (10 чел./8 чел.).

3. Интенционное дрожание (тремор) (6 чел./4чел.).

4. Легкая недостаточность акта конвергенции с 2-х сторон (3 чел./3 чел.).

5. Сухожильные рефлексы оживлены (12 чел./10 чел.).

В то время как динамика неврологических симптомов у испытуемых контрольной группы была менее существенной:

1. Непостоянный симптом Бабинского (2 чел./1чел.).

2. Диффузная, легко выраженная мышечная гипотония (8 чел./7 чел.).

3. Интенционное дрожание (тремор) (6 чел./5 чел.).

4. Легкая недостаточность акта конвергенции с 2-х сторон (3 чел./3 чел.).

5. Сухожильные рефлексы оживлены (13 чел./12 чел.).

Результаты повышения уровня мышления, памяти и внимания нашли

подтверждение в показателях соответствующих тестов (таблица).

Результаты тестирования функционального состояния ЦНС

Названия функции Эксп. гр. р Контр.гр. р

Зрительная память (№10) 7,65+1,4 >0,05 5,28+1,26 >0,05

Логическая память (№10) 9,66+1,08 >0,05 8,62+1,61 >0,05

Концентрация внимания 9,79+0,45 >0,05 8,90+0,81 >0,05

Переключение внимания 9,87+0,58 >0,05 17,04+0,43 >0,05

Логический аспект мышления 4,51+0,25 >0,05 3,86+0,31 >0,05

Анализ табличных данных, согласно академической системе оценок [1, 4] показывает, что мышление подростков с ММД замедленно и тугоподвижно. Та же инертность обнаруживается и в эмоционально-волевой сфере: плохая память, чрезмерная инертность, раздражительность. Тем не менее, в результате регулярных занятий фитнесом отмечается четкая положительная динамика тестов, отражающих состояние мыслительно-

мнестических функций. Это подтверждает то, что ММД является заболеванием с наличием легких нарушений в работе мозга, которые вполне поправимы и даже обратимы при регулярных занятиях стретчингом и фитбол-гимнастикой, что и подтвердили результаты эксперимента. В то же время стандартная программа физвоспитания для школьников с ММД не учитывающая особенности психоневрологических отклонений не сопровождается коррекционным эффектом.

Заключение. Состояние здоровья подростков в последнее десятилетие характеризуется неуклонным ростом хронических болезней, особенно ЦНС, которые приводят к значительным отклонениям в физических качествах и увеличением уровня нервно-психических расстройств. Особое место среди них занимают малые мозговые дисфункции. Нужно помнить, что в дальнейшем, если не провести коррекцию этих отклонений, то школьник будет не только отставать в физическом развитии, но и испытывать серьезные затруднения в социализации в целом. Наши исследования показали, что предложенная нами программа «Стретчинг» и Фитбол-гимнастика» является полезным дополнением к стандартным программам. Она разработана на основе типовой программы и адаптирована для усвоения подростками c нарушениями функции ЦНС. Результаты эксперимента подтвердили, что сочетанное применение стретчинга и фитбол-гимнастики, согласно структуре построения программы, способствует не только повышению уровня физических возможностей подростков, обучающихся в ДОУ 6-го типа с наличием с ММД, но и оказывает корригирующее действие на функциональные расстройства ЦНС. В связи с изложенным, имеются объективные основания рекомендовать данную программу к практическому применению.

Список литературы

1. Вассерман Л.И. Методы нейропсихологической диагностики. СПб., 1997.

2. Гринберг Д., Аминофф М., Саймон Р. Клиническая неврология: учебник / пер. с англ. М.: Медпресс-информ, 2004. 510 с.

3. Дмитриев Л.А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 172 с.

4. Зайцева И.Н. Нейропсихологические нарушения у детей, перенесших неонатальную реанимацию // Неврологический вестник. 2012. Т. XXXVIII. Вып. 1-2. С. 23.

5. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы // Дефектология. 1991. № 2. С. 305-308.

6. Куценко И.П. Тестирование физической подготовленности // Спорт в школе. 2003. № 21. С. 5-6.

7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Физкультура и спорт, 2008. 204 с.

8. Марушкин Д.В. Детская неврология: учеб. пособие для студентов, преподавателей. Волгоград, 2004. 200 с.

9. Морозова Г.В. Рабочая программа по физической культуре на основе Программ общеобразовательных учреждений по физической культуре и спорту для основной и средней (полной) школы для 5-11 классов / под ред. А.П. Матвеева. СПб., 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Назарова А.Г. Игровой стретчинг. СПб.: Типография ОФТ, 2005.

71 с.

11. Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, ГосКОМ РФ по физической культуре и спорту, РАО от 16.07.02г №2715/227/116/19» «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» http://zakonbase.ru/content/base/60742. URL: (дата обращения: 12.051.2017).

12. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Теоретико-методические основы занятий фитбол-гимнастикой: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 122 с.

13. Стретчинг: программа ознакомительного уровня Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844. М.: Просвещение, 2010. 161с.

14. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: учеб. пособие. М.: Учебная литература, 1997. 320 с.

Емельянова Лариса Алексеевна, д-р мед. наук, доц., ivanovm1953@mail.ru.. Россия, Волгоград, Волгоградская государственная академия физической культуры,

Агабегов Азамат Назирович, магистрант, ivanovin1953@mail.ru, Россия, Волгоград, Волгоградская государственная академия физической культуры

DEVELOPMENT А FITNESS PROGRAM FOR CORRECTION OF PSYCHOPHYSICAL

STATUS OF SCHOOLCHILDREN WITH SMALL BRAIN DYSFUNCTIONS

L.A. Emelyanova, A.G. Agabekov

An additional fitness program has been developed and tested, including stretching and fitbaU-gymnastics for teenagers with the presence of minimal brain dysfunctions, with the aim of including it in the system of physical education in correctional schools of the VI type. The study is aimed at further improving the system of physical education of schoolchildren who study in the pre-school VI type by adapting their occupations to the profile of the main pathology.

Key words: minimal brain dysfunction, stretching, fitball-gymnastics, central nervous

system.

Emelyanova Larisa Alexeevna Larisa, doctor of medical Sciences, associate professor, ivanovin1953@mail.ru, Russia, Volgograd, Volgograd State Academy of Physical Culture,

Agabekov Azamat Nasirovich, graduate student, ivanovin1953@mail.ru, Russia, Volgograd, Volgograd sky State Academy of Physical Culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.