Научная статья на тему 'Разработка электронного образовательного ресурса по материаловедению'

Разработка электронного образовательного ресурса по материаловедению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА "МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ" / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ОТКРЫТЫЕ МОДУЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISCIPLINE "MATERIAL SCIENCE" / MULTIMEDIA TEACHING TOOL / ELECTRONIC LEARNING RESOURCE / E-LEARNING / OPEN MODULAR SYSTEM / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудина Ольга Викторовна, Остроух Андрей Владимирович

Электронный образовательный ресурс по дисциплине «Материаловедение» призван визуализировать сложные скрытые процессы, протекающие в металлах в процессе термической обработки. Описаны технологии создания программной среды. На конкретных примерах показано, как применение мультимедийных средств обучения в образовательном процессе повышает эффективность работы преподавателя при проведении лекций, лабораторных работ, а также облегчает усвоение материала студентами во время самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чудина Ольга Викторовна, Остроух Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC EDUCATIO

The article is devoted to the development of e-learning resource for a discipline «Material science» in order to visualize complex latent processes in the metals during the heat treatment. In the article the technologies of the development of software environment are described. Using concrete examples it was shown how the application of multimedia learning tools in the educational process increases the efficiency of the teaching during lectures, practical training and facilitates assimilation of the material by students during their self-dependent work.

Текст научной работы на тему «Разработка электронного образовательного ресурса по материаловедению»

108

Высшее образование в России • № 1, 2014

чающихся, которые приводят к гарантированному результату на основе повышения мыслительной активности обучающихся, их познавательной самостоятельности и способности к рефлексии. Реализация на основе ИКТ предлагаемых дидактических инструментов, т.е. создание электронных оболочек с возможностью использования дидактических инструментов участниками процесса обучения, фактически является профессиональным заказом педагогов к IT-индустрии.

Литература

1. Волков А.Е., Ливанов Д.В., Фурсенко А.А.

Высшее образование: повестка 2008-2016 // Российское образование: тенденции и вызовы: сб. ст. и аналитических докладов. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. 400 с.

2. Роберт И.В. Теория и методика информа-

тизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2010. 356 с.

3. Овчинникова К.Р. Дидактическое проек-

тирование учебного курса в вузе как возможность опережающего управления интеллектуальным развитием студента // Alma mater. 2013. № 6 С. 46-51 .

4. Овчинникова К.Р. Проектирование учеб-

ного курса, представленного в электронном виде, и инварианты процесса обучения // Информационная среда образования и науки. 2012. Вып. 12. URL: http:// www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/ publication/ison_2012/num_12_2012/ Ovchinnikova.pdf

5. Штейнберг В.Э. Теория и практика инст-

рументальной дидактики // Образование и наука. 2009. № 7 (64). С. 3-12.

6. Овчинникова К.Р. Электронный учебник

как модель образовательного процесса / / Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 101-106.

О.В. ЧУДИНА, профессор А.В. ОСТРОУХ, профессор Московский автомобильно -дорожный государственный технический университет

Разработка электронного образовательного ресурса по материаловедению

Электронный образовательный ресурс по дисциплине «Материаловедение» призван визуализировать сложные скрытые процессы, протекающие в металлах в процессе термической обработки. Описаны технологии создания программной среды. На конкретных примерах показано, как применение мультимедийных средств обучения в образовательном процессе повышает эффективность работы преподавателя при проведении лекций, лабораторных работ, а также облегчает усвоение материала студентами во время самостоятельной работы.

Ключевые слова: дисциплина «Материаловедение », мультимедийные средства обучения, электронный образовательный ресурс, открытые модульные системы, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии

В настоящее время в высшем и профессиональном образовании широко используются мультимедийные средства обучения в преподавании различных технических дисциплин. Их применение помогает существенно разгрузить преподавателя и учащихся, высвободить дополнительное время на разбор сложных или специфических моментов

дисциплины, позволяет внести творческий элемент в изучение предмета. На основе новых мультимедийных технологий можно создавать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) для учебных материалов, содержащих изображения, тексты, сопровождающиеся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами.

Education Online

109

В настоящей статье представлено учебно-методическое пособие к мультимедийному изданию по материаловедению «Теория и практика термической обработки металлов » [1], разработанное сотрудниками двух кафедр МАДИ при участии студентов.

С одной стороны, разработка данного ЭОР вызвана потребностью визуализировать процессы, протекающие в металле при нагреве и охлаждении. С другой стороны, необходимость использования мультимедийных материалов продиктована рядом факторов, которые в последние годы наблюдаются в учебном процессе. Во-первых, большинство студентов являются весьма продвинутыми пользователями компьютерной техники и охотно воспринимают материалы, представленные в электронном виде. Во-вторых, студенты нашли, с их точки зрения, наиболее простой путь «усвоения » курса - поиск материалов в Интернете; зачастую они оказываются не только низкого качества, но и безграмотными. Основной задачей предлагаемой разработки является повышение эффективности самостоятельной работы студентов и совершенствование аудиторной работы преподавателя со студентами за счет визуализации лекционных материалов.

Концептуальной основой программной среды стала модульная архитектура ЭОР, в которой каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи [2-5]. В соответствии с принципом разделения программ и данных программная среда, в которой осуществляется предъявление контента пользователю, отделена от содержательных (контентных) модулей.

Разработанный ЭОР обладает следующими инновационными качествами:

• обеспечение всех компонентов научно-исследовательского процесса: получение информации, практические занятия,

моделирование. Для сравнения стоит заметить, что книга только передает информацию;

• реализация активно-деятельностных форм взаимодействия с содержанием ЭОР благодаря высокой интерактивности и мультимедийности контента. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, скульптуры или же самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, увидеть объемное изображение с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубляться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.;

• значительное расширение функционала и ощутимое повышение эффективности самостоятельной учебной работы. Действительно, разработанный ЭОР позволяет «дома» (в интернет-кафе, в библиотеке, т.е. вне аудитории) реализовать такие виды деятельности, которые раньше были возможны только в школе, университете или в научно-исследовательской лаборатории (изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, а также многое другое вплоть до коллективной учебной работы удаленных пользователей).

Важно, что при этом эффективность самостоятельной работы значительно увеличивается: итоговые знания, умения, компетенции формируются много быстрее, чем при изучении описаний учебных объектов и процессов, написании текстов и формул.

К основным преимуществам открытых модульных систем (ОМС) относятся:

- отсутствие содержательных и технических ограничений. Полноценное использование новых исследовательских инструментов: интерактива, мультимедиа, моделинга - сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе - узкополосных;

110

Высшее образование в России • № 1, 2014

- неограниченный жизненный цикл системы. Поскольку каждый ЭОР автономен, а система открыта, то ОМС является динамически расширяемым ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

Дополнительно к положительным качествам ОМС можно отнести:

■ возможность распространения на локальных носителях. Избранные электронные учебные материалы (ЭУМ) из совокупного контента ОМС вместе с программным обеспечением пользователя (ОМС-клиент) легко переносятся на компакт-диск, flash-накопитель и т.д.;

■ возможность для пользователя ОМС стать соавтором научно-исследовательского материала, которую он может реализовать двумя способами: либо выбрать понравившийся вариатив того или иного электронного учебного модуля, подготовленный профессиональными разработчиками, либо сделать/ модифицировать модуль своими руками для локального или всеобщего использования;

■ возможность бесконечного расширения ОМС по осям. С одной стороны, по мере получения новых знаний по той или иной области профессиональной деятельности в систему легко включается новая тема, новые педагогические методики, с другой - прогресс компьютерных технологий отражается в новых вариативах ЭУМ;

■ возможность унифицирования архитектур и программных компонентов, которая создает предпосылки развития контент-индустрии электронных образовательных ресурсов.

Исключительно важным свойством разработанной архитектуры является ее открытость. Это относится прежде всего к совокупному контенту ЭОР, открытому для расширений как по оси тематических элементов (например, открыты новые знания по предмету), так и по оси вариативов (например, родилась новая методическая

идея или появилась более современная мультимедиа-технология для представления учебных объектов).

Не менее важным качеством ЭОР является его открытость для изменений, дополнений, полной модернизации. Действительно, JavaScript является интерпретируемым языком, поэтому в распоряжении любого пользователя ЭОР находится исходный текст его scenario. Скрипт и XML-разметку можно изменить, дополнить или использовать в качестве шаблона для создания ЭОР с совершенно иным контентом.

В целом архитектура «клиент - сервер» определяет возможность многоплатформенного использования системы. При этом переход на другую платформу (например, от Windows к Linux) не требует изменений в электронных учебных модулях, но лишь перекомпилирования в нужной среде плеера и органайзера.

В разделе «Теория термической обработки » рассматриваются процессы, описывающие фазовые превращения в сталях при нагреве и охлаждении. Именно они в наибольшей степени нуждаются в разработке видео- или анимационных способов визуализации, так как протекают в движении на наноразмерном уровне [1]- Самостоятельно варьируя температуру путем перемещения курсора на термометре, студент может наблюдать структурные изменения в сталях, происходящие при нагреве или охлаждении. В модуле «Теория термической обработки» по теме «Построение диаграммы изотермического распада переохлажденного аустенита» предусмотрена виртуальная лабораторная работа, в которой студент, используя текстовые подсказки, самостоятельно проводит нагрев образцов, охлаждает их в изотермических печах и в воде, затем измеряет твердость, строит графики, определяет время начала и конца распада переохлажденного аустенита и далее строит диаграмму изотермического распада переохлажденного аустенита («С-кри-вую »).

Education Online

111

Традиционно в учебном процессе в этой работе задействованы лабораторные печи и твердомер. Технически лабораторная работа сложна, и в условиях реального учебного процесса для полноценного её проведения обычно времени не хватает. Кроме того, в классических учебниках по материаловедению её описание отсутствует. Таким образом, проведение виртуальной лабораторной работы является единственным способом познакомить студентов с практическим разделом курса. При выполнении лабораторных занятий по теме «Практика термической обработки» применяется исследовательский метод, в ходе которого студент самостоятельно проводит технологические операции нагрева и охлаждения образцов, измеряет их твердость после термообработки, строит графики и на основании полученных измерений делает выводы о влиянии того или иного вида термической обработки на структуру и свойства металлов и сплавов.

Таким образом, разработанный электронный образовательный ресурс позволяет визуализировать сложные скрытые процессы, протекающие в металлах в процессе термической обработки, что повышает эффективность работы преподавателя при проведении лекций, лабораторных работ,

а также облегчает усвоение материала студентами во время самостоятельной работы по дисциплине «Материаловедение ».

Литература

1. Чудина О.В, Гладова Г.В., Остроух А.В. Теория и практика термической обработки металлов: учебно-методическое пособие к мультимедийному изданию. М.: МАДИ, 2013.

2. Чудина О.В, Остроух А.В., Снегирев И.И.,

Маламут С.А., Климов П.С. Создание электронного учебника по материаловедению // Молодой ученый. 2011. № 4 (27). С. 73-78.

3. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Электронные

образовательные ресурсы в профессиональном образовании: монография. Saar-brucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 184 с.

4. Исмоилов М.И., А.Б. Николаев, А.В. Ост-

роух. Подготовка и переподготовка персонала предприятий промышленного и транспортного комплексов с применением мобильных технологий. Saint-Louis, MO, USA: Publishing House Science and Innovation Center, 2013. 166 с.

5. Остроух А.В. Опыт разработки электрон-

ных образовательных ресурсов нового поколения для дистанционной технологии обучения // В мире научных открытий. 2011. № 9 (21). С. 149-158.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.