Научная статья на тему 'Разработка эффективных составов фибробетона для подземного строительства'

Разработка эффективных составов фибробетона для подземного строительства Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
244
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕТОН / ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ФИБРА / ПРОЧНОСТЬ / МОДУЛЬ ДЕФОРМАЦИИ / CONCRETE AND UNDERGROUND CONSTRUCTION / FIBER / STRENGTH / MODULUS OF DEFORMATION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Страданченко Сергей Георгиевич, Плешко Михаил Степанович, Армейсков Виталий Николаевич

Рассмотрены наиболее перспективные технологии бетона и железобетона для подземного и транспортного строительства. Выполнены исследования бетона с включением стальной и полипропиленовой фибры. Установлены факторы, влияющие на прочность и модуль деформации материалов. Сделан вывод о необходимости исследования эффективности составов бетонов с комбинированным армированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Страданченко Сергей Георгиевич, Плешко Михаил Степанович, Армейсков Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of effective fiber-reinforced concrete structures for underground construction

The most promising technologies of concrete and reinforced concrete for the underground construction and transport. The studies with the inclusion of concrete and steel and polypropylene fibers. The factors affecting the strength and modulus of deformation materials. The conclusion about the need to study the effectiveness of the concrete with a combined reinforcement.

Текст научной работы на тему «Разработка эффективных составов фибробетона для подземного строительства»

Разработка эффективных составов фибробетона для подземного строительства

С.Г. Страданченко, М.С. Плешко, В.Н. Армейсков

Основным строительным материалом для возведения подземных и транспортных сооружений является железобетон. При всех известных достоинствах он имеет недостатки: конструктивные швы между сборными элементами; технологические швы в монолитных конструкциях; высокая стоимость и трудозатраты устройства гидроизоляции, дренажного слоя и защитной кладки; перенасыщенность арматурой несущих каркасов обделки; сложность обеспечения однородности свойств по всей протяженности монолитных конструкций; недостаточно эффективная работа при изгибающих и растягивающих нагрузках и др.

За последние 20 лет в технологии бетона и железобетона, благодаря более глубоким знаниям о механизме формирования высококачественной структуры цементного камня и бетона, возможности модифицировать цементную систему с помощью высокоэффективных добавок, совершенствованию способов армирования, произошли значительные изменения, характеризующиеся появлениям бетонов нового поколения и изменением ряда традиционных нормативов.

В качестве наиболее перспективных технологий бетона и железобетона для подземного и транспортного строительства можно выделить:

1. Обеспечение трещиностойкости и водонепроницаемости массивных фундаментов при непрерывном бетонировании самоуплотняющимися смесями.

2. Применение расширяющих добавок в бетонах, повышающих водонепроницаемость, морозостойкость и стойкость при воздействии агрессивных сред, в том числе сульфатных.

3. Переход на высокопрочную рабочую арматуру класса А500С - А1000С, позволяющую существенно снизить вес сеток и каркасов.

4. Применение фибробетонов на основе стальной, полипропиленовой и др. фибры, обеспечивающей рост прочности бетона на растяжение при изгибе,

увеличение износостойкости, трещиностойкости и долговечности аэродромных, дорожных и половых покрытий, железнодорожных шпал и т.п.

5. Гидроизоляция материалами проникающего действия, заполняющими поры, трещины и капилляры бетона на глубину до 0,5 м и более и создающие эффективную водонепроницаемую оболочку.

Ряд новых технологий был успешно внедрен при строительстве транспортных тоннелей. В то же время технология строительства подземных сооружений характеризуется некоторыми специфическими особенностями, в частности влиянием на процесс твердения бетона и последующую работу конструкций деформаций массива, взрывных работ, подземных вод и др.

Повысить эффективность работы конструкций в таких сложных условиях можно при использовании бетона с высокой прочностью на сжатие и растяжение в раннем и проектном возрасте, но при минимально возможном модуле деформации материала.

Одним из возможных решений является включение в состав бетона полипропиленовой и стальной фибры.

Для оценки целесообразности применения полипропиленовой фибры выполнены испытания различных составов бетона с включением химических добавок пластифицирующего действия (табл. 1).

Таблица 1

Основная характеристика исследованных составов бетонов

№ п/п Состав бетонной смеси Характеристики смеси

Ц*, 3 кг/м Вид и количество добавки П, 3 кг/м3 Щ,3 кг/м3, В, 3 л/м3 ОК, см у, кг/м3 П/Щ В/Ц

1 350 - 750 1050 175 3 2325 0,714 0,50

2 350 С-3 (0,5%)** 750 1050 175 16 2326,7 0,714 0,50

3 350 Реламикс -2 (1,0%) 750 1050 168 15 2321,5 0,714 0,48

4 350 Б1веа1 БСС (1,00%) 750 1050 168 16 2321,5 0,714 0,48

5 350 81каУ1всоСге1е (1,0%) 750 1050 168 12 2321,5 0,714 0,48

Примечания:

* - в табл. обозначено: Ц - содержание цемента, П - содержание песка, Щ - содержание щебня, В - содержание воды, ОК - величина осадки конуса; у - плотность приготовленной бетонной смеси; В/Ц - водоцементное отношение; П/Щ - отношение массы песка к массе щебня.

** _ - процент содержания добавки по отношению к массе цемента.

Таблица 2

Параметры фибры из полипропилена

№ п/п Наименование параметра Значение параметра

1 Вид материала Чистый полипропилен С3Н6 с замасливателем

2 Длина фибры, мм 18

3 Диаметр фибры, микроны 15

4 Плотность при 20 °С, г/см 0,91

5 Начальный модуль упругости, МПа 5700

6 Температура размягчения, оС 160

7 Температура воспламенения >320 °С

На первом этапе исследован контрольный состав бетона без включения добавок (состав №1, табл. 1). Количество фибровых волокон принималось равным 0,7, 0,9, 1,1, 1,3 и 1,5 кг/м . Для каждой серии образцов определялась прочность на сжатие в раннем и проектном возрасте, далее производился анализ влияния расхода фибры на изменение прочностных характеристик бетона.

Установлено, что изменение расхода полипропиленовой фибры оказывает влияние на прочность образцов бетона в возрасте 1 сут. Полученная зависимость отношения прочности фибробетона к прочности бетона обычного состава от расхода фибры представлена на рис. 1. На прочность бетона в возрасте 7 и 28 сут. изменение расхода фибры не оказывает существенного влияния.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что включение фибры в бетон в количестве более 1,1 кг/м экономически не эффективно, кроме того происходит уменьшение подвижности бетонной смеси на 10 - 15%. Это затрудняет качественную укладку бетона за опалубку и последующее уплотнение.

Рф:, кг/м3

Рис. 1. Изменение относительной прочности фибробетона при различном содержании фибры

В связи с этим далее выполнены испытания фибробетонов с постоянным содержанием фибры в количестве 1 кг/м .

Полученные данные о прочности фибробетона на сжатие в различном возрасте и начальном модуле упругости материала представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты испытаний фибробетона

№ состава Прочность бетона на 10 образцам), МП 1 сжатие (среднее по а в возрасте, сут. Начальный модуль упругости бетона, МПа-103

1 сут. 3 сут. 7 сут. 28 сут.

5 5,2 12,7 19,1 28,5 25,8

11 8,3 16,0 20,8 30,9 26,7

13 9,1 19,6 25,5 34,2 27,9

15 9,4 22,4 26,5 37,0 29,6

Обработка полученных данных показывает, что включение фибры позволяет увеличить отношение средней прочности бетона к начальному модулю упругости на 12,5%.

Увеличение сопротивляемости бетона растягивающим и изгибающим нагрузкам можно обеспечить путем включения в его состав стальной фибры. В табл. 4 представлены результаты сравнительных испытаний бетона и фибробе-

тона с различным содержанием стальной фрезерованной фибры «VULKAN HAREX». Расход цемента для всех образов принят 360 кг/м , водоцементное отношение - 0,58.

Таблица 4

Результаты испытаний обычного бетона и фибробетона на растяжение при изгибе

№ п/п Прочность на растяжение при изгибе, МПа

Контрольный состав Сталефибробетон при содержании фибры

^=0,5% ^=1,0% ^=1,5% ^=2,0%

1 2,16 2,34 4,49 4,75 5,63

2 2,15 2,08 4,44 4,99 5,28

3 1,91 2,51 5,04 5,79 4,96

4 2,18 2,27 4,14 4,92 5,66

5 1,96 2,16 4,34 5,34 5,31

6 1,81 2,17 4,69 5,23 6,05

7 2,39 2,19 4,28 5,11 5,13

8 2,16 2,14 4,64 5,16 5,59

9 2,39 2,46 4,78 5,49 5,43

10 2,18 2,26 4,55 5,39 5,40

- Яср=2,13 Rro=2,26 Rro=4,54 ^ср=5,22 Яср=5,44

По сравнению с образцами контрольного состава прочность фибробетона на растяжение при изгибе возросла на 100 - 200%. Аналогичные данные получены и по испытаниям фибробетона на сжатие. Увеличение прочности составило 10 - 35%. Оптимальным расходом стальной фибры по экономическим соображениям является диапазон 1 - 1,5% на 1 м бетона, так как в дальнейшем увеличение прочности замедляется.

Актуальной задачей для дальнейших исследований является исследование эффективности составов бетонов с комбинированным фибровым армированием, направленным на одновременное изменение и прочностных и деформационных характеристик. Помимо подземного и транспортного строительства такие бетоны могут найти применение при устройстве подземных инженерных сетей.

Литература:

1. Каприелов С.С., Батраков В.Г., Шейнфельд А.В. Модифицированные бетоны нового поколения: реальность и перспектива [Текст] // Бетон и железобетон. - № 6. - 1999. - С. 6 - 10.

2. Плешко М.С. Крепь глубоких вертикальных стволов. Преспективы совершенствования [Текст] // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2010. - №4. - C. 159 - 165.

3. Сапронов, А.А., Зибров, В.А., Соколовская, О.В., Мальцева, Д.А. Распространение акустических волн в водопроводных сетях с изменяющимся диаметром труб [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона, 2012, - №4 (часть 2). - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p2y2012/1460 - Загл. с экрана. - Яз. рус.

4. Несветаев Г.В., Та Ван Фан. Влияние белой сажи и метакаолина на прочность и деформационные свойства цементного камня [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4 (часть 1). - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1110 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

5. Pistill, M.F. Variability of Condensed Silica Fume from a Canadian Sourse and Influence on the Properties of Portland Cement // Cem. Concr. and Aggr. - 1984. - V.6: - №1. - P. 33-37.

6. Setter, N., Roy, D.M. Mechanical Flatures of Chemical Shrinkage of Cement Paste. // Cem. and Concr. Res. - 1978. - V.8. - №5. - P. 623-634.

7. Плешко, М.С., Крошнев, Д.В. Влияние свойств твердеющего бетона на взаимодействие системы «крепь - массив» в призабойной зоне ствола [Текст] // Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2008. - №9. - C. 320325.

8. Маилян, Л.Р., Налимова, А.В., Маилян, А. Л., Айвазян, Э.С. Челночная технология изготовления фибробетона с агрегированный распределением фибр и его конструктивные свойства. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2011, №4.- Режим доступа:

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4y2011/714 (доступ свободный)- Загл. с экрана.- Яз. рус.

9. Маилян, Л.Р., Маилян А.Л., Айвазян Э.С. Расчетная оценка прочностных и деформативных характеристик и диаграмм деформирования фибробето-нов с агрегированным распределением волокон. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона»,2013, №2.- Режим доступа:

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1760 (доступ свободный)- Загл. с экрана.- Яз. рус.

10.Кузнецова, О.В., Лазарева, Е.А., Тышлангян, Ю.С. Композиционные разработки в технологии производства. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013, №2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1628 (доступ свободный) -Загл. с экрана.-Яз.рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.