Научная статья на тему 'Разработка численного алгоритма определения гидравлических параметров двух групп параллельных нитей'

Разработка численного алгоритма определения гидравлических параметров двух групп параллельных нитей Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
110
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка численного алгоритма определения гидравлических параметров двух групп параллельных нитей»

Вторым немаловажным фактором является корректность отображения на различных типах устройств. В настоящее время большинство людей являются владельцами смартфонов и планшетов, поэтому оптимизация под мобильные устройства является ключевым направлением при разработке системы. Благодаря адаптивному дизайну система способна работать на различных типах устройствах и разрешениях экрана (персональный компьютер, планшет, мобильный телефон).

Существенное преимущество построения веб-приложений для поддержки стандартных функций браузера заключается в том, что функции должны выполняться независимо от операционной системы данного клиента. Вместо того чтобы писать различные версии для Microsoft Windows, Mac OS X, GNU/Linux и других операционных систем, приложение создается один раз для произвольно выбранной платформы и на ней разворачивается. Однако различная реализация HTML, CSS, DOM и других спецификаций в браузерах может вызвать проблемы при разработке веб-приложений и последующей поддержке.

Важную роль в программном обеспечении для спутникового мониторинга играет картографическая основа. Чем более детализированные и качественные карты используются в системе, тем удобнее пользователю вести мониторинг и следить за местонахождением транспортных средств. В настоящей системе используются карты российской компании Спутник, построенные на основе данных открытого картографического сервиса

OpenStreetMap, т.к. они имеют наилучшую детализацию российских городов.

Разработка отдельного приложения под платформу Android связана с её широкой распространённостью, свыше 7 0% всех мобильных устройств работает на данной платформе. В виду их аппа-ратно-технических ограничений, таких как размер экрана, мощности и энергозависимости, возникает необходимость создания приложения, которое бы предоставляло информацию в удобном для восприятия на небольших экранах виде, не требовало больших мощностей устройства, и было бы энергоэффективным и отзывчивым [2]. Всё это влечёт к повышению комфорта пользования системой для людей, пользующихся устройствами, работающими под управлением данной платформы.

Приложение разработано с использованием комплекта средств разработки Android SDK и объект-

но-ориентированного языка программирования общего назначения Java . Основным критерием выбора комплекта средств разработки было то, что он является рекомендуемым инструментом [3] для создания приложений под платформу Android и включают в себя весь необходимый и достаточный набор утилит. Выбор языка программирования обоснован тем, что Android SDK предоставляет программную платформу (framework) и большой набор сопутствующих библиотек для разработки на языке программирования Java.

В приложении имеется внутренняя база данных [4], работающая на системе управления базами данных SQLite. Выбор данной СУБД обоснован тем, что она является компактной и встраиваемой, инструментарий для работы с ней входил в предоставляемые Android SDK компоненты и структура самой базы данных достаточно простая и содержит в себе относительно небольшой объём данных. Таким образом, быстродействие, встраиваемость, компактность и простая интеграция стали основным критерием выбора данной СУБД.

Доступ к данным, как и в веб-клиенте, осуществляется по протоколу HTTP. Взаимодействие с серверной частью заключается в асинхронном запросе необходимых данных и определённой стратегии их хранения. Такие редко меняющиеся данные как список остановок, список маршрутов и др. записываются в базу данных единоразово при загрузке данных по городу и подлежат периодическому обновлению, в то время как данные прогнозов запрашиваются каждый раз заново. Это позволяет уменьшить нагрузку на сеть, что ведёт к увеличению производительности и отзывчивости пользовательского интерфейса.

Заключение

Положительные стороны данного подхода состоят в следующем. В первую очередь достигается максимально эффективное взаимодействие с сетью. Построение интерфейсов при помощи рекомендуемых принципов ведёт к быстрому освоению, удобству пользования, а так же высокой степени отзывчивости системы. Всё это становится возможным при помощи использования особенностей работы самой операционной системы и выбранных инструментов разработки.

Использование современных технологий разработки программного обеспечения положительно влияет на сложность и скорость разработки, уменьшает затраты на поддержку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожерельев М.Ю. Повышение качества информационного обеспечения транспортно-телематических систем в городах и регионах: на примере диспетчерского управления пассажирским транспортом : диссертация кандидата технических наук : 05.22.01 / Ожерельев Максим Юрьевич - Москва, 2008. - 184 с.

2. Ермолаев В.А., Юрков Н.К. Риски отказов сложных технических систем -Пенза, «Труды международного симпозиума Надежность и качество», 2014.

3. Садыхов Г.С., Савченко В.П., Казакова О.И. Расчет средних показателей ресурса в заданном режиме эксплуатации через характеристики надежности другого режима. -Пенза, «Труды международного симпозиума Надежность и качество», 2014г

4. Белов А.Г. Влагозащитное покрытие печатных узлов в датчике утечки воды / Белов А.Г., Баннов В.Я., Трусов В.А., Кочегаров И.И., Лысенко А.В., Юрков Н.К. // Современные информационные технологии. 2014. № 19 (19). С. 265-272.

5. Сивашёв А.А. Система информирования пассажиров о движении наземного пассажирского транспорта. Опыт внедрения / Сборник лучших докладов студенческой научно-технической конференции 17 апреля 2014 г. - МГТУ ГА - 2014.

УДК 681.324 Штыков Р.А.

Муромский институт Владимирского государственного университета, Муром, Владмирская обл., Россия

РАЗРАБОТКА ЧИСЛЕННОГО АЛГОРИТМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДВУХ ГРУПП ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ НИТЕЙ

Для увеличения пропускной способности и надежности функционирования конкретного участка магистрального газопровода (МГ) прокладываются параллельные нитки с общими входами и выходами.

Если параллельные нити имеют одинаковые гидравлические характеристики (диаметры Д и эквивалентные шероховатости к ), то расход газа по ним будет одинаковый. В работах [1,2,3] приведены формулы распределения расхода газа по

ниткам горизонтального газопровода в изотермическом режиме в зависимости от гидравлических параметров параллельных нитей. Эффективным способом для расчета изотермического режима оказалось введение коэффициента расхода кр , что

облегчает реализацию формул при расчете гидравлической сети [4,5]. В работах [6] получены формулы распределения расхода между параллельными нитями наклонного ТП для различных режимов

течения и доказана общность формул для трубопроводного транспорта сжимаемых и несжимаемых сред. Общая структура функционирования МГ как

т

4(0

Элемент 1

МГ

изотермическом режиме, так и с учетом теплообмена с окружающей средой представлены на рис.

Элемент 2 МГ 4(0 „

4 «-г: ~4(0

1

I

Рисунок 1 - Структура магистрального газопровода, состоящая из п элементов разбиения

Анализ опубликованных работ и структура функционирования МГ показывают, что построения математических моделей и алгоритмов анализа функционирования МГ при различных режимах представляются достаточно разнообразными и поэтому требуется детальное рассмотрение и решение этих задач.

Постановка задачи

Положим, что П[ трубы имеют одинаковые пока-

показатели Л,

затели Щ , к^ , а П2 показатели ,

каждой нити из этих групп расход будет одинаковый (Мх и М2 ). Поэтому общий входной расход газа распределяется следующим образом М = пхМ 1 + п2М2 . Для значения давления на конце участка, согласно аналогу закона Кирхгофа, имеем равенство давлений по обеим группам: РК щ = Рк (2)

Л

Р - Р

1 и 1 I

Х1КМ,

К (I) ■

Отсюда получаем уравнение:

к025М1(

Тс1 -{Ты-Тс)-

следующее

-а;1

а

I = 1,2

/

А" к

5.25

Тс1-

(Ты - Тс)-

-а11 -1

трансцендентное \

необходимо М - п1М 1

ТС1 - (Ты - Тс)-

-а21

(1)

учитывать

. П

Мер

Для решения уравнения (1) нами разработан численный алгоритм на основе метода разделения отрезка пополам (рис. 3). В качестве начальных границ отрезка для М1 служат 0 и М / П1 . Если

при заданном 8 -м приближении значения М[ значение правой части (1) оказалось больше значения левой части, то М[ следует увеличить; иначе М1 следует уменьшить. Процесс приближения продолжается до выполнения одного из условий: либо |М1(^) -М(*-1)| <еМ , либо абсолютная разница значений сторон (1) меньше Бу , или при выполнении обеих условий, Бм - заданная точность вычисления.

После того, как определены значения М1 и

М 2

переходим к определению значения темпера-

туры газа на конце участка. При слиянии этих потоков средняя температура газа определяется

п1М1ТК(Г) + П М. 2Тк(2)

по формуле Тср =-

М

Аналогичные рис. 2. результаты получены и сравнены для одиночной трубы с диаметром Л = 1020 мм , для двух параллельных труб с диаметрами

т, к

-Тн=303. 15 К

М, КГ/С

50 130 210 290 370 450

Рисунок 2 - Изменение температуры газа в газопроводе с длиной Ь=100 км и диаметром П=1020 мм в зависимости от массового расхода М

Кон еи

Рисунок з - Ь'лок-снема численного алгоритма расчета многониточного участка МГ с двумя группами гидравлических показателей

или

где

и

п

2

Б = 720 мм и для четырёх труб с диаметрами Б = 520 мм . Такой выбор диаметров и количества

нитей объясняется близкими общими площадями поперечных сечений перечисленных вариантов.

С увеличением расхода газа на расстоянии Ь = 100 км наблюдается увеличение температуры

газа на конце участка. На фоне общего роста температуры газа на конце участка данный факт объясняется влиянием роста расхода газа в связи с изменением диаметра трубы. Приближённо можно принимать (как в случае изотермического режима)

М ~ Б5

и тогда в комплексе

(e aL — \)jа преобла-

дает экспоненциальная часть.

Алгоритм, который представлен для расчёта температуры и давления на конце параллельных труб с разными гидравлическими показателями, апробировали для случаев 1020+720(мм), 1020+520(мм), 7 2 0+52 0(мм).

На рис. 4. представлены изменения давления на конце по переменной длине участка при M = 200 кг/с для диаметров D = 1020 и D = 520 мм . Как и в случае одиночного участка МГ при большей температуре газа, давление падает интенсивно, а при большем входном значении -давление падает медленнее.

При большем диаметре второго участка ( D = 720 мм ) давление падает меньше, о чём свидетельствуют продолжения кривых давления за расстоянием 100 км. При малом значении диаметра (т.е. при 720+520(мм)) наибольшая длина участка составляет ~4 6 км.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перераспределение массового расхода, как следует из приведённых формул, не зависит от входного давления. Но оно зависит, хоть в малом интервале, от входного значения температуры. Например, при диаметрах 1020+720(мм) имеет место Mi/M2 = 0.7138 при изотермическом режиме. С увеличением длины участка это значение убывает, и чем больше входное значение температуры газа, тем интенсивнее. На 100-м км для TH = 353.15 ,

323.15 и 303.15K имеем значения 0.7096, 0.7111 и 0.7121.

Р.МГа

0 20 40 60

Рисунок 4 - Изменение давления на конце сдвоенного участка с длиной Х и диаметрами П=1020 и П=520 мм. Кривые получены при Тн=303.15 К, 4-6 - Т=323.15 К, 7-9 - Тн=353.15 К при значениях входного давления РН=5.6 МПа (1,4,7), Рн=4.6 МПа (2,5,8), Рн=3.6 МПа

-Тн=303.15 - Тн=323.15 Тн=353.15

0.849

подключенной к трубе с диаметром 0=520 мм, М=200 кг/с

Для диаметров 720 и 520 мм соответствующие показатели составили 0.7014, 0.6976, 0.6989 и 0.6998. А для диаметров 1020 и 520 мм данные представлены графически на рис. 5.

В зависимости от расхода газа формируется изменение температуры газа по длине газопровода. Результаты показывают, что с увеличением разности Тн — Тс теплообмен между газом и окружающей средой протекает быстрее. На конце 100 км -го участка для труб с 1020 и 720 мм при Тн=3.53.1.5 К имели 293.54 и 280.72 К; а при 720 и 520 мм - 303.83 и 288.73 К. Такая же картина наблюдается и для других значений ТН. Причину, по - видимому, надо искать в поведении комплекса (е аЬ — 1)/а' . В целом, для средней температуры газа также наблюдается такая закономерность.

На рис. 6 показано изменения средней температуры газа на конце участка с диаметрами 1020 и 720 мм. График свидетельствует, что при большей разности входной температуры газа ТН и температуры окружающей среды ТС значение температуры газа изменяется быстрее.

Т,К

360

34 0

320

300

280

-Тн=303.15 -Тн=323.15 Тн=353.15

X, км

1 21 41 61 81

Рисунок 5 - Изменение доли массового расхода газа трубы с диаметром 0=1020 мм, параллельно

о 20 40 ео ео юо

Рисунок 6 - Изменение среднего значения температуры газа на конце участка с диаметрами 1020+720 мм

При реализации предложенного метода расчета температуры и давления газа в гидравлической сети необходимо учитывать особенности структуры газопровода. Если в перегоне перемычки отсутствуют, то описанный выше алгоритм применяется без каких - либо изменений. Но при наличии перемычек следует учитывать одинаковые значения давления по ниткам при разных значениях температуры газа в нитках с разными гидравлическими показателями.

Общая закономерность, которая выявлена из проведенных расчетов, заключается в уменьшении средней температуры и увеличении давления на конце участка при увеличении массового расхода газа, что совпадает с известными результатами [5].

Графические интерпретации и сравнительный анализ с известными результатами других авторов [5, 6] показывают их хорошее совпадение. Полученные аналитические формулы и предложенный численный алгоритм являются эффективным средством при определении параметров параллельных МГ с учетом неизотермического режима перекачки газа.

Выводы

Таким образом, в данной работе:

- разработаны математическая модель и алгоритм гидравлического расчета элементарного участка газопровода с Й1 нитями с Б и ¿1 и Й2 нитями с Б2 и ¿2 в неизотермическом режиме с использованием формулы Шухова;

- проведен вычислительный эксперимент по изучению изменения давления, температуры и перераспределения массового расхода между одинаковыми и разными параллельными газопроводами;

- выявлено, что с увеличением входной температуры и расхода газа, а также уменьшением

входного давления по длине газопровода давление падает интенсивнее;

- при обеспечении одинаковой площади поперечного сечения элементарного участка при большем количестве параллельных нитей давление газа падает быстрее;

- в неизотермическом режиме с увеличением входной температуры газа и длины участка доля массового расхода, соответствующая трубе с большим диаметром, падает быстрее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Штыков Р.А. Расчет магистральной сети теплоснабжения на основе квазиодномерного моделирования: Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2 012. Т. 1. С. 206-209.

2. Штыков Р.А. Идентификация параметра сопротивления трубопроводов методом аппроксимации по параболическому закону: Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2014. Т. 2. С. 186-188.

3. Штыков Р.А. Уточненная модель определения пропускной способности линейного участка газопровода: Метрология. 2014. № 8. С. 25-32.

4. Бордюгов Г.А., Апостолов А.А., Бордюгов А.Г. Фигутивные потери природного газа//Газовая промышленность. 1997. № 10.

5. Козаченко А.Н. Основы эксплуатации газотурбинных установок на магистральных газопроводах: Учебное пособие: ГАНГ им. И.М. Губкина. - М.: 1993.

6. Трусов В.А. Однопозиционный модуль управления шаговым двигателем / Трусов В.А., Кочегаров И.И., Горячев Н.В., Юрков Н.К. // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7-3. С. 131-133.

7. Козаченко А.Н., Никишин В.И. Основы ресурсоэнергосберегающих технологий трубопроводного транспорта природных газов. Учебное пособие: ГАНГ им. И.М.Губкина. - М.: 1993.

УДК 004.932.2

Сацыков C.C., Терехин А.В.

ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» - Муром, Владмирская обл., Россия

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАСПОЗНАВАНИЯ НА ПАРАХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРОЕКЦИЙ РЕАЛЬНЫХ ТРЕХМЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ

Введение

Сжатое визуальное представление является одним из самых важных достижений в системах автоматического распознавания (САР) [1, 2], которые используются для установки поверхностно-монтируемых изделий (ПМИ) на печатных платах. На ранних стадиях развития автоматизации операция «захват - установка» была основана на работе механических упоров (фиксаторов), переключателей, и зависела от точности инструментов, что обеспечивало монтаж ПМИ в нужном месте с правильным расположением выводов относительно контактной площадки. По мере повышения плотности размещения и разнообразия радиокомпонентов, эта технология оказалась слишком медленной для поддержания больших объемов производства. Главным стимулом для перехода от механического центрирования к установке с помощью машинного зрения стало уменьшение размеров выводов на элементах. Кроме того, наблюдается устойчивый рост числа устройств сложной формы - катушек индуктивности, светодиодов, поверхностно-монтируемых разъемов и т.д. В результате получаются печатные платы с огромным разнообразием радиокомпонентов. Поэтому значительно дешевле и быстрее перепрограммировать компьютерные САР для распознавания этих элементов, чем переоборудовать

машины, работающие на основе механических реле и фиксаторов.

САР отвечают за позиционирование радиокомпонента и печатной платы (или ее участка) относительно друг друга с необходимой точностью. В них используются электронные камеры и оптика совместно со специализированным программным обеспечением для управления шаговыми двигателями. Для осуществления этой цели установочный автомат должен идентифицировать радиокомпонент в револьверной или портальной головке и установить положение этих головок относительно платы. В то же время установочный автомат должен установить ее позицию. Программное обеспечение связывает эти два требования, поскольку программирует автомат с помощью рисунка, который и определяет место размещения каждого из ПМИ.

Теоретическая часть

Радиодетали имеют различные по яркости и цвету поверхности ортогональных проекций. Они являются сложными в связи с тем, что имеют проекции одинаковой формы. Выбор предмета исследования обосновывается массовостью производства данного продукта, и механическим процессом установки на печатные платы, который можно автоматизировать при помощи разработанного подхода [3, 4]. На рис. 1 представлен пример пары изображений, полученных с двух камер.

Щ 1 Jk, * й 1 £

W4 - feül

¡ig)

Рисунок 1 - Пример пары проекций радиодеталей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.