Научная статья на тему 'Разносторонний взгляд на систему взимания платы «Платон»'

Разносторонний взгляд на систему взимания платы «Платон» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ "ПЛАТОН" / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуруллина А.Р.

В статье представлен анализ проблемы, связанный с внедрением системы взимания платы «Платон».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разносторонний взгляд на систему взимания платы «Платон»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070

встречается ситуация наоборот.

Для эффективного управления в деятельности организации важен стиль поведения лидера с подчиненными. Существует три подхода к определению эффективного лидерства:

1. Подход с позиций личных качеств - предполагается, что лидер обладает устойчивыми качествами, в том числе и врожденными (физиологическими, психологическими, интеллектуальными, моральными и личностно-деловыми);

2. Поведенческий подход - основан на изучении поведения лидера и средствах его воздействия на подчиненных. Этот подход также, как и подход с позиции личных качеств, пытается найти один, наилучший тип эффективного лидерства. Но критерием для отбора является лидерское поведение.

3. Ситуационный подход - более поздний подход, показавший, что хоть личные качества и поведение руководителя являются существенными компонентами успеха, но не связаны логически с эффективностью управления, т.к. в эффективности управления решающую роль могут сыграть дополнительные факторы -потребности, личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия внешней среды, имеющаяся информация и др. [5]

Таким образом, для достижения эффективности в деятельности организации ключевой проблемой является проблема лидерства. С одной стороны, лидерство рассматривается как совокупность определенного набора качеств, которыми обладает лидер, успешно влияющий на других, с другой стороны, лидерство - это процесс воздействия на коллектив, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Список использованной литературы:

1. Лидерство в организации. Электронный ресурс URL: https://bobych.ru/referat/72/17362/Lhtml

2. Управление лидерством в организации. Электронный ресурс URL: http://www.bestreferat.ru/referat-236237.html

3. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М. 2002.

4. Природа лидерства и его основа. Электронный ресурс URL: http://www.nnre.ru/delovaja_literatura /menedzhment_konspekt_lekcii/p 10.php

5. Теории лидерства Электронный ресурс URL: http://bsmei.narod.ru/tr/Leadership/tr-lead-approaches.htm

6. Типология лидерства по Веберу. Электронный ресурс URL: http://uchebnik-online.com/133/65.html

© Некрасов А.С., 2017

УДК 338.47

А.Р.Нуруллина

студентка 1 курса экономического факультета Набережночелнинский институт (филиал) Казанского Федерального (Приволжского) Университета

Научный руководитель: С.В.Коваленко к.э.н., доцент кафедры «Экономики предприятия и организации» Набережночелнинский институт (филиал) Казанского Федерального (Приволжского) Университета

г. Набережные Челны, Российская Федерация

РАЗНОСТОРОННИЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ «ПЛАТОН»

Аннотация

В статье представлен анализ проблемы, связанный с внедрением системы взимания платы «Платон».

Ключевые слова

Система взимания платы «Платон», грузовые перевозки, доходы, расходы, транспортные средства.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070_

Система взимания платы «Платон» стала шоком для грузовых перевозчиков в ноябре 2015 года. Именно 15 ноября 2015 данная система начала свою работу по Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2015 № 474, от 03.11.2015 № 1191). Небольшая справка о данной системе. Система «Платон» (далее - «Система») обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и распространяется на все автомобильные дороги общего пользования федерального значения. Человеку незаинтересованному тяжело понять суть, но и опытные перевозчики были в ступоре от такого типа нововведений. Первоначальный шок перерос в недовольство, и перевозчики решили устроить своего рода забастовки, чтобы отменить данный вид взимания платы. К слову, они продолжаются и на данный момент. Ближайшая масштабная акция протеста дальнобойщиков была запланирована на 27 марта 2017 года. Дмитрий Медведев в свою очередь провел встречу с дальнобойщиками 24 марта и сообщил об изменении в повышениях цен до 1,91р/км. Стоит упомянуть, что с 15 апреля 2017 года тариф Системы планировалось повысить с 1,53р/км до 3,06р/км согласно Постановлению Правительства РФ от 31 января 2017 года №120.

Система породила различные мнения в обществе: со стороны самих дальнобойщиков, со стороны экономистов, и что удивительно даже со стороны государственных деятелей. Проанализируем их.

Нельзя сказать, что все дальнобойщики отрицательно относятся к данной Системе. По их мнению, затраты на «Платон» не столь высоки, чтобы существенно отразиться на общих расходах. Более того по данным ВЦИОМ треть водителей большегрузных автомобилей считают справедливой, систему, при которой большегрузный транспорт платит больше за причинение вреда транспортному покрытию, нежели легковой транспорт. Справедливым такую систему также считают 38 процентов руководителей компаний-перевозчиков и две трети владельцев легковых машин. Однако противников Системы все-таки больше. Для них это откровенный грабеж и «бедных» грузоперевозчиков, без того работающих в непростых условиях, просто прижимают к стенке. К тому же многим водителям непонятно, куда уходят деньги, полученные данной системой. Изначально было заявлено, что деньги пойдут на ремонт федеральных дорог, но как выяснилось более 10 млрд. рублей было выделено на ремонт региональных, муниципальных дорог. Конечно, возмущение водителей понятно, но с другой стороны, большегрузы портят не только федеральные, но и местные дороги, особенно в период закрытия дорог в весенний период. Так что можно сказать, что этот момент очень спорный и некоторые высказывания необоснованные.

Экономисты же в большинстве своем поддерживают Систему. По их мнению, она помогает легальным перевозчикам избавиться от «недобросовестных конкурентов, которые не желают платить налогов, вынуждены уйти с рынка», и повысить свой доход, ведь объем предложения со стороны перевозчиков снизиться, и возможность реализовать себя возрастет. Также многие из них высказывают тревогу по поводу региональных дорог, которые широко используются дальнобойщиками для объезда районов работы Системы. Действительно, это уместное беспокойство, например, мосты не всех региональных дорог предназначены для проезда большегрузов, и подобное использование может привести к более быстрому изнашиванию и к трагическим последствиям.

Нет единого мнения по поводу Системы и среди депутатов. Одни поддерживают Систему, обосновывая это тем, что полученные деньги идут на ремонт дорог и уже в более 37 городах ремонты завершены. Другие высказывают тревогу по поводу региональных дорог, которые широко используются дальнобойщиками для объезда районов работы Системы. Действительно, это уместное беспокойство, например, мосты не всех региональных дорог предназначены для проезда большегрузов, и подобное использование может привести к более быстрому изнашиванию и к трагическим последствиям.

Конечно, для нас россиян введение Системы было неким «обухом по голове». Однако интересно выяснить, а как же обстоят дела за пределами России, например, Европе.

В некоторых странах плата осуществляется за пройденный отрезок пути. В Австрии, Чехии, Венгрии, например, предусмотрена покупка виньетки (наклейки) (рис.1). Виньетка предусматривает временную оплату за проезд (на неделю, месяц, год). За участок дороги оплата взимается от пройденного расстояния. Существует специальная оплата - прохождение по пути следования мостов, тоннелей, паромов.

Немецкий опыт транзитной страны по грузоперевозкам заслуживает внимания. В согласовании с директивой 1999/62/ министерство транспорта Германии внедрило электронную систему (LKWMaut) сбора пошлин с грузовиков на основе дистанционного реагирования с помощью GPS. C 1 января 2005 года, со всех тяжеловесных автомобилей (массой свыше 12 т), взимается налог, для прохождения автотрасс. Дорожные сборы не платят ТС принадлежащие специальным службам (армейским, полицейским, гражданской обороне и др.). Чехия использует электронные микроволновые технологии, не влияющие на экологию, приборы Premid. Оплата проводится за участки дорог, где взимается сбор. Стоимость 1 км пути отталкивается от количества осей автотранспорта и его выбросов в окружающую среду. Сбор осуществляется автоматически с прибора, он одинаков для граждан страны и международных пользователей. В Австрии оплата за пользование дорог грузовым транспортом с массой свыше 3.5 тонн введена в 2004 г. Используются микроволновые технологии. Оплата производится сразу и по предоплате.

Как можно заметить, наша страна не единственная взимает деньги с перевозчиков, однако в Европе дальнобойщики не реагируют так бурно, не выходят на забастовки. Это объясняется тем, что качество европейских дорог во многом превосходит наше, поэтому перевозчики вполне спокойно реагируют на подобного рода выплаты государству.

Небольшой подсчет расходов грузоперевозчиков, включая Систему, поможет представить реальную картину. Возьмем типичный рейс Набережные Челны - Москва и фирму-перевозчика, в парке которой 3 машины. Ставка за груз в данном направлении в среднем составляет 25000 рублей. Расстояние - 1100 км. Значит, считая по старому тарифу 1,53, получаем, что 1683 рублей идет в Систему с одной машины, а с трех 5049 рублей. Казалось бы, небольшая сумма, но давайте прибавим к этому и другие расходы. Цена топлива за литр составляет 37,40 рублей, расход на 100 км - 24 литра. Следовательно, на данный рейс понадобится 264 литров топлива. Пусть бак объемом 400 литров был пуст и перед отправкой в рейс был заправлен, то есть общая сумма заправки составила 9873,6 рублей на одну машину. Для всего парка - 29620,8 рублей. Также прибавим суточные водителям в размере 500 рублей, на данный рейс дается 3 дня. Для трех водителей - 4500 рублей. И, конечно же, заработная плата. В данной фирме водители получают ее по принципу «сколько проехал, столько получил», а в частности 4 р/км. За этот рейс каждый из них получит 4400 рублей, а в общей сложности 13200 рублей. Подведем итоги вычислений:

• 25000 * 3 - 5049 - 29620,8 - 4500 - 13200 = 22630,2 рублей от всего парка;

• 25000 - 1683 - 9873,6 - 1500 - 4400 = 7543,4 рублей с одной машины.

Конечно, кто-то скажет, что затраты вполне приемлемы и бунт на корабле не к месту. Безусловно, для крупных фирм-перевозчиков с их оборотом, это, возможно, сущие копейки, а вот в бюджете мелких фирм, ИП это приводит к дисбалансу и многие из них вынуждены покинуть рынок. Причиной «бунта» можно назвать неподготовленность дальнобойщиков к подобным изменениям. Многие не понимали, что же теперь с этим делать. Также к минусу можно отнести то, что Систему ввели, но должных условий для перевозчиков не предоставили, те же дороги, например. Имеется в виду, что их качество изначально не было идеальным и введение системы вызвало непонимание: «А за что платить?». На что Правительство ответило, Вы сначала заплатите, а потом все будет. Однако платить за далекую и весьма сомнительную перспективу не доставляет удовольствия, не так ли? Система повлияла и на цены многих групп товаров, например, на строительные

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-1/2017 ISSN 2410-6070

материалы так, как выросли цены на перевозку грузов. Можно сказать, что данный аспект ударил по карману не только перевозчиков, но и большей части населения.

Конечно, у Системы есть и плюс (правда, на данный момент не проверенный на практике). Появилась возможность оплатить часть транспортных налогов из средств, перечисленных Системе, при подаче соответствующих документов в Налоговую службу. Осталось только проверить работает ли это на самом деле.

Все, безусловно, понимают, Систему не отменят, и она будет только укореняться в нашей среде. Единственное пожелание - это добросовестное выполнение своих обязанностей обеих сторон, чтобы спустя годы «бунт» не выстрелил с новой силой.

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.05.2015 № 474, от 03.11.2015 № 1191)

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р;

3. Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191 (ред. от 27.02.2016);

4. http://www.benzin-price.ru/price.php?region_id=16&sort=4&brand_id=0&price_mode=1;

5. http://www.magcity74.ru/news/29767-vciom-uznal-mnenie-voditelej-o-sisteme-platon.html;

6. http://www.kolesa.ru/article/platon-do-i-posle-3-istorii-iz-zhizni-dalnobojschikov-2016-04-08;

7. http://platon.ru/ru/;

8. http://vl 1263.ru/akciya-protiv-platona-zaxlebnulas-dalnoboj shhiki-otkazyvayutsya-bastovat/;

9. http://www.kolesa.ru/news/deputaty-gosdumy-skazali-chto-platon-ubivaet-regionalnye-dorogi;

10. http://logoskop.ru/platon/analog-sistemy-v-europe.html

© Нуруллина А.Р., 2017

УДК 331

Pavlov E. A.

Student of Faculty of Management Saint Petersburg State Economic University Saint Petersburg, Russia Federation

INCOME AND EXPENDITURE IN FAMILIES. HOUSEHOLD EXPENDITURES AS A RATE OF ECONOMIC STATE OF THE COUNTRY IN GENERAL.

Annotation

In this article family expenses and the incomes are considered. Influence of the family budget on national economy is studied.

Keywords

Family income, family expenses, Engel's law.

Before talking about the ways family expenditure can tell you about a country's economic condition, you should understand where families get their incomes from.

Households, as other macroeconomic agents, receive their incomes by owning factors of production. The income is qualified in according to the factor of production. Employees get salary for their labor, benefits for entrepreneurial skills, rent for their land and an interest for the capital.

The most common source of family income in most countries of the world is salary. At the same time, in the developed countries with a market economy the principal part of the income is received from providing other factors of production in somebody's use.

Unfortunately, such thing is not common in Russia. A command economy, which existed in our country in the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.