Научная статья на тему 'Разнообразие материальной и духовной культуры даргинцев и ее влияние на образовательное пространство Дагестана'

Разнообразие материальной и духовной культуры даргинцев и ее влияние на образовательное пространство Дагестана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
478
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ОБРАЗ / IMAGE / ДИАЛЕКТ / DIALECT / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / NATIONAL CONSOLIDATION / ДАРГИНЦЫ / КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ДАГЕСТАНА / DARGWA PEOPLE / ДЖАМААТ / КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ / CULTURAL HERITAGE / DAGESTAN NATIVES / JAMIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдулфатахова Динара Курбановна

Статья посвящена проблеме выделения разных диалектов в даргинском языке. Раскрываются особенности 15-ти основных этнических групп, отличающихся языковыми особенностями, материальной культурой, духовными ценностями, традициями. Поднят вопрос о выделении особых языков, составляющих с даргинским родственную языковую группу. Раскрывается значение даргинских пословиц и поговорок. Рассказывается о культурном достоянии даргинцев и его значимости в культурном наследии республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSITY OF MATERIAL AND SPIRITUAL CULTURE OF THE DARGWA PEOPLE AND ITS INFLUENCE ON THE DAGESTAN EDUCATIONAL SPACE

The article is devoted to the problem of identifying various dialects in the Dargwa language. The author discovers the specifics of the 15 basic ethnic groups distinguished by the linguistic peculiarities, material culture, spiritual values, traditions. The paper raises the problem of distinguishing the special languages forming together with the Dargwa the related linguistic group. The researcher reveals the meaning of the Dargwa proverbs and sayings, focuses on the Dargwa people’s cultural heritage and its importance in the cultural heritage of the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Разнообразие материальной и духовной культуры даргинцев и ее влияние на образовательное пространство Дагестана»

Абдулфатахова Динара Курбановна

РАЗНООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДАРГИНЦЕВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДАГЕСТАНА

Статья посвящена проблеме выделения разных диалектов в даргинском языке. Раскрываются особенности 15-ти основных этнических групп, отличающихся языковыми особенностями, материальной культурой, духовными ценностями, традициями. Поднят вопрос о выделении особых языков, составляющих с даргинским родственную языковую группу. Раскрывается значение даргинских пословиц и поговорок. Рассказывается о культурном достоянии даргинцев и его значимости в культурном наследии республики Дагестан. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/3-1/17.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 3(57): в 2-х ч. Ч. 1. C. 66-68. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2016/3-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

66

^БЫ 1997-2911. № 3 (57) 2016. Ч. 1

10.02.00 ЯЗЫКОЗНАНИЕ

УДК 8

Статья посвящена проблеме выделения разных диалектов в даргинском языке. Раскрываются особенности 15-ти основных этнических групп, отличающихся языковыми особенностями, материальной культурой, духовными ценностями, традициями. Поднят вопрос о выделении особых языков, составляющих с даргинским родственную языковую группу. Раскрывается значение даргинских пословиц и поговорок. Рассказывается о культурном достоянии даргинцев и его значимости в культурном наследии республики Дагестан.

Ключевые слова и фразы: культура; традиция; образ; диалект; национальная консолидация; даргинцы; коренные жители Дагестана; джамаат; культурное достояние.

Абдулфатахова Динара Курбановна, к. филол. н.

Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала magomago2014@yandex. т

РАЗНООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДАРГИНЦЕВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДАГЕСТАНА

Даргинцы (самоназвание «дарган», народ «даргва») - коренные жители Дагестана, которые входят в дагестанскую группу северокавказской семьи народов [10, с. 90]. В результате национальной консолидации в состав даргинцев вошли родственные им кайтаги и кубачинцы.

Выдающийся языковед XIX в. П. К. Услар заметил, что слово «Дарго» (Даргва) - это «общее название нескольких бывших округов», которое быть может, происходит от "дарг" - внутренность, в противоположность внешнему. В массовом сознании народа Дарго понимается как «родина даргинцев», как «сердцевина даргинской земли», а «даркан» - как самоназвание даргинского народа [Там же, с. 91].

Предки даргинцев считали своей отличительной чертой то, что они населяют какую-то «внутреннюю» часть Дагестана, и это должно было отличать их, по-видимому, от жителей каких-то «внешних, наружных» земель. К этому «внутреннему» населению относили себя жители всех «хуреба» (мелких объединений) Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Гамур-Дарго, Буркун-Дарго, Уцми-Дарго (Кайтаг) [8].

Даргинцы расселены в горных и предгорных районах среднего Дагестана: Акушинском, Левашинском, Дахадаевском, Кайтагском, Сергокалинском, частично в Агульском, Гунибском, Карабудахкентском.

Даргинский язык относится к нахско-дагестанской группе северо-кавказской семьи языков. Общего языка общения не было; литературный язык складывался в советское время на базе акушинского диалекта [11]. Но он слабо внедряется в бытовую практику даргинцев. Даргинский язык, как и большинство языков Дагестана, до последнего времени существовал как группа более или менее близких диалектов или говоров. Иногда диалектные расхождения достигают такой степени, что люди разных диалектов вообще не понимают друг друга. Поэтому лингвисты ставят вопрос о выделении особых языков - кайтагского и кубачинского, составляющих с даргинским родственную языковую группу.

Принято выделять следующие диалекты: акушинский, который лег в основу литературного даргинского языка; урахинский, мекегинский, цудахарский, муйранский (некоторые его говоры - дейбукский, харбук-ский - сильно обособлены), сирагинский.

В процессе национальной консолидации по языку и проживанию на компактной территории, историческая необходимость в общем названии как раз привела к тому, что термин «даркала», относимый в древности только к внутренним горным частям даргинской этнотерритории лег в основу общепринятого названия всего даргинского народа [6].

У даргинцев существуют 15 основных этнических групп, отличающихся языковыми особенностями, материальной культурой и т.д.

Центры этногруппы: акуша-даргинцы (с. Акуша), цудахарцы (с. Цудахар), урахинцы (с. Урахи), кайтагцы (с. Маджалис), сирагинцы (с. Урари), муиринцы (с. Уркарах), кар-даргинцы или верхне-даргинцы (с. Усиша), чибах-даргинцы или даргинцы сверху (с. Мекеги), буркун-даргинцы (с. Ашты), гуцул-даргинцы (с. Амух), губденцы (с. Губден), кубачинцы (с. Кубачи), чирахцы (с. Чираг), харбукцы (с. Харбук), мемугинцы (с. Мегеб).

Харбукцы как и кубачинцы составляют отдельную локально-этническую группу [13].

Основные занятия даргинцев - земледелие, скотоводство, домашние промыслы.

Даргинцы прекрасно владели ремеслами: развивалось строительное дело, обработка камня, дерева, гончарное дело, металлургия, металлообработка (Харбук), ювелирное дело (Кубачи), ткачество (Губден, Мекеги) [5].

10.02.00 Языкознание

67

Наиболее распространенной формой даргинского жилища было двух- или более этажное каменное закрытое жилище с верхними жилыми и нижними хозяйственными этажами и плоской кровлей. В некоторых горных селениях крыши нижних домов использовались в качестве двориков для верхних [1]. В середине комнаты помещался очаг. Главным строительным материалом для даргинских построек служили саман, камень: кладка производилась на глиняном растворе.

Национальная одежда мужчин состояла из туникообразной рубахи, сужающихся к низу штанов, черкески, овчинной шубы-накидки, башлыка, папахи, чарыков, войлочных сапогов, башмаков. К наряду носили оружие - кинжал. Женскую одежду представляли туникообразная рубаха, штаны, головной убор - покрывало из бязи или шелка, чухта, вязаные носки. Широко использовались украшения.

Традиционная пища даргинцев, как и всех народов Дагестана, определялась направлениями хозяйства населения, то есть она всегда находилась в тесной связи с природно-экономическими условиями края. Основными продуктами, идущими для приготовления пищи у даргинцев, были продукты земледелия: мука пшеничная, мука кукурузная и продукты животноводства: мясо, масло, молоко, сыр. В равнинной части в пищу использовались огородные и бахчевые культуры: зелень, лук, чеснок, тыква. Важное значение имели фрукты, виноград, орехи. Из мучных изделий распространенными блюдами являлись - хинкал, курзе (с мясом, творогом, яйцом, зеленью), чуду и другие.

Общественный уклад даргинцев регулировался обычным правом, традициями, обычаями, установлениями морально-этического кодекса. Следование традициям кровной мести являлось нормой кодекса чести у даргинцев. Община многое сделала для уменьшения ее масштабов, остроты, числа жертв (ограничение ее мстителей и подвергаемых мести, ритуал примирения, изгнание убийцы и другие). Например, у даргинцев «аул Мекеги был местом, в которое со всех концов стекались кровники, изгоняемые из всех своих обществ. Над ними в этом ауле никто не мог чинить расправу и месть. Они находились под покровительством всего джамаата» [7, с. 151]. Многие из этих нравственно-этических норм сконцентрировались в обычае гостеприимства. Традиция гостеприимства у даргинцев заключалась в обязанности принимать пришельца независимо от этнической или конфессиональной принадлежности, места его постоянного жительства, даже, например, вражеской стороны. Гость ни в чем не должен нуждаться - такой неписаный обычай горцев [9]. Любой гость имел право на ночлег, стол, неприкосновенность, охрану жизни, чести, достоинства, которые обеспечивали принимающие гостя.

Даргинцы уделяли большое внимание воспитанию детей. С малых лет их приучали к будущим занятиям в соответствии с половым разделением труда. В детях воспитывали трудовые и нравственные качества, послушание и уважение к старшим, понимание и соблюдение не только собственных, семейных, но и тухумных (родовых), сельских, отечественных задач и интересов.

Этикет и нравы даргинцев включает следующие качества, требования и нормы поведения: приветствие по достоинству человека (даргинские сельчане встречают друг друга обращением «Вал Гьунри!», что значит «Доброе утро!», акушинцы приветствовали так: «Благословение достанется твоему дому. Да умножатся твои бараны. Да расцветешь ты как сад» [Там же, с. 80]), беспрекословное послушание старцев, решающее значение общего мнения джамаата (народа), почитание родителей, взаимопомощь, трудолюбие, честность, верность данному слову, презрение к трудностям и малодушию, гостеприимность и другие.

В соответствии с логикой изложения материала приведем классификацию пословиц и поговорок даргинцев.

1. О доброте и силе мудрого слова:

а) «Ханжалла дяхъи сагъбирар, гъайла х1ябирар» [2, с. 48]. / «Кинжальная рана вылечивается, а рана от языка нет»;

б) «Г1ях1лис г1ях1 баралли - гъабза, вайлис г1ях1баралли х1якьли гъабза» [Там же, с. 31]. / «Добро добром отплатишь - молодец, зло добром отплатишь - мудрец»;

в) «Нешлис някълаб хайнига берц1адра камси саби» [Там же, с. 40]. / «Для матери яичницу на ладони изжаришь - все равно будешь в долгу»;

г) «Г1ямру кадикайчи дуги х1ери узадра нешла намус х1яйхъид» [Там же, с. 31]. / «Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместишь»;

д) «Нешла мякьлабван берх1ира ванах1ябик1ар» [Там же, с. 40]. / «Под солнцем тепло, около матери теплее».

2. О трудолюбии:

а) «Х1янчи лебил сек1айс дудеш» [3, с. 32]. / «Труд всему отец»;

б) «Хъубзар - ванзала хужаим» [Там же, с. 31]. / «Хозяин земли тот, кто ее пашет»;

в) «Балусини урхьуличирра ц1а дилкьа» [Там же, с. 17]. / «Кто умеет, тот и на море огонь разведет»;

г) «Лаг ахъибсини, катра бургу» [2, с. 138]. / «Кто пройдет подъем, тот найдет и спуск»;

д) «Барибси х1янчили чедиахъу адамдеш» [3, с. 17]. / «Характер человека в труде определится».

3. О негативных качествах человеческого характера:

а) «Дунья пулав аурли, ну - кьулса» [2, с. 70]. / «Был бы мир пловом, а я - ложкой»;

б) «Бец1 чебаалли эмх1яли х1улби кьяп1диру» [Там же, с. 68]. / «Когда осел видит волка, он закрывает глаза»;

в) «Къумбарла бикьри мякьлав вирар» [Там же, с. 82]. / «У лжеца свидетель рядом бывает»;

г) «Уркур бячи г1ергъи, гьуни чебиахъути бахъал бирар» [Там же, с. 88]. / «После того как арба сломается, желающих показать дорогу не сосчитать»;

д) «Шангла се абучиадра ил дурайсид» [Там же, с. 91]. / «Что ты клал в котел, то и достанешь оттуда»;

е) «Кьап1али бек1 бурцх1ябурцахъу» [Там же, с. 80]. / «Папаха голову не сохраняет».

68

ISSN 1997-2911. № 3 (57) 2016. Ч. 1

4. О хороших манерах:

а) «Виштат1ах1яли бяркъурси, ухънаваибх1ели багалабирар» [Там же, с. 170]. / «Что в детстве воспитаешь, то в старости обретешь»;

б) «Шантала тур варгьили биалра кабирх1ур» [Там же, с. 183]. / «Слово джамаата (народа) сильней, чем сабля героя»;

в) «Гъабзани шурлизирад шин айхъу» [3, с. 78]. / «Молодец и из скалы воду выжмет».

Фольклор даргинского народа так же богат балладами («Три сердца» «Прекрасная Бика», «Бедный парень из Кубачи» и другие); песнями о любви («Ветер с моря вдаль спешит...», «Тоска и печаль», «Хоть у рыбки золотой...» «Говорил мне милый мой...»), о труде («Песня ковровщицы...»), историческими и боевыми («Шамиль», «Кто за Родину погиб», «В битве, в огненном кольце...»), шуточными («Заза Бика», «Я говорила»), колыбельными и детскими («Крум-крум», «Голубь», «Цып-цып-цып»); анекдотами («Источник хабаров», «Мугинец и кубачинец», «Слово мужчины» и т.д.); сказками («Храбрый козлик», «Три мудрых совета», «Умный крестьянин» и т.д.); загадками.

Особое место в культуре даргинцев занимает хореографическое искусство. Формы танца в большинстве своем архаичны, глубоко традиционны. «Они сохранились в структуре обрядов и ритуальных действ, посвященных силам природы, в празднествах». Среди разнообразия форм и жанров танцевальной можно выделить наиболее характерные: парные «делхъ» / «шаг», групповые «авла делхъ», массовые хороводные «хула г1яяр» / большой танец «аскайла» (Кубачи). Такие старинные виды танцев сохранились в селения Ашты, Амузги, Кубачи, Куппа, Мекеги, Сирга, Мирзита, Харбук и др. [12].

Культурное достояние даргинцев имеет важную значимость в культурном наследии нашей республики. Любовь к традициям своего народа воспитала в них чувство самоуважения, являющееся национальной гордостью. Изучение культурных ценностей даргинцев поможет выявить много общего в культурах народов Дагестана и вместе с тем раскрыть определенные черты своеобразия и самобытности этого народа. Такой диалог культур способствует сохранению содержательных богатств и движению к единству. Ведь не даром наши предки говорили: «Мы едины во множестве!». Может быть поэтому народы Дагестана испокон веков жили бок о бок единой дружной общедагестанской семьей!

В современных условиях интенсивного преобразования социальных ценностей актуальны такие методы и средства воздействия на молодежь, которые адекватны как историческим культурным традициям, так и ситуативному поведению человека. Острота и проблематичность такого подхода ярче проявляла себя в нашей стране в ходе социальных реформ, приведших к резкой смене социальных и нравственных ценностей.

Только создание в образовании метода ситуативного наблюдения, изучения, анализа и общения культурных и нравственных различий позволит воспитать многокультурного человека, который способен бесконфликтно и комфортно жить и работать в многокультурной и многонациональной общественной среде.

Список литературы

1. Алиев А. И., Никольская З. А. Даргинцы // Народы Дагестана. Махачкала, 1995. № 2. С. 86-89.

2. Даргинские народные пословицы и поговорки (на даргинском языке) / сост. М. Х. Гамидов, И. М. Омаров. Махачкала: Дучпедгиз, 1991. 206 с.

3. Даргинские пословицы и поговорки (на даргинском языке) / сост. М. Х. Гамидов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965. 81 с.

4. Исаев М.-Ш. А. Русско-даргинский словарь (11500 слов и изречений). Махачкала: Юпитер, 2005. 511 с.

5. Магомедов P. M. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Народы Кавказа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1999. 295 с.

6. Магомедов P. M. Кто наши предки // Народы Дагестана. Даргинцы. Махачкала, 1998. № 4. С. 86-89.

7. Магомедов Р. М. Легенды и факты о Дагестане: из записных книжек историка. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. 204 с.

8. Магомедов P. M. О происхождении самоназвания даргинцев // Возрождение. Даргинцы. Махачкала, 1998. № 4. С. 94-96.

9. Магомедов P. M. Обычаи и традиции народов Дагестана: учебное пособие. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 186 с.

10. Османов М.-3. Даргинцы // Возрождение. Даргинцы. Махачкала, 1998. № 4. С. 90-94.

11. Османов М.-3. Даргинцы // Эхо Кавказа. Махачкала, 1995. № 3 (9). С. 84-85.

12. Умаханова A M. Хореографическое искусство даргинцев // Возрождение. Даргинцы. Махачкала, 1998. № 4. С. 160-164.

13. Юсупов X., Муталимов М. Харбукцы: история и культуры. Махачкала: Юпитер, 1997. 400 с.

DIVERSITY OF MATERIAL AND SPIRITUAL CULTURE OF THE DARGWA PEOPLE AND ITS INFLUENCE ON THE DAGESTAN EDUCATIONAL SPACE

Abdulfatakhova Dinara Kurbanovna, Ph. D. in Philology Dagestan State University of National Economy, Makhachkala magomago2014@yandex.ru

The article is devoted to the problem of identifying various dialects in the Dargwa language. The author discovers the specifics of the 15 basic ethnic groups distinguished by the linguistic peculiarities, material culture, spiritual values, traditions. The paper raises the problem of distinguishing the special languages forming together with the Dargwa the related linguistic group. The researcher reveals the meaning of the Dargwa proverbs and sayings, focuses on the Dargwa people's cultural heritage and its importance in the cultural heritage of the Republic of Dagestan.

Key words and phrases: culture; tradition; image; dialect; national consolidation; Dargwa people; Dagestan natives; jamia; cultural heritage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.