Научная статья на тему 'Разнообразие форм тематического контроля знаний студентов как эффективный компонент методики обучения математике в современных условиях (на примере раздела «Аналитическая геометрия»)'

Разнообразие форм тематического контроля знаний студентов как эффективный компонент методики обучения математике в современных условиях (на примере раздела «Аналитическая геометрия») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONTROL OF STUDENTS’ KNOWLEDGE / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / ANALYTIC GEOMETRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерук Ольга Валентиновна

This article is devoted to the questions connected with the application of various forms in subject control of students’ knowledge. The article marks that the control of students’ knowledge is very acute in the process of education. The author of the article covers the ways how teachers may conduct the control of students’ knowledge in the higher professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерук Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIETY OF METHODS IN SUBJECT CONTROL OF STUDENTS'' KNOWLEDGE AS AN EFFECTIVE COMPONENT IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS IN MODERN CONDITIONS (“ANALYTIC GEOMETRY” TAKEN AS AN EXAMPLE)

This article is devoted to the questions connected with the application of various forms in subject control of students’ knowledge. The article marks that the control of students’ knowledge is very acute in the process of education. The author of the article covers the ways how teachers may conduct the control of students’ knowledge in the higher professional education.

Текст научной работы на тему «Разнообразие форм тематического контроля знаний студентов как эффективный компонент методики обучения математике в современных условиях (на примере раздела «Аналитическая геометрия»)»

УДК 372.851

Нестерук О. В.

РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ»)

Качественное и осознанное изучение нового материала невозможно без осуществления работы преподавателя, направленной на проверку уровня, объема и глубины знаний студентов, получаемых ими в процессе познавательной деятельности. Механизмом такой проверки является применение в учебной деятельности разнообразных форм контроля знаний студентов, в результате чего становится возможным осуществление обратной связи и получение информации о качестве усвоенных знаний. Действительно, в результате осуществления контрольных срезов преподаватель получает возможность не только контролировать знания студентов, но и

- обучать их посредством контроля, так как в процессе его осуществления происходит систематизация, актуализация и совершенствование полученных студентами знаний;

- воспитывать студентов, приучая их к дисциплине, аккуратности, четкости, внимательности и честности;

- диагностировать уровень знаний студентов, выделяя пробелы в изученном материале, основные типичные ошибки студентов, понять причины затруднений студентов;

- прогнозировать протекание дальнейшего учебного процесса с учетом полученной при проведении контроля информации;

- развивать студентов посредством стимулирования их творческой познавательной активности, их способностей и интереса к изучаемому предмету;

- ориентировать студентов, направляя их деятельность по устранению недочетов и совершенствованию знаний и умений.

Таким образом, деятельность преподавателя, направленная на осуществление контроля усвоения знаний студентами, является важнейшим и значимым элементом методики преподавания любой дисциплины. Следует отметить, что в настоящее время контроль знаний приобретает особую актуальность, так как в процессе реформирования системы высшего образования повышается роль самостоятельной работы студентов.

В современной педагогике различают следующие виды контроля:

- предварительный;

- текущий;

- тематический;

- рубежный (поэтапный);

- итоговый;

- заключительный.

В данной статье мы остановимся на иллюстрации различных форм тематического контроля - контроля, посвященного оценке знаний учащихся после изучения отдельной темы или раздела.

Рассмотрим возможности разнообразия форм тематического контроля на примере темы «Аналитическая геометрия». При изучении данного раздела тематический контроль можно осуществить в несколько этапов, используя различные его формы.

Так, например, раздел «Аналитическая геометрия» можно разбить на три подраздела - «Аналитическая геометрия на плоскости», «Аналитическая геометрия в пространстве» и «Векторная алгебра». Автор данной статьи контролирует степень усвоения каждого из этих подразделов как с помощью традиционного метода контроля - промежуточной контрольной работы, так и с помощью тестовых методов - студентам предлагается система заданий в тестовой форме, посвященная каждому из этих подразделов. В конце изучения темы «Аналитическая геометрия» студенты пишут зачетную контрольную работу, а также принимают участие в игре, проведение которой также подчинено цели систематизации знаний и их контролю.

Рассмотрим практическую реализацию описанных выше форм контроля. Так, например, после изучения темы «Аналитическая геометрия в пространстве» студентам предлагается традиционная промежуточная контрольная работа, разработанная в двух вариантах и система заданий в тестовой форме, разработанная в трех вариантах. Остановимся более подробно на возможности использования заданий в тестовой форме в качестве проверяющего средства. Приведем пример одного из вариантов системы заданий в тестовой форме:

Вариант 1

1. Даны точки А(2; -3; -1), В(5; -1; 5). Тогда длина отрезка АВ будет равна: 1) л/То! ; 2) л/41 ; 3) 7; 4) 9

2. Верными утверждениями из перечисленных ниже утверждений будут следующие:

1) плоскость однозначно задается тремя точками;

2) плоскость однозначно задается тремя точками, не лежащими на одной прямой;

3) плоскость однозначно задается прямой и точкой;

4) плоскость однозначно задается двумя прямыми;

5) плоскость однозначно задается двумя параллельными прямыми;

6) плоскость однозначно задается точкой и двумя не коллинеарными векторами;

7) плоскость однозначно задается двумя скрещивающимися прямыми

3. Заданы точки: А(-2; 0; 3), В(3; -4; 1), С(-1; 3; 0). Тогда уравнение плоскости АВС будет иметь вид:

1) х + 2z = 0; 2) 18х +13у + 19г-21 = 0;

-2 0 3 х+2 у г - 3

3) 3 -4 1 ; 4) 5 -4 -2

-1 3 0 1 3 -3

= 0

4. Задана плоскость 2х — 3у + 2г + 2 = 0 и точка с координатами (-2; 3; — 1) . Тогда расстояние от точки до плоскости будет равно:

1)

13

л/17 ;

2)

15

л/17 ;

3) 0; 4) 13

5. Задана плоскость 2х - 3у + 2г - 5 = 0 и точки А(-1; -3; 1) В(4; 1; 0) С(2; 3; -1) .

Тогда верными утверждениями из перечисленных ниже утверждений будут следующие:

1) точки А, В, С лежат по одну сторону от данной плоскости;

2) точка В лежит на плоскости, а точки А и С по одну сторону от данной плоскости;

3) точка В лежит на плоскости, а точки А и С по разные стороны от данной плоскости;

4) точка С лежит на плоскости, а точки А и В по одну сторону от данной плоскости;

5) точки А и В лежат по одну сторону от данной плоскости, а С- по другую;

6) точки В и С лежат по одну сторону от данной плоскости, а А - по другую;

7) точки А и С лежат по одну сторону от данной плоскости, а В - по другую

6. Верными утверждениями из перечисленных ниже утверждений будут следующие:

1) плоскость 2х - 3у + г -1 = 0 проходит через начало координат;

2) плоскость 2 х - 3 у + г = 0 проходит через начало координат;

3) плоскость 2х - 3у -1 = 0 параллельна оси ОZ;

4) плоскость 2х - 3у -1 = 0 проходит через ос ОZ;

5) плоскость 2х + г -1 = 0 параллельна оси OY;

6) плоскость 2 х -1 = 0 параллельна плоскости XOY;

7) плоскость 2 х -1 = 0 параллельна плоскости ZOY

7. Плоскость, параллельна плоскости 2х - 3у + г -1 = 0 и, проходит через точку (-1; -3; 1). Тогда она задается уравнением вида:

1) 2х - 3у + г - 8 = 0; 2) 2х - 3у + г = 0; 3) -х - 3у + г -1 = 0; 4) 2 х - 3 у + г + 7 = 0

8. Задана плоскость -3х + 2у - г + 4 = 0 . Тогда параллельными к данной плоскости будут следующие плоскости:

1) -3х + 2 у - г = 0;

2) 3х - 2 у + г + 4 = 0;

3) -6 х + 4 у - 2 г + 9 = 0;

4) -30 х + 20 у -10 г + 40 = 0;

5) - х + у - г + 4 = 0;

6) -3х + 2 у = 0;

7) 3х - 2у - г + 4 = 0

9. Задана плоскость -3х + 2у - г + 4 = 0. Тогда перпендикулярными к данной плоскости будут следующие плоскости:

1) -3х + 2 у - г = 0;

2) 3х + 2 у - 5г + 4 = 0;

3) -3х - 4 у + г + 9 = 0;

4) -30 х + 20 у -10 г + 40 = 0;

5) - х + у - г + 4 = 0.

6) 2 х + 3 у = 0;

7) -2у - 4г + 5 = 0

10. Прямая в пространстве может быть задана в виде:

14 х у г 1) — + - + - = 1; -2 3 5

6)

х - 2 _ у +1 _ г - 4

3

-2

2)

3х + 5у - г + 7 = 0

-2х - у + 3г - 4 = 0

3) -3х + 2 у = 0;

4) х - 3 у + 2г - 5 = 0;

7)

5)

х = 2 - 31

у = -4 + ( г = 3 - 5Г

х - 2 = у +1 = г - 4 ;

3 = -2 = 1 ;

11. Даны точки А(-2; 0; 3) и В(3; -4; 1). Тогда уравнение прямой АВ будет иметь вид: 1) х - 4 у + 4 г = 0;

х + 2 у +1 г - 4

2) 3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 - 2 1

х - 3 у + 4 г -1.

-5

4

2

4)

х = 3 - 5t у = -4 + 4t г = 1 + 2t

1

12. Задана плоскость -3х + 2у - г + 4 = 0 . Тогда верными утверждениями из перечисленных ниже утверждений будут следующие:

х - 2 у +1 г - 4 1) прямая-=-=- параллельна плоскости;

Л ^ у I ± Л -Г

2) прямая —-— = —— = —^— перпендикулярна плоскости;

х - 2 у +1 г - 4

3) прямая-=-=- параллельна плоскости;

-3 2 -1

х - 2 у +1 г - 4

4) прямая-=-=- перпендикулярна плоскости;

-3 2 -1

х - 2 у +1 г - 4

5) прямая —— = —— = —-— параллельна плоскости;

х - 2 у +1 г - 4

6) прямая-=-=- пересекает плоскость;

7) прямая-=-=- лежит в плоскости.

4 3 -6

^ ,-т х +1 у - 3 г - 5

13. Прямая задана в виде -=-=-. Тогда параллельными к данной

4 -3 7

прямой будут следующие прямые:

ч х - 2 у + 3 г -1 ч х + 2 у - 4 г + 2

1)-= --=-; 2)-= ^-=-;

-4 3 -7 -3 4 7

3)

х = 2 + 41 у = -4 - 31; г = 3 + 7 г

4)

х = 4 + г у = -3 - 3г; г = 7 - 5г

5)

х -3 у - 4 г -5 2 = -1,5 = 3,5 ;

6)

х + 4 _ у - 3 _ г + 7

-3

-5

7)

х = -2 - 8г у = 2 - 6г г = 6 + 14г

14. Прямая

х - 2 у + 3 г -1

-3 а 4 Тогда значение а будет равно:

параллельна плоскости 3х - 2у + г + 4 = 0.

1

2 2 1) 5; 2) - 5; 3) - 2,5; 4) 2,5

х-2 у+3 г-1 , ^ л

15. Прямая-=-=- перпендикулярна плоскости Ьх — 2 у + г + 4 = 0

-3 а 4

Тогда значения а и Ь будут соответственно равны:

32 1) -8 и —-; 2) - 1 и 1; 3) 2 и 0; 4) 1 и -

Г 3х + 4у — г + 7 = 0

16. Прямая | ^ 3 6 0 задается направляющим вектором:

1) {3;4; — 1} ; 2) {—2; —1;3}; 3) {1;3;2} ; 4){11; —7;5}

I 3х + 4y - z + 7 = 0 17. Прямая < проходит через точку:

[-2 х - y + 3 z - 6 = 0

1) (0;-1;3); 2) (0;0;2); 3) (1; -2;2) 4) (1; -3; -2)

I 3х + 4y - z + 7 = 0 18. Прямая < задается каноническим уравнением вида:

[-2х - y + 3z - 6 = 0

1)

3)

х = 1 + 3t y = -3 + 4t; z = -2 -1

х -1 y + 2 z - 2

11

-7

5

2)

х -1 _ y + 3 _ z + 2 3 = 4 = -1

х y +1 4) - = --

13

z-3

2

х y +1 z - 3

19. Точка пересечения прямой — =-=- и плоскости -3х + 2y - z + 4 = 0

задается в виде: 1 3 2

1) (-2; 5; 1); 2) (1;2;5); 3) (-3;1;2); 4) (0;-1;3)

20. В тетраэдре АВСД плоскость АВС задается в виде -3х + 2y - z + 4 = 0, а вершина Д имеет координаты (-2; 5; 2). Тогда длина высоты, опущенной из вершины

Д на плоскость АВС равна:

4 18

.) 2) 18; 3) 4) ,1

Следует отметить, что из всех форм контроля именно тестовые формы позволяют в полной мере учесть специфику обучения в вузе и наиболее отвечают требованиям, предъявляемым к современному процессу обучения. Как следует из анализа тестологической литературы, к положительным сторонам контролирующего тестирования можно отнести следующие аспекты:

- при тестировании создаются равные условия для всех испытуемых;

- тесты позволяют быстро и легко проверить любое число испытуемых;

- при тестировании становится возможным быстро и объективно отразить картину соответствия знаний испытуемых с теми знаниями, которыми они должны обладать;

- тесты позволяют выполнить больше разнообразных заданий, больший объем этих заданий, по сравнению с традиционными средствами контроля;

- тесты помогают четко определить спектр вопросов и задач, которые должен знать и уметь решать испытуемый;

- при тестировании возможно использование компьютера;

- тесты позволяют находить стратегию поиска верного ответа даже в случае, если путь решения ученику не известен, что позволяет развивать смекалку, предприимчивость [5, с. 71 - 77].

Следует, однако, заметить, что преподаватели, активно использующие тестовые формы контроля, должны также знать, учитывать и стараться нивелировать, по мере возможности, недостатки и слабые стороны контролирующего тестирования, неоднократно отмеченные в методической литературе. Такими недостатками являются:

- натаскивание испытуемых на определенный тип и вид заданий;

- возможность угадывания ответа;

- снижение творчества и прогресса при обучении;

- огромные затраты времени на разработку тестов.

Заметим, что на авторском уровне становится возможным осуществить переход от понятия теста вообще к понятию системы заданий в тестовой форме.

Переход от теста к системе заданий в тестовой форме позволит несколько снизить высокие требования, предъявляемые к разработке теста, оставив без изменения внешнюю форму подачи заданий, а также позволит сохранить суть тестового метода. При осуществлении указанного перехода ключевым понятием будет являться понятие системы, а не понятие теста вообще.

Применение заданий в тестовой форме в процессе преподавания особенно актуально для современного образовательного процесса и совершенствования инновационных технологий, так как анализ методической литературы и литературы, посвященной проблемам тестирования, показывает, что такие задания выполняют не только контролирующие функции, но также могут использоваться в качестве обучающего метода.

Действительно, в методической литературе отмечается, что решение определенной системы заданий усиливает познавательную и развивающую функцию, способствующую обучению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как было отмечено выше, дальнейший контроль уровня усвоения материала у студентов при изучении темы «Аналитическая геометрия» осуществляется как посредством проведения зачетной контрольной работы, так и с помощью проведения игровой формы контроля.

Автор данной статьи преподает математику у студентов, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса» в ПФ СПб ГУСЭ, поэтому сюжет игры касается банковской деятельности, а валюта, применяемая в игре, называется гусь.

Приведем примерный сценарий такой игры: Мы рождены, чтоб банк создать

и в этом банке процветать!

1. Участникам объявляется название, цель игры, правила игры, представляются члены жюри.

Две команды группы - это два банка, у которых одинаковый стартовый капитал - 500 гусей. Команда может увеличить свой капитал, или же уменьшить его, если будет оштрафована. Команды представят себя позднее, а пока первая команда готовится к представлению, вторая вливает в свой банк первые денежные потоки (за устную разминку).

2. Этап становления

Группа делится на две команды (заранее), одна команда удаляется из аудитории и в это время окончательно готовится к представлению, подготавливает все необходимое для первой части домашнего задания - изображение эллипса, гиперболы, параболы (демонстрация построения пройдет позже).

Каждая команда накануне проведения игры получила следующие задания:

- придумать название своего банка;

- выбрать президента банка;

- выбрать правление банка (3 человека); остальные члены команды - работники банка;

- придумать слоган банка;

- придумать эмблему банка;

- разыграть рекламу своего банка;

В это время вторая команда участвует в устной разминке (на выбывание).

Члены команды встают в круг и им последовательно задаются вопросы, если студент не отвечает на вопрос, то он покидает круг. Члены жюри подсчитывают количество правильных ответов.

Материал устной разминки:

1. Назовите любую прямую, параллельную данной 2х - 3у + 5 = 0

2. Что помогает увеличить продажу товара? (реклама)

3. Назовите любую прямую, перпендикулярную данной 2х + 3у + 5 = 0

4. Что нужно иметь, чтобы получить дивиденты? (акцию)

5. 8=0,7. Что такое в? Какой линии второго порядка он соответствует?

6. Для привлечения клиента иногда используется тот факт, что потенциальному клиенту дается понять, что другие стремятся приобрести ту же вещь. Назовите литературных героев, использовавших этот прием. (Том Сойер, Остап Бендер, Чичиков, ...)

7 х — 3 у + 2 г — 5 ' 2 = — 3 = 0 '

Что в пространстве задается таким уравнением? Назовите точку, через которую проходит эта прямая. Назовите направляющий вектор этой прямой.

8. Как называются деньги иностранного государства? (валюта)

9. 2х - 3у + 5z = 0. Что в пространстве задается таким уравнением? Назовите вектор нормали к данной плоскости.

10. Плата за кредит - это ... (процент)

11. (а • Ь • с) = —3. Что такое (а • Ь • с) ? Какой репер образует тройка векторов?

12. Каким словом (словами) можно назвать экономическую помощь? (субсидия, субвенция, заем, кредит)

13. Как найти скалярное произведение векторов? (2 способа).

14. Уменьшение покупательной способности денег - это ... (инфляция)

15. Как найти векторное произведение векторов? Чему равен модуль векторного произведения?

16. Посредник между покупателем и продавцом на бирже - это ... (брокер)

17. В каком отношении точка М делит отрезок КР?

18. Назовите одним словом - акции, банкноты, чеки, векселя. (ценные бумаги)

20. А - В = С, если С - прибыль, то что такое А и В? (А - доход, В - затраты или себестоимость)

22. Что такое банк?

После проведенной разминки вторая команда удаляется из аудитории, и ее место занимает первая для прохождения этапа устной разминки.

3. Этап представления

Две команды в аудитории. По жребию (или по желанию) начинается представление банков.

4. Ведущий вручает президентам банков первый стартовый капитал (500 гусей), жюри подводит итоги устной разминки, а также итоги представления команд, вручая президентам заработанные командой деньги.

5. Этап развития

Каждый игрок команды получает карточку с заданиями разной степени сложности (от 50 до 200 гусей). Распределение заданий по степени сложности - 3 задания по 50 гусей, 2 задания по 100 гусей, 2 задания по 150 гусей, 1 задание по 200 гусей.

Через 20 минут карточки с решениями и ответами собираются, и жюри под-

19. Что позволяет найти эта формула р

\ЛХ0 + Ву0 + С|

21. Что позволяет найти эта формула р

|ЛХр + Вур + Сгр + Б\

?

считывает правильные ответы, начисляя баллы. Во время решения играет музыка, которая начинается и заканчивается песней АВВА Money 50 гусей

1. Компланарны ли векторы а, С , С , если b (2; 3; 1), b (1; - 1; 3), c (- 1;

9; - 11)?

2. Найти расстояние от точки М(2; 0; - 0,5) до плоскости 4х - 4у + 2z + 17 = 0.

3. Отрезок ограничен точками А(- 1; 8; - 3) и В(9; - 7; 2) и разделен точками М М2, М3, М4 на 5 равных частей. Найдите координаты точки М

100 гусей

4. В треугольнике АВС А(4; 3), В(- 3; - 3), С (2; 7). Написать уравнение высоты

СН.

5. Составить уравнения биссектрис углов, образованных при пересечении двух прямых х - 7у - 1 = 0 и х + у + 7 = 0.

150 гусей

6. В треугольнике АВС из задачи 4 найти точку пересечения медианы АМ и Высоты СН.

7. Найдите площадь треугольника АВС, если известно, что А(- 4; 6; 3), В(2; 6; - 4), С(2; 4; - 5).

200 гусей

о ът - Х" 1 У + 1 Z

8. Установить взаимное расположение прямой-=-= — и плоскости

1 -2 6

2х + 3у + z - 1 = 0. В случае их пересечения определить координаты точки пересечения. 6. Этап конкуренции

Президентам банков дается задание, которое связано с расшифровкой ребусов, содержащих экономические термины, пока они с ним справляются, члены команд

- демонстрируют, как можно изобразить эллипс, гиперболу и параболу (одновременно, выходя к доске);

- рассматривают полученные деньги и пытаются определить, знаки каких валют изображены на валюте ГУСЭ;

- отвечают на вопросы:

1. Продолжите пары слов, например, дорого - дешево, оптом - в розницу. Доход - (расход);

Прибыль - (убыток); Поставщик - (потребитель); Продавец - (покупатель); Потребление - (производство).

2. Судно по озеру плывет и тяжелый груз везет,

Но стоит букву заменить, так можешь акции купить. (Баржа - биржа)

3. Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово ход, Получишь то, о чем мечтает любой, кто бизнес начинает. (Доход)

Президенты сдают свои ответы, ведущий озвучивает, какие слова были зашифрованы. Жюри подводит итоги.

7. Этап финансовых рисков

Командам предлагается участие в аукционе, они могут купить задания ва-банк (кроме начальных 500 гусей). Задания они решают всей командой, начальная цена задания - 200 гусей. Окончательное решение по торгам ведут президент банка и правление банка, они могут спросить мнение своих работников.

При этом купленное задание дается и второй (не купившей его команде), в случае, если купившая задание команда не сможет ответить на вопрос, то право ответа предоставляется второй команде.

Задания на аукцион.

х — 2 у — 1 г

1. Найти расстояние от точки Р(7; 9; 7) до прямой —-— = —-— = —.

2. Найти проекцию точки Р(3; 1; - 1) на плоскость х + 2у + 32 - 30 = 0. -,-т ,< х у — 5 г + 5

3. При каких п и А прямая — =-=- перпендикулярна плоскости

Ах + 2у - 22 - 7 = 0? 3 п 6

Варианты рисков:

Купившая задачу команда Не купившая задачу команда

Отвечает Не отвечает

ей присуждается конечная стоимость вычитается половина конечной

вопроса стоимости

Отвечает Отвечает

присуждается половина конечной стоимости вопроса вычитается 100 гусей

Не отвечает Не отвечает

вычитается половина конечной вычитается половина конечной

стоимости задания стоимости задания

Не отвечает Отвечает

вычитается полная конечная присуждается полная конечная

стоимость вопроса стоимость вопроса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Подведение итогов, награждение победителей

Жюри подводит итог, рассказывает о своем впечатлении от игры, называет победителей.

Игровая форма контроля отличается от других форм контроля тем, что при её-использовании в педагогической деятельности становится возможным материал, направленный на проверку степени сформированности знаний и умений, подать в ненавязчивой форме, путем применения развлекательных элементов, что позволит снять со студентов уровень тревожности и будет способствовать развитию позитивных эмоций.

Игра, используемая как средство контроля, не только проверяет уровень усвоения материала, но также создает условия для продуктивной мыслительной деятель-

ности студентов, активизирует и корректирует знания и умения. Такая игра способна оказать воздействие на уровень сформированности культуры общения и умения работать в коллективе, так как в процессе проведения игры становится возможной не только индивидуальная, но и групповая формы работы на занятии.

В качестве вывода можно отметить, что целесообразное и разумное сочетание форм контроля знаний студентов обеспечит продуктивность и эффективность системы контроля вообще, что в свою очередь приведет к полноценному и эффективному протеканию процесса обучения и формированию стойких и глубоких знаний у студентов.

Литература

1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий: Книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев, для студентов и аспирантов пед. вузов. - М.: Адепт, 1998.

2. Аванесов В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний / Гос. комитет РФ по высшему образованию. - М., 1994.

3. Аванесов В. С., Гетманенко Г.Е. Методические принципы композиции тестовых заданий. - М., 1996.

4. Агибинов А. В. Конструирование тестов и методика их использования при контроле знаний учащихся по математике: Автореф. дис. канд. пед. наук - М., 1987.

5. Блох А. М. Тестовая система оценки знаний по математике в школах США // Математика в школе. - 1990. - № 2. - С. 71-77.

6. Предметные недели в школе. Математика.- Волгоград: Учитель, 2006.-133 с.

7. Симонов В. П. Диагностика степени обученности учащихся. Учебно-справочное пособие. - М.: МПА, 1999.

8. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. - М.: Логос, 2002.

Nesteruk O.

VARIETY OF METHODS IN SUBJECT CONTROL OF STUDENTS" KNOWLEDGE AS AN EFFECTIVE COMPONENT IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS IN MODERN CONDITIONS ("ANALYTIC GEOMETRY" TAKEN AS AN EXAMPLE)

This article is devoted to the questions connected with the application of various forms in subject control of students' knowledge. The article marks that the control of students' knowledge is very acute in the process of education. The author of the article covers the ways how teachers may conduct the control of students' knowledge in the higher professional education.

Key words: control of students' knowledge, higher professional education, analytic geometry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.