Научная статья на тему 'Разницы между бухгалтерским и налоговым учетом расходов в подрядном строительстве'

Разницы между бухгалтерским и налоговым учетом расходов в подрядном строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСХОДЫ / РАЗНИЦЫ МЕЖДУ БУХГАЛТЕРСКИМ И НАЛОГОВЫМ УЧЕТОМ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ЕXPENSES / DIFFERENCES BETWEEN FINANCIAL AND TAX ACCOUNTING / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садовников Вячеслав Николаевич

В статье рассматриваются разницы между бухгалтерским и налоговым учетом расходов согласно действующему законодательству, применительно к специфике подрядного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differences between financial and tax accounting of expenses in contract construction

The author considers the differences between financial and tax accounting of expenses in accordance with existing legislation with regard to the specifics of contract construction.

Текст научной работы на тему «Разницы между бухгалтерским и налоговым учетом расходов в подрядном строительстве»

В Н. САДОВНИКОВ

Вячеслав Николаевич САДОВНИКОВ — аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

В 2007 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Автор 4 публикаций.

Область научной специализации — бухгалтерский учет, аудит, статистика.

^ ^ ^

РАЗНИЦЫ МЕЖДУ БУХЕ АЛ ТЕРСКИМ И НАЛОЕОВЫМ УЧЕТОМ РАСХОДОВ

В ПОДРЯДНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ*

В связи с введением главы 25 «Налог на прибыль» в Налоговый кодекс РФ и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» организациям вменили в обязанность вести налоговый учет, проводить его увязку с бухгалтерским учетом. Несмотря на тесную связь бухгалтерского и налогового учета, имеются различия в классификации расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Классификация расходов в налоговом учете строительных организаций имеет свои особенности. Рассмотрим разницы, возникающие между бухгалтерским и налоговым учетом в строительных подрядных организациях.

Для предприятий, занимающихся подрядным строительством, материальные расходы являются самыми значительными (50-60 %) в совокупной стоимости строительно-монтажных работ. Представляется целесообразным подразделять в налоговом учете расходы материалов, поставленных подрядчиком и заказчиком. Это связано, по крайней мере, с тем, что суммы стоимости этих материалов для целей бухгалтерского учета учитываются по-разному [1, с. 5].

В материальные расходы, согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, помимо прочего, включаются расходы, связанные с покупкой работ и услуг производственного характера, осуществляемых сторонними предприятиями или индивидуальными предпринимателями. Поэтому их следует учитывать обособленно.

Главой 25 НК РФ однозначно не установлено, необходимо ли учитывать затраты на оплату работ субподрядчиков в составе прямых расходов или косвенных.

Пунктом 1 ст. 318 НК установлено, что в перечень прямых расходов могут быть включены, в частности, определяемые, согласно пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ, материальные расходы, т. е. затраты, связанные с покупкой сырья и (или) материалов, потребляемых в процессе изготовления товаров (выполнения работ, оказания услуг) и (или) формирующих их основу, либо же представляющие собой требуемую составную часть при выпуске товаров (выполнении работ, оказании услуг) и на покупку комплектующих изделий, проходящих монтаж, и (или) полуфабрикатов, проходящих дополнительную обработку у налогоплательщика.

Затраты, связанные с покупкой производимых сторонними предприятиями или индивидуальными предпринимателями работ и услуг производственного характера, а также затраты на производство этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика в перечне конкретных видов основных расходов не указаны.

ГРНТИ 06.35.31 © В.Н. Садовников, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. Ж.Г. Леонтьевой.

В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ организации имеют право сами закреплять в своей учетной политике, какие расходы относить к прямым, а какие — к косвенным. Вместе с тем организации должны делать выбор обоснованно, принимая во внимание специфику производственного процесса.

Министерство финансов РФ в письме от 02.03.2006 г. № 03-03-04/1/176 отметило, что предоставленное право самостоятельного выбора состава прямых расходов имеет своей целью конвергенцию бухгалтерского и налогового учета, т. е. метод включения расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в расходы для целей налогообложения следует закреплять подобно порядку, используемому предприятием для бухгалтерского учета. Что же касается строительных организаций, то им не рекомендовалось сокращать данный в п. 1 ст. 318 НК РФ перечень. При этом в ситуациях, когда процентная доля расходов на возмещение стоимости выполненных субподрядчиками работ является существенной, они также должны считаться прямыми.

Однако на практике часть подрядных строительных организаций относят услуги субподрядчиков к косвенным расходам. Так, например, подрядчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, который в постановлении от 04.12.2007 г. № А65-9431/07, исходя из буквального прочтения п. 1 ст. 318 НК РФ, заключил, что расходы на оплату выполненных субподрядчиками работ всегда являются косвенными [2, с. 3].

Изучив имеющиеся точки зрения, автор пришел к выводу, что услуги субподрядчиков для целей налогового учета по действующему законодательству следует отражать в составе прямых расходов, однако на практике часть строительных подрядчиков отражает их в составе косвенных расходов.

Осуществляя свою деятельность, подрядные организации эксплуатируют большое число строительных машин, механизмов, техники и оборудования, транспортных средств, инструментов и приспособлений. Если подрядная организация выполняет работы на нескольких отдаленных друг от друга или расположенных в различных регионах объектах, то техника или оборудование могут перемещаться в связи с производственной необходимостью с одной площадки на другую [6, с. 5]. Такое перемещение занимает некоторое время, за которое в бухгалтерском учете амортизация относится на счет 26, и, соответственно, у организаций, применяющих директ-костинг, амортизация относится к расходам в текущем периоде, а в налоговом учете — к прямым расходам. Таким образом, у организаций, применяющих директ-костинг, возникают временные разницы.

ПБУ 2/2008 регламентирует порядок отражения в бухгалтерском учете суммы ожидаемых убытков. В ПБУ 2/2008 рассматриваются два вида ожидаемых убытков [5, с. 7]:

1) суммы отклонений, претензий или поощрительных платежей, ранее включенные в состав выручки по договору, которые могут быть не получены от заказчика (п. 22 и 23);

2) суммы документально подтвержденных расходов по договору, не возмещаемых заказчиком (п. 24).

О.И. Соснаускене отмечает, что понятие ожидаемого убытка, согласно ПБУ 2/2008, неоднозначно и вызывает противоречия [7, с. 5]. Ожидаемый убыток может трактоваться как:

1) сумма уменьшения будущей выручки; но если договор в целом остается прибыльным, то признание убытка по нему необоснованно;

2) выявленная (ожидаемая) сумма превышения величины расходов по договору над величиной выручки по договору, если документально подтвержденные расходы по договору не возмещаются заказчиком.

Если полагать, что понятие «расходы по договору» относится к затратам по договору в целом, а не только текущего периода, а «документально подтвержденные» — в включенным в сметы, то подобное определение соответствует правилам МСФО. Поэтому ожидаемый убыток следует признавать в порядке, установленном МСФО: когда существует вероятность, что общие затраты по договору превысят общую выручку по нему, ожидаемый убыток должен сразу признаваться расходом.

В соответствии с действующим законодательством организации вправе полностью признавать полученный убыток в целях налогообложения в пределах полученной прибыли, подлежащей налогообложению. Если сумма убытка превышает сумму полученной налогооблагаемой прибыли, то для целей налогообложения ожидаемые убытки сразу в полном объеме не принимаются. Таким образом, будут возникать разницы между бухгалтерским и налоговым учетом.

Строительная отрасль характеризуется, как правило, индивидуальностью выполняемых заказов, ввиду чего возникает потребность в большом количестве полуфабрикатов собственного производства.

Рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета полуфабрикатов собственного производства в строительстве.

Обратимся к нормативным документам. В п. 4 ПБУ 5/01 указано, что оно не применяется в отношении активов, характеризуемых как незавершенное производство [4, с. 2]. В п. 82 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов сказано, что если готовая продукция организации (включая полуфабрикаты собственного изготовления) направляется на собственные нужды организации и используется в качестве материалов, то она учитывается по дебету счетов учета материальных ценностей [3, с. 11]. Таким образом, из приведенных норм следует, что полуфабрикаты собственного производства всегда относятся к материально-производственным запасам.

Что же касается налогового учета, то в соответствии с п. 1 ст. 319 НК РФ полуфабрикаты собственного производства относятся к незавершенному производству при условии, что они уже подверглись обработке. Не начатые обработкой полуфабрикаты в целях налогообложения считаются готовой продукцией. Ее оценка производится в соответствии со ст. 254 НК РФ. Но это правило применимо тогда, когда полуфабрикаты производятся одним подразделением, а используются другим, а также когда полуфабрикаты реализуются или могут быть реализованы на сторону.

Если в одном и том же подразделении обработка полуфабрикатов осуществляется последовательно, такая продукция учитывается в составе незавершенного производства при условии, что в процессе обработки не возникает продукции собственного производства (полуфабрикатов), подлежащей передаче в другие подразделения, или продукции, которая может быть реализована на сторону.

В результате исследования мы пришли к выводу, что полуфабрикаты собственного производства обладают двойственной экономической сущностью, а именно: если они могут быть реализованы на сторону, то по своей сути являются готовой продукцией; если используются для собственного потребления — незавершенным производством.

Рассмотренные нами разницы между бухгалтерским и налоговым учетом представлены в таблице.

Таблица

Разницы между бухгалтерским и налоговым учетом в строительстве

Статья Бухгалтерский учет Налоговый учет

Услуги субподрядчиков Прямые расходы Косвенные расходы

Амортизация строительного оборудования в период переезда Расходы, учитываемые в текущем периоде Прямые расходы

Ожидаемые убытки Признаются сразу в полном объеме Не признаются сразу в полном объеме

Полуфабрикаты собственного производства, используемые для собственного потребления Материально-производственные запасы Незавершенное производство

Для того чтобы учесть указанные разницы, следует выбрать программу, в которой будет вестись их учет. Из имеющихся на сегодняшний день программ к наиболее популярным в строительном секторе относятся программы фирм «1С», «Галактика», «Алтиус Софт», «ФастФинанс», «Парус», SAP и др.

При рассмотрении имеющихся программ мы пришли к выводу о целесообразности использования программы SAP R/3. Данная система хорошо зарекомендовала себя в течение длительного времени, обладает мощными встроенными инструментами, позволяет провести комплексную автоматизацию и предназначена, как правило, крупным предприятиям. Для подрядчика в современных, все более конкурентных условиях ведения хозяйства получение детальной информации о расходах позволяет находить пути их снижения, что является необходимым условием выживания и получения прибыли. SAP R/3 позволяет вести и бухгалтерский, и налоговый, и управленческий учет в едином информационном пространстве, что позволяет снизить вероятность возникновения ошибок, обеспечить целостность и непротиворечивость данных, повысить достоверность и аналитичность информации для нужд управления предприятием и подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захарьин В.Р. Организация налогового учета в строительных организациях // Консультант бухгалтера. 2002. №4.

2. Болотова O.E. Генеральный подрядчик: особенности учета и налогообложения // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. № 10.

3. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н (в ред. от 25.10.2010 г. № 132н).

4. Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н(в ред. от 25.10.2010 г. № 132н).

5. Полякова М.С. Формирование финансового результата по договору строительного подряда // Российский налоговый курьер. 2009 г. № 7.

6. Семенихин В.В. Строительство: амортизация в строительстве // Налоги (газета). 2010. № 17.

7. Соснаускене О.И. Новое ПБУ для подрядных работ // Горячая линия бухгалтера. 2009. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.