Научная статья на тему 'Размышление о «Танавор»'

Размышление о «Танавор» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
651
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНАВОР / ВОСТОК / ЖАНР / ФОЛЬКЛОР / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ТРАДИЦИЯ / ДУТАР / ПЕСНЯ / ТАНЕЦ / TANAVOR / EAST / GENRE / FOLKLORE / PERFORMER / TRADITION / DUTAR / SONG / DANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганиева Ирода Атабаевна

Танавор уникальное явление в музыкальной культуре узбекского народа. Танавор в сознании узбекского народа это философская категория, вобравшая в себя историю, самобытность, социальную, эмоциональную, национально-специфическую особенности Данное создание являет собой образец изустно-профессионального творчества узбекского народа, его можно отнести к высоким образцам узбекского музыкального фольклора, который заявил о себе в конце ХIХ века, и который продолжает развиваться и по сей день в музыке, в танце.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THINKING ABOUT «TANAVOR»

Tanavor is a unique phenomenon in the musical culture of the Uzbek people. Tanavor in the minds of the Uzbek people is a philosophical category that incorporates history, originality, social, emotional, national-specific features. This creation is an example of the oral and professional creativity of the Uzbek people, it can be attributed to high samples of Uzbek musical folklore, which declared currently at the end of the nineteenth century, and which continues to evolve to this day in music, in dance.

Текст научной работы на тему «Размышление о «Танавор»»

сцены, за действительное? Этот вопрос очень актуален для сценического воплощения народных костюмов. Но вместе с негативными проявлениями, есть и позитивные факторы. Они проявляются в работе ансамбля "Тановар" - театра танца, которая была создана в 1989 году Заслуженным деятелем Узбекистана, танцовщицей Ю. Исматовой. В репертуаре театра-танца есть великолепные национальные балетные спектакли как "Улугбек буржи", "Севги нидоси", "Нодира", "Увайсий", "Темурий маликалар".

К примеру, в танцевальном спектакле "Темурий маликалар" мы видим, как прекрасно представлен светский костюм наших предков. Одежда придворных дам и жен первых лиц при дворе, великолепные костюмы Амира Темура и Бибиханум выполнены на заказ в Ташкентском доме Моды. Основной подход к созданию костюмов прошлых веков был историко-аналитическим. Балетмейстер Ю.Исматова специально изучала книги об Амире Темуре, стиль эпохи. "Зафарнома" Шарафиддина Али Яздий и "Амир Темур тарихи" Ибн Арабшаха явились для нее основными источниками. Подол красного платья Бибиханум был около пяти метров, сплошь заткан золотой вышивкой, а ее головной убор, весивший около 3 килограммов, сделан из красного бархата и павлиньих перьев. Интересен костюм Амира Темура: бархатно-синий халат, на котором вышиты серебреные птицы "хумо", золотошвейный воротник и ремень. Прекрасно выполнена вышивка на белой бархатной накидке, с тремя кругами на спине, которые являются символом государства, голову украшает большая чалма, украшенная инкрустацией. В костюмах использовались лишь натуральные материалы. Хотелось бы отметить, что такой опыт работы в танцевальном искусстве делается впервые.

В спектакле "Нодира" мы видим исконно ферганские одеяния, с пестрыми камзолами из бекасама и яркими атласными платьями широкого кроя, разноцветными платками "паранг" и богато украшенными паранджами. Для большей выразительности в некоторых костюмах использовались также аппликации, вышивки, набойки.

Театр танца "Тановар" является ярким примером того, что костюм национальных танцев должен опираться на народные одежды, ибо именно таким путем на протяжении всей истории профессионального танцевального искусства он добивался успеха.

Список литературы / References

1. Авдеева Л. Мухиддин Кари-Якубов (документальная монография). Т., 1984. 247 с.

РАЗМЫШЛЕНИЕ О «ТАНАВОР» Ганиева И.А. Email: Ganieva17138@scientifictext.ru

Ганиева Ирода Атабаевна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории и теории узбекского макома, Государственная консерватория Узбекистана, Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: танавор - уникальное явление в музыкальной культуре узбекского народа. Танавор в сознании узбекского народа - это философская категория, вобравшая в себя историю, самобытность, социальную, эмоциональную, национально-специфическую особенности Данное создание являет собой образец изустно-профессионального творчества узбекского народа, его можно отнести к высоким образцам узбекского музыкального фольклора, который заявил о себе в конце XIX века, и который продолжает развиваться и по сей день в музыке, в танце. Ключевые слова: Танавор, Восток, жанр, фольклор, исполнитель, традиция, дутар, песня, танец.

THINKING ABOUT «TANAVOR» Ganieva ГА.

Ganieva Iroda Atabaevna - Candidate of Art History, Associate Professor, DEPARTMENT HISTORY AND THEORY OF UZBEK MAQOM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Tanavor is a unique phenomenon in the musical culture of the Uzbek people. Tanavor in the minds of the Uzbek people is a philosophical category that incorporates history, originality, social, emotional, national-specific features. This creation is an example of the oral and professional

creativity of the Uzbek people, it can be attributed to high samples of Uzbek musical folklore, which declared currently at the end of the nineteenth century, and which continues to evolve to this day in music, in dance.

Keywords: Tanavor, East, genre, folklore, performer, tradition, dutar, song, dance.

УДК 078

Узбекский народ, как и другие народы Центральной Азии, обладает своеобразными национальными ценностями и возникшим на и их основе духовным, музыкальным и литературным наследием. Как известно, с течением времени национальное наследие приобретает свою значимость, передаваясь из поколения в поколение и следуя духу времени.

Национальное музыкальное наследие сформировалось из двух направлений, одного возникающего из другого, взаимодополняющего, и вместе с тем, обладающего своими особенными характерными качествами. Если одним из них является музыкальный фольклор, то к другому относится профессиональная музыка устной традиции, созданная творческим мышлением.

Танавор в сознании узбекского народа - это философская категория, вобравшая в себя историю, самобытность, социальную, эмоциональную, национально-специфическую особенности Данное создание являет собой образец изустно-профессионального творчества узбекского народа, его можно отнести к высоким образцам узбекского музыкального фольклора, который заявил о себе в конце XIX века, и который продолжает развиваться и по сей день.

Слово «Танавор» состоит из двух частей «тан» тело и «овар» приносить, или «душа» и «наслаждение». Изначально оно употреблялось в среде ремесленников: так называли специально обработанную шкуру животного, предназначенную для изготовления нескольких изделий, например кожаной обуви. Обработанная кожа таким способом, называлась у ремесленников «Танавор». Значит, из одного куска кожи несколько изделий, говоря языком музыки, из одного конкретного источника мелодии создавался целый ряд вариантов. Возникновение разновидностей «Танавора» связано с одним корнем. Какую разновидность «Танавора» мы бы не рассматривали, обязательно найдете подтверждение того, что какими-то свойствами он имеет отношение основному-корневому «Танавору».

Истоки «Танавор» берут свое начало в «ичкари» (женская половина мусульманского дома). Жанр создавался в закрытой женской среде, поэтому его исполнителями изначально были женщины. В основе каждого варианта «Танавор» - скрытые от внешнего мира переживания, душевные страдания, надежда на счастье, светлые мечты на будущее. Для аккомпанимента использовался дутар («ду - тар» - «две струны», символизирующие мужское и женское начало). Звучание дутара дополняло и усиливало выразительность голоса певицы.

Собранные о «Танавор» материалы свидетельствуют о том, что практически все его варианты тесно связаны друг с другом. Основой большинства из них стала песня «Кора сочим» («Мои черные волосы»), получившее в XX веке широкое распространение в Ферганской долине.

Как известно, 20-30 е годы XX века были организованы фольклорно-этнографические экспедиции по многим регионам Узбекистана во главе с В. Успенским, Е. Романовской, Ю. Раджабий, И. Акбаровом и др. Во время экспедиций по ферганской долине было собрано несколько вариантов «Танавор». Среди них «Кора сочим», «Энди сендек», «Фаргонача жонон», «Улкун жонон». В своем сборнике «Узбек хал; кушщлари» («Узбекские народные песни») Е.Романовская собрала образцы этой песни и дала следующее определение ей: «Танавор» - это любовная песня» [1, 54].

На сегоднешний день существует более 20 вариантов «Танавор» в узбекском музыкальном творчестве. Среди них известными являются «Кора сочим», «Энди сендек», «Адолча танавор», «Ёввои танавор», «Коканд танавор», «Маргилон танавор», «Фаргонача жонон» и т.д. Эти образцы исполняли величайшие музыканты и певцы как, Xалима Носирова, Боборахим Мирзаев, Саодат Кабулова, Джурахон Султанов, Мехри Абдуллаева, Берта Давыдова, Таваккал Кодиров, Орифхон Xотамов, Тургун Алиматов и много других исполнителей, так как это произведение является одним из любимых жанров каждого исполнителя.

В 1943 году балетмейстер Евгений Николаевич Барановский, внесший огромный вклад в развитие узбекского хореографического искусства, поставил для знаменитой танцовщицы Мукаррам Тургунбаевой танец на музыку «Танавор», а Мукаррам прославила «Танавор» на весь мир, сумев передать в танцевальных движениях всю безграничную печаль женской души, горечь разлуки, желание единение с возлюбленным. В данный момент танец «Танавор» является классическим танцем и базой для каждой танцовщицы в их репертуаре.

Практика бытования образцов профессионального музыкального искусства устной традиции в Узбекистане даже в дальние давние времена несла в своей системе каноничность,

присущей, по точке зрения Н.Т. Шахназаровой, всему искусству Востока, обладало определённой информационной активностью, сейчас же эти явления, категории сохраняют и приумножают свою эстетическую ценность [2, 86]. Они насыщены и в концентрированном виде изучают эмоциональную информацию, особенно понятную и близкую воспитанному на традиции слушателю. Отсюда и сила этого искусства механизм которой тщательно отработан и отшлифован многовековой практикой.

В каноническом искусстве индивидуальность творца скрыта за традиционностью сюжетных ходов, структуры, мотивных попевок, типов орнамента. В «Танаворах» например, индивидуальность их создателей, творцов текстов скрыта за авторским, оригинальным прочтением текстов «^ора сочим» или «Энди сендек», их метром, ритмом, а индивидуальность творца музыки скрыта за ладом, за монерой интерпретации особых интонационных оборотов, за особым стилем исполнения, за локальными особенностями, отсюда каждый исполнитель при обилии канонов (текстовых, ладовых, мелодико-интонационных, образно-эмоциональных и др.) является ещё и творцом своего «Танавора»

«Танавор» - неисчерпаемый источник вдохновения, как и для маститых мастеров сцены, так и для молодых исполнителей. Залогом невероятной популярности стала его способность задевать самые потаенные струны человеческой души.

Список литературы / References

1. Романовская Е.Е. Узбек ^ал; кушщлари. I том, Т. «Узмузгиз», 1939.

2. ШахназароваН.Г. Музыка Востока и музыка Запада. М., 1983.

О ЖАНРЕ СУВОРА ХОРЕЗМСКИХ МАКОМОВ Жаббаров М.Ж. Email: Jabbarov17138@scientifictext.ru

ЖаббаровМаксадЖуманазарович - старший преподаватель, Академический лицей одарённых детей при государственной консерватории Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: понятие музыкальная наука Востока, в том числе и Центральной Азии охватывает весьма разнообразный круг явлений, связанных с творчеством таких замечательных ученых-энциклопедистов, как Фараби и Авиценна, музыкантов-виртуозов и теоретиков в одном лице Урмави и Мараги, а также наставника и просветителя Абдурахман Джами, считавшего музыку важнейшим средством духовного воспитания. В большинстве своем музыкально-теоретические концепции этих мыслителей носит наддиалектный, универсальный характер, а в тончайших вопросах музыкального бытия главенствует научно-аргументированный подход.

В Хорезме термин сувора используется и в другой музыкальной области - духовных песнопениях. Этому жанру свойственны иные усули и стихи духовного содержания. Такой тип сувора исполнялись раньше гуянда в сопровождении дутара и дойры в каландархона - на специальных собраниях верующих каландаров и во время паломнических походов в священные места. Общим моментом макомных и духовных сувора является, пожалуй, мерный, неторопливый, возвышенный характер музыкального развертывания.

Ключевые слова: маком, сувора, жанр, традиция, музыка, форма, накш, уфар, савт, мугулча.

ABOUT GENRE SUVORA HOREZM MAKOMS Jabbarov M.J.

Jabbarov Maksad Jumanazarovich - Senior teacher, ACADEMIC LYCEE GIFTED CHILDREN UNDER STATE CONSERVATORY UZBEKISTAN. TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the Notion music science Orient, including Central Asia covers the more varied circle of the phenomenas, in accordance with creative activity such remarkable scientist-encyclopedist, as Farabi and Avicenna, musician-virtuoso and theorist in one person Urmavi and Maragi, as well as mentor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.