Научная статья на тему 'Различие понятий «Мистика», «Мистицизм» и «Мистический опыт»'

Различие понятий «Мистика», «Мистицизм» и «Мистический опыт» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10650
669
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИСТИКА / МИСТИЦИЗМ / МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / МЫШЛЕНИЕ / АБСОЛЮТ / MYSTIC / MYSTICISM / MYSTICAL EXPERIENCE / THINKING / THE ABSOLUTE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сурков Денис Владимирович

На сегодняшний день существует огромное количество определений мистики, мистицизма и мистического опыта, что вызывает неизбежную путаницу в их понимании. Смысловые оттенки их толкований весьма разнообразны, поэтому следует развести эти понятия, дабы в дальнейшем избежать этой путаницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distinction of concepts of «mystic», «mysticism» and «mystical experience»

For today there is a large quantity of definitions of mystic, mysticism and mystical experience that causes inevitable mess in their understanding. Semantic shades of their interpretation are rather various, therefore it is necessary to dissolve these concepts further to avoid this mess.

Текст научной работы на тему «Различие понятий «Мистика», «Мистицизм» и «Мистический опыт»»

УДК 1/14 Д. В. СУРКОВ

Омский государственный педагогический университет

РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «МИСТИКА», «МИСТИЦИЗМ»

И «МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ»____________________________

На сегодняшний день существует огромное количество определений мистики, мистицизма и мистического опыта, что вызывает неизбежную путаницу в их понимании. Смысловые оттенки их толкований весьма разнообразны, поэтому следует развести эти понятия, дабы в дальнейшем избежать этой путаницы.

Ключевые слова: мистика, мистицизм, мистический опыт, мышление, Абсолют.

Начать необходимо с понимания термина «мистика» (от греч. (шапко^ — таинственный, таинство, скрытый, мистерийный). Согласно Е. А. Торчинову слово «мистика» (и производные от него) употребляются в литературе в нескольких совершенно различных значениях, что способствует непониманию:

1. Для обозначения переживаний единения или слияния с онтологической первоосновой мира и всякого бытия вообще (Бог, Абсолют и т.п.). 2. Для обозначения различного рода эзотерических ритуалов (мистерий). 3. Для обозначения различных форм оккультизма, порой ярко выраженного паранаучного характера — магии, астрологии, мантики и т.д. Понятно, что все эти явления совершенно гетерогенны и обычно имеют совершенно различную природу, что делает слово «мистика» вводящим в заблуждение и создающим препятствия для понимания [1].

Неопределённый статус в научных кругах и совершенно неадекватное понимание в обыденном сознании часто вынуждало учёных искать замену этому термину. Так, Е. А. Торчинов предложил в качестве такой замены понятие «трансперсональный опыт» как опыт, выходящий за пределы индивидуальности; А. Г. Сафронов соответствующее состояние, которое сопутствует мистическому просветлению, обозначил как изменённое состояние сознания. Однако подобные попытки, к сожалению, не достигают желаемого результата, так как концентрируют внимание исключительно на психологическом аспекте. Исходя из этого, предлагается не исключать из научного обихода термин “мистика", однако чётко обрисовать его семантические границы, с которыми согласно большинство исследователей. Итак, под мистикой предлагается понимать некое состояние индивида, характеризующееся ослаблением связей с физическим миром и единение (слияние) с онтологической основой бытия, то есть объектом, который имеет онтологически наивысший статус (Абсолют, Мировой Разум и т.д.). В этом отношении мистика включается в объём не менее размытого понятия, а именно — эзотерики, как определённой сферы тайного, таинственного, где наряду с мистикой можно выделить магию, как пример силового взаимодействия с миром сверхъестественным, а также мистицизм и оккультизм, как теоретическое оформление, соответственно, мистики и магии. Часто путают мистику и магию. Это две разнонаправленные области познания мира. Мистик — созерцатель, маг, наоборот, деятель. Получая мистический опыт,

мистик получает определённые знания о мире. Он созерцает и переживает посредством мистического опыта. Маг изучает мир посредством оккультизма и изначально по-другому относится к миру. Маг не созерцатель — он меняет мир.

Мистика также понимается как вера в сверхъестественное, божественное, таинственное; вера в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром; мистика является элементом всех религиозных верований. Однако влияния мистики можно заметить не только в религии, но также и в других областях знания, таких как мифология, паранаука, искусство, философия и наука.

Помимо того что определений мистики можно найти огромное количество, основная причина трудности понимания термина в том, что его используют для определения явлений, имеющих совершенно различную природу. Например, термин «мистика» используется как жанр литературы, художественных фильмов, компьютерных игр и т.п. Такая трактовка еще больше усложняет понимание мистики, и на самом деле никакого отношения к подлинной мистике не имеет. В обыденном сознании именно с подобными направлениями и ассоциируется область «мистического»: такими как НЛО, истории про вампиров, оборотней, призраков, духов, зомби. И в силу того что изучение данных явлений в рамках науки недопустимо, мистика вызывает отторжение у научной и философской аудитории.

Можно сказать, что мистика — это проникновение скрытого знания в наше сознание, во время слияния сознания с абсолютом. Мистика — это и есть та область запредельного, открывающаяся человеку, в подобные моменты единения и слияния с онтологической первоосновой мира. Мистика диологична — это диалог человека с абсолютом, диалог с бытием. Целью этого диалога является истина. Также под категорию мистики подходят случаи усиленного чувства и абстрактного познания. Область именно мистики в большей степени напоминает априорное знание в философии или бессознательное в психологии.

Мистицизм часто считается синонимом мистики. Что, в свою очередь, является также не совсем верным. Если мистика — это область запредельного, то мистицизм — это умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина — разновидность инту-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

итивизма и иррационализма. Таким образом, получается, что мистика — это область, в которой содержится некое универсальное знание о чем либо, а мистицизм — это учение и методология, при помощи которой человек может получить это знание. Мистицизм — это теоретическое обоснование мистики. Как пишет Эвелин Андерхилл, «хочется надеяться, что понятие «мистицизм» будет восстановлено в его старом значении: наука и искусство духовной жизни» [2]. Мистический опыт в данном контексте является непосредственным переживанием мистического откровения. Можно выделить два главных признака мистицизма: 1) существования сил, проявляющихся за пределами физических констант, и 2) личностный, т.е. не поддающийся экспериментальной проверке характер взаимодействия (диалог) с этими силами и возможность их постижения.

В силу того, что термины «мистика», «мистицизм» и «мистический опыт» во многих словарях используются как синонимы, возникает непонимание и, как следствие, скептическое отношение учёных и философов. Например, в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона можно встретить подобное определение, в котором, в связи с отсутствием разведения понятий мистики и мистицизма, присутствует ошибка. «В переносном словоупотреблении мистика означает совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности» [3]. Данное определение не то чтобы не верно, но совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, — это мистицизм. Ибо мистика — это то, что изучает мистицизм, то, к чему он стремится. Попытка установить границы феноменов мистики, мистицизма оказывается, таким образом, необходимым этапом на пути исследования многочисленных иррациональных феноменов современной культуры.

Вместе с тем фундаментальным для мистицизма является признание невербализуемости мистического опыта в силу его богоданности. В этой связи в рамках мистицизма исчерпывающе адекватное постижение абсолютной истины оказывается неинтер-субъективным, а содержание откровения, в принципе, не может быть реконструировано рациональнологическими средствами. А внетеологическая мистическая литература делает акцент на метафорических формах выражения, реализуясь, как правило, в жанре аллегорической поэзии.

Основной же смысл мистицизма не в концептуально-теоретических изысканиях, а в выработке и поиске средств, при помощи которых возможно получение истины в процессе озарения, или мистического опыта.

Разграничив понятия «мистика» и «мистицизм», необходимо перейти к понятию «мистического опыта». Занимаясь исследованиями в области мышления, трудно обойти такое понятие, как мистический опыт. Под этим понятием следует понимать некое переживание особого рода, выходящее за пределы обыденного опыта и пяти чувств, расширение сознания, постижение онтологических принципов сущего. Мистическое откровение является одним из факторов формирования мышления. Это не значит, что каждый из нас получает мистическое переживание, и на основе этого изменяется структура нашего мышления. Это значит, что люди, получившие мистический опыт и, что более важно, сумевшие его передать

остальным, способны повлиять на дальнейшее развитие человеческого мышления. Мистический опыт представляет собой своего рода импульс, на основе которого развивается та или иная форма мышления. Самым ярким примером формирования модели мышления можно считать религию. Религия основывается на вере в сверхъестественное. То есть в основе религии лежит мистическое переживание. Дальнейшее развитие религии является лишь толкованием и переработкой первичного мистического опыта. В начале человек получает мистический опыт, затем доносит свои истины до остальных. После чего у этого человека появляются последователи, и полученное мистическое откровение становится учением. Можно сказать, это один из механизмов становления религии. После того как религия полностью сформировалась, она начинает влиять на мышление не только тех, кто получил мистический опыт, но и на мышление тех, кто его не испытывал, вследствие чего религиозные истины принимаются на веру.

Необходимо учитывать социокультурное многообразие мистического опыта, связанное с исторической изменчивостью самых устойчивых традиций и с личной неповторимостью носителей подобного опыта.

Так же можно выделить психологический подход в понимании мистического опыта, согласно которому мистический опыт — это измененное состояние сознания, связанное с ощущением единства или соединения с Вселенной, подавляющим экстазом и чувствами любви, понимания и иногда ощущаемое присутствие личного Бога. С этой точки зрения, мистический опыт — это психологические и физиологические изменения в человеке, при которых он входит в измененные состояния сознания, которые могут происходить спонтанно или под влиянием различных психотехник, религиозных традиций (молитв). Мистический опыт играет роль во многих аспектах человеческого опыта: личный рост, умственные расстройства, самоизлечение, научное открытие, артистический творческий потенциал, интуиция, психические явления, происхождение некоторых исторических событий и религиозного преобразования.

Согласно психологическому подходу, мистика относится к верованиям об измененных состояниях сознания. Существуют множество религиозных, философских, научных, психологических и т. д. интерпретаций этого опыта.

Если мистика, грубо говоря, является областью запредельного знания, а мистицизм — это инструментарий для проникновения в эту скрытую область, то мистический опыт является, непосредственным актом переживания единения человека с абсолютом, в дальнейшем, как правило, закрепленный в устной или письменной форме.

Мистический опыт не есть религия, мифология, паранаука, философия или наука. Все эти формы познания имеют свои системы методологий, верований, культов, институтов, законов. Духовное переживание даже не является частью, какой-либо из парадигм. Мистический опыт — это своего рода импульс, при помощи которого развивается наше мышление.

Чтобы понять сущность мистического переживания, необходимо его пережить. Не испытав этого на себе, мы можем лишь анализировать высказывания тех, кто получил этот опыт. Это обзор со стороны, а не изнутри проблемы.

Оставаясь в рамках научной парадигмы мышления, мы уже не можем рассматривать обычное со-

стояние сознания, основанное на логическом мышлении, как единственно возможный вариант. Существуют другие, отличные от логического состояния сознания, они редки и практически не изучены. Переходя в эти состояния сознания, можно узнавать то, что в обычном состоянии мы не в силах узнать и понять. Ведь бывало такое, что после сильного эмоционального шока некоторые люди начинали говорить на другом языке, который никогда ни учили, но, благодаря переходу из логического сознания в иное состояние сознания, они получили доступ к информации, о которой понятия не имели. Это значит, что обычное состояние сознания — это лишь частный случай миропонимания, и далеко не единственный. Ведь именно на этом построены все системы йоги.

Мистический опыт представляет собой сферу переживаний чего-то субстанционального (или кажущегося таковым) и поэтому относится к области философии, т.к. именно философия ставит в качестве предмета собственного дискурса «запредельные понятия», что в какой-то степени роднит ее с мистикой [4]. Поэтому проблематика мистического опыта должна быть разобрана именно в философии.

Переживание мистического опыта — есть переживание единства человека с миром. Здесь на время субъект сливается с объектом, они становятся одним целым. Мистический опыт можно разделить на два уровня: уровень непосредственного переживания, когда человек находится в состоянии единства с сущим, и уровень изложения и описания, где осуществляется попытка донесения полученного опыта и знания до остальных.

Мистический опыт можно разделить на:

1. Спонтанно-возникающий. Данный опыт проявляется при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании либо значительном напряжении) или необычных, но естественных обстоятельствах (в частности, при нормальных родах), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека. Этот опыт объективен, имеющий реальные результаты. Это и есть непосредственно мистический опыт. Проникновение скрытого знания в сознание.

2. Искусственно-вызываемый, К нему можно отнести искусственно вызнанные галлюцинации при помощи наркотических средств, сны, психические заболевания. Во многих случаях, когда имеет место, намеренное вызывание мистических состояний или производство магических феноменов, можно обнаружить применение наркотических средств. Во всех религиях древнего происхождения, даже в их современной форме, сохраняется применение благовоний, ароматов и мазей, которые первоначально использовались, возможно, вместе с веществами, влияющими на эмоциональные и интеллектуальные функции человека. Можно проследить, что подобные вещества широко употреблялись в древних мистериях. Многие авторы установили роль священных напитков, которые получали кандидаты в посвящение, например, во время элевсинских мистерий; вероятно, они имели вполне реальный, а вовсе не символический смысл. Легендарный священный напиток «сома», играющий очень важную роль в индийской мифологии и в описании разнообразных мистических церемоний, возможно, действительно существовал как напиток, приводящий людей в определенное состояние. В описаниях колдовства и волшебства у всех народов и во все времена непременно упоминается применение

наркотиков. Мази ведьм, служившие для полета на шабаш, различного вида колдовские и магические напитки приготовлялись или из растений, обладающих возбуждающими, опьяняющими и наркотическими свойствами, или из органических экстрактов того же характера, или из растительных и животных веществ, которым приписывались такие же свойства. Известно, что для подобных целей, как и в случаях коддовства, пользовались беленой (белладонной), дурманом, экстрактом мака (опий) и особенно индийской коноплей (гашиш). Можно проследить и проверить случаи употребления этих веществ, так что никакого сомнения в их значении не остается. Африканские колдуны, интересные сведения о которых можно найти в отчетах современных исследователей, широко применяют гашиш; сибирские шаманы для приведения себя в особое возбужденное состояние, при котором они могут предсказывать будущее (действительное или воображаемое) и влиять на окружающих, используют ядовитые грибы — мухоморы. И тому подобные вещества. Но эти методы до сих пор мало известны [5].

3. Психотехнически-обусловленный. К данному виду опыта относятся процессы психической регуляции или саморегуляци, регуляции посредством экстрасенсорного воздействия, а также религиозно-магических обрядов в традиционных культурах и субкультурах. Различные упражнения йоги: дыхательные упражнения, такие как холотропное дыхание, необычные позы, движения, «священные пляски» и т.п. преследуют ту же самую цель, т.е. создание мистических состояний сознания, в которых возникают мистические переживания.

Чем ниже культурное состояние народа, тем грубее и примитивнее те средства, при помощи которых его мистики надеются достигнуть своей цели. На низших ступенях развития мистик для приведения себя в экстатическое состояние пользуется наркотиками, религиозными плясками и быстрыми телодвижениями, грубыми видами физического аскетизма. По мере развития религиозного самосознания народа утончаются формы мистицизма и одухотворяются практикуемые им приемы погружения в экстаз. Из области физического аскетизма и внешних приемов центр тяжести переносится в область духовных упражнений. Отсюда получается, что искусственно-вызываемый мистический опыт является не кажущимися переживаниями, а именно низшей ступенью на пути мистицизма.

Выше уже говорилось, что невозможно испытать мистическое переживание, захотев этого. Но перейти в иное состояние сознания человеку вполне по силам. Например, посредством физических упражнений и практик. К ним можно отнести Хатха-йогу — йогу власти над телом и над физической природой человека, сюда же можно отнести различные системы дыхания, изменяющие состояние сознания. Если мы научимся переходить из одного состояния сознания в другие, то мы окажемся ближе к секретам мистики и мистического опыта.

Мистические переживания можно разделить на несколько категорий: а) неподготовленное— чувственное, б) подготовленное—чувственное, в) подготовленное — трансцендентное. Неподготовленное-чувственное относится к явлению, которое возникает у человека, нерегулярно занимающегося медитацией, молитвами или другими упражнениями, нацеленными на достижение религиозного опыта. Состояния неподготовленного-чувственного и подготов-ленного-чувственного феноменологически неразли-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

чимы, с той лишь оговоркой, что подготовленные мистики говорят о своих переживаниях, ближе согласовывая их со специфической религиозной космологией, к которой они принадлежат [6].

Рассмотрение и разведение понятий «мистика», «мистицизм», и «мистический опыт» позволило провести четкую границу между этими понятиями и по-новому взглянуть на проблему мистических переживаний.

Библиографический список

1. Торчинов, Е. А. Мистический (трансперсональный) опыт и метафизика [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://www. jnana.ru/workbook/torchin_mist.html (дата обращения:

13.06.2011).

2. Андерхилл, Э. Мистицизм [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://psylib.Ыеу.иа/ (дата обращения: 05.17.2008).

3. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — СПБ. : Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. [Электронный

ресурс]. — URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 05.06.2011)

4. Неронова, М. Ю. Типология мистического опыта : матер. науч. конф. Сер «Symposium». — СПб., 2001. — Вып. 7. [ Электронный ресурс]. — URL: http://anthropology.ru/ru/texts/nero-nova/modern_32.html (дата обращения: 05.06.2011).

5. Успенский, П. Д. Новая модель Вселенной [Электронный ресурс]. — URL: http://psylib.kiev.ua (дата обращения:

17.04.2010).

6. Тарт, Ч. Изменённые состояния сознания [Электронный ресурс]. — URL: http://vispir.narod.ru/tart1.htm (дата обращения:

05.06.2011).

СУРКОВ Денис Владимирович, аспирант кафедры философии.

Адрес для переписки: Stig_13_666@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2011 г.

© Д. В. Сурков

УДК 1111 Н. А. ТРУБИНА

Омский государственный педагогический университет

МОДАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ БЫТИЯ

Статья посвящена модальной методологии исследования бытия. В статье представлена модальная типология бытия, где каждый тип взаимосвязан с другим и порождает определенную реальность, и вместе с тем дает представление о бытии как о многоуровневом целом. Данная статья предлагает метод, который позволит пересмотреть традиционную онтологическую проблематику.

Ключевые слова: бытие, модальность, методология, онтология, актуальное, потенциальное.

Бытие — одна из ключевых тем философии. В традиции философских мыслей сложилось представление о том, что бытие охватывает собой всеобщее, выражает взаимосвязь разных форм мироздания, а также в нем выражено человеческое существование. Бытие можно определить как общность между всеми объектами реальности. В бытии все существующее представлено на уровне единства, в бытии зафиксирован объединяющий существующее онтологический предикат «быть». Это бытие общее, которое можно назвать основанием всего существующего.

В философии существует и другое понимание бытия, представленное Аристотелем. Он впервые вводит понятие «субстанция», под которым понимает бытие. Бытие, по Аристотелю, самобытное, пребывает только в себе и ни в чем другом. Обращаясь к проблеме общего, Стагирит приходит к следующему выводу: общее является общим для множества других предметов, а следовательно, бытием самобытным оно быть не может. Следовательно, субстанцией может быть только единичное бытие. Именно единичное бытие является единственным по Аристотелю. Определяющим единичное бытие также является предикат «быть».

В истории философии сформировался единый подход рассмотрения бытия как единичного, так и бытия общего через предикат «быть». Бытие понимается через то, что «есть», существует в действитель-

ном. Такое бытие — актуальное. Данный подход может выступать как методология в онтологических воззрениях философов, начиная с античных времен. Еще Парменид указывал на то, что бытие всегда есть, оно едино и вечно. Бытие безначально, то есть никогда не возникает, а также неуничтожимо — никогда не гибнет. Бытие бесконечно, цельно, однородно. «Для него нет ни прошедшего, ни будущего, ибо оно во всей своей полноте живет в настоящем, единое, неразделимое» [1]. Средневековый схоласт Фома Аквинский в работе «Сумма теологии» пишет, что полнота бытия присуща лишь Богу. Бог — это подлинное, истинное бытие. Бог, в его понимании, является абсолютно необходимым бытием, такое бытие, безусловно, существует, есть. Подтверждением этого тезиса являются доказательства бытия Бога, выдвинутые Аквинатом. В эпоху Нового времени Рене Декарт доказывает нахождение бытия в действительном, обращаясь к акту самосознания — «тод^», в котором мышление — это не только субъективность и не просто имеет в качестве своего предмета бытие, а само является бытием, через самосознание можно обнаружить абсолютное бытие. Г. В. Ф. Гегель представляет бытие как «естение»: он вводит понятие «наличное бытие», которое является «определенностью» и характеризует реальность. В ХХ веке, обращаясь к проблеме человеческого бытия, М. Хайдеггер вводит ключевую категорию «Dasein», дослов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.