Научная статья на тему 'Разграничение водных объектов по видам: практическое значение и проблемы регулирования'

Разграничение водных объектов по видам: практическое значение и проблемы регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
526
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ КОДЕКС РФ / ВОДНЫЙ ФОНД / ОБЩЕЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ОСОБОЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / RF CODE ON WATER / WATERS FUND / WATER UTILIZATION / SPECIAL WATER UTILIZATION / LEGAL NORMS OF WATER UTILIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вострикова Евгения Сергеевна

Статья посвящена вопросам, связанным с особенностями правового режима отдельных видов объектов водного фонда. Автор делает вывод о том, что эффективность правового регулирования использования, охраны и улучшения сопряжённых с водой земель невозможна без подробного и чёткого анализа особенностей каждого из видов. Кроме того, автор предлагает способы решения существующих проблем, в том числе по снижению одной из наиболее конфликтных областей использования и охраны водных ресурсов конкуренции прав водопользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCIATION OF WATER OBJECTS ACCORDING TO THEIR TYPES: PRACTICAL VALUE AND PROBLEMS OF REGULATION

The paper is devoted to problems connected with peculiarities of legal norms of different objects of water resources. The author comes to the conclusion that efficiency of legal regulation, utilization, protection and improve-ment of lands adjacent to the water bodies is impossible without a detailed and precise analysis of specific features of each type of water source. Moreover ways of solving the existing problems are suggested, the reduction of competition of water users' rights being one of the most disputable sphere of water resources use and protection.

Текст научной работы на тему «Разграничение водных объектов по видам: практическое значение и проблемы регулирования»

:

Е.С. Вострикова, аспирантка, Оренбургский ГАУ

,

.

Уже одного этого обстоятельства достаточно для

особенностями правового режима отдельных ви.

нального использования и охраны вод стали

ловиями, а заодно и потребность в усоверше^

.

.

,

гидрорежимных и других признаков водные

,

,

.

объектов можно рассматривать не как виды в собственном смысле слова, а как четыре группы

.

природных запасов воды гораздо богаче. Круг

,

,

признаков различаются моря, океаны, реки, озё-

,

принятых в международном морском праве.

ст. 1 Водного кодекса РФ — это постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности

,

.

'

.

териев для решения данного вопроса приведёт к

.

з

деляются на поверхностные водотоки и водохра-

ки и снежники.

этот исключительно сложный, требующий под.

личным режимом пользования. Получается, что

о

,

ников гидроэнергии и т.д. В связи с этим возн^

ции, которая на сегодняшний день фактически отсутствует.

.

ствии с нормами международного права и зако-

.

Подземные водные объекты — сосредоточение

:

,

носных горизонтов, расположенных в недрах;

ются благоприятные условия для извлечения

,

,

.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нодательством Российской Федерации не пре.

пользования, необходимо действовать методом исключения, пользуясь правилом: предоставле-

'

'

но быть документально доказано, он является объектом общего пользования.

вает о ситуациях, когда в особое пользование

.

ко не совсем ясно, каким объектом она является:

предоставлено в особое пользование, хотя другие

ния. Значит, река Урал — водный объект сме-

,

в

'

возникнуть вопрос, целесообразно ли делить вод-

'

'

.

большое значение имеют понятия общего водоособого пользования не дано. По-видимому, раз'

'

'

о водопользовании специальном и особом умалчивается.

'

возможности использования обособленных

в

общего пользования, то есть на началах общедоступности.

в

'

.

воде должны включать техническое освидетель-

-

дыха граждан и т.п.

-

ограниченный круг лиц. Предоставление водных

.

-

пользуется ограниченный круг лиц (одно, два,

следует считать объектом особого пользования.

-

бого пользования являются те объекты, которые

пользование ограниченному кругу лиц персонально.

'

,

как правило, устанавливается для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических си-

-

шении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются цель и основные

.

Особое пользование водным объектом реали-

ограничении или запрещении других видов или прав водопользователей.

в

-

ления в питьевой воде, обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспор-

-

,

значение, и для иных государственных и муниципальных нужд.

-

рых полностью расположены в пределах терри-

в

особое пользование для государственных и муниципальных нужд по решению органа испол-

.

основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды и историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц в соответствии с законода-

.

-

,

приостановление или запрещение использования

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется в

-

ством РФ, органами исполнительной власти

-

равления в пределах их компетенции.

При этом правомочия по ограничению, приостановлению или запрещению использования

-

-

.

Особо охраняемые водные объекты представляют собой природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, куль-

-

вительное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих

-

нию специально уполномоченного государствен-

-

ной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Особо охраняемые водные объекты могут иметь статус объектов федерального, территориального (регионального) и местного значения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти её субъектов могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов: участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, водно-болотные угодья, водотоки и водоёмы, отнесённые к уникальным природным ландшафтам; зоны охраны истока или устья водных объектов; места нереста ценных видов рыб; иные категории водных объектов, рассматриваемые в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.

Установление особой охраны означает, что водный объект полностью или частично, постоянно или временно изымается из хозяйственной деятельности. Особо охраняемые водные объекты могут представлять отдельную акваторию (территорию): памятник природы, государственный природный заказник. Также они могут входить в особо охраняемую территорию, установленную законодательством Российской Федерации: государственный природный заповедник, национальный или природный парк, дендрологический парк или ботанический сад, курорт, ле-чебно-оздоровительную местность.

Многообразие видов объектов водного фонда, перечисленных в настоящей статье, ещё раз

подтверждает, что эффективность правового регулирования использования, охраны и улучшения сопряжённых с водой земель невозможна без подробного и чёткого анализа особенностей каждого из видов. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо установить (определить) чёткие критерии классификации водных объектов и закрепить данное положение в Водном кодексе РФ.

Кроме того, в ст. 6.1 Водного кодекса РФ следовало бы включить понятия специального и особого режимов водопользования. Указанные нововведения будут способствовать снижению одной из наиболее конфликтных областей использования и охраны водных ресурсов: конкуренции прав водопользователей.

Мы полагаем, что специалистам в отрасли водного хозяйства можно и нужно говорить о существующих недостатках и нюансах действующего законодательства. Идеальных законов не существует, но правильное выполнение водного законодательства практически полностью решило бы проблемы водных объектов.

Литература

1. Дмитриев В.В. Новый Водный кодекс Российской Федерации и проблемы предоставления земельных участков и лесов в водоохранных зонах // Адвокат. 2007. № 5. С. 21.

2. Люльев Д.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская юстиция. 2007. № 1. С, 39.

3. Петрунин В.В. Комментарий к Федеральному закону от 03.06.2006 № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» // Налоговый вестник. 2006. № 8. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.