Научная статья на тему 'Разграничение полицейских функций Оренбургского казачьего войска в XVIII - первой половине XIX века'

Разграничение полицейских функций Оренбургского казачьего войска в XVIII - первой половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
447
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разграничение полицейских функций Оренбургского казачьего войска в XVIII - первой половине XIX века»

В.М.Шадри!

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ ФУНКЦИЙ ОРЕНБУРГСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА В XVIII-ПЕРВОЙПОЛОВИНЕXIXВЕКА

Основное назначение оренбургского казачества вплоть до середины XIX век; заключалось в экономическом освоении Оренбургского края и его обороне от набе гов кочевников киргиз-кайсацкой степи. Но, кроме выполнения своей главной за дачи, Оренбургское казачье войско исполняло и разнообразные полицейские функ ции, выступая в качестве составной части силовых структур Российской империи.

В XVIII веке специальных подразделений, подобных современным внутреннт войскам и предназначенных для поддержания порядка и обеспечения внутренне} безопасности, не существовало, хотя такие формирования являются необходимы!* атрибутом публичной власти. Полицейские обязанности, в связи со слабой расчле ненностью государственного механизма, выполняли органы управления, постоян но или временно уполномоченные ими на то лица, вооруженные силы, в том числе I нерегулярные войска. Собственно же полиция вплоть до конца XIX века офици ально рассматривалась как орган государства по внутреннему управлению вооб ще.

Полицейские функции, осуществляемые казаками, по нашему мнению, следуе' подразделять на военно-полицейские и административно-полицейские. Такое раз деление в общих чертах начинает просматриваться уже с конца XVIII века, т.е. с< времени официального определения статуса полиции как "части гражданской"1 Так, еще в 1786 г. Оренбургский военный губернатор генерал-поручик О.А.Игель стром "ордером" от 23 июня за № 669 приказывал, чтобы служащих казаков не при влекать к полицейской службе в Оренбурге, потому что они "более ни на что не дол жны быть употребляемы, кроме единственно только на службу воинскую, и во вce^ их распоряжении кроме военного начальства и войсковой канцелярии ни от каког< гражданского правительства не зависят"2. Для полицейской службы по городу пред писывалось назначать исключительно отставных казаков и молодежь, еще тольк< готовящуюся к ратной службе. Ордером за № 682 было разъяснено, что отставные I "малолетние" казаки, определенные для полицейской службы в городах, находятс в подчинении городничих, а в уездах - капитан-исправников и нижних земски судов, которые назначали из них начальников, десятских и сотских и имели прав« распоряжаться этими казаками только через определенных войсковых командиров При этом права полицейских чиновников ограничивались - они не могли предос тавлять отпуска казакам, награждать их3. Отбывая полицейскую повинность, ка заки, как служащие полиции, выходили из подчинения войсковой канцелярии и ] своей деятельности руководствовались Уставом благочиния, который наряду с фун кциями по охране общественного порядка и безопасности возлагал на полиции многочисленные общеадминистративные, судебные и даже некоторые финансовы полномочия.

Обострение социальных противоречий, увеличение численности городского на селения, жалобы горожан заставили правительство обратить более пристально внимание на полицию, особенно городскую. В последнее пятилетие XVIII века, период краткого царствования Павла I, происходят существенные изменения в орга низации, компетенции и месте общей полиции в аппарате государства. Императо] традиционно для абсолютизма рассматривал силовые структуры как важнейшук часть механизма государственной власти. Вся внутренняя политика Павла I был нацелена на укрепление расшатанных, как ему казалось, устоев самодержавия

России. В этот период были ликвидированы или перестроены многие государственные учреждения. Управы благочиния во многих городах распались. Так, в донесении Оренбургского военного губернатора, генерала от инфантерии барона Игельст-рома отмечалось, что во исполнение принятого в 1782 г. Устава благочиния в городе Оренбурге была учреждена Управа благочиния. "Чиновники и служители при ней обретались из здешних батальонов; когда же по Высочайшей Вашего Императорского Величества воле из сих батальонов сформировались полки, тогда все оные чиновники и служители обращены и поступили в те полки, а затем Управа благочиния, не имея при себе служителей, уничтожилась"4.

В 1796 г. при новом разделении империи на губернии и утверждении штатов для них губернаторам предписывалось, "чтобы в знатнейших по губерниям городах, где окажется нужно, устроить полиции". Штаты полиции формировались, исходя из потребностей и финансовых возможностей городов, расходы относились, в основном, на счет горожан. По всем вопросам устройства и организации полиции губернаторы обязаны были обращаться непосредственно к императору, который лично занимался преобразованием полицейских служб и разработкой штатов. Обосновывая штаты полиции Оренбурга, военный губернатор, обращаясь к Павлу I, писал: "В городе же существует обывательских, а в предместье оного казачьих 1281 двор; сверх чего каждогодно бывает сюда для продовольствия войск Вашего Императорского Величества поставка казенного провианта, а отсель и из Илецкой защиты во все здешней губернии города развозится соль, в летнее же время есть в здешнем меновом дворе мена и торг разным оссийским и азиатским товаром, на каковой случай стекается сюда из разных мест немалое число народу; учрежденная же здесь военная стража и бываемые в ночное время военные по городу обходы обязаны обращать свое внимание и наблюдать безопасность не инако, как только вокруг крепости и внутри оной по улицам надзирать, чтобы не было никаких между людьми ссор и беспорядка, а кроме сего ни во что по части полицейской вмешиваться не должны". Далее военный губернатор отмечает важность функций и необходимость учреждения гражданской полиции и предлагает согласованный с гражданским губернатором штат. Касаясь предместья города, заселенного, в основном, казаками, Осип Андреевич Игельстром предлагает передать полицию на попечение отставных казаков и при этом отмечает, что "зависимость сих казаков от полиции в рассуждении заведывания их по военной части войсковому казачьему начальству нимало препятствовать не может, но будет сие начальство в отправлении их по воинской части дел и правосудия поступать по данным ему указаниям и предписаниям".

В соответствии с императорским указом от 10 апреля 1798 г. штат полиции Оренбурга включал: полицмейстера, двух приставов (уголовных и гражданских дел), двух магистратских ратманов, секретаря, трех писарей. Кроме того, в соответствии с делением города на части и кварталы, в штат полиции входило 3 частных пристава и 9 квартальных надзирателей. В казачьем предместье, где было 437 дворов, была учреждена одна часть и три квартала. В части: 1 частный пристав из казачьих чиновников и 1 трубочистный мастер. В кварталах: 3 квартальных надзирателя; 3 сотских, по одному от каждых 145 дворов; 6 десятских, по одному от каждых 72 дворов; 29 полицейских служителей, по одному от 15 дворов, и 3 ночных сторожа, по одному в каждом квартале. Всего штат городской полиции в казачьем предместье составлял 46 человек. Формировать штат предписывалось лично губернатору и обер-коменданту крепости.

Устав благочиния и последующие нормативные акты возлагали на чиновников полиции, в том числе и из казаков, выполнение разнообразных административно-полицейских обязанностей. Помимо охраны общественного порядка полицейские органы вели надзор за ремеслом и торговлей, следили за ценами на рынке,

пресекали спекуляцию отдельными товарами. Эта функция приобретала особое значение в неурожайные годы и после больших пожаров. В функции полиции входила и борьба с праздношатающимися, среди которых могли быть беглые крепостные и дезертиры. К многочисленным полномочиям органов полиции относился и надзор за нравственностью. Ряд статей Устава обязывал полицию доводить до сведения жителей все распоряжения центральных и местных властей. Регулярные полицейские органы "имели попечительство" о создании удобного проезда по улицам и поддержании на них чистоты. Традиционно в функции полиции входило пожарное дело и работа по предупреждению пожаров, в то время частых и опустошительных. Практически во всех городах губернии большая часть пожарных команд формировалась из казаков. В станицах основную ответственность за противопожарную безопасность нес атаман. Приказом обер-коменданта Оренбурга от 3 августа 1784 г. за № 1668 предписывалось продолжать назначать по 5 конных казаков, со сменою еженедельно, "для караула при городском пожарном инструменте и для возки его при пожарах". В полицейском ведении длительное время находилась и почтовая служба. В Оренбургской губернии традиционно эту функцию исполняли казаки. Они развозили почту внутри города, доставляли ее в столицу и уездные города; охраняли почтовые станции и патрулировали почтовые тракты. Оренбургский военный и гражданский губернатор генерал-майор Н.Н.Бахметьев, составляя расписание нарядов на летнюю службу в 1800 г., требовал, чтобы при каждой почте находилось по два вооруженных казака. В составленной им инструкции казакам предписывалось отражать неожиданные нападения оружием и преимущественно копьями. В случае же нападения на почту в "превосходном числе давать об этом знать тотчас на станцию и, соединясь с жителями, стараться отыскать воров и переловить"6. Казаки постоянно оказывали помощь чиновникам, заведовавшим казенными лесами. Ордером Оренбургского губернатора генерал-поручика И.А.Рейнс-дорпа от 31 марта 1768 г. за № 200 предписывалось командировать 10 казаков при капрале в распоряжение земского командира Сакмарской дистанции пограничных укреплений "для разъездов и наблюдения по вальдмейстерской части"7. Не оставалась в стороне полиция и от проведения религиозной политики. По предписанию Правительствующего Сената в октябре 1752 г. был сформирован специальный отряд под командованием полковника Родена для поимки поселившихся на реке Ир-гиз беглых раскольников. В отряде находилось 300 оренбургских казаков с атаманом Могутовым8.

С начала XVIII века, со времени организации регулярной полиции, в столичных и крупных губернских городах в составе полицмейстерских канцелярий и контор предусматривались специальные полицейские воинские команды. Они состояли из военнослужащих и формировались либо на постоянной основе, либо прикомандировывались к полицмейстерским канцеляриям из состава частей местного гарнизона. Так, во второй четверти XVIII века на каждый съезжий двор в Москве определялось 2 офицера, 2 урядника, 6 солдат и барабанщик9. В Оренбургской губернии полицейские команды традиционно формировались из казаков нерегулярного войска и прикомандировывались к полиции и "городническим" правлениям уездных городов приказом военного губернатора. Команды находились в непосредственном войсковом управлении и лишь в оперативном плане подчинялись городничим и земским исправникам. Практика прикомандировывания казачьих подразделений к учреждениям полиции сохранилась и в XIX веке. Мало того, эти команды становились все более многочисленными и с конца второго десятилетия XIX века стали направляться для полицейской службы в Москву и другие губернии.

Казаки осуществляли разнообразные военно-полицейские функции: охраняли транспорты с продовольствием и ценностями, обеспечивали безопасность приезжавших в край царских чиновников, конвоировали колодников и ссыльнопоселенцев,

осуществляли охрану острогов, соляных озер и золотых приисков. Использовались они и для розыска "воровских денег и чеканов". Во время эпидемий и эпизоотий казачьи команды устанавливали кордоны и заставы. В качестве вспомогательной силы они привлекались для борьбы со старообрядцами, разыскивали уклонявшихся от переписи, оказывали помощь администрации в сборе налогов и податей, осуществляли охрану различных научных экспедиций. Кроме того, казаки постоянно несли караульную службу в городе и у загородного дома Оренбургского губернатора, встречали хивинские и бухарские караваны, держали караулы у "аманатно-го" двора (дом, где содержались заложники) и должны были быть постоянно готовыми для всяких чрезвычайных случаев и командировок.

Сложная военно-политическая обстановка в Южном Зауралье, особенно в первой половине XVIII века, мешала экономическому и культурному освоению края. Отряды некоторых киргизских родов, не признававших власти российского императора, постоянно проникали на территорию губернии и "время от времени... верст за 300 жительства опустошали""1. Кочевники, а также шайки разбойников совершали дерзкие нападения на торговые караваны, казенные транспорты, почту, вынуждая местные власти формировать и направлять против них временные военно-полицейские команды и даже целые экспедиции из регулярных войск и казачьей конницы.

В 1738 г. казаки разбили отряд волжских калмыков, грабивших купеческие обозы и угонявших конские табуны из-под строящихся крепостей Оренбургской пограничной линии. В 1750 г. специально созданный отряд казаков отбил у кочевников захваченный ими купеческий обоз с товарами на сумму 70 тысяч рублей, в том числе 57 пудов серебра". Приказом Оренбургского губернатора князя А.А.Путятина от 25 июля 1768 г. был сформирован из уфимских и табынских казаков отряд в количестве 30 человек "для розыска злодеев", появившихся на реке Кургаза в местечке Тупануас. Причем, как и при охране пограничной линии, предпочтение при организации борьбы с разбойниками и отрядами кочевников отдавалось казакам, а не регулярным воинским формированиям. В 1768 г., формируя отряд казаков в Симбирскую губернию для поимки появившихся там разбойников, Оренбургский губернатор в приказе от 10 августа за № 1374 отмечал: "В Симбирском батальоне налицо не только достаточно, но и малого числа посылать некого, да и у тех де через пеших солдат, а особливо через таких, кои за старостью и ранами от полевой службы в тамошние батальоны определяются, во искоренение сих злодеев мало бывают"12.

Таким образом, в конце XVIII века полиция в городах реформируется на гражданской основе, происходит дальнейшее обособление полицейских органов от военного ведомства, уточняются функции полиции, ее компетенция, правовое положение. С этого времени на полицию распространяется прокурорский надзор. В соответствии со ст. 13 Устава благочиния наблюдение за деятельностью управ благочиния должны были вести уездные стряпчие по правилам ст. 410 Учреждений для управления губерний. Происходит и дальнейшее разграничение административно-полицейских, военно-полицейских и судебных функций. За полицией сохраняются судебные полномочия лишь по ряду незначительных правонарушений.

Особый интерес в истории войска, в плане анализа полицейской службы казаков, представляет период с 1840 г. по 1865 г. Вторая четверть XIX века характеризовалась нарастанием кризиса крепостнической системы. Правительство Николая I принимало действенные меры к подавлению революционного движения и укреплению тех сил, которые могли бы поддержать самодержавие. "Эти годы, - как отмечает B.C. Кобзов, - стали временем роста и усиления полицейско-карательного аппарата, администрирования и репрессий в общественной жизни"13. Опору в проведе-

нии своей внешней и внутренней политики самодержавие видело и в казачьих войсках, которые должны были оказывать помощь полиции в обеспечении внутреннего порядка в империи и подавлении революционного движения.

В декабре 1840 г. было принято специальное "Положение об Оренбургском казачьем войске", впитавшее в себя все характерные особенности переживаемого периода. Казачье войско получило статус самостоятельной административно-территориальной единицы, и управление им было передано Войсковому Наказному атаману. Войсковыми Наказными атаманами становились по должности военные губернаторы, непосредственное же управление войском осуществлял Наказной атаман14. Войсковому правлению были предоставлены права губернского правления. С этого времени функции гражданской полиции стали возлагаться на представителей войсковой администрации. В структуре полкового звена управления казачьим войском создавались специальные "столы", ведавшие полицейской властью на войсковой территории. В частности, к предмету ведения 2-го стола полковых правлений Оренбургского казачьего войска (часть полицейская) относилось "все то, что составляет предмет исполнительной экспедиции Войскового Правления и что по общим узаконениям относится к обязанностям Уездного полицейского управления в губерниях"15. В частности, чиновники 2-го стола вели предварительное следствие по всем преступлениям, совершенным на территории полкового округа, осуществляли правосудие по гражданским и малозначительным уголовным делам, на более важные дела распространялась компетенция местных общих губернских судебных учреждений. Военно-судебные дела разрешались военно-судебными комиссиями при Войсковом и окружных дежурствах. Таким образом, в лице командиров полковых округов сосредоточивались функции уездных судей, полицейских исправников и воинских начальников.

Станичные правления, состоявшие из станичных начальников и станичных судей, представляли низшую исполнительную инстанцию и находились в непосредственном подчинении полковых правлений. Станичные атаманы, как полицейские чины, наделялись правом производства дознания. Задача дознания заключалась в том, чтобы удостовериться в действительности происшествия и установить, имеет ли оно признаки преступления или совершен проступок. Если наличествовали признаки преступления, дознание передавалось чиновнику второго стола полкового правления, а подозреваемый брался под "караул". Надзор за дознанием осуществлялся Войсковым прокурором и чиновниками войсковой администрации.

Таким образом, с 1841 г. земская полиция действовала только на гражданской территории, а на войсковой ее обязанности передавались полковой и станичной администрации. Исключение составляли города: Верхнеуральск, Троицк и Челябинск, где полиция функционировала на общих основаниях. Полицейское управление в крепостях пограничной линии входило в обязанность комендантов и заведующих пограничными дистанциями. Непосредственно в станицах полицейский надзор возлагался на станичных начальников, в их распоряжении находились специальные команды из переводившихся на внутреннюю службу казаков. Помимо осуществления функций земской полиции казаки внутренней службы привлекались для исполнения обязанностей по внутреннему управлению, использовались в качестве караульных и посыльных при полковых и станичных правлениях, охраняли общественные здания, запасные хлебные магазины, цейхгаузы с оружием и огневыми припасами, общественные табуны, сопровождали почту, охраняли войсковые леса. Молодежь, достигшая 17 лет, также привлекалась к отбыванию различных повинностей внутри станиц, например подводной, охраняли общественные склады и сеновалы.

Таким образом, в рассматриваемый период на войсковой территории имело место соединение администрации, полиции и суда в одном органе. Формально управленческие, военные и административно-полицейские функции сосредоточивались в руках Наказного атамана Оренбургского казачьего войска, действовавшего по военной части - через войсковое дежурство и комиссию военного суда, по гражданской - через войсковое правление. В его обязанности вменялся контроль за состоянием дел в окружных дежурствах, полковых и станичных правлениях. Наказной атаман 30 марта 1845 г. в годовом отчете по гражданской части Оренбургскому военному губернатору В.А.Обручеву отмечал, что казаки отличаются хорошей нравственностью и непоколебимостью в вере, а "полковые и станичные правления ведут дела полиции и суда первой степени правильно и успешно"'6.

Правительство во все возрастающих масштабах использует казачьи команды для несения военно-полицейской службы в различных губерниях империи. Оренбургское казачество ежегодно направляло для несения охранной службы один полк в Москву, сводный четырехсотенный отряд на Нижегородскую торгово-промышленную ярмарку, команду на торговую ярмарку в Ирбит, казачьи отряды для несения полицейской службы в Казанскую, Симбирскую, Пермскую, Вятскую и другие губернии. Одна пешая сотня несла охрану объектов на Казанской железной дороге. Основной задачей этих военно-полицейских формирований являлось обеспечение "тишины и спокойствия" в городах и губерниях, охрана внутренней безопасности в тех случаях, когда для этого необходима была специальная вооруженная сила, организованная, в отличие от полиции, по армейскому образцу. К примеру, в 1840 г. на очередную службу от войска было назначено 156 офицеров, 132 урядника и 5221 казак, в том числе: на Нижегородскую ярмарку - 19 офицеров, 20 урядников и 571 казак; в Казань в помощь городской, уездной полиции, инвалидной команде и охране железной дороги - 5 офицеров, 6 урядников, 176 казаков; в Челябинский уезд для охраны соляных озер - 5 урядников и 5 казаков; в Екатеринбург в помощь этапной команде Пермской губернии - 6 офицеров, 6 урядников, 132 казака; в Троицкую полицию - 1 урядник и 3 казака; в 10 уездных городнических правлений - 20 урядников и 30 казаков. В это же число входили команды вспомогательных отрядов для охраны султанов-правителей восточной и средней части Орды и команда казаков для "присмотра" за рабочими соляного промысла, направляемая в Илец-кую защиту. Сверх вышеперечисленного Оренбургский казачий полк командировал казаков в Нижний Новгород, Екатеринбург и Казань. В этом же году были сформированы два временных отряда для охраны кочующих вблизи границы "мирных киргизов от нападения мятежных киргизов". Сформированы временные команды с целью сопровождения верблюдов и подвод для действующего против Хивы отряда и охраны проводившихся межевых работ по разграничению степи между Оренбургским и Сибирским ведомствами. Кроме того, по предписанию начальника корпусного штаба, команда в 300 казаков, назначенная в 1839 г. в Москву на смену половины 10-го Уральского полка и прибывшая в Самару, временно поступила в оперативное подчинение начальника второго округа корпуса жандармов генерал-майора Перфильева и была направлена в Сызранский и Корсунский уезды и село Шего-ны".

Сводный казачий полк Отдельного Оренбургского корпуса (так официально именовался посылавшийся в Москву полк) находился в подчинении московского обер-полицмейстера и выполнял различные обязанности. Казаки несли конно-по-лицейскую службу в Москве, находясь в непосредственном подчинении чиновников городской полиции, и в уездах Московской губернии под началом чиновников земской полиции. Назначались казаки в ординарцы и для посылок к Московскому генерал-губернатору, к обер-полицмейстеру, к гражданскому губернатору, к комен-

данту, к трем полицмейстерам, к следственному приставу и другим военным и полицейским чиновникам Несли службу на заставах, назначались в помощь полиции для соблюдения порядка при гуляниях, к караулам в тюрьмы, в рабочий смирительный дом и другие места, оказывали помощь жандармам и полиции на вахт-пара-дах в Кремле, на Царской площади, во время военных смотров на Ходынском и Девичьем полях. Осуществляли и многие другие административные и военно-полицейские функции

Полицейская служба в Москве исполнялась казаками добросовестно, честно и умело и высоко оценивалась властями В целом, обстановка в области охраны правопорядка в Москве в середине XIX века считалась удовлетворительной В городе при населении 370 тысяч человек совершалось 5-6 убийств, 2-3 грабежа и разбоя, около семисот краж в год, примерно две трети которых раскрывалось18 Заслуга в таком состоянии дел принадлежит и казакам Уральского и Оренбургского казачьих войск, внесших существенный вклад в обеспечение правопорядка в городе Так, находящемуся на службе в 1840 г в Москве сотнику Горбунову был высочайше пожалован чин есаула за "отлично усердную службу по заведыванию казачьими пикетами 13-го Оренбургского полка и за поимку его командою 443 человек военных дезертиров и разного звания беглых людей"19 В том же году, находясь в Москве, Николай I отметил "примерную тишину и благочиние, соблюденное в народе и изволил объявить Высочайшее благоволение всем офицерам № 13 полка, а нижним чинам пожаловано по 25 коп серебром каждому"20.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 1 ПСЗ Т XXVII № 19502

2 Материалы по историко-статистическому описанию Оренбургского казачьего войска Вып 7 Оренбург, Б Г С 329

3 Там же С 330

4 1 ПСЗ Т XXV № 18478

3 Материалы по историко-статистическому описанию Вып 7 С 311

6 Там же С 458-459

7 Там же С 153

8 Там же С 93

9 См 1 ПСЗ ТХ №7815

10 Рычков П И История Оренбургская Сочинения и переводы к пользе и увеселению служащие СПб ,1759 С 9

11 Там же С 93

12 См Материалы по историко-статистическому описанию Вып 7 С 153

13 Кобзов В С Военно-административная структура Оренбургского казачьего войска в XVIII - первой половине XIX века Челябинск, 1996 С 123

14 Там же С 124

13 Продолжение Свода законов Российской империи 4 1 СПб , 1863 №1112

16 Материалы по историко-статистическому описанию Вып 10 С 457

11 Там же С 90-96

18 См Сизиков M И , Борисов А В , Скрипилев А Е История полиции России (1718-1917гг ) Вып 2 M , 1992 С 22

19 Материалы по историко-статистическому описанию Вып 10 С 98

20 Там же С 166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.