Научная статья на тему 'Разграничение бюджетных полномочий между органами Федеральной и региональной власти'

Разграничение бюджетных полномочий между органами Федеральной и региональной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ВЛАСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛНОМОЧИЯ / ГОСУДАРСТВО / УРОВНИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ / ДОХОДЫ / THE SYSTEM / POWER / MANAGEMENT / POWERS / STATE / LEVELS / LEGISLATION / BUDGET / EXPENSES / INCOME

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Живодрова Светлана Анатольевна, Ошкина Мария Владимировна

В статье рассматривается вопрос о повышении результативности действий исполнительной власти и эффективности использования ресурсов, которыми управляет государство, с одновременным повышением прозрачности системы их финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINCTION BUDGET AUTHORITY BETWEEN THE FEDERAL AND REGIONAL AUTHORITIES

In this article there is the issue of enhancing the impact of the executive and efficient use of resources that are managed by the state, while increasing transparency in their funding.

Текст научной работы на тему «Разграничение бюджетных полномочий между органами Федеральной и региональной власти»

УДК 336.1

РАЗГРАНИЧЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ

С. А. Живодрова, М. В. Ошкина

DISTINCTION BUDGET AUTHORITY BETWEEN THE FEDERAL AND REGIONAL AUTHORITIES

S. A. Zhivodrova, M. V. Oshkina

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о повышении результативности действий исполнительной власти и эффективности использования ресурсов, которыми управляет государство, с одновременным повышением прозрачности системы их финансирования.

Ключевые слова: система, власть, управление, полномочия, государство, уровни, законодательство, бюджет, расходы, доходы.

Abstract. In this article there is the issue of enhancing the impact of the executive and efficient use of resources that are managed by the state, while increasing transparency in their funding.

Key words: the system, power, management, powers, State, levels, legislation, budget, expenses, income.

Единая система власти и управления в России предполагает соответствующее разграничение предметов ведения и полномочий между ее уровнями, системами и звеньями, определение принципов, методов и форм взаимоотношений и взаимодействия между ними. Речь идет о том, какую долю ответственности за обеспечение жизнедеятельности граждан должен нести каждый уровень органов власти и управления. Ведь общество - это прежде всего продукт взаимодействия людей. И здесь, как нигде, необходимы взаимное доверие и открытость, скоординированность и подлинное сотрудничество [1].

В настоящее время в России существует проблема разграничения полномочий между уровнями власти в процессе реализации закрепленных за ними в законодательстве страны полномочий.

Хотелось бы заметить, что, с точки зрения В. Е. Цоя, содержание данной проблемы обусловлено недостатками существующего механизма реализации полномочий, который все еще опирается на многие унаследованные из прошлого управленческие технологии и весьма неэффективен в современных условиях, что, в свою очередь, не позволяет применять принципы федерализма в регулировании государственных расходов.

Принципы федерализма могут начать работать только тогда, когда полномочия и ответственность между всеми уровнями власти будут четко распределены как по доходам, так и по расходам. Система бюджетных отношений между уровнями государственной власти должна быть прозрачной и,

кроме того, призвана обеспечивать бюджетную гармонизацию, подотчетность субнациональных правительств и региональное равенство [2].

Проблема бюджетного федерализма есть ключевая проблема правового государства и гражданского общества, решаемая посредством организации рационального движения потоков финансовых ресурсов. При таком понимании меняется не только лейтмотив доходной базы государственного бюджета, но и услуги власти все больше приобретают смысл платного служения гражданам в рамках ясного двустороннего контракта.

Разграничение предметов ведения имеет большое и принципиальное значение, поскольку оно определяет не только расходные обязательства, но и ответственность сторон по финансированию соответствующего бюджета. Законодательному разграничению видов расходов должно предшествовать четкое разграничение государственной собственности, предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, а также между субъектами РФ и органами местного самоуправления, не входящими в систему органов государственной власти.

Глава 2 Бюджетного кодекса РФ устанавливает компетенцию федеральных, региональных и местных органов власти в области регулирования бюджетных правоотношений, подчеркивая, что к компетенции федеральных органов государственной власти отнесено определение общих принципов бюджетного процесса на региональном и местном уровне. Тогда как их детализация осуществляется самостоятельно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Такой подход в целом обеспечивает необходимый баланс между принципом единства бюджетной системы Российской Федерации и принципом самостоятельности бюджетов разных уровней.

Вместе с тем отдельные нормы Бюджетного кодекса неоправданно расширяют или, напротив, сужают полномочия федеральных органов государственной власти в регулировании бюджетных правоотношений. К полномочиям федеральных органов государственной власти не вполне оправданно отнесены:

- установление нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, являющихся обязательными при составлении региональных и местных бюджетов. Это существенно ограничивает бюджетную самостоятельность и ответственность региональных и местных органов власти [3, ст. 7];

- установление нормативов отчислений от региональных налогов и сборов в местные бюджеты, ограничивающее полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении их собственных налогов [3, ст. 8];

- ограничение полномочий региональных и местных органов власти по адаптации функциональной классификации бюджетных расходов к особенностям территориальных бюджетов [3, ст. 158];

- предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности переводом исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации через территориальные органы Федерального казначейства [3, ст. 133].

Перечислим полномочия из Бюджетного кодека РФ, которые расширяют функции органов власти:

- исполнение и осуществление контроля за исполнением региональных и местных бюджетов;

- установление условий предоставления финансовой помощи из федерального бюджета;

- определение общих принципов регулирования межбюджетных отношений внутри субъектов Российской Федерации [3, ст. 168.3].

В связи с этим в гл. 2 Бюджетного кодекса РФ целесообразно внести поправки, устраняющие указанные диспропорции.

Кроме того, разграничению полномочий в рамках бюджетных правоотношений препятствует неопределенность бюджетного статуса автономного округа, входящего в состав области (края).

Чтобы построить в России эффективную систему распределения расходных полномочий, в ближайшем будущем необходимо осуществить следующие изменения:

- оптимизировать расходные обязательства и их четкое закрепление за соответствующими уровнями власти;

- отменить федеральные законы, налагающие на территориальные бюджеты неэффективные расходные обязательства, которые не могут быть исполнены или изменены:

- передать региональным и местным властям полномочия по самостоятельному и независимому установлению и реструктуризации расходов в закрепленных за ними сферах компетенции [4].

Однако действующее законодательство не содержит принципов и механизмов разграничения расходных полномочий. Программой развития бюджетного федерализма в России для решения этой задачи предусмотрено введение в Бюджетный кодекс понятия «расходные полномочия» и законодательное закрепление постоянно действующего механизма их разграничения [5].

Список литературы

1. Столяров, М. В. Компетенция власти: Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования / М. В. Столяров. - М. : Изд-во РАГС, 2011. - 316 с.

2. Цой, В. Е. Глобализация и стратегия устойчивого развития российской экономики / В. Е. Цой. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС Кон-сультантПлюс. - 2012.

4. Безруков, А. В. Конституционная модель разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов РФ / А. В. Безруков // Российский юридический журнал. - 2011. - № 3. - С. 15.

5. Курбатов, А. Я. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации / А. Я. Курбатов // СПС КонсультантПлюс. - 2010.

Живодрова Светлана Анатольевна кандидат исторических наук, доцент, кафедра государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет E-mail: jivodrova@mail.ru

Zhivodrova Svetlana Anatolyevna Candidate of historical sciences, associate professor,professor, sub-department of public administration and sociology region, Penza State University

Ошкина Мария Владимировна Oshkina Maria Vladimirovna

студентка, Пензенский student, Penza State University

государственный университет E-mail: mashaohkina@mail.ru

УДК 336.1 Живодрова, С. А.

Разграничение бюджетных полномочий между органами федеральной и региональной власти / С. А. Живодрова, М. В. Ошкина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 1 (5). - С. 222-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.