Научная статья на тему 'Разделение бизнес-функций на современных автотранспортных предприятиях'

Разделение бизнес-функций на современных автотранспортных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ФУНКЦИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКЕ / СЕБЕСТОИМОСТЬ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивакина Е.Ю., Макушкина Е.Н., Шляхтурова А.Г.

В статье рассматриваются причины передачи комплексными автотранспортными предприятиями ряда своих производственных функций внешним подрядчикам. Отмечаются положительные и отрицательные стороны такого подхода к организации процесса доставки грузов и пассажиров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разделение бизнес-функций на современных автотранспортных предприятиях»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 656.13.07

Е.Ю. Ивакина, старший преподаватель кафедры «Автомобильные перевозки», ВолгГТУ, Е.Н. Макушкина, студентка 4-го курса ВолгГТУ, А.Г. Шляхтурова, студентка 4-го курса ВолгГТУ г. Волгоград, Российская Федерация

РАЗДЕЛЕНИЕ БИЗНЕС-ФУНКЦИЙ НА СОВРЕМЕННЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

В статье рассматриваются причины передачи комплексными автотранспортными предприятиями ряда своих производственных функций внешним подрядчикам. Отмечаются положительные и отрицательные стороны такого подхода к организации процесса доставки грузов и пассажиров.

Ключевые слова

Бизнес-функции автотранспортных предприятий, организационно-техническая подготовка услуг по перевозке, себестоимость функции управления персоналом.

В 2014 г. российская экономика столкнулась с началом серьезного экономического кризиса. Произошло резкое замедление всех значимых экономических показателей. Доля капиталовложений в экономику сократилась с 22,6 % в 2013 г. до 16,7 % в 2014 г. [1]. Согласно опубликованным данным на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики падение темпов роста ВВП составило 96,3 % по отношению к 2014 г [2].

В средствах массовой информации высказываются разнообразные мнения о причинах экономического кризиса, но к основным многие авторы относят следующие:

- обеспечение экономического роста за последние годы в основном за счет импорта нефтепродуктов и других полезных ископаемых;

- превышение темпов роста инфляции над прогнозными оценками. В 2014 г. она составила более 10 %

[1];

- высокие процентные ставки по кредитам, которые заставили многие российские корпорации обратиться к зарубежным рынкам капитала, где аналогичные ставки на порядок ниже. Однако девальвация рубля привела к удорожанию обслуживаемого иностранного долга. Прекращению доступа к зарубежным финансовым рынкам способствовал и произошедший в начале 2014 г. кризис в международных отношениях.

Экономический кризис 2014-15 гг. уже третий по счету на пути перехода Российской Федерации от директивной экономики к рыночной. Первый кризис был в течение 1997-98 гг. второй - в 2008-2009 гг. В результате воздействия экономических кризисов на производственную деятельность российских компаний происходит сокращение выпуска продукции в различных областях общественного производства и, соответственно, падение спроса на перевозочные услуги. Компании вынуждены проводить структурные реорганизации с целью сокращения своих бюджетов и искать новые пути повышения эффективности производства. Одним из таких способов повышения эффективности деятельности автотранспортных предприятий (АТП) является аутсортинг, который представляет собой передачу производственных или бизнес функций независимому внешнему подрядчику, специализирующемуся в данной области [3].

В настоящее время практически не осталось комплексных АТП, выполняющих все виды перевозок, а также техобслуживание, ремонт и хранение автотранспорта. Стали появляться компании с различным сочетанием производственных функций. Например, АТП, осуществляющие технологическую организацию услуги по перевозке, куда не входит непосредственно перевозочный процесс, а только его проектирование и реализация обеспечивающих процессов оказания этой услуги. Организация обеспечивающих процессов предусматривает диспетчерское управление, проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, предрейсовые и послерейсовые технические осмотры автотранспортных средств (АТС), реализацию

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

оперативных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, а также техническое обслуживание (ТО), ремонт и хранение подвижного состава (ПС). Подобные предприятия строят свое сотрудничество с владельцами автотранспортных средств, физическими и юридическими лицами, на договорной основе.

Таким образом, можно выделить следующие основные бизнес-функции процесса организации доставки грузов и пассажиров, которые в современных условиях передаются предприятием независимому внешнему подрядчику:

- проведение технического обслуживания и текущего ремонта ПС;

- хранение подвижного состава, такой подход экономит средства на обслуживание и содержание больших территорий;

- транспортно-экспедиционное обслуживание;

- содержание парка АТС (взаимодействие с надзорными органами, уплата налогов, обеспечение горюче-смазочными материалами, запасными частями и автошинами), а также функции по непосредственному управлению автомобилями во время движения.

На сегодняшний день ТО и ремонт ПС, а также транспортно-экспедиционное обслуживание выделяются в самостоятельные сферы деятельности. Что касается хранения и содержания парка АТС, то эти бизнес-функции АТП передаются на аутсортинг редко. Появлению предприятий с новой формой организации производственной деятельности, в которой не предусматривается содержание в штате работников водителей, а в структуре основных фондов подвижного состава, способствовала также возрастающая конкуренция со стороны частных перевозчиков.

Привлечение сторонних автоперевозчиков к процессу доставки грузов имеет ряд положительных и отрицательных моментов. К положительным можно отнести следующие:

- снижение себестоимости функции управления персоналом, зависящей от количества работающих: сокращение численности работников в отделах организации труда и заработной платы, бухгалтерии, комплектации и подготовке кадров;

- расширение возможностей использования разнообразных типов и марок подвижного состава, доступ к которым был ограничен или невозможен;

- снижение рисков появления убытков в случае падения спроса и превышения «точки безубыточности» над фактическим объемом перевозок;

- концентрация усилий на основных функциях: удовлетворении потребности клиентов и организации обеспечивающих процессов.

К отрицательным моментам относятся:

- риск утечки информации о клиенте, т.е. потеря коммерческой тайны;

- возможность перехода клиента к другому перевозчику на белее выгодных условиях;

- ограниченный контроль над внештатными водителями, который может привести к снижению трудовой дисциплины и срыву условий доставки груза.

Для снижения рисков потери клиентов и информации о них АТП должны привлекать к сотрудничеству только проверенных автоперевозчиков, обладающих большим опытом работы и имеющих достойную репутацию.

Список использованной литературы:

1. Кондратьев В.Б. Кризис 2014 г. в России как итог пороков экономической политики [Электронный ресурс]/ В. Б. Кондратьев-2009- Режим доступа:

http://www.perspektivy.info/rus/ekob/krizis_2014_goda_v_rossii_kak_itog_porokov_ekonomicheskoj_politiki_2015-02-04.htm

2. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: национальные счета - [2015]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/

3. Электронная энциклопедия инвестора Академик [Электронный ресурс]: словари и энциклопедии. - Режим доступа: http://investments.academic.ru/705/Аутсорсинг

© Ивакина Е.Ю., Макушкина Е.Н., Шляхтурова А.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.