Научная статья на тему 'Рациональная организация учебного процесса в университете'

Рациональная организация учебного процесса в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова И. А.

В статье излагаются основные аспекты организации учебного процесса в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема для студентов коррекционно-педагогических специальностей и направлений. Рассматриваются возможности рационализации распределения аудиторной и внеаудиторной работы при составлении расписания учебных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рациональная организация учебного процесса в университете»

РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСИТЕТЕ

© Емельянова И.А.*

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема,

г. Биробиджан

В статье излагаются основные аспекты организации учебного процесса в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема для студентов коррекционно-педагогических специальностей и направлений. Рассматриваются возможности рационализации распределения аудиторной и внеаудиторной работы при составлении расписания учебных занятий.

Процессы, происходящие в обществе на современном этапе развития, обусловили динамику изменений в сфере высшего образования и подготовки психолого-педагогических кадров.

Обществу требуются специалисты, обладающие последовательным, логическим мышлением, высоким уровнем саморегуляции деятельности, умеющие рационально распределять время, самостоятельно пополнять знания по избранной специальности, особенно если речь идет о педагогических направлениях и профилях подготовки.

Анализ процессов реформирования высшей школы в России, образовательной ситуации в университете совершенно отчетливо показывает следующие тенденции:

- современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний;

- в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов;

- центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

Организация учебного процесса, представляя собой один из важнейших этапов на пути развития и эффективного функционирования вуза, является совокупностью взаимосвязанных задач, решаемых различными подразделениями учебного заведения. Важная задача деканата - разработка расписания, которое регламентирует трудовой ритм всего факультета. От того, насколько рационально составлено расписание зависит эффективность работы

* Доцент кафедры Коррекционной педагогики, психологии и логопедии, кандидат педагогических наук.

преподавателей и студентов, адекватное использование интеллектуальной и материальной баз вуза.

Расписание занятий наряду с учебным планом и рабочими программами является основным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в университете. Оно базируется на научно-методических основах рациональной организации учебно-воспитательного процесса и реализует следующие задачи:

- выполнение учебных планов и рабочих программ;

- создание оптимального режима работы студентов в течение дня, недели, при организации и проведении сессий;

- создание оптимальных условий для выполнения профессорско-преподавательским составом университета своих должностных обязанностей;

- обеспечение оптимальной постановки преподавания и организации самостоятельной работы студентов над учебным материалом;

- обеспечение рационального использования аудиторного фонда;

- целесообразное использование различных форм и методов преподавания;

- оптимизация использования в учебном процессе технических средств обучения.

Расписание составляется по двум формам обучения (очная и заочная). Согласно графику учебного процесса студенты-заочники два раза в год выезжают на сессию и включаются в организованный учебный процесс, предполагающий посещение лекций, лабораторных и семинарский занятий, сдачу зачетов, экзаменов, защиту контрольных и курсовых работ. От того, насколько рационально составлено расписание во многом зависит усвоение студентами материала по преподаваемым дисциплинам. В межсессионное время они планируют учебную деятельность самостоятельно.

При очной форме обучения организацию образовательного процесса деканат осуществляет на протяжении всего учебного года. Поэтому при распределении времени на обучение, отдых, занятие в кружках, спортивных секциях, посещение различных мероприятий студент вынужден ориентироваться на расписание. Оно в значительной степени определяет процессы жизненного цикла обучающегося. В связи с этим требуется поиск возможностей рационализации распределения аудиторной и внеаудиторной работы.

Расписание учебных занятий очной формы обучения составляется на каждый семестр в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами специальностей, направлений и графиком учебного процесса на текущий учебный год. Оно обеспечивает непрерывность учебного процесса в течение дня и равномерное распределение учебной нагрузки в течение недели.

При составлении расписания занятий учитываются пожелания штатных преподавателей, связанные с их участием в научной, учебно-методической и воспитательной работе, и совместителей.

Рассмотрим некоторые организационные моменты, обуславливающие составление рационального расписания занятий на одном из наиболее сложных примеров. В университете практикуется совмещение образовательных программ ввиду того, что обществу требуются специалисты широкого профиля подготовки, способные оказывать детям разностороннюю квалифицированную помощь, умеющие работать в массовых и в специальных (коррек-ционных) образовательных учреждениях. Так студенты 3-4 курсов выполняют три образовательные программы: по специальности 050714 Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью 050716 Специальная психология и направлению 050700.62 Педагогика (профиль - Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии) очной формы обучения. Таким образом, в рамках реализации перехода на многоуровневую систему образования данные курсы обучаются по разработанному и утвержденному совмещенному учебному плану подготовки бакалавра и специалиста. В связи с этим возникает некоторая специфичность организации учебного процесса, которая заключается в том, что необходимо правильное распределение различных видов учебной деятельности студента с соблюдением нормативных требований к объему учебной нагрузки, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы в течение недели.

Размещение учебных дисциплин по дням недели обеспечивает равномерное распределение самостоятельной работы студентов над учебным материалом. В один день лекционные и практические занятия по одному и тому же предмету не проводятся. Лекции, как правило, включаются в расписание в начале учебных занятий. Количество дисциплин, изучаемых ежедневно, как правило, не превышает трех.

Основной формой организации учебной работы отдельной группы с постоянным составом студентов по строго определенному расписанию, являются лабораторно-практические занятия. С учетом наиболее распространенной классификации лабораторно-практических занятий по основной дидактической цели в учебном корпусе проводятся следующие типы занятий: сообщение и усвоение (изучение) новых знаний; комбинированный; повторение и обобщение полученных знаний; проверка знаний, умений и навыков (контрольный), на базе образовательных учреждений, как правило, организуются занятия, цель которых: закрепление знаний и выработка умений и навыков; применение знаний, умений и навыков. Так, например, при изучении логопедии на третьем курсе часть лабораторно-практических занятий проводится в логопедических группах для детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, заиканием МДОУ компенсирующего вида «Детский сад № 21» г. Биробиджана. На этих занятиях студенты демонстрируют практические умения и навыки коррекции нарушений звукопроизношения, фонематических про-

цессов, лексико-грамматического строя у детей. В рамках изучения дисциплины «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» будущие педагоги проводят фрагменты коррекционно-развиваю-щих занятий с умственно отсталыми дошкольниками. На четвертом курсе значительное количество учебной аудиторной нагрузки планируется на методики обучения учащихся с нарушением интеллекта (методика преподавания русского языка, математики, естествознания, географии, ручного труда, изобразительной деятельности). С целью овладения методами и приемами обучения детей данной категории часть лабораторно-практических занятий проводятся на базе муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии VIII вида «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 12» г. Биробиджана.

Важно подчеркнуть, что учение студента - это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая деканатом самостоятельная деятельность, которая становится доминантной, особенно в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов высшего образования в университете. В этой связи пропорциональность между аудиторными и внеаудиторными занятиями вызывает пристальное внимание к проблеме организации самостоятельной работы студентов (СРС) в целом, а не только и не столько в традиционных границах конкретных дисциплин.

В расписании учебных занятий на каждом курсе указываются дни, отведенные на внеаудиторную самостоятельную работу, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля со стороны преподавателя (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, зачетам, коллоквиумам и т.п.). Обычно это среда или четверг. Эти дни соотносятся с расписанием консультаций по дисциплинам, курсовым и дипломным работам, которое составляется выпускающей кафедрой с учетом расписания аудиторных занятий университета и утверждается заведующим кафедрой.

Образовательный процесс в вузе представляет собой синтез обучения, практики и научно-исследовательской работы студентов. Практика как элемент учебного процесса проводится с целью закрепления и расширения знаний, полученных будущими педагогами в университете, приобретения необходимых практических навыков работы по специальности. Она способствует развитию самостоятельной работы студентов. В процессе прохождения практики потребители образовательных услуг учатся самостоятельно отбирать и систематизировать информацию в рамках поставленных перед ними задач, применять полученные знания на практике, развивать навыки работы с детьми и в педагогическом коллективе, осуществлять самоконтроль. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионально-

го образования направления 050700.62 Педагогика (профиль - Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии) очной формы обучения сроки прохождения практик в специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта установлены в количестве 8 недель (2 недели - учебно-исследовательская, 6 недель - педагогическая). Учебно-исследовательская практика на третьем курсе проводится в 6-м семестре без отрыва от учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся с отклонениями в развитии VIII вида «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 12» г. Биробиджана. В течение 6-ти недель студенты 2 раза в неделю (понедельник и среда) посещают школу. Ежедневная нагрузка составляет 6 часов. В расписании занятий указывается время пребывания практикантов в специальном образовательном учреждении. Соответственно, в эти дни аудиторные занятия не планируются.

Учебная педагогическая практика студентов четвертого курса проводится в начальных и старших классах коррекционной школы. В 7-м семестре практиканты работают в качестве учителя начальных классов и воспитателя, в 8-м - выполняют роль учителя старших классов и классного руководителя. Ежедневная нагрузка составляет 3 часа, количество дней в неделю -4 (понедельник, среда, пятница, суббота). В дни практики планируются одна или две пары аудиторных занятий во второй половине дня в том случае, если студенты проводят в школе уроки. Если же они согласно программе практики осуществляют воспитательную работу с умственно отсталыми детьми, то аудиторные занятий в университете планируются в утреннее время (первая и вторая пары).

Таким образом, рациональная организация учебного процесса в университете включает правильное распределение учебной и внеаудиторной нагрузки, обязательный учет пожеланий, как преподавателей, так и студентов. Она предполагает четкую ориентацию на специфику реализуемых образовательных программ, а также индивидуальные особенности и возможности студентов, способствует развитию у будущих педагогов умения учиться, формированию способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способов адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.