4. Ляхович Д.Г. Процесс управления маркетинговой поддержкой наукоемких производств промышленных предприятий // Маркетинг и общество: Сб. матер. II междунар. науч.-практ. конф. Казань: КГФЭИ, 2007. С. 116-118.
РАССМОТРЕНИЕ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
© Устинова М.В.
Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск
В статье предпринимается попытка проанализировать существующие факторы влияния на инновационные региональные процессы, посредством анализа складывающихся субъектно-объектных отношений.
В процессе осуществления инновационной деятельности в регионе между субъектами возникают тесные взаимосвязи, которые подразделяются на факторы внешнего и внутреннего воздействия. К факторам внешнего влияния на инновационные процессы в регионе относятся:
- Административный фактор, который заключается в сфере влияния региональных органов власти на участников инновационного процесса, причём степень влияния может быть как регулирующего свойства, так и стимулирующего. Если к первому относится вся нормативно-правовая деятельность, регулирующая взаимоотношения между участниками инновационного процесса и администрацией региона, то характер стимулов носит, прежде всего, применение различного вспомогательного инструментария, в том числе создание социальной инфраструктуры для участников инновационного сектора экономики.
- Финансово-кредитный фактор включает все механизмы финансового воздействия и стимулирования инновационных процессов в регионе. В нём участвуют как частные финансовые структуры, взаимодействующие с инновационным бизнесом на особых условиях (банки, венчурные фонды, бизнес ангелы), так и бюджеты местного, регионального и федерального уровней.
- Система страхования рисков инвесторов заключается в участии страховых компаний, что выступает дополнительным гарантом для инвесторов в сфере рискованных инвестиций. Инновационный сек-
тор считается самым рискованным в части инвестиций, где число удачных проектов для инвестора в среднем один к десяти, отсюда большой риск и высокие ставки.
- Спрос на инновационный продукт, кроме того, что является регулирующим фактором, ещё и предвосхищает не только разработку самого проекта, но и в случае успеха его промышленное применение. Регулирующее воздействие спроса кроется уже на стадии формирования заявки о необходимости нововведений, которые используются во всех сферах жизнедеятельности человека.
Бизнес инкубаторы,
Вузы,
ИПК
ИТЦ,
Конструкторские бюро,
ШИИ,
Проектные и проектно-изыскательские,
Пром. предприятия (инновационно активные),
ТВЗ,
Технопарки,
ЦТТ и т.д.
- Идея,
- Макет, образец,
- Патент,
- Пробная партия,
- Промышленное производ-
ство
Административный
субъект
Рис. 1. Субъекты объектные отношения инновационного процесса
Кроме разделения происходящих процессов между субъектами инновационной деятельности и объектом инновациями на внешние и внутренние - выделяются более сложные, механизм которых представлен на рис. 1.
Где под субъектами генерирования инноваций подразумеваются различные структуры, целью которых является создание инновационного продукта, такие как:
Бизнес инкубаторы - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи [1]. Генеральная цель бизнес инкубаторов - помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Основная причина провалов в бизнесе - недостаток опыта в управлении. Чтобы восполнить пробелы, инкубаторы устанавливают связи с опытными наставниками в области бизнеса. Обычно существует прейскурант услуг специалистов по праву и бухгалтерскому учёту, которые консультируют по сниженным расценкам.
ВУЗ - одна из самых интересных и многопрофильных структур участвующих в инновационном процессе. Кроме того, что в вузах сосредотачивается наибольшее число исследователей, в них проводится работа по подготовке студентов, аспирантов, исследователей. Учитывая объединение таких направлений как фундаментальные исследования и прикладные разработки в «одних стенах», Вузы получают большое преимущество перед небольшими исследовательскими организациями. Основная роль университетов в инновационной сфере сводится к решению следующих задач:
1. генерация знаний, выступающих объектами коммерциализации.
2. формирование инновационной инфраструктуры, офисы коммерциализации, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технологические парки, другие организационные формы взаимодействия науки и бизнеса;
3. организация и поддержка малых наукоемких предприятий, активно взаимодействующих с вузом;
4. подготовка кадров для инновационной деятельности;
5. формирование инновационной культуры в бизнес-среде.
ИПК - инновационно-промышленные комплексы, относятся к территориально отраслевым объединениям, создаваемым в рамках организации научно-технологической и производственной поддержки объектов инновационной инфраструктуры.
ИТЦ - инновационно-технологические центры, назначение тоже, что и бизнес инкубаторы. Согласно закону Томской области от 02.06.1999 №13-ОЗ (ред. 30.12.2005 №252-ОЗ) «Об инновационной деятельности в Том-
ской области» инновационно-технологическими центрами являются юридические лица, создаваемые в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в выборе и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах власти... [2]
Конструкторские бюро - так же как и проектные и проектно-изыскательские ведут свою историю с советских времён. В СССР как студенческие научные общества - добровольные студенческие объединения, организуемые в вузах в целях привлечения студентов к научно-исследовательской работе, распространения и обобщения опыта этой работы, повышения качества подготовки и воспитания будущих специалистов. На сегодняшний день конструкторские и проектно-изыскательские бюро уже не столько студенческие организации, сколько самостоятельные
Научно исследовательский институт (НИИ) - эта форма инновационного предприятия так же имеет длительную историю берущую начало с социалистических времён. Основные задачи институтов (в СССР научных учреждений): развитие теоретических исследований по ведущим направлениям науки, выявление принципиально новых путей технического прогресса, совершенствование методов научных исследований в целях повышения теоретического уровня и эффективности исследовательских работ; изучение и обобщение достижений мировой науки, и содействие наиболее полному использованию достижений науки и передового опыта в производстве; подготовка научных кадров через аспирантуру, докторантуру, а также без отрыва работников от их основной работы. На сегодняшний день НИИ продолжают свою деятельность, как правило, на территориях Вузов или в непосредственном сотрудничестве с ними.
Офис коммерциализации разработок - структурное подразделение организации занимающейся инновационной деятельностью, осуществляющее сбор и анализ информации, проведение маркетинговых исследований, экспертную оценку, определение источников финансирования и принятие решения о рекомендации по коммерциализации наиболее перспективных инновационных разработок данной организации.
Центры трансфера технологий - организации, содействующие субъектам инновационной деятельности, в продвижении инновационного продукта на рынки сбыта и обеспечивающие доступ к информационным ресурсам (каталоги, базы данных).
Технопарк - объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, имеющее целью создание общей системы экономико-правового и технического обслуживания, а также общей системы инвестирования и ведения инновационной деятельности
Промышленные предприятия - предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, либо применяя инновационные разработки и
технологии в производстве, либо участвующие в процессе создания инновационного продукта, либо занимающиеся его промышленным производством.
Особые экономические зоны технико-внедренческого типа (ТВЗ) - согласно официальной трактовки, это часть территории на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ТВЗ это разновидность особой экономической зоны, создаваемая с целью развития инновационной деятельности.
Так как субъекты генерирования, не смотря на различный статус и формы деятельности, оказывают непосредственное влияние на создание инновационного продукта, представленного на схеме как процесс генерации, большинство инструментов управления направлено на стимулирование именно этих структур. И чем больше развит и применяется имеющийся инструментарий в части стимулирования на создание, производство и применение инноваций субъектами данной категории, тем выше в конечном итоге инвестиционный и инновационный климат региона.
Однако если мотивирующее воздействие не влияет на сам процесс создания инноваций, то субъекты обладающие возможностями и набором инструментов для управляющего воздействия на генерацию инноваций могут существенно влиять и на выбор приоритетных направлений в региональной инновационной среде. К сожалению, этот фактор учитывается скорее не как возможность для решения большинства существующих проблем в промышленности, а в качестве развития «ультрамодных» и не всегда оправданных с точки зрения имеющегося научного задела направлений.
Список литературы:
1. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. - М.: ЦИСН, 1998.
2. Закон Томской области от 02.06.1999 №13-ОЗ (ред. 30.12.2005 №252-ОЗ) «Об инновационной деятельности в Томской области».
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
© Хадасевич Н.Р.
Сургутский государственный университет, г. Сургут
В любой функциональной области управления персоналом организации существуют задачи поиска новых подходов, в том числе и в