Научная статья на тему 'Рассмотрение действующей системы социальной политики государства в отношении участников боевых действий (на примере пенсионного фонда Российской Федерации)'

Рассмотрение действующей системы социальной политики государства в отношении участников боевых действий (на примере пенсионного фонда Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / ВЕТЕРАН / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / УСЛУГА / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширямова Н.В.

В данной статье рассматриваются вопросы социальной политики в отношении ветеранов боевых действий. Представлены исследования работы с данной категорией граждан Пенсионного фонда Российской Федерации. В заключении сделаны выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рассмотрение действующей системы социальной политики государства в отношении участников боевых действий (на примере пенсионного фонда Российской Федерации)»

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

© Ширямова Н.В.*

Филиал Тюменского государственного университета, г. Сургут

В данной статье рассматриваются вопросы социальной политики в отношении ветеранов боевых действий. Представлены исследования работы с данной категорией граждан Пенсионного фонда Российской Федерации. В заключении сделаны выводы.

Ключевые слова военная политика, ветеран, социальное обеспечение, услуга, Пенсионный фонд Российской Федерации, социально-демографические условия.

Уважение и почет к ветеранам войны на Руси имеет с одной стороны древние национальные корни, с другой - это развитая имперская традиция, истоки которой в Древнем Риме, а затем Византии. Ветераны всегда почитались в России как носители победоносного отечественного духа.

В современных условиях статус ветерана становится более размытым, утрачивая свое первоначальное понимание. Ассоциативное мышление у людей связывает слово «ветеран» с чем-то значимым, заслуживающим уважения и почтения. Это в первую очередь относится к ветеранам великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы.

Поэтому, не умаляя заслуг других категорий ветеранов, следует четче разграничить эти понятия. Государство независимо от своей идеологической направленности одной из главных целей своего существования считает независимость и защищенность и, как следствие, наличие крепких и боеспособных вооруженных сил. Поэтому именно этой категории ветеранов должен отдаваться приоритет [2].

На сегодня мы наблюдаем недостаточное соблюдение прав в отношении ветеранов боевых действий. Анализ результатов исследования в рамках реализации нарушенных прав ветеранов, который осуществлялся надзорными органами, к этому привлекались лица с юридической ответственности, в том числе административной указал на эти причины.

Мы попытались их сформулировать: 1) обращение с жалобами на действия должностных лиц в вышестоящие органы и судебные инстанции на неправомерное применение норм законодательства в части предоставления

* Магистрант направления Юриспруденция.

установленных льгот по обеспечению жильем; 2) задержки единовременных выплат; 3) недостаточная профессиональная подготовка государственных служащих, занимающихся вопросами социальной защиты населения.

Поэтому нами сформулирована цель данной работы - изучение соблюдения разных аспектов социальной политики государства в отношении ветеранов боевых действий в современной России.

Во многих зарубежных странах накоплен разносторонний опыт защиты прав и интересов ветеранов боевых действий, который сочетается с высокой организованностью ветеранских движений, что заставляет обратить внимание общества и государства на проблемы данной социально-политической совокупности. Важным свидетельством усиления внимания общества и государства к проблемам ветеранов боевых действий служит создание в ряде стран специальных органов власти в структуре исполнительной власти, которые призваны согласовывать «вход» и «выход» ветеранской политики, т.е. оптимизировать «прямую» и «обратную» связь с объектом управления. в данном случае с ветеранами боевых действий. В этих же странах, по существу, не нарушались традиции функционирования саморегулируемых организаций ветеранов боевых действий, истоки которых уходят к началу буржуазных революций. В нашей стране первые ростки появились в начале XIX в., вторая попытка создания самостоятельной организации ветеранов боевых действий была предпринята в 60-х гг. ХХ в. Создание в 1956 г. Советского комитета ветеранов войны было инициировано сверху, что позволяет предполагать о том, что все общественные объединения советского периода, выполняла государственный заказ [2].

На сегодняшний день, накоплен определенный опыт защиты прав и интересов ветеранов боевых действий, о чем свидетельствует эволюция ветеранской политики.

Организации ветеранов боевых действий, созданные в условиях трансформации российского общества, не сумели полностью отстоять интересы данной социально-политической общности, о чем говорит отсутствие специального органа власти в структуре исполнительной власти, концентрирующего функции по контролю, управлению, финансированию и исполнению мероприятий, направленных на защиту прав и интересов ветеранов боевых действий. Отсутствие единого государственного ведомства, несущего полную ответственность, за результат ветеранской политики, ведет к распылению ресурсов и усилий, направленных на защиту прав и интересов данной социально-политической общности.

На данном этапе ветеранская политика ограничивается преимущественно политикой защиты прав и интересов участников великой Отечественной войны. При всей справедливости данного вопроса необходимо обратить внимание на то, что ветераны других боевых действий, защищавшие интересы страны на полях сражений, все еще не получили должного признания.

Отношение к ветеранам Великой Отечественной войны со стороны государства в разные периоды было неоднозначным и трагичным для судеб многих фронтовиков: от неприятия в сталинский период к брежневскому признанию и до запоздалой попытки использовать потенциал прошлого в современной России. Данное колебание, с одной стороны, не позволило в полной мере использовать потенциал участников великой Отечественной войны. С другой же стороны, непостоянство ветеранской политики привело к нарушению преемственности поколений, свидетельством чего служит индифферентность современной молодежи к тематике великой Отечественной войны и к государственному патриотизму в целом.

Ветераны боевых действий выполняют важные социально-политические функции, в частности, в процессе патриотического воспитания их подвиг является образцом служения Отечеству. В современной России этот потенциал не полностью встроен в систему политических взглядов и концепций, ввиду того что не до конца осознан политической элитой страны.

На данный период осуществляет социальное обеспечение ветеранов боевых действий Пенсионный фонд Российской Федерации (далее по-тексту -ПФР) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 [3].

Управление входит в структуру ПФР и непосредственно подчиняется Отделению ПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Отделение).

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями Правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР и Отделения, а также Положением о ПФР.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социальной услуги) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеют:

- инвалиды войны;

- участники великой Отечественной войны;

- ветераны боевых действий и т.д.

По выбору набор социальных услуг может предоставляться в натуральной форме либо в денежном выражении путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган ПФР или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В состав набора социальных услуг включаются следующие услуги:

1. Обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами;

2. Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;

3. Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и т.д. [1].

Граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг, обратившись в территориальный орган ПФР или в многофункциональный центр, имеют право на удовлетворение их полностью либо двух любых из указанных услуг одновременно [4].

Рассмотрим особенности работы специалистов с ветеранами боевых действий в ПФР города Сургута.

Получателями пенсии по государственному пенсионному обеспечению среди военнослужащих являются 1178 человек, из них продолжают свою трудовую деятельность 42 человека. Общий средний размер составляет 6224,77 руб.

В ноябре 2013 г. единовременную выплату получили 34 человека, средний размер которой составил 5823,14 руб.

Меры по совершенствованию системы социального обеспечения ветеранов боевых действий включают в себя различные мероприятия.

Государственное регулирование развития пенсионной системы заключается, прежде всего, в управлении внешними по отношению к ней факторами, создании благоприятных макроэкономических и демографических условий. в практике развитых пенсионных систем государственное регулирование внешними факторами включает, как правило:

- повышение рождаемости, снижение смертности и привлечение внешней трудовой миграции, что способствует росту численности работников, за которых уплачиваются страховые взносы, и соответствующему увеличению доходов пенсионной системы;

- улучшение качества здравоохранения и профилактики заболеваемости с целью сокращения высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте;

- опережающее повышение производительности труда и увеличение заработной платы, что в условиях демографического кризиса и сокращения числа работающих позволяет обеспечить достойный уровень пенсий;

- мероприятия по сокращению теневой экономики и недопущению сокрытия зарплаты;

- обеспечение роста занятости, создание, новых рабочих мест и снижение уровня безработицы, недопущение теневой занятости и сокращение рабочих мест с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда;

- предотвращение инфляции, ведущей к обесцениванию пенсионных прав и снижению покупательной способности пенсий.

Перечисленные и другие меры управления внешними факторами могут применяться как в комплексе, так и отдельно, в зависимости от конкретных

социально-демографических и экономических условий и проблем в пенсионной системе.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» предусмотрено:

«Серьезные долгосрочные проблемы стоят перед пенсионной системой. Согласно демографическим прогнозам в ближайшие 20 лет нас ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста...». Далее указано необходимость разработки программы долгосрочного развития пенсионной системы, которая смогла бы обеспечить должный уровень пенсий по сравнению с заработной платой.

Таким образом, вышеизложенное нам позволяет предполагать, что многие аспекты данного направления деятельности ПФ в разработке. Уровень пенсии в России остается недостаточно высоким, именно для ветеранов боевых действий. Особенно нелегко приходится людям, имеющим группу инвалидности или степень ограничения способности к трудовой деятельности. Поставленные задачи, в соответствии с посланием президента, должны быть реализованы в последующие годы.

Список литературы:

1. Журнал «Социальная защита». - 2014. - № 1, январь.

2. Корякин В.М. Нужна защита законам // Независимое военное обозрение. - 2008. - № 12. - С. 18.

3. Сабодаш А.Н. Правовые аспекты социальной защиты ветеранов боевых действий / А.Н. Сабодаш // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2011. - № 6 (81). - С. 190-200.

4. Шерифов А.М. Система социальной защиты участников боевых действий / А.М. Шерифов // Молодой ученый. - 2011. - № 5, Т. 2. - С. 109-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.