Научная статья на тему 'Расширение сферы применения государственных финансовых резервов в контексте обеспечения устойчивости предприятий оборонно-промышленного комплекса'

Расширение сферы применения государственных финансовых резервов в контексте обеспечения устойчивости предприятий оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY AND INDUSTRIAL COMPLEX / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗЕРВЫ / STATE FINANCIAL RESERVES / ОБОРОННЫЙ РЕЗЕРВ / DEFENSE RESERVE / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FUNDING / РАСХОДЫ / COSTS / ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР / SIZE LIMIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев Александр Владимирович

В статье рассматриваются проблемы финансирования предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях дефицитности федерального бюджета. Определены причины, обуславливающие необходимость выделения оборонного резерва в составе Резервного фонда. Предложен предельный размер оборонного резерва для финансирования возможного дефицита оборонного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expanding the Application Area of the State Financial Reserves in the Context of Ensuring the Sustainability for Enterprises of the Military and Industrial Complex

The article examines the problems of financing enterprises of military and industrial complex in the conditions of the federal budget deficit. The author identifies the reasons causing the need for the defense reserve in the Reserve Fund. He suggests the limit of the defense reserve to finance the deficit of the defense budget.

Текст научной работы на тему «Расширение сферы применения государственных финансовых резервов в контексте обеспечения устойчивости предприятий оборонно-промышленного комплекса»

оборонный резерв

для предприятий оборонно-

промышленного комплекса

расширение сферы применения государственных финансовых резервов в контексте

обеспеченияустойчивости предприятий

оборонно-промышленного комплекса

Медведев Александр Владимирович

адъюнкт, Военный университет Министерства обороны РФ medvedev_av79@mail.ru

_Аннотация

В статье рассматриваются проблемы финансирования предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях дефицитности федерального бюджета. Определены причины, обуславливающие необходимость выделения оборонного резерва в составе Резервного фонда. Предложен предельный размер оборонного резерва для финансирования возможного дефицита оборонного бюджета.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, государственные финансовые резервы, оборонный резерв, финансирование, расходы, предельный размер

В оборонно-промышленном комплексе (ОПК) самой обсуждаемой темой последнего времени стало стремительное ухудшение финансово-экономического состояния большинства предприятий [3]. Но в отличие от всей российской экономики, объяснить нарастание негативных тенденций в ОПК только влиянием мирового кризиса было бы неверно. Хотя и недооценивать столь мощный фактор тоже нельзя: для целого ряда предприятий резкое удорожание или полная недоступность кредитных ресурсов стала роковой, но у многих кризис послужил лишь катализатором, вытолкнувшим на поверхность давние и много лет неразрешенные проблемы.

предпринимательство, 2011, № 6 (2)

Необходимость создания оборонного резерва

Причины подобной ситуации во многом связаны с тем, что в составе государственных финансовых резервов не были предусмотрены условия и механизмы первоочередного финансирования запланированных на национальную оборону расходов в случае падения доходов бюджета [2]. В этой связи представляется целесообразным выделение в составе Резервного фонда «Оборонного резерва» (ОР), предназначенного для приоритетного и бесперебойного финансирования оборонных статей федерального бюджета в условиях его дефицита (см. рис. ниже).

Необходимость ОР продиктована следующими причинами.

Рис. Оборонный резерв в системе государственных финансовых резервов России

оборонно-промышленный

;

.государство теряет кадры и технологии, _восстановление

которых в будущем _проблематично,

а в ряде случаев и невозможно

1. Источником формирования государственных финансовых резервов в России является природная рента, поскольку конъюнктурные доходы нефтегазового сектора есть сверхприбыль, получаемая при использовании ограниченных разнокачественных природных ресурсов и присваиваемая собственниками этих ресурсов. Возможность дальнейшего образования и присвоения природной ренты в первую очередь зависит от наличия природных ресурсов. Поэтому логично текущую природную ренту, в первую очередь, направлять на обеспечение обороноспособности государства.

2. Специфика функционирования оборонных предприятий в рыночных условиях связана с необходимостью соблюдения контрактных обязательств. Именно их невыполнение, обусловленное неритмичностью финансирования, приводит к штрафным санкциям и банкротствам. В результате государство теряет кадры и технологии, восстановление которых в будущем проблематично, а в ряде случаев и невозможно.

3. Бесперебойное финансирование расходов на ациональную оборону, прежде всего, государс-

ого оборонного заказа, создает мультипли-й эффект, что в условиях экономического зиса может рассматриваться как дополнительная мера поддержки и стимулирования развития национальной экономики, обеспечения устойчивого развития государства.

Предельный размер оборонного резерва

Формирование ОР целесообразно осуществлять по мере зачисления в Резервный фонд денежных средств от нефтегазовых доходов бюджета, оставшихся после финансирования нефтегазового трансферта.

Размер перечислений целесообразно устанавливать ежегодно в процентном отношении от направляемой в Резервный фонд суммы денежных средств, исходя из планируемой доли расходов на национальную оборону в составе расходов федерального бюджета. Также необходимо установить предельный размер ОР, который может определяться с учетом опыта экономического кризиса 2008-2009 гг., а именно, изменений в федеральном бюджете на

российско

ийское предпринимательство, 2011, № 6 (2)

2009 г. Изначально, до возникновения кризисных процессов, расходы бюджета планировались в размере 9,0 трлн руб. [1]. В результате кризиса доходы сократились до 6,7 трлн руб. То есть дефицит (без учета увеличения расходов на антикризисные меры) составил 2,3 трлн руб., или 25,6% от изначально запланированных расходов. Прогнозируя трехлетнюю продолжительность будущих кризисных процессов, ежегодно корректируемый предельный размер ОР составит:

ОР»р = РБ% х 0,256 х РНО{ х 3,

где:

ОРпр - предельный размер оборонного резерва в год %

РБ% - расходы федерального бюджета в год % ; РНО%- доля расходов на национальную оборону в расходах бюджета в год 1

Порядок размещения ресурсов и инвестирования резерва

Поясним, что целесообразность ежегодного корректирования предельного размера ОР продиктована как возможными изменениями общего объема расходов федерального бюджета, так и изменением доли расходов на национальную оборону. В результате такой объем ОР (в случае максимального наполнения) позволит бесперебойно финансировать возможный дефицит оборонного бюджета в течение 3 лет.

Учитывая особую значимость ОР для обеспечения национальной безопасности, размещение ресурсов должно осуществляться только в национальной экономике и в национальной валюте. При этом, опять же прогнозируя трехлетнюю продолжительность неблагоприятной экономической ситуации, 1/3 средств Ор целесообразно инвестировать в высоколиквидные надежные активы со сроком обращения менее 1 года (прежде всего депозиты Банка России), 1/3 - в надежные активы со сроком изъятия от одного до двух лет, 1/3 -в надежные активы со сроком изъятия от двух до трех лет (облигации крупных российских компаний с государственным участием, государственные ценные бумаги).

....целесообразность

ежегодного

корректирования

предельного размера

оборонного резерва

продиктована

как возможными

изменениями общего

объема расходов

федерального

бюджета,

так и изменением

доли расходов

на национальную

оборону

оборонно-промышленныйкомплекс

_...«ручной» режим

_управления

_экономикой,

_в рамках которого

_Правительство

РФ получило право

_самостоятельного

_перераспределения

бюджетных средств,

_к оперативному

_реагированию

_на возникающие

_проблемы не привел

Опыт текущего экономического кризиса показывает, что введенный «ручной» режим управления экономикой, в рамках которого Правительство РФ получило право самостоятельного перераспределения бюджетных средств, к оперативному реагированию на возникающие проблемы не привел: между принятием соответствующих решений и их реализацией проходили месяцы. Для того чтобы подобное право превратилась в реально действующий антикризисный инструмент, необходима четкая регламентация процессов согласования и процедур принятия решений, а не абстрактная возможность перераспределения отдельных сумм. В связи с этим необходимо законодательное закрепление порядка формирования, управления и использования ОР в Бюджетном кодексе РФ.

Литература

1. Вестник Банка России. - 2010. - № 14. - С. 9.

2. Цымбал В., Хрусталев Е. Экономические аспекты военной безопасности в современной России // Экономическая наука современной России. - 2009. - № 4. - С.7

3. Швырков А.В., Макитрин А.В., Тимофеев М.В. Финансово-экономический кризис и его отражение на деятельности отечественного оборонно-промышленного комплекса // Вооружение и экономика. - 2009. - № 4. - С. 100-105.

Alexandr V. Medvedev

Adjunct, Military University of the Russian Ministry of Defense

Expanding the Application Area of the State Financial Reserves in the Context of Ensuring the Sustainability for Enterprises of the Military and Industrial Complex

_Abstract

The article examines the problems of financing enterprises of military and industrial complex in the conditions of the federal budget deficit. The author identifies the reasons causing the need for the defense reserve in the Reserve Fund. He suggests the limit of the defense reserve to finance the deficit of the defense budget.

Keywords: military and industrial complex, state financial reserves, defense reserve, funding, costs, size limit

российское предпринимательство, 2011, № 6 (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.