Научная статья на тему 'Расширение образовательного пространства студента университета как педагогическая проблема'

Расширение образовательного пространства студента университета как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РАСШИРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / СТУДЕНТ / ЛИЧНОСТЬ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / SPACE / LEARNING SPACE / LEARNING SPACE EXPANSION / STUDENT / PERSONALITY / UNIVERSITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повзун Вера Дмитриевна, Николаева Алла Алимовна

В данной статье рассматриваются понятия: «образовательное пространство студента» и «расширение образовательного пространства студента» в условиях развития современного университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Повзун Вера Дмитриевна, Николаева Алла Алимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University Student Learning Space Expansion as a Pedagogical Problem

The given article examines such concepts as «student learning space» and «student learning space expansion» in the sphere of modern university education development.

Текст научной работы на тему «Расширение образовательного пространства студента университета как педагогическая проблема»

УДК 378.1 ББК 74.58

Повзун Вера Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики Сургутский государственный университет г.Сургут Николаева Алла Алимовна преподаватель кафедра иностранных языков №3 Сургутский государственный университет г. Сургут Povzun Vera Dmitrievna Doctor of Pedagogics,

Professor Chair of Pedagogics Surgut State University Surgut

Nikolaeva Alla Alimovna

Senior Lecturer Chair of Foreign Languages №3 Surgut State University Surgut

Расширение образовательного пространства студента университета как

педагогическая проблема University Student Learning Space Expansion as a Pedagogical Problem

В данной статье рассматриваются понятия: «образовательное

пространство студента» и «расширение образовательного пространства студента» в условиях развития современного университетского образования.

The given article examines such concepts as «student learning space» and «student learning space expansion» in the sphere of modern university education development.

Ключевые слова: пространство, образовательное пространство,

расширение образовательного пространства, студент, личность, университет, образование.

Key words: space, learning space, learning space expansion, student, personality, university, education.

В настоящее время одной из важных целей университета является

развитие личности студента как человека, носителя культурных традиций, по-своему осознающего и осмысливающего окружающий мир, себя и самостоятельно определяющего свои действия. Мы полагаем, что в

университете студент конструирует собственное образовательное пространство в зависимости от целей и задач, которые перед собой ставит. Безусловно, активное расширение образовательного пространства студента в университете определяет качество получаемого им образования.

С точки зрения личностно-ориентированного и деятельностного подхода образовательное пространство в педагогике можно рассматривать как пространство, субъектом которого является личность обучаемого, и определять как результат его образования, «как внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого и связано с идеей опережающего развития личности» [7].

При этом характеристика «образовательное» применительно к категории «пространство» связана с изменением внутреннего образа человека в процессе социализации. Действительно, «образовательное пространство человека» можно рассматривать как коммуникативное пространство между субъективным, существующим в мыслях, и объективным, существующим в реальном. В процессе образования осуществляется взаимопроникновение идеального и реального, составляющее осознание. При осознании, в свою очередь, происходит проектирование дальнейшего контакта личности с окружающим миром, собственных действий, поведения и деятельности. (М.Т.Громкова) [1]. Образовательное пространство может быть представлено как результат образования субъекта, которое формируется на основе его ценностных ориентаций.

Мы полагаем, что образовательное пространство студента это часть актуализированной им образовательной среды, свидетельствующее о степени познания и присвоения студентом ее возможностей, результат субъективного восприятия, освоения личностью внешнего, реального мира на основе ценностных ориентаций.

Образовательное пространство личности является частью социального и культурного пространства, в котором происходит развитие познавательного интереса, поиск и обретение смыслов, постановка и достижение целей и задач,

81

проектирование образа будущего, как результата взаимодействия субъектов образования. Образовательное пространство в этом случае превращается в предмет их совместной деятельности.

Рассматривая содержание и компонентный состав образовательного пространства, конструируемого студентом в условиях университета, можно выделить в нем три внутренних пространства личности:

1) ценностно-смысловое пространство как пространство приобретения личностью жизненных ориентиров и поиска своего места в мире;

2) информационное пространство, которое конструируется в плоскости пересечения различных объективных образовательных пространств и воспринимается личностью как единое целое;

3) коммуникативное пространство как сфера отношений, круг общения, микросоциум личности.

Исходя из нестатичности образовательного пространства, мы полагаем, что каждое из трех выделенных подпространств в структуре образовательного пространства студента является пространством деятельности как осознанной, целенаправленной активности человека, которая может разворачиваться как в физическом пространстве, так и в пространстве психических образов. Деятельность является необходимым условием его существования, а также детерминантой изменения его широты.

Среди основных признаков образовательного пространства студента можно выделить целостность, открытость (связь с окружающей средой), протяженность, структурность, взаимосвязь и взаимодействие его элементов, включающих в себя разнообразные субъекты, объекты, ситуации и отношения, событийность, наполняемость, нестатичность, способность к изменениям, направленность.

Данные признаки обуславливают динамику изменения границ образовательного пространства. Мы полагаем, что образование студента в университете подразумевает активное расширение его индивидуального

образовательного пространства за счет включения в него элементов открытого образовательного пространства университета.

Мы не случайно выбрали понятие «расширение» как ключевое для описания динамики изменений, происходящих в образовательном пространстве студента. Активное расширение человеком пространства своего «Я», овладение окружающим пространством считается позитивным эволюционным и биографическим шагом (В.Н.Мясищев, В.В.Козлов) [2]. Подтверждение этой мысли мы находим у разных исследователей. По мнению К.Левина, качество жизненного пространства определяет человек и психологическая среда, «как широко она существует для него» [5, с.77]. Согласно Г.Олпорту, расширение эго является одной из функций «проприума», свойственных человеку областей жизни, и один из важнейших признаков зрелой личности - обладание сильно расширенным чувством Я [4, с.23].

Следуя этой логике, мы полагаем, что чем шире, наполненнее пространство человека значимыми, ценными для него элементами, тем он ценнее для общества не только в социальном плане, но и в плане роста самооценки, осознания собственной значимости. Более того, расширяя свое образовательное пространство, человек тем самым расширяет свои возможности и максимально их реализовывает.

Мы полагаем, что интенсивность расширения пространства личности напрямую зависит от ее жизненной энергии, так как наше сознание представляет собой «активное, открытое пространство энергии, которое наполняет реальность смыслами, отношениями и переживаниями» (В.В.Козлов) [3]. Расширение образовательного пространства человека также требует энергии, и любой «творческий процесс возможен только при достаточно высоких энергетических уровнях сознания» (В.Ф.Петренко) [10, с. 133].

Обращаясь к проблеме университетского образования, мы полагаем, что характеристики расширения образовательного пространства студента университета определяются в первую очередь его активностью, жизненным потенциалом личности, ведь функциональные возможности человека в любом

83

направлении деятельности могут быть определены лишь при наличии его активно-положительного отношения к задаче (В.Н.Мясищев) [6, с.27]. Образовательное пространство студента включает в себя ту часть образовательного пространства университета, в которой он выступает как субъект деятельности, а не только как объект чьих-то влияний. В него входит все, что наиболее близко, интересно, значимо для него в университете.

Рассматривая проблему расширения образовательного пространства студента в университете, мы опираемся на конструктивистский подход.

В контексте нашего исследования мы рассматриваем студента не как объект педагогического влияния, а как субъекта, автора собственных решений и поступков, эффективное образование которого в университете невозможно без выделения и конструирования, или, по выражению Э.Гуссерля, «конституирования» в университете «своего» образовательного пространства [4, с.21].

Мы убеждены, что, обладая свободой воли и сознанием, человек сам конструирует свое жизненное пространство, выбирая круг общения и область духовных поисков. Следовательно, репрезентация личности в образовательном пространстве представляет собой конструирование студентом собственной личностной модели в процессе образования, рассмотрение собственного «Я», основанного на личном опыте, в контексте образования. Г лавным на этом пути оказываются не столько внешние, сколько внутренние события: его

концептуальные находки и прозрения, обретения новых смыслов, происходящие с целью ответа на вопросы «Кто я? Что я собой представляю? Что мне интересно? Куда я двигаюсь? Каковы мои цели? Чего я пытаюсь достичь?» (В.М.Розин) [8].

Таким образом, мы полагаем, что расширение образовательного пространства студента в университете предполагает конструированием им мира своего образования, выделение в образовательном пространстве университета значимых и тесно связанных с его собственными интересами и стремлениями областей, воспринимаемых им как «своих».

84

Расширение образовательного пространства имеет нелинейный, событийный характер. Расширяя свое образовательное пространство, студент не просто приобретает все новые знания. Он в первую очередь готов встречаться с иным (новым, незнакомым) и готов отказываться в определенных случаях от какой-то части знакомого и привычного [4, с.24]. Следовательно, каждое значимое событие и каждый выбор в образовательном пространстве изменяют образовательное пространство студента, ведут к тому, что перед ним появляются новые потенциальные возможности.

Таким образом, мы понимаем расширение образовательного пространства личности как процесс увеличения количества областей ее реального мира и качества их освоения (присвоения субъективно наиболее значимых элементов окружающего мира, связанных с реализацией собственных целей и стремлений), которые актуализируются ею в процессе образования. В условиях университета расширение образовательного пространства студента представляет собой процесс включения различных компонентов открытого образовательного пространства университета (как то: субъектов, объектов, ситуаций и отношений) в свое образовательное пространство и наделение их особыми личностными смыслами.

Сущностные характеристики расширения образовательного пространства позволили нам сформулировать принципы расширения образовательного пространства студента в условиях университета:

- сознательности расширения образовательного пространства в зависимости от целей и задач, которые студент перед собой ставит, а также его интересов и устремлений;

- активности студента как субъекта, конструирующего свое образовательное пространство;

- избыточности элементов образовательного пространства университета, обуславливающих возможность отбора наиболее значимых, интересных либо ценных элементов для студента;

- событийной насыщенности образовательного пространства университета, поскольку именно события, в которых участвует студент, являются важным стимулом расширения его образовательного пространства;

- интерактивности методов и технологий обучения в образовательном пространстве университета, стимулирующих активность обучаемого;

- нелинейности, непоследовательности изменений, происходящих во время расширения образовательного пространства;

- перехода количественных изменений в качественные, когда изменившееся образовательное пространство начинает влиять на характер последующих изменений;

- неограниченности возможностей расширения образовательного

пространства студента во времени.

Последний принцип указывает на то, что теоретически расширять свое образовательное пространство студент может как угодно долго. С другой стороны, существуют цели и временные рамки освоения университетских программ, а также цели, которые студент ставит перед собой во время обучения в университете, в частности цель - стать конкурентоспособным на рынке труда. Именно эта цель, осознаваемая студентом, по нашему мнению, задает границы и определяет интенсивность расширения его образовательного пространства в пространстве и времени университетского образования. При этом достигнутый уровень конкурентоспособности студента позволяет не только составить представление о его образовательном пространстве, но и оценить

эффективность влияния педагогических условий на процесс его расширения.

Библиографический список

1. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной

деятельности: Учеб. пособие для вузов.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 416с.

2. Козлов, В.В. Основные тенденции личности и группы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wholeworld.ru/stati/kozlov-telo-kosmos.html.

3. Козлов, В.В. Сознание как предмет психологии /В.В.Козлов // Человеческий фактор. Социальный психолог.- 2005.- №2. С. 7-16.

4. Кондратова, Н.А. Теоретические предпосылки и содержание понятия «жизненное пространство личности» /Н.А.Кондратова //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.- 2009.- №2. С. 18-29.

5. Левин, К. Теория поля в социальных науках [Текст] /К.Левин. - СПб.: Издательство «Сенсор», 2000. - 368с.

6. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А.Бодалева [Текст]/ В.Н.Мясищев. - М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 368с.

7. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов [Текст]/ ред. сост. Н.Б.Крылова. - М.:РФФИ-ИПИ, РАО, 1995. - 113с.

8. Розин, В.М. Конструирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа /В.М.Розин //Вопросы философии.- 2009.- №7. С. 91-106.

Bibliography

1. Gromkova, М.Т. Psychology and Pedagogics of Professional Activities: Textbook for Higher Educational Institutions.- М.: UNITY-DANA, 2003. -416 p.

2. ^ndratova, N.A. ^еоге^са1 Background and Meaning of «Personality’s Living Space» Concept / N.A. ^ndratova // Moscow University Bulletin. -Series 14. Psychology. - 2009. - №2. - P. 18-29.

3. Kozlov, V.V. Basic Tendencies of the Personality and the Group [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.wholeworld.ru/stati/kozlov-telo-kosmos.html.

4. Kozlov, V.V. Consciousness As a Psychological Issue / V.V.^zlov // Human Factor. Social Psychologist. - 2005. - №2. - P. 7-16.

5. Levin, К. Field Theory in Social Sciences [Теxt] / KLevin. - SPb.: «Sensor» Press, 2000. - 368 p.

6. Мyasishchev, V.N. Psychology of Relations: Edited by A.A.Bodalev [Тех^/ V.NMyasishchev. - М.: «Institute of Practical Psychology» Press; Voronezh: NPO «МОDEК», 1998. - 368p.

7. New Values of Education: Thesaurus for Teachers and School Psychologists [Тех^ / Author and Editor N.BXrylov. - М^К^Л-!?!, RAE, 1995. - 113p.

8. Rozin, VM. Self-Construction and Reality Construction As a New European Personality and Philosopher Way of Life / VM.Rozin // Philosophical Issues. -2009. - №7. - P. 91-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.