Complementary education in the condition of modernization of education in the Russian Federation
УДК/UDC 378.14 Т. Ю. Павлова, Ю. С. Попов
T. Pavlova, Y. Popov
РАСШИРЕНИЕ ИТ-КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НАПРАВЛЕНИЕ «ФИЗИКА»)
EXPANDING IT COMPETENCES OF SPECIALISTS IN PHYSICAL AND MATHEMATICAL PROFILE (DIRECTION — PHYSICS)
В статье изложен опыт организации дополнительной подготовки студентов физического факультета КемГУ в области ИТ-технологий. Проанализированы сложности организации параллельной подготовки специалистов в такой быстро развивающейся отрасли, предложены пути их преодоления.
The article describes the experience of additional training (extension of competences) students of physics faculty of Kemerovo state university in IT technologies. There is an analysis of the organizational complexity of parallel training in the rapidly growing industry and ways to overcome them.
Ключевые слова: компетенции, информационные технологии, дополнительное образование.
Keywords: competencies, information technology, additional training.
Информационные технологии все шире внедряются во все отрасли человеческой деятельности. Как следствие, возрастает потребность в специалистах, обслуживающих компьютеры, владеющих и разрабатывающих необходимое программное обеспечение. В 2013 г в средствах массовой информации велась широкая дискуссия об обеспечении нашей промышленности такими специалистами. Дело в том, что в России остро не хватает не менее 200 000 специалистов в области информационных технологий (ИТ) [1]. Потребность настолько велика, что правительство планирует привлекать людей из-за рубежа, для чего предусматривает квоты на мигрантов и льготы компаниям. Ситуация усугубляется тем, что потребность в квалифицированных ИТ-специалистах существует не только в России, и решить проблему нехватки кадров может лишь создание достаточного количества кафедр, факультетов и вузов, ориенти-
рованных на потребности отрасли и бизнеса. По данным Минкомсвязи, в России сейчас работает около 300 тысяч программистов; резервом являются около 700 тысяч специалистов других областей знаний, которые умеют программировать, но не считают эту деятельность основной; вузы до 2020 г смогут подготовить только 150 тысяч ИТ-специалистов.
Физический факультет Кемеровского государственного университета много лет осуществлял подготовку по специальности «физика», а в настоящее время — по направлению «Физика». В учебном плане подготовки имеется значительное количество часов по информационным технологиям (программированию, знакомству с пакетами прикладных программ, автоматизации процессов). В рамках специалитета имелась специализация «Физическая информатика». Все это позволяло нашим выпускникам работать программистами в банках, в государственных учреждениях (в администрации, инспекциях, фондах), на веб-ресурсах Кузбасса, в телефонных компаниях и другом частном бизнесе. Однако объем подготовки по информационным технологиям был все же недостаточным. Кроме того, отсутствие документа о подготовке по специальности разработчика программного обеспечения затрудняло поиски соответствующей работы, ограничивала их возможности на рынке труда.
Нами была рассмотрена возможность развертывания дополнительной подготовки по программе «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий в физике и технике» и «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)». Опрос студентов показал, что первая специальность более популярна, они считают такую дополнитель-
Professional Education in Russia and Abroad 4 (16) 2014
81
Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации образования Российской Федерации
ную квалификацию более перспективной для трудоустройства после окончания вуза.
Сложность организации дополнительной подготовки студентов вуза заключается в том, что она должна быть организована параллельно основному учебному процессу. Необходимо встроить в существующий график около 850 часов аудиторной нагрузки, организовать практики, предписанные учебным планом для первой программы («Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий в физике и технике»), и около 550 часов — по второй программе («Системный инженер»). Опыт показывает, что только защита выпускной работы может быть организована после получения диплома по основной специальности: трудоустройство, коренное изменение жизненного распорядка, необходимость освоения новых навыков на рабочем месте сильно снижают мотивацию получения дополнительной квалификации.
Дополнительная подготовка по специальности «разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий в физике и технике» была реализована для студентов специалитета (подготовка 5 лет) и проводилась в течение трех лет с третьего по пятый годы обучения по основной программе. Получить дополнительную квалификацию изъявили желание студенты физического и математического факультетов. Дипломы о получении дополнительной квалификации получили три потока студентов по 20 человек.
При переходе на программу бакалавриата (подготовка 4 года) вести дополнительную подготовку в объеме 850 аудиторных часов стало весьма затруднительным из-за возможных перегрузок студентов. Начать дополнительную подготовку со студентами 1-го курса представляется тактически неверным, так как первокурсники лишь адаптируются к новой для них организации вузовского учебного процесса, оценивают правильность своего выбора специальности и вряд ли сумеют обучаться дополнительно. В этих условиях было принято решение организовать дополнительную подготовку по программе «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе)», требующей меньшего количества аудиторных часов. В настоящее время по этой программе проходят дополнительное обучение 18 студентов физического факультета.
Ограниченность количества аудиторных часов способствует широкому внедрению в учебный процесс сетевых технологий-сервисов поколения web 2.0. Для внеаудиторного общения преподавателя и студентов хорошо зарекомендовали себя ведение преподавателем блога на платформе http://www.blogger. com, размещение работ студентов в сети Интернет (в «облачных» сервисах), что делает их доступными для проверки преподавателем в любое удобное время.
Еще одной трудностью организации дополнительной подготовки в такой быстро развивающейся отрасли, как информационные технологии, является отбор актуального содержания учебных дисциплин [2; 3]. Эту проблему можно было бы решить с помощью высококвалифицированных специалистов ИТ-отделов предприятий и организаций. Однако найти таких специалистов, готовых к сотрудничеству с учебными учреждениями, очень тяжело: предлагаемая оплата труда для них крайне низка, работа преподавателем имеет известную специфику, тяжела и непривлекательна для них.
И все же востребованность выпускников такого рода программ делает крайне необходимым участие специалистов реальных секторов экономики в формировании актуального содержания учебных программ, переподготовке преподавателей и в подготовке студентов. Уменьшение дефицита компетенций и квалификаций в области информационных технологий — вызов, ответ на который может определить темп развития экономики Кузбасса в долгосрочной перспективе. Началом может стать проведение круглых столов, конференций специалистов реальных секторов экономики, управленцев и преподавателей вузов, а затем создание программ переподготовки для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
1. Голицина А. Mail.ru Group против мигрантов в IT-отрасли // Ведомости. — 2013. — URL: www.vedomosti.ru/ companies/news/1 8025581 /mailru-group-protiv-privlecheniya-migrantov-v-it-otrasl.
2. Слугина Н. Л., Гриняк В. М. Повышение уровня подготовки кадров в области современных информационных технологий на базе центра компетенций // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 5. — С. 205-2015.
3. Назаренко М. А. Повышение квалификации специалистов по промышленной электронике в области современных информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2. — С. 176-190.
82
Профессиональное образование в России и за рубежом 4 (16) 2014