Научная статья на тему 'Расширение частных начал в судебно-экспертной деятельности'

Расширение частных начал в судебно-экспертной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
802
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДИСПОЗИТИВНОСТЬ / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЧАСТНЫЙ ЭКСПЕРТ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / PRIVATE PRINCIPLES / CRIMINAL PROCEDURE / LEGAL EXPERTISE / STATE LEGAL EXPERT INSTITUTE / PRIVATE EXPERT / NON-STATE EXPERT INSTITUTE / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролова Е. Ю.

Статья посвящена одному из проявлений частных начал в уголовном процессе возможности назначения и проведения экспертиз вне государственных экспертных учреждений. Определены критерии выбора сторон, следователя, суда относительно назначения производства судебной экспертизы в негосударственном судебно-экспертном учреждении. Проанализированы законодательный и научный подходы к определению понятий «негосударственные экспертные учреждения» и «иные эксперты». Выявлены имеющиеся в процессуальном законодательстве и законодательстве о судебной экспертной деятельности противоречия относительно процессуального статуса, полномочий и компетенции государственных и негосударственных судебных экспертов. Предложено реформирование судебно-экспертной деятельности, предусматривающее принятие закона, регламентирующего деятельность государственных и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов; создание на государственном уровне квалификационных, аттестационных и лицензионных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expansion of private principles in legal expertise activity

The article is devoted to one of the signs of private principles in criminal procedure possibility to prescribe and carry out examination out of state expert institutions. During this work particular choosing criteria of parties, investigator and court relative to expertise prescription in non-state legal expertise institution were defined. There were analyzed legal and scientific approaches to definition of such terms as «non-state expert institutes» and «other experts». There were as well revealed contradictions in remedial legislation and court expert activity legislation concerning remedial status, proxy and jurisdiction of state and non-state legal experts. Also there was offered a reform of legal expertise activity which stipulate for a law acceptation regulating activity of state and non-state expert institutions and private experts, as well as creation of qualified certifying and licence organizations at the state level.

Текст научной работы на тему «Расширение частных начал в судебно-экспертной деятельности»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

РАСШИРЕНИЕ ЧАСТНЫХ НАЧАЛ Б СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФРОЛОВА Е.Ю.,

кандидат юридических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: fish-rnd@rambler.ru

Статья посвящена одному из проявлений частных начал в уголовном процессе - возможности назначения и проведения экспертиз вне государственных экспертных учреждений. Определены критерии выбора сторон, следователя, суда относительно назначения производства судебной экспертизы в негосударственном судебно-экспертном учреждении. Проанализированы законодательный и научный подходы к определению понятий «негосударственные экспертные учреждения» и «иные эксперты». Выявлены имеющиеся в процессуальном законодательстве и законодательстве о судебной экспертной деятельности противоречия относительно процессуального статуса, полномочий и компетенции государственных и негосударственных судебных экспертов. Предложено реформирование судебно-экспертной деятельности, предусматривающее принятие закона, регламентирующего деятельность государственных и негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов; создание на государственном уровне квалификационных, аттестационных и лицензионных структур.

Ключевые слова: диспозитивность; уголовный процесс; судебная экспертиза; государственное судебно-экспертное учреждение; частный эксперт; негосударственное экспертное учреждение; квалификация.

EXPANSION OF PRIVATE PRINCIPLES IN LEGAL EXPERTISE ACTIVITY

FROLOVA E.Y.,

Ph.D., Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: fish-rnd@rambler.ru

The article is devoted to one of the signs of private principles in criminal procedure - possibility to prescribe and carry out examination out of state expert institutions. During this workparticular choosing criteria ofparties, investigator and court relative to expertise prescription in non-state legal expertise institution were defined. There were analyzed legal and scientific approaches to definition of such terms as «non-state expert institutes» and «other experts». There were as well revealed contradictions in remedial legislation and court expert activity legislation concerning remedial status, proxy and jurisdiction of state and non-state legal experts. Also there was offered a reform of legal expertise activity which stipulate for a law acceptation regulating activity of state and non-state expert institutions and private experts, as well as creation of qualified certifying and licence organizations at the state level.

Keywords: private principles; criminal procedure; legal expertise; state legal expert institute; private expert; non-state expert institute; qualification.

JEL classification: K10, K14.

Специфика уголовно-процессуальной деятельности, ее публичный характер связанны с обязанностью государства защищать права и восстанавливать законные интересы граждан, нарушенные в результате преступных действий. Проявление же частных начал в уголовном процессе связано с предоставлением необходимых полномочий и возможностей самой личности защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2. ст. 45 Конституции РФ). Причем частное начало уголовного процесса распространяет свое действие на всех участников судопроизводства - потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, их законных представителей.

© Е.Ю. Фролова, 2013

Одним из проявлений диспозитивности в уголовном процессе наряду с производством по делам частного обвинения, защитой имущественных прав, свидетельским иммунитетом, производством отдельных следственных действий в зависимости от усмотрения участников уголовного процесса является и предусмотренная законодателем возможность назначения и проведения экспертиз вне государственных экспертных учреждений.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» такая необходимость возникает в случаях, когда в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем определенную территорию, невозможно производство судебной экспертизы в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, а также при наличии обстоятельств, указанных в статье 70 УПК РФ, т. е. когда все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории не могут выступить в этом качестве, ее производство может быть поручено государственным судебно-экспертным учреждениям, обслуживающим другие территории, негосударственному судебно-экспертному учреждению или лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, в том числе сотруднику научно-исследовательского учреждения, вуза, иной организации, обладающему специальными знаниями и имеющему в распоряжении необходимое экспертное оборудование.

Кроме того, на выбор проведения экспертиз вне государственных экспертных учреждений влияет и загруженность экспертов государственных судебно-экспертных учреждений другими экспертизами; и желание сторон, следователя, суда, назначить производство судебной экспертизы в негосударственном судебно-экспертном учреждении, где работает известный специалист в данной области знания; и «наличие сомнений у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников процесса в беспристрастности и объективности сотрудников данного государственного судебно-экспертного учреждения или даже государственных судебных экспертов вообще» (Рос-синская, Галяшина, 2009. С. 30).

Применительно к производству экспертизы пределы реализации диспозитивного начала закреплены ст. 198 УПК РФ, согласно которой при назначении и производстве судебной экспертизы подозреваемый, обвиняемый, его защитник и потерпевший вправе знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы; заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении. Кроме того, подозреваемому, обвиняемому, его защитнику предоставлено право ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении.

Практика показывает, что в качестве «других экспертных учреждений», выступают, как правило, негосударственные экспертные учреждения, а лицами, «указанными подозреваемым, обвиняемым, его защитником и привлекаемыми в качестве экспертов», являются специалисты различных государственных научно-исследовательских институтов; преподаватели государственных специализированных вузов (кафедр); специалисты (эксперты) различных ведомств, профильных государственных учреждений, и др., профессиональная компетенция которых подтверждается самим фактом их пребывания (работы) в указанных учреждениях (Муженская, 2011. С. 43).

Следует отметить, что УПК РФ (ч. 2. ст. 195) предусматривает проведение судебной экспертизы не только государственными судебными экспертами, но и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Однако вопрос относительно того, кого следует понимать под «иными экспертами» остается дискуссионным.

Пленум Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. № 28 предлагает считать таковыми экспертов негосударственных судебно-экспертных учреждений, под которыми понимаются «некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами» (п. 2), а также лиц, не работающих в судебно-экспертных учреждениях.

В Федеральном Законе «О государственной судебно-экспертной деятельности» № 73-Ф3 негосударственное экспертное учреждение не упоминается, но согласно ст. 41 этого Закона судебные экспертизы, помимо государственных судебных экспертов, могут производить и иные лица, обладающие специальными знаниями, не являющиеся государственными судебными экспертами.

В соответствии с п. 60 ст. 5 УПК РФ понятие «экспертное учреждение» трактуется предельно широко. Экспертным учреждением признается государственное судебно-экспертное учреждение или иное учреждение, которому поручено производство судебной экспертизы. Экспертом же является лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

Нет однозначного подхода к данному вопросу и в научной среде.

По мнению некоторых ученых, «интерес помимо государственных судебных экспертов могут и должны представлять только профессионалы - специалисты, непосредственно занятые в той или иной конкретной области знаний или практической сфере деятельности, профессиональная квалификация и опыт которых постоянно совершенствуются и для которых участие в осуществлении правосудия обусловлено не финансовым интересом, поскольку производство судебных экспертиз для них - не основной вид деятельности и источник получения дохода, а исполнением профессионального и гражданского долга по оказанию содействия правосудию» (Муженская, 2011. С. 43).

По мнению других, в качестве судебного эксперта может выступать любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями. При этом такое лицо может не иметь какого-либо официального статуса, т. е. быть

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

178

Е.Ю. ФРОЛОВА

так называемым частным экспертом, или, напротив, может быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Для выполнения судебных экспертиз создаются негосударственные экспертные организации, в которых экспертизы выполняют штатные сотрудники или привлекаемые со стороны лица на основании гражданско-правовых договоров. (Ефремов, 2011. С. 6).

Наиболее удачной нам представляется позиция Е.Р. Россинской и Е. Галяшиной - «в контексте действующего российского уголовно-процессуального законодательства и ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», понятие судебно-экспертного учреждения может толковаться исключительно как некоммерческая организация, созданная целевым путем для обеспечения организации и производства судебных экспертиз. Под такое определение подпадают как государственные судебно-экспертные учреждения, так и экспертные организации, не носящие коммерческий характер, но созданные специально для содействия в обеспечении потребностей судопроизводства за счет применения специальных знаний (общественные организации, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства и т. д.)». Лица, не являющиеся штатными работниками экспертных учреждений (в равной мере как государственных, так и частных), приобретают статус судебного эксперта не иначе, как будучи прямо поименованными в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы. При этом лицо, назначающее экспертизу, лично проверяет наличие у предполагаемого эксперта необходимых специальных знаний и его незаинтересованность в исходе дела (Россинская, Галяшина, 2009. С. 31).

Следует отметить, что выбор судебного эксперта и (или) судебной экспертной организации, в том числе из государственных судебно-экспертных учреждений регулируется процессуальным законодательством и законодательством о судебной экспертной деятельности и может осуществляться лицом (органом), назначающим судебную экспертизу с учетом мнений заинтересованных участников процесса.

При этом критерии выбора экспертного учреждения в процессуальном законодательстве не указаны, за исключением выбора экспертов для повторной экспертизы и проведения дополнительной экспертизы (ст. 207 УПК РФ). Отсутствие таких правил говорит о том, что лица (органы), уполномоченные назначать судебные экспертизы, и заинтересованные участники судопроизводства осуществляют выбор судебного эксперта и (или) судебной экспертной организации по своему усмотрению.

Согласно же нормам законодательства о государственной судебно-экспертной деятельности выбор государственных судебно-экспертных учреждений для производства судебной экспертизы должен осуществляться с соблюдением определенных правил (Ефремов, 2011. С. 67).

УПК РФ устанавливает для государственных судебных экспертов - лиц, специально подготовленных и аттестованных для производства конкретных видов судебных экспертиз, и иных экспертов из числа лиц, обладающих специальными знаниями единый процессуальный статус - права и обязанности (ст. 57 УПК РФ), основания для отвода эксперта (ст. 70 УПК РФ), единый - с незначительными отличиями (ст. 199 УПК РФ) порядок назначения, производства судебной экспертизы (ст. 195-207, 269, 283 УПК РФ) и допроса эксперта (ст. ст. 80, 205, 282 УПК РФ), а также единый статус процессуального акта, подготавливаемого экспертами - заключения эксперта (ч. 1 ст. 80 УПК РФ).

Профессиональные и квалификационные требования к государственному эксперту закреплены в ст. 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» - наличие гражданства РФ; высшее профессиональное образование; специальная подготовка по конкретной экспертной специальности; допуск на самостоятельное производство экспертиз. В силу ст. 41 Закона на негосударственных экспертов данные требования не распространяются. В связи с этим актуальным является решение вопроса относительно его компетенции.

Компетентность эксперта заключается в практической способности к решению экспертных задач, включающей применение конкретных методов и средств, в рамках своей компетенции, соответствующей полученной экспертной специальности. Знание современных методов и методик и умение их применять являются обязательной составляющей компетентности (Жижина, 2009. С. 22).

Расширению сферы использования специальных знаний и усилению принципа состязательности во всех видах судопроизводства способствует начавшаяся в России сертификация судебно-экспертных методик. Органом по сертификации экспертных методик Госстандартом определен Российский федеральный центр судебных экспертиз при Минюсте России. В рамках этой системы проводятся работы по испытанию и выдаче рекомендаций к использованию в экспертной практике методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы, а также по подтверждению компетентности судебных экспертов (Россинская, Галяшина, 2010. С. 53).

В заключение следует отметить, что привлечение негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов к производству экспертиз в рамках уголовного судопроизводства составляет в настоящее время серьезную конкуренцию государственным экспертным учреждениям, лишая их монополии на данный вид деятельности. А у участников уголовного процесса появилась реальная возможность в полной мере защищать свои права и законные интересы.

ЛИТЕРАТУРА

Ефремов И.А. (2011). Производство судебной экспертизы: выбор эксперта и экспертной организации // Журнал российского права, № 7, С. 64-68.

Жижина М.В. (2009). Оценка достоверности заключения эксперта как доказательства в арбитражном судопроизводстве: проблемы и пути преодоления // Право и экономика, № 3. С. 20-24.

Муженская Н.Е. (2011). Производство судебных экспертиз вне государственных судебно-экспертных учреждений // Законность, № 12, С. 40-44.

Россинская Е.Р., Галяшина Е. (2009). Негосударственные экспертные учреждения, их правовой статус и организационные формы // Законность, № 2, С. 28-32.

Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. (2010). Настольная книга судьи: судебная экспертиза. «Проспект».

REFERENCES

Efremov I.A. (2011). Criminal procedure: expert and expert organization choosing. Russian law magazine, № 7, p. 64-68. (In Russian.)

Zhizhina M.V. (2009). Evaluation of expert's conclusion authenticity as a proof in arbitration proceedings: problems and ways of resolving. Law and economics. № 3, p. 20-24. (In Russian.)

Muzhenskaya N.E. (2011). Legal expertise not in state legal expert institutes. Legality, № 12, p. 40-44. (In Russian.)

Rossinskaya E.R., GalyaschinaE. (2009). Non-state expert institutes, their legal status and organization types. Legality, № 2. P. 28-32. (In Russian.)

RossinskayaE.R., GalyaschinaE. (2010). Judge's handbook: legal expertise. «Prospect». (In Russian.)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.