Научная статья на тему 'Распространение моббинга в военной среде как социально психологическая проблема'

Распространение моббинга в военной среде как социально психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
356
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / МILITARY UNITS / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / МОББИНГ / ПСИХОТЕРРОР / SOLDIERS / IMPACT / MOBBING / PSYHOTEROR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Адамчук Александр Валериевич

В статье рассматривается понятие «моббинг». Дается теоретический анализ социально-психологических исследований моббинга. Внимание уделяется проблеме распространения данного явления среди военнослужащих, раскрыты основные причины возникновения моббинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distribution mobbind in a military environment as social-psychological problems

The article discusses the concept of “mobbing”. Given a theoretical analysis of the socio-psychological studies of mobbing. Attention is paid to the spread of this phenomenon among military disclosed the main causes of mobbing.

Текст научной работы на тему «Распространение моббинга в военной среде как социально психологическая проблема»

Секция 7. Психология

Section 7. Psychology Секция 7. Психология

Adamchuck Alexander Valeriyovych, National Academy of State Border Service of Ukraine the Bohdan Khmelnytsky E-mail: djugunvika@inbox.ru

Distribution mobbind in a military environment as social-psychological problems

Abstract: The article discusses the concept of “mobbing”. Given a theoretical analysis of the socio-psychological studies of mobbing. Attention is paid to the spread of this phenomenon among military disclosed the main causes of mobbing.

Key words: мilitary units, soldiers, impact, mobbing, psyhoteror.

Адамчук Александр Валериевич, Национальная академия Государственной пограничной службы Украины им. Богдана Хмельницкого E-mail: djugunvika@inbox.ru

Распространение моббинга в военной среде как социально — психологическая проблема

Аннотация: В статье рассматривается понятие «моббинг». Дается теоретический анализ социально-психологических исследований моббинга. Внимание уделяется проблеме распространения данного явления среди военнослужащих, раскрыты основные причины возникновения моббинга.

Ключевые слова: военное подразделения, военнослужащие, воздействие, моббинг, психотеррор.

Постановка проблемы и ее связь с важными научными или практическими заданиями.

В условиях гуманизации всех сторон военной службы неуклонно растет потребность в оздоровлении морально-психологического климата в подразделениях разных военных формирований государства [8, 7]. Значительная роль в этом процессе принадлежит должностным лицам, которые выступают непосредственными руководителями подчиненного личного состава [3; 4]. Отсюда важную теоретическую и практическую значимость приобретает исследование проблемы межличностного взаимодействия личного состава в формальных группах и выявления оптимальных путей предупреждения и преодоления руководителями подразделений моббинга среди подчиненного личного состава. Наличие такой проблемы требует поиска эффективных путей ее решения.

Постановка задания. Несмотря на значительный интерес исследователей к этой проблеме, в условиях военной деятельности, в частности среди пограничных подразделений она еще остается малоисследованной. Подтверждением такого мнения служит то, что на сегодняшний день в научно-психологической литературе практически отсутствуют работы, в которых было бы раскрыто модель деятельности руководителя пограничного подразделения по предупреждению и преодолению моббинга среди подчиненного личного состава.

Также отсутствуют практические рекомендации по предоставлению ими психологической поддержки подчиненным, которые являются объектами психологического насилие (травля) членами коллектива.

Учитывая сказанное., целью этой статьи является уточнение сущности, содержания и признаков моб-бинга, а также психологические причины его возникновения в военной среде.

137

Section 7. Psychology

Изложение основного материала исследования. Анализ научно-психологических источников свидетельствует о том, что отдельные проблемные вопросы, связанные с возникновением моббинга в разных сферах жизнедеятельности человека рассматривали в своих работах такие исследователи как:

О. Демидович (эмоциональное насилие на работе в Испании и странах Европейского Союза) [2], А. Ки-рейчев (моббинг в сфере управления человеческими ресурсами) [4], Ю. Кравцова и П. Каратаев (моббинг в зарубежной юридической психологии) [7], О. Тищенко (моббинг в трудовых правоотношениях) [9], Ю. Филиппова (моббинг как педагогическая проблема) [10], К. Колодей (психотеррор на рабочем месте) [6] и др. Однако, что касается военной среды, то проблема моббинга здесь пока, что не стала предметом отдельного исследования. На это указывает отсутствие соответствующей научной литературы.

Однако, реальна жизнь военной части — свидетельствует о том, в каждом коллективе, рядом с позитивными, имеют место и негативные социально-психологические процессы и явления, которые являются следствием противоречивости человеческой натуры и внутригрупповых межличностных отношений [3]. К сожалению, это может стать причиной не только расстройства среди членов коллектива, но и негативно отражаться на самочувствии людей.

По результатам анализа научных источников мы выяснили, что понятие «моббинг» является новым термином, который отображает явление травли человека на рабочем месте [2; 4; 10]. По мнению К. Коллодей, это психотеррор на рабочем месте [6], а М. Кириленко [5] называет его коллективным психологическим террором. В любом случае, жертва моббинга становится объектом негативного влияния членов коллектива.

Специалисты выделяют несколько разновидностей моббинга: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный моббинг отображает ситуацию, когда угроза идет от коллег. При вертикальном — задействована иерархическая система: руководство запугивает подчиненного или, наоборот, подчиненные решили выжить руководителя.

Принимая во внимание, сказанное нами выше, можем сделать вывод, что моббинг в военной среде может проявляться, прежде всего, как неуставные отношения между военнослужащими разных периодов службы (так называемая дедовщина). В этом случае с целью запугивания военнослужащих младшего периода службы, инициаторы моббинга могут

выбрать жертву среди них и методически ее унижать и оскорблять.

Особое влияние на возникновение моббинга среди военнослужащих имеет негативный моральнопсихологический климат коллектива. Исследователи А. Бандурка, С. Бочарова, Е. Землянская считают, что психологический климат есть моральной (эмоциональной) атмосферой, которая складывается в производственной группе, являющейся комфортной или дискомфортной для членов группы [1, 177]. По их мнению основными показателями психологического климата являются удовлетворение работой и отдельными сторонами производственной ситуации, перспективы роста, повышение квалификации, характер межличностных отношений в группах как по горизонтали (между сотрудниками), так и по вертикали (между руководителями и подчиненными), дружеские неформальные связи членов групп, текучесть кадров, бесконфликтность и т. п. Как видим исследователи указывают на то, что атмосфера в коллективе может быть комфортной или дискомфортной для членов коллектива. Отсюда вполне логично говорить о том, что дискомфортная атмосфера в военном подразделения будет способствовать возникновению моббинга среди личного состава.

В общем, результаты сделанного нами анализа окончательно указывают на то, что социально-психологический климат отражает “степень удовлетворения” членов коллектива различными сторонами межличностного общения и взаимодействия. Следовательно, это дает нам основание говорить о влиянии социально-психологического климата коллектива на возникновение моббинга среди военнослужащих.

По свидетельству исследователей, характерными особенностями моббинга является то, что он всегда направлен на одного человека, а не на группу. И, наконец, моббинг не преследует никаких целей, кроме унижения и запугивания жертвы. При этом методы используются примерно одинаковые, в частности: создание искусственной изоляции лица (игнорируют, выгоняют, скрывают информацию и др.), игнорирования достижений лица (непризнание и унижение заслуг), порча репутации лица (роспуск сплетен, основание, унижение).

Практика свидетельствует, что наибольший риск стать жертвой моббинга возникает в ситуациях, если: сотрудник сильно отличается от коллег; сотрудник или кто-то из своих, неожиданно назначен на высокую должность или внезапно снижен; сотрудник является объектом зависти со стороны коллег.

138

Секция 7. Психология

Учитывая мнения исследователей, в военном подразделения могут возникать разные виды моббинга: бойкот военнослужащего, насмешки, распространение лживой информации, донос, издевательство.

Практика свидетельствует, что самой распространенной причиной моббинга является зависть и антипатия к коллеге, например, его успеха, расположению к нему руководства [6]. Иногда причиной моббинга может быть виктимное поведение человека: лишние хвастовство, игнорирования коллективных традиций, вызывающее поведение, напыщенность и др. Учитывая это, руководителям подразделений следует знать причины возникновения моббинга среди подчиненных и принимать меры по предупреждению этого явления среди них.

В общем, именно от поведения военнослужащего зависит отношение к нему других членов военного подразделения, а также групповой контроль и санкции [1, 101]. Более того, поведение военнослужащих в значительной степени определяет их внутриколлективный статус, а именно: высокий, средний или низкий. В большинстве случаев именно низкостатусные члены военного коллектива из-за своей слабости, закрытости и трусливости становятся жертвами моббинга.

Военные психологи отмечают [4; 5 и др.], что на межличностное взаимодействие военнослужащих влияют как субъективные так и объективные факторы. К субъективным факторам относятся — индивидуально-психологические особенности военнослужащих: темперамент, характер, способности, направленность личности и ее психические состояния. К объективным факторам в первую очередь относятся внутригрупповые социально-психологические явления, которые могут быть в военных коллективах. Среди явлений, обусловливающих возникновение проблемного межличностного взаимодействия отдельно выделяются: негативные групповые настроения (вызывается недовольством, тошнотой, незанятостью), негативные традиции, неуставные отношения,

отсутствие управления, некомпетентность и безграмотность командиров.

Анализ научных источников свидетельствует о том, что к причинам, которые способствуют возникновению проблемного межличностного взаимодействия среди военнослужащих, следует относить: пассивность органов военного управления; отсутствие у офицеров достаточных знаний, умений и навыков работы с людьми; недостаточная организационная работа по отбору призывного контингента приводит к тому, что в войска попадают лица, совершившие правонарушение к призыву, или за своими моральнопсихологическими и физическими качествами не отвечают требованиям службы на границе; серьезные недостатки в решении социально-бытовых проблем связанных с размещением, организацией питания, бытового, медицинского, финансового и других видов обеспечения порождают нездоровую обстановку в военных коллективах..

Выводы из данного исследования. По результатам анализа научных источников [2-4; 6-10] мы пришли к выводу, что под понятием «моббинг в военной среде» следует понимать явление травли личным составом военного подразделения одного из своих членов. В значительной степени распространения моббинга среди военнослужащих зависит от ряда причин субъективного и объективного характера. Прежде всего, от индивидуально-психологических качеств инициатора и жертвы моббинга, а также, от индивидуально- психологических качеств руководителя подразделения, где возникло явление моббинга. Учитывая это, среди перспективных направлений дальнейших исследований данной проблемы является уточнение общих требований к руководителю подразделения как субъекту предупреждения и преодоления моббинга среди подчиненного персонала, а также обоснование психологического инструментария предупреждения и преодоления моббинга среди военнослужащих.

Список литературы:

1. Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. - Харьков: Фортуна-Пресс, -1998. - 464 с.

2. Демидович О. Мобшг немае нацюнальности Емоцшне насилля на робот в 1спанн та крашах Свропейського Союзу//Профстлки Украши. - 2006. - № 6. - с. 21-24.

3. Карчевський I. Р. Проблемна мiжособистiсна взаемодш особового складу вшськово! частини та особливост А дiагностики i попередження: Автореф. дис... канд. психол. наук: 19.00.09/I. Р. Карчевський. - Хмельниць-кий: Нацюнальна академш Державно! прикордонно! служби Украши iм. Б. Хмельницького, - 2005. - 19 с.

4. Кирейчев А. Моббинг как социально-психологическое явление в сфере управления человеческими ресур-сами//Культура народов Причерноморья. - 2005. - № 58. - с. 43-45.

139

Section 7. Psychology

5. Кириленко М. Хто сьогодш бгля плити/Марш Кириленко. - Дзеркало тижня, № 3 (682) 26 Нчня - 1 лютого - 2008.

6. Колодей К. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления/Пер. с нем. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, - 2007. - 368 с.

7. Кравцова Ю. А., Каратаев П. И. Проблема моббинга в зарубежной юридической психологии (на примере концепции Х. Леймана)/Воронежский институт МВД России, № 1 (26). - 2006. - с. 177-181.

8. Статути Збройних Сил Украши. - К.: Айка, - 2006. - 432 с.

9. Тищенко О. В. Явище моббшгу в трудових правов^носинах: реали сьогодення [Текст]/О. В. Тищенко//Бю-летень Мшстерства юстици Украши: Офщшне видання. - 2008. - № 6. - с. 62-67.

10. ФЫппова Ю. I. Мобшг як педагопчна проблема.//Практична психологiя та соцiальна педагопка. - 2006. -№ 2. - с. 74-75.

Anvarova Dilorom Musoevna, Bukhara Institute of Engineer Technologies,

senior Lecturer E-mail: asbegmatov@yandex.com

Psychological features of diagnosis and methods of forming spiritual values in adolescents

Abstract. In the article discusses the process of formation of the spiritual needs of adolescents, reveals peculiarities are used in various techniques studing of the psychological characteristics of diagnosing the presence and level values. Keywords: spirituality, value, national and universal values, the need for self-awareness, diagnosis, spiritual

education, educational approach.

In the post-Soviet period in the CIS countries, a growing interest in the study of issues of spirituality and spiritual education. This is particularly due to the fact that, during the Soviet period category “spirituality" and “spiritual education” were not in the scientific treatment. Negative attitude towards these categories are explained by of their contradiction atheistic spirit prevailed in the former Union of Marxist — Leninist ideology.

After the Soviet Union collapsed and the failure in most countries from the domination of the Marxist — Leninist ideology, there is growing interest in the study and research on the category of “spirituality” and “spiritual education”.

Intensive study of the problems of spiritual education put on the agenda the development of diagnostic levels of breeding sites of education. This is because, without a predetermined level of education and condition of the subject can not take effective measures to improve this level.

Central place in the structure of spirituality occupy values. Proceeding from this, we have been tasked to study the state of formation of values and characteristics of adolescents.

Adolescence is a period of intense spiritual quest. Due to the fact that teenagers, unlike younger children develop more critical attitude toward the world,

including and the elders, we can assume that they have the perception of the phenomena of the external world to move to a new stage. This stage is characterized by the majority of adolescent activity and criticality. This stage is also one of the most important stages of the formation of self-consciousness.

Consciousness is characterized by awareness of their purpose, features and values. According to one of the classifications of values, are those as they are divided into universal and national. The boundary between the human and national values are not absolute, they are closely related both genetically and relevant. Human values are formed on the basis of national values and contrary to the values of national and universal present moments.

National values are the result of centuries of experience of this ethnic group and features of his world. These experiences and worldview are transmitted to the younger generation through the education system and in the process of socialization.

Education and socialization occur on a specific ethno-cultural soil. This necessitates taking into account ethnic and cultural factors in the development of methods of spiritual education.

Values have an important place in the structure of the spirituality of any ethnic group. In philosophical and

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.