Научная статья на тему 'Раскрытие принципов оптимизации взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг РФ'

Раскрытие принципов оптимизации взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ КОНСОРЦИУМЫ / A SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL INNOVATION CONSORTIUM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОЛЕ / EDUCATIONAL FIELD / МОДЕРНИЗАЦИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATIONAL SERVICES MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клочко Елена Николаевна, Межлумова Виктория Ромеовна

В работе выявлено, что интеграционные процессы способствуют объединению образовательных, научных и инновационных возможностей ведущих образовательных центров РФ, в которых образуется емкий рынок образовательных услуг, увеличивается масштабность научно-инновационной работы. Ключевой фигурой такой интеграции являются научно-образовательные инновационные консорциумы (НОИК). Организационная структура НОИК должна основываться на системности и постоянно трансформироваться в зависимости от новых целей, связанных с предоставлением качественных образовательных услуг и выпуском инновационного продукта. Определено, что организационная экономическая система обновления и сбалансированного взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг должна строиться на основе принципов комплекcности, эффективности, рациональности использования инфраструктурной базы, человеческого капитала и других материальных и нематериальных факторов и условий образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization principles of scientific and educational processes interaction in the educational services modernization of the Russian Federation

This paper considers the integration processes that contribute to the unification of educational, scientific and innovative capabilities of the leading educational centers in the Russian Federation. They form a large market of educational services, increasing the scale of research and innovation work. The scientific and innovative educational consortium (SIEC) is the main point of the interaction. The organizational structure of SIEC should be systematic and constantly transformed depending on the new targets connected with the provision of quality educational services and production of innovative products. The authors determine that the organization of the economic system updates and balanced interaction between scientific and educational processes in the educational services modernization should be based on the principles of integration, efficiency, rational using of the infrastructural base, human capital and other tangible and intangible factors and conditions of the university educational environment.

Текст научной работы на тему «Раскрытие принципов оптимизации взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг РФ»

ЭКОНОМИКА СЕРВИСА SERVICE ECONOMY

УДК 33:378 ББК 65.497.4 К 50

Е.Н. Клочко

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (928)275-81-88, e-mail: magadan.79@mail.ru.

В.Р. Межлумова

Старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (909)447-77-29, e-mail: kafedra_menedzhment@mail.ru.

РАСКРЫТИЕ ПРИНЦИПОВ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАУЧНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РФ

(Рецензирована)

Аннотация. В работе выявлено, что интеграционные процессы способствуют объединению образовательных, научных и инновационных возможностей ведущих образовательных центров РФ, в которых образуется емкий рынок образовательных услуг, увеличивается масштабность научно-инновационной работы. Ключевой фигурой такой интеграции являются научно-образовательные инновационные консорциумы (НОИК). Организационная структура НОИК должна основываться на системности и постоянно трансформироваться в зависимости от новых целей, связанных с предоставлением качественных образовательных услуг и выпуском инновационного продукта. Определено, что организационная экономическая система обновления и сбалансированного взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг должна строиться на основе принципов комплексности, эффективности, рациональности использования инфраструктурной базы, человеческого капитала и других материальных и нематериальных факторов и условий образовательной среды вуза.

Ключевые слова: научно-образовательные инновационные консорциумы, образовательные учреждения, образовательное поле, модернизация сферы образовательных услуг.

E.N. Klochko

Doctor of Economics, Professor of Economics Department, Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (928)275-81-88, e-mail: magadan.79@mail.ru.

V.R. Mezhlumova

Senior Lecturer of Management, Marketing and Business Management Department, Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (909)447-77-29, e-mail: kafedra_ menedzhment@mail.ru.

OPTIMIZATION PRINCIPLES OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROCESSES INTERACTION IN THE EDUCATIONAL SERVICES MODERNIZATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. This paper considers the integration processes that contribute to the unification of educational, scientific and innovative capabilities of the leading educational centers in the Russian Federation. They form a large market of educational services, increasing the scale of research and innovation work. The scientific and innovative educational consortium (SIEC) is the main point of the interaction. The organizational structure of SIEC should be systematic and constantly transformed depending on the new targets connected with the provision of quality educational services and production of innovative products. The authors determine that the organization of the economic system updates and balanced interaction between scientific and educational processes in the educational services modernization should be based on the principles of integration, efficiency, rational using of the infrastructural base, human capital and other tangible and intangible factors and conditions of the university educational environment.

Keywords: a scientific and educational innovation consortium, educational institutions, educational field, educational services modernization.

Несомненно, что взаимодействие научного и образовательного процессов должно быть направлено на практический эффект [1, 2, 3, 4, 5]. На наш взгляд, такой практический эффект наиболее всего просматривается в стратегическом партнерстве государства и бизнеса, для осуществления которого целесообразно формирование научно-образовательных инновационных консорциумов (НОИК) как институциональных центров стимулирования высшего образования и инновационных разработок сферы образовательных услуг на базе горизонтальных и вертикальных отношений образовательного учреждения с органами и учреждениями системы высшего образования различного уровня. Отметим, что горизонтальные связи предполагаются между учреждениями высшего образования. Подобные структуры уже частично существуют на территории РФ.

Так, например, Южный федеральный университет, в составе которого ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет», ГОУ ВПО «Ростовская государственная академия архитектуры и искусства», ГОУ ВПО «Ростовский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО Технологический институт в г. Таганроге и Сибирский федеральный университет, в состав которого вошли ГОУ ВПО «Красноярский государственный университет«, ГОУ ВПО «Красноярский государственный технический университет«, ГОУ ВПО «Красноярская государственная архитектурно-строительная академия«, ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота» [6]. Однако, стоит сказать, что указанные образовательные объединения по своему содержанию носят образовательный характер, прямое

и полное трудоустройство как результат образовательной деятельности до сих пор полностью не решен.

Интеграционные процессы способствуют объединению образовательных, научных и инновационных возможностей ведущих образовательных центров Южного и Сибирского федеральных округов, в которых образуется емкий рынок образовательных услуг, увеличивается масштабность научно-инновационной работы. Заметим, что ввиду объединения вузов в структурной функциональной деятельности каждого, а также благодаря эффективному использованию различных ресурсов объединенных вузов вероятностны результирующие показатели в области повышения качества образовательных услуг. Направление развития вуза с учреждениями образования всех ступеней предполагает вертикальный тип связей. Это даст возможность получать развитые научно-образовательные инновационные консорциумы и взаимодействие научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг.

В масштабе региона интеграция учреждений и органов профессионального образования детерминирует необходимость консолидации усилий по трудоустройству выпускников, повышению квалификации и переподготовке специалистов и т.д. С формированием НОИК на территории региона складывается единое образовательное поле, ликвидируются межведомственные барьеры, возникнет объединенная деятельность вузов и органов профессионального образования разного уровня с учетом внутрирегиональных потребностей [7]. Обозначенное направление отвечает международной ориентации при

объединении систем образования в целях эффективного функционирования научно-образовательных инновационных корпораций и учреждений профессионального образования. Представленная внутренняя структура НОИК в рамках системы ВПО будет максимально полно способствовать стимулированию инновационных разработок сферы образовательных услуг.

Подчеркнем, что передовой вуз определяется как структура, позволившая себе выбрать верное направление в сторону выполнения заказов в производстве качественных образовательных услуг, активизации внутренних прикладных исследований и освоении вариантов взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг.

Процессы объединения, слияния диктуют необходимость осуществления радикальных преобразований системы образования в целях соответствия требованиям формирующейся экономики знаний, привнесения адаптивности и гибкости, возможности адекватно реагировать на текущие и перспективные потребности социально-экономического развития РФ и мира.

Целесообразно подчеркнуть, что сфера образования и науки рассматриваются нами как единый многофункциональный комплекс, выполняющий ряд важнейших функций: обеспечение отраслей экономики квалифицированными кадрами, создание новых технологий, проведение научных исследований и т.д.; а университеты и высокотехнологичный сектор отечественной науки как стратегические партнеры заинтересованы в стимулировании инновационных разработок сферы образовательных услуг и в повышении качества образования и научных исследований.

Декларируемая цель может быть достигнута путем добровольного объединения кадровых, интеллектуальных, материально-технических, информационных и административных ресурсов на основе ассоциативного (или договорного) объединения университетов, академических институтов, государственных научных центров, технопарков, инновационно-технических центров и инновационно активных предприятий. Несомненно, что частично (или в некоторых случаях полностью) это

возможно в рамках взаимодействия научного и образовательного процессов вузов.

Интегрированные структуры в форме НОИК обладают потенциалом, присущим ведущим институциональным центрам стимулирования инновационных разработок сферы образовательных услуг. Ввиду этого определяется наличие высоких требований в подготовке специалистов, востребованных в современных условиях глобализации экономических процессов, ускоренного развития научно-технической революции и интернационализации хозяйственной деятельности. Еще одной характеристикой научно-образовательных инновационных корпораций как центров стимулирования инновационных разработок сферы образовательных услуг является гибкая адаптация к работе в условиях высокой коммерциализации социальной сферы. НОИК в силах предлагать на рынок классические и прикладные формы образования, налаживать формы непрерывного образования, синтезирующие довузовские, вузовские и послевузовские виды обучения. Научный потенциал НОИК способен как производить инновационные продукты самостоятельно в форме научно-исследовательских разработок, обеспечивающих производство новых видов товаров и услуг, так и оказывать содействие хозяйствующим субъектам в их производстве, реализуя информационно-аналитическое обеспечение и обеспечение специалистами различного уровня квалификации. Научно-образовательные инновационные корпорации в силах более эффективно осуществлять подготовку специалистов, минимизируя трансакцион-ные издержки общества и активно влиять на формирование региональной образовательной политики. Основные этапы создания НОИК проиллюстрируем с помощью рисунка 1.

Объектами внутренней интеграционной деятельности НОИК в рамках стимулирования инновационных разработок сферы образовательных услуг выступают:

— новые организационно-экономические модели кафедр и совместных структур учебного профиля;

— совместные научно-образовательные и инновационные центры;

— программы фундаментальных и прикладных исследований в интересах раз-

Разработка нормативно-правовой и научно-методической документации

Заключение договоров по конкретным продуктам

Реализация проектов, расширение сотрудничества, интеграция в НОИК

2

4

3

5

1

7

Двухстороннее

соглашение о стратегическом партнерстве

Разработка программы сотрудничества с детализацией по проектам и сроках их исполнения

I

Разработка критериев оценки и методики определения эффективности сотрудничества

Формирование и реализация многосторонних

проектов сотрудничества в рамках НОИК

Рисунок 1. Основные этапы создания научно-образовательных инновационных консорциумов

вития приоритетных научно-образовательных направлений регионального значения;

— механизмы создания и функционирования центров коллективного пользования уникальным оборудованием;

— права на объекты совместно созданной интеллектуальной собственности, механизмы их коммерциализации в границах региона;

— планы подготовки докторантов и аспирантов по научно-образовательным направлениям, а также программы целевой подготовки специалистов для инновационных фирм в интересах НОИК;

— коллегиальные органы управления НОИК и его объединенными структурами.

Управляет консорциумом коллегиальный орган ученого совета — экспертный совет НОИК, не менее 50% состава которого — представители промышленности, отраслевой и академической науки, преимущественно из числа стратегических партнеров вуза, с которыми имеются комплексные договоры о сотрудничестве в области образования и науки, в т.ч. по стимулированию инновационных разработок сферы образовательных услуг и по повышению качества образовательных услуг. Вследствие этого формируется механизм реализации обратных связей с бизнес-структурами, осуществление мониторинга профильных для научно-образовательных инновационных корпораций сегментов рынка труда и образовательных

услуг, эффективная адаптация к изменяющемуся спросу, активное воздействие на рынок труда и образовательных услуг, осуществление опережающей подготовки кадров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности.

Научно-образовательный инновационный консорциум способствует привлечению капиталов ФПГ других территорий, в том числе посредством подготовки кадров для данной бизнес-структуры, осуществления прикладных исследований и разработок новых технологий. Организационная структура научно-образовательного инновационного консорциума должна основываться на системности и постоянно трансформироваться в зависимости от новых целей, связанных с предоставлением качественных образовательных услуг и выпуском инновационного продукта.

Таким образом, применение новой модели научно-образовательной инновационной корпорации способствует модернизации системы управления финансами НОИК за счет контроллига присутствующих внешних акторов. Для результатов повышения эффективности деятельности НОИК целесообразно создание собственных финансовых структур, при помощи которых отрабатывались бы системы взаимодействия партнеров. В этом контексте предлагаем создать инвестиционную компанию, которая будет предоставлять клиентам весь комплекс услуг на отечественном рынке ценных бумаг.

6

1

Научная составляющая модели НОИК разрабатывает показатели оценки качества инновационных разработок и образовательных услуг, сравнивая достигнутые уровни качества с настоящими и определяя их перспективы. Инновационная составляющая модели НОИК совершенствует методики и способы повышения генерирования инновационных разработок консорциума. В свою очередь, взаимодействие этих комплексов обеспечивает результативное развитие всего научно-образовательного инновационного консорциума и расширение перечня коммерческих продуктов, основными из которых являются научно-инновационные услуги научно-инновационной линии в области непрерывного образования с ориентированием на сегмент дополнительного образования.

Взаимодействие научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг в НОИК предполагает:

— детальную стратификацию номенклатуры и целесообразное количество необходимых специалистов;

— емкую нормативную базу финансирования образовательных услуг;

— новейшую стратегию к налогообложению и систематике льгот в образовательной отрасли страны, и в частности на рынке образовательных услуг;

— передовую систематизацию оплаты труда профессорско-преподавательского состава и стипендиальных выплат студентам;

— инструментарно-технологическое льготное кредитование инвестиционных проектов развития материально-технической базы вузов;

— эффективный мониторинг и контроллинг ситуации на рынке образовательных услуг и продуктивный экономический анализ;

— целесообразную ценовую политиу на образовательные услуги в системе высшего профессионального образования;

— использование аутсорсинга по единому ряду деятельности вуза и др.

Интеграция учреждений образования, НИИ, отраслевых институтов и т.д. в научно-образовательный инновационный консорциум позволяет добиться синерге-тического эффекта в решении проблемы повышения качества образовательных ус-

луг высшего образования. Эффективная деятельность научно-образовательного инновационного консорциума на территории региона способствует формированию целостного образовательного пространства, организуется совокупная деятельность по повышению качества образовательных услуг с учетом региональных потребностей.

В соответствии с Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 8 и 9) можно выделить показатели для дифференциации вузов (таблица 1).

Организационная экономическая система обновления и сбалансированного взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг должна строиться на основе принципов комплексности, эффективности, рациональности использования инфраструктурной базы, человеческого капитала и других материальных и нематериальных факторов и условий образовательной среды вуза.

Принцип комплексности взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг предполагает комплексное использование внешними участниками образовательной среды вуза инфраструктурного и человеческого потенциала; рациональное применение всех научно-исследовательских ресурсов через создание в Краснодарском крае структуры производств с различным человеческим капиталом; формирование и развитие эффективных предпринимательских связей между производствами Краснодарского края и образовательными учреждениями; формирование и развитие комплексной производственной и сопровождающей социальной инфраструктуры с целью результативного взаимодействия предприятий и вузов (обслуживание региональных и муниципальных производственных комплексов и территорий, локалитетов).

Принцип эффективности взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг предполагает двустороннюю направленность:

1) процентное соотношение участия образовательных учреждений в решении

Таблица 1

Показатели дифференциации вузов по видам (составлено авторами)

Показатели Вузы

Институт Академия Университет

1. Реализация образовательных программ высшего профессионального образования Обязательное требование Обязательное требование Обязательное требование по широкому спектру направлений подготовки (специальностей)

2. Реализация образовательных программ послевузовского профессионального образования Желательно («как правило») Обязательное требование Обязательное требование

3. Осуществление подготовки, переподготовки и (или) повышение квалификации Работников для определенной области профессиональной деятельности Работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности Работников высшей квалификации, научных и на-учно-педагогичес-ких работников

4. Научные исследования Фундаментальные и (или) прикладные Фундаментальные и прикладные преимущественно в одной из областей науки или культуры Фундаментальные и прикладные по широкому спектру наук

б.Научно-методическая деятельность Не прописана В качестве ведущего научного и методического центра в области своей деятельности В качестве ведущего научного и методического центра в широком спектре областей своей деятельности

6. Развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности Использование результатов, полученных в образовательном процессе Использование результатов, полученных в образовательном процессе Использование результатов, полученных в образовательном процессе

национальных, региональных и местных задач;

2) корреляция полученных результатов взаимодействия научного и образовательного процессов вузов с величиной приведенных затрат (т.е. эффективность собственных экономических затрат).

Принцип рациональности взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг. Рациональность (пропорциональность) предполагает оптимальную структуру и вовлечение образовательной среды образовательной организации, надлежащие пропорции меж-

ду требуемыми направлениями подготовки отдельных территориальных единиц и отраслями, вспомогательными и обслуживающими системами образовательной организации, а также между социальной и экономической сферами.

Таким образом, в заключение отметим, что в процессе взаимодействия научного и образовательного процессов в условиях модернизации сферы образовательных услуг РФ реализация предложенных принципов комплексности, эффективности, рациональности учитывают выявленные во втором разделе организационно-экономические ограничения развития вузов.

Примечания:

1. Шульгатый О.Л. Интеграция субъектов Российского рынка образовательных услуг: дис. ... канд. экон. наук. Майкоп, 2007.

2. Шульгатый О.Л. Актуальные проблемы интеграции современного рынка образовательных услуг // Экономика и предпринимательство. 2014. №11-3(52-3). С. 692-696.

3. Ярушкина Е.А. Сфера образования как первое подразделение экономики знаний // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Экономика. 2012. Вып. 4. С. 267-271.

4. Ярушкина Е.А. Интеграция как инструмент обеспечения конкурентоспособности образовательных организаций // Социально-экономический ежегодник. Краснодар: изд-во Южного института менеджмента, 2014. С. 80-84.

5. Ярушкина Е.А. Новая роль сферы образования в экономике знаний // Научный вестник Южного института менеджмента. 2013. №1. С. 35-39.

6. Сибирский федеральный университет. Общая информация и документы // http:// www.sfu-kras.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Прохорова В.В. Наукограды как инновационный инструмент современного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. №11-3 (52-3). С. 259-263.

References:

1. Shulgaty O.L. Integration of subjects of the Russian educational services market: The dis. of cand. of econ. Sciences. Maikop, 2007.

2. Shulgaty O.L. Actual problems of integration of the modern market of educational services // Economics and entrepreneurship. 2014. №11-3(52-3). Pp. 692-696.

3. Yarushkina E.A. The educational sector as the first division of the knowledge economy // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2012. №4. Pp. 267-271.

4. Yarushkina E.A. Integration as a tool to ensure the competitiveness of educational organizations // Socioeconomic Yearbook. Krasnodar: Southern Institute of Management, 2014. Pp. 80-84.

5. Yarushkina E.A. The new role of education in the knowledge economy // Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2013. №1. Pp. 35-39.

6. The Siberian Federal University. General information and documents // http://www. sfu-kras.ru/.

7. Prokhorova V.V. Science Cities as an innovative tool for modern business // Economy and Entrepreneurship. 2014. №11-3(52-3). Pp. 259-263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.