Научная статья на тему 'Расходы на социально значимые услуги в бюджете домохозяйств'

Расходы на социально значимые услуги в бюджете домохозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
568
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ УСЛУГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / SOCIALLY IMPORTANT SERVICES / EDUCATIONAL SERVICES / MEDICINAL SERVICES / CONSUMER EXPENSES / HOUSEHOLD INCOMES / STATE EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клоков Денис Викторович

Автор отслеживает динамику расходов домашних хозяйств на социально значимые услуги при условии перехода от модели полного государственного финансирования к смешанной рыночной модели. Предлагается комплекс мер нормативного и организационного характера, способствующих нейтрализации негативных последствий данного перехода в части увеличения расходов домохозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The expenses of socially important services in household budgets

The author examines the dynamics of household expenses on socially important services during the transition from full state fnancing to the mixed market model. The author suggests a package of regulatory and organisational measures which would enable to counteract the negative consequences of the transition as far as the increase in household expenses is concerned.

Текст научной работы на тему «Расходы на социально значимые услуги в бюджете домохозяйств»

ЮННОСТЬ НАУКИ

Д.В. Клоков

расходы на социально значимые услуги

В БЮДЖЕТЕ ДОМОхОЗяЙСТВ

Экономическое состояние домашних хозяйств несомненно определяет уровень развития национальной экономики в целом, оставаясь ее базисом. Руководство страны, принимая стратегические управленческие решения, учитывает события, происходящие в микромире домашних хозяйств, и стремится не допустить развития в экономической системе неблагоприятных и опасных процессов.

Одним из инструментов учета интересов домашних хозяйств при реализации экономической политики является анализ их расходов по определенным направлениям. Рассмотрим расходы домохозяйств на социально значимые услуги. Анализ динамики расходов позволяет выявить характер их влияния на развитие домашних хозяйств. В этой связи следует уточнить вид социально значимых услуг, потребляемых домашними хозяйствами.

Социально значимые услуги - это блага, которые необходимы домохозяйству на всех этапах его жизненного цикла. Комплекс социально значимых услуг включает элементы, способствующие эффективному функционированию домохозяйства в общественной системе. Основными и объективно значимыми являются медицинская и образовательная составляющие комплекса услуг.

Медицинские услуги - неоспоримая реалия жизнедеятельности современного домохозяйства. Будучи активным участником отношений в сфере здравоохранения, оно призвано сохранить и приумножить человеческий капитал.

В советский период истории нашей страны здравоохранения не было основано на рыночных механизмах и, за редким исключением, не подчинялось страховым принципам, способствующим увеличению его финансовой базы. Медицинская помощь была повсеместно бесплатной для населения, а не условно-бесплатной в виде системы обязательного медицинского страхования. Платная медицина отсутствовала как категория. При реформировании системы здравоохранения были введены механизмы оплаты медицинских услуг, что постепенно увеличило нагрузку на бюджет отечественных домашних хозяйств. Только за период 2005-2010 гг. среднемесячный расход одного члена домашнего хозяйства на здравоохранение, сохраняя положительную динамику, вырос более чем в 3,1 раза - до 327,3 руб.1.

Другая важная компонента комплекса социально значимых услуг -набор образовательных услуг, потребляемых всеми членами домохозяйя проходят в различных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Образовательная составляющая комплекса социально значимых услуг способствует формированию и накоплению человеческого капитала членами домашних хозяйств.

Проводя параллель с советским периодом, отметим кардинально изменившийся подход к пониманию образования как общедоступной услуги. На этом этапе исторического развития основным заказчиком и выгодоприобретателем выступало государство, полностью финансируя данную сферу из бюджета и обеспечивая равный доступ населения к образованию всех уровней. Расходов домашних хозяйств на образовательные услуги как таковых не существовало. В настоящее время сформированы рыночные механизмы предоставления образовательных услуг, включающие получение образования как с возмещением затрат, так и за счет ресурсов государственных и иных бюджетов. При этом прослеживается тенденция к сокращению количества мест в учебных заведениях, финансируемых государством. В основном это характерно для сферы высшего образования. Согласно данным за 2008/2009 учебный год, доля студентов, обучающихся на бюджетные средства, составляла в вузах 38,1%, хотя в 2000/2001 учебном году она была значительно выше - 59,1%2. В ссузах кардинально иная картина соотношения студентов-бюджетников и обучающихся за счет иных источников финансирования. В 2008/2009 учебный год по сравнению с 2000/2001 учебным годом удельный вес студентов, обучающихся на бюджетной основе, почти не изменился: соответственно 67,4 и 66,7%3. Это свидетельствует о сокращении финансирования государством сферы высшего образования, что в итоге может косвенно повлиять на увеличение расходов домашних хозяйств на образовательные услуги.

В СССР потребление социально значимых услуг носило безвозмездный для домохозяйств характер. По мере развития рыночной экономики в России участие финансов домашних хозяйств возросло. Важно отметить, что часть государственного финансирования комплекса социально значимых благ производится не за счет денежных средств, получаемых от реализации этих благ. Сформирован комплексный механизм финансирования социально значимых благ. В его основе финансы домохозяйств, непосредственно участвующие в оплате благ, и налоговые отчисления, взимаемые фискальными органами. При этом значительная часть услуг в сфере здравоохранения финансируются организациями-работодателями с помощью механизма страховых взносов, что бременем ложится на работодателей и косвенно влияет на бюджет домохозяйств.

Реформирование отраслей здравоохранения и образования, формирование новых институтов, модернизация механизмов взаимодействия, а также другие значимые процессы в этих сферах приобрели тенденцию к завершению только в настоящее время. Наиболее показательным представляется период, когда реализуется постепенный переход от безвозмездной модели к смешанной, который сопровождается значительным повышением реальных доходов российских домашних хозяйств4.

Статистическую обработку показателей образовательной составляющей социально значимых услуг проводят несколько организаций, среди которых Росстат и ГУ-ВШЭ. Положительная динамика средних потребительских цен на образовательные услуги наблюдалась, согласно данным Росстата, в 2005-2010 гг.5 Повышение цен коснулось всех видов образовательных услуг — от посещения дошкольных учреждений до дополнительного профессионального обучения. Так, оплата одного дня пребывания в яслях-саду увеличилась более чем в 2 раза, как и средняя цена академического часа обучения на курсах иностранных языков. Средняя цена за семестр обучения в ссузах возросла с 8672 до 13982 руб. На столь же значительную абсолютную величину, т.е. более чем в 1,5 раза, выросла цена обучения в государственных вузах. Средний размер оплаты за академический час курсов профессионального обучения вырос еще значительнее — в 1,6 раза.

Опрос, ежегодно проводимый исследовательским центром ГУ-ВШЭ, подтверждает рост расходов домохозяйств на государственные образовательные услуги. В 2009-2011 гг. повышение затрат домохозяйств на обучение своих членов происходило в высших, средних и начальных учебных заведениях. Общие затраты на получение высшего и послевузовского образования за 3 года выросли более чем на 37 млрд руб., затраты на среднее профессиональное образование - на 21 млрд руб.

Показательна структура расходов домохозяйств по уровням образования. Наиболее весомой статьей образовательных расходов является оплата услуг в сфере высшего профессионального образования, составляющей почти 55% всех затрат на обучение. Расходы на дошкольное и общее образование составляют соответственно 15,1 и 18%. Наименее затратным остается получение начального и среднего профессионального образования (1,3 и 10,7%). На рис. 1 представлена структура расходов домохозяйств по уровням образовательных услуг6.

дошкольное 15,10%

высшее и послевузовское профессиональное 54,90%

общее 18,00%

начальное профессиональное 1,30%

среднее профессиональное 10,70%

Рис. 1. Структура затрат домохозяйств по уровням образования в 2011 г.

Как видим, существенное увеличение расходов домашних хозяйств на образовательную сферу отмечается как в абсолютных, так и в относительных показателях. При этом наиболее значительную нагрузку на расходную часть бюджета домохозяйств налагают затраты на получение высшего и дополнительного (послевузовского) профессионального образования. Расходы на общее (школьное) и профессиональное среднее образование включают сопутствующие образовательному процессу затраты: приобретение учебных материалов, канцелярских товаров и др., поскольку обучение в школах является бесплатно оказываемой государством услугой. Существенное участие государство принимает и в оплате обучения студентов начального и среднего профессионального образования.

Исследователи обращают внимание на неформальные платежи, осуществляемые в учебной сфере на всех уровнях образования. Однако достоверных данных о количестве финансовых средств, выделенных среднестатистическим домохозяйством по данной статье за определенный период, нет.

Между тем темп роста цен в образовательной сфере был ниже темпа роста доходов7, что в определенной степени сглаживало негативное влияние от роста расходов домохозяйств на образование.

Отметим также перераспределение целей формирования сбережений населением. В период 2000-2008 гг. более чем на 10% (до 24,2%) сократилось число респондентов, отдающих предпочтение сбережениям на образовательные нужды. Произошло перераспределение ориентиров с образовательных целей на формирование сбережений для отдыха и покупки недвижимо сти8.

Следующей составляющей в комплексе социально значимых услуг является медицина (приобретение услуг и медикаментов). Здравоохране-

ние в начале 1990-х гг. характеризовалось разрушением системы лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения. К началу 2000-х гг. произошли институциональные преобразования, сформировался институт розничного рынка фармацевтических препаратов в виде современных аптечных учреждений.

Наглядным подтверждением увеличения расходов на здравоохранение являются данные Росстата, которые свидетельствуют о значительном повышении объема платежей, осуществляемых домохозяйствами при получении медицинской помощи. Показатель объема платных услуг в области здравоохранения на душу населения в 2010 г. вырос более чем в 2,2 раза по сравнению с показателем 2005 г. и составил 1710,1 руб.9.

Средние потребительские цены на отдельные виды медицинских услуг за анализируемый период демонстрируют динамику увеличения. Так, расходы на первичный (консультативный) прием у врача-специалиста за период 2005-2010 гг. выросли с 171,36 до 341,30 руб. Более чем в 2 раза подорожал общий анализ крови. Средняя цена ультразвукового исследования брюшной полости увеличилась с 304,58 до 589,81 руб. Немногим более высокую динамику показывают цены на стоматологические услуги. Лечение кариеса и изготовление коронки подорожали более чем в 2,1 раза — до соответственно 802,19 руб. и 1058,78 руб.. До 500,84 руб. увеличилась средняя цена за удаление зуба под местным обезболиванием, что в относительных величинах соответствует увеличению в 2 раза. Таким образом, цены на основные медицинские услуги за 5 лет в среднем выросли в 2 раза вдвое10.

Другая часть расходов домашних хозяйств в сфере здравоохранения связана с приобретением медикаментов. По данным Росстата, в 2005-2010 гг. также значительно выросли потребительские цены на медикаменты, что повлекло увеличение затрат домашних хозяйств. Цена анальгина поднялась более чем в 1,7 раза, в меньшей степени выросла цена на корвалол, валидол, валокордин и дротаверин (но-шпу): соответственно в 1,14; 1,33; 1,34 и в 1,29 раза. Наиболее быстро росла цена на отечественный аспирин - в 2,5 раза. Как показывает анализ, рост средних потребительских цен на отдельные виды медикаментов был менее интенсивным в сравнении с ростом цен на медицинские услуги.

Остановимся на государственных расходах на здравоохранение и образование. Многие эксперты полагают, что главная проблема социально значимых отраслей - недофинансирование. Однако высокие государственные расходы не всегда соответствуют повышению эффективности работы отрасли. Наиболее показательным примером являются США, где, несмотря на самые высокие в мире расходы на здравоохранение, почти 50 млн человек (16% населения) не имеют возможности оплатить меди-

цинские услуги. Это связано с особенностями системы здравоохранения, построенной на принципах добровольного медицинского страхования. Государственные программы США для малообеспеченных слоев населения покрывают 45% расходов, другую часть (55%) - система добровольного медицинского страхования11. Итогом более полувекового существования американской модели здравоохранения исключительно в рыночном пространстве стала реализация набора программ и реформ, существенно увеличивающих участие государства в регулировании.

Россия занимает скромное место по показателю отношенимя объема финансирования здравоохранения к валовому внутреннему продукту. Этот показатель в 2009 г. составлял 4,3%12 — один из самых низких не только в Европе, но и на американском континенте. Ниже российских расходов на здравоохранение лишь расходы в странах Азии и Африки.

С государственными расходами на образование ситуация несколько иная. Образование финансируется в сходных с большинством европейских стран объемах, но меньше, чем в странах американского континента. В 2009 г. государственные расходы на образование составляли 4,6%13 ВВП.

Итак, положительная динамика роста расходов домашних хозяйств на комплекс социально значимых благ показывает, что необходимо продолжать государственную финансовую поддержку здравоохранительной и образовательной сфер. Это позволит стабилизировать домохозяйства как экономические агенты и реализовать взаимовыгодное сотрудничество сектора домашних хозяйств и государства. Основными направлениями деятельности, которые должны содействовать нейтрализации неблагоприятных последствий увеличения расходов, нам видятся следующие:

1. Сохранение государственных гарантий бесплатного общего и большей части начального и среднего профессионального образования.

2. Увеличение предельного размера социального налогового вычета, что позволит частично сократить издержки домашних хозяйств за счет возврата уплаченного налога на доходы физических лиц.

3. Разработка дополнительных механизмов финансирования материально-технического обеспечения в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования, что позволит сократить сопутствующие затраты домохозяйств (приобретение учебных материалов, канцелярских товаров, питание).

4. Сохранение государственной гарантии базового набора медицинских услуг в обязательном медицинском страховании и государственный контроль роста тарифов в добровольном медицинском страховании как меры, увеличивающей доступность здравоохранения для населения.

5. Развитие профилактических программ просветительских мероприятий.

Примечания

1 Состав потребительских расходов домашних хозяйств. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011. Стат.сб. Росстат. M., 2011.

Sostav potrebitel'skih rashodov domashnih hozjajstv. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naselenija Rossii. 2011. Stat.sb. Rosstat. M., 2011.

2 Структура численности, приема студентов и выпуска специалистов высшими учебными заведениями по источникам финансирования. Образование в РФ: 2010. Стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

Struktura chislennosti, priema studentov i vypuska specialistov vysshimi uchebnymi zavedenijami po istochnikam finansirovanija. Obrazovanie v RF: 2010. Stat. sb. M.: GU-VSHE, 2010.

3 Структура численности, приема студентов и выпуска специалистов учреждениями среднего профессионального образования по источникам финансирования. Там же. С. 104.

Struktura chislennosti, priema studentov i vypuska specialistov uchrezhdenijami srednego professional'nogo obrazovanija po istochnikam finansirovanija. Ibidem. S. 104.

4 В 2005-2010 гг. уровень среднедушевых доходов населения повысился более чем в 2,3 раза — с 8112 руб. в месяц до 18881 руб. Рассчитано по сб.: Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011. Стат.сб. Росстат. M., 2011. С. 98.

V 2005-2010 gg. uroven' srednedushevyh dohodov naselenija povysilsja bolee chem v 2,3 raza — s 8112 rub. v mesjac do 18881 rub. Rasschitano po sb.: Rosstat. 2011. Stat.sb. Rosstat. M., 2011. S. 98.

5 Средние потребительские цены на отдельные виды услуг в системе образования. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011. Стат.сб. Росстат. M., 2011. С. 406.

Srednie potrebitel'skie ceny na otdel'nye vidy uslug v sisteme obrazovanija. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naselenija Rossii. 2011. Stat.sb. Rosstat. M., 2011. S. 406.

6 Структура затрат семей по уровням образования в 2011 г. http://memo.hse.ru/ind_ w10_1_04

Struktura zatrat semej po urovnjam obrazovanija v 2011 g.

7 Кузьминов Я., Андрущак Г. О затратах семей на образовании. Письма в журнал «Вопросы образования». 2010. № 2. С. 7.

Kuz'minov Ja., Andrushhak G. O zatratah semej na obrazovanii. Pis'ma v zhurnal «Voprosy obrazovanija». 2010. № 2. S. 7.

8 Динамика предпочтений в отношении целей покупки недвижимости демонстрирует увеличение показателя с 30,7 в 2000 г. до 38,8% в 2008 г., положительная динамика прослеживается и в отношении целей формирования сбережений на отдых и отпуск: 20,9% в 2000 г. и 30,2% в 2008 г. Цели формирования сбережений населением // Образование в РФ. 2010. С. 80.

Dinamika predpochtenij v otnoshenii celej pokupki nedvizhimosti demonstriruet uvelichenie pokazatelja s 30,7 v 2000 g. do 38,8% v 2008 g., polozhitel'naja dinamika proslezhivaetsja i v otnoshenii celej formirovanija sberezhenij na otdyh i otpusk: 20,9 v 2000 g., 30,2% - v 2008 g. Celi formirovanija sberezhenij naseleniem // Obrazovanie v RF. 2010. S. 80.

9 Объем платных услуг в области здравоохранения и отдыха на душу населения. Здравоохранение в России: 2011. Стат.сб. Росстат. М., 2011. С. 311.

Ob'em platnyh uslug v oblasti zdravoohranenija i otdyha na dushu naselenija. Zdravoohranenie v Rossii: 2011. Stat.sb. Rosstat. M., 2011. S. 311.

10 Средние потребительские цены на отдельные виды медицинских услуг. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011. С. 354.

Srednie potrebitel'skie ceny na otdel'nye vidy medicinskih uslug. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naselenija Rossii. 2011. S. 354.

11 Улумбекова Г.Э. Реформа здравоохранения США. Уроки для России. http://vestnik. mednet.ru/content/view/429/30/lang,ru/.

Ulumbekova G.Je. Reforma zdravoohranenija USA. Uroki dlja Rossii.

12 Государственные расходы на образование и здравоохранение. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011. С. 517.

Gosudarstvennye rashody na obrazovanie i zdravoohranenie. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naselenija Rossii. 2011. S. 517.

13 Там же. Ibidem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.