Научная статья на тему 'Расформирование немецких военных и полувоенных соединений и организация учета личного состава вермахта в ходе демилитаризации советской зоны оккупации Германии в 1945-1949 гг. '

Расформирование немецких военных и полувоенных соединений и организация учета личного состава вермахта в ходе демилитаризации советской зоны оккупации Германии в 1945-1949 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
687
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Советская зона оккупации / ГЕРМАНИЯ / органы СВАГ / демилитаризация / разоружение / Военные формирования / командный состав / УЧЕТ / the Soviet military authorities in Germany (СВАГ) / The Soviet occupation zone / Germany / demilitarization / disarmament / military formations / Line officers / account

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинин Анатолий Михайлович

В статье раскрывается деятельность органов советской военной администрации в Германии во второй половине 40-х годов XX в. по выполнению решений Потсдамской конференции о разоружении и упразднении всех немецких военных и полувоенных формирований с целью предупреждения возрождения германского милитаризма и нацизма. Описывается механизм учета личного состава вермахта и контроля бывших немецких военнослужащих, особенно командного состава, а также специалистов военно-технического профиля. Показаны основные направления проводимой работы, в результате которой к концу 1945 г. все немецкие военные и полувоенные формирования, выявленные и учтенные в советской зоне оккупации Германии, были полностью расформированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the activities of the Soviet military administration in Germany in the second half of the 40-ies on the implementation the Potsdam Conference decisions about the disarmament and disbanding of the German military and quasi-military formations to prevent the reappearance of the German Nazism and militarism. It shows the mechanism of accounting of the Wehrmacht staff and control of the German ex-servicemen, especially line officers and specialists of military technical section. There are demonstrated the objectives and basic directions of work, which resulted in all the German military and quasi-military forces that are identified and recorded in the Soviet zone of occupation in Germany, have been completely disbanded.

Текст научной работы на тему «Расформирование немецких военных и полувоенных соединений и организация учета личного состава вермахта в ходе демилитаризации советской зоны оккупации Германии в 1945-1949 гг. »

Калинин А.М.

РАСФОРМИРОВАНИЕ НЕМЕЦКИХ ВОЕННЫХ И ПОЛУВОЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА ЛИЧНОГО СОСТАВА ВЕРМАХТА В ХОДЕ ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ СОВЕТСКОЙ ЗОНЫ ОККУПАЦИИ ГЕРМАНИИ в 1945-1949 гг.

Вторая мировая война, развязанная фашистской Г ерманией, закончилась ее полным военным и политическим поражением и национальной катастрофой для немецкого народа. В соответствии с решениями Ялтинской конференции 1945 г. вся территория Германии была разделена на четыре зоны оккупации. Контроль в каждой из них осуществлялся соответствующим главнокомандующим союзными войсками. Советские войска контролировали примерно одну треть германской территории, включая и имперскую столицу Берлин. Эти земли находились на востоке страны, на них проживало свыше 20 млн. немцев. Для контроля за выполнением Германией своих обязательств, связанных с оккупационным периодом, в распоряжение главнокомандующих оккупационными войсками в каждой зоне были созданы органы военной администрации со своими штабами, состоящими из отделов и управлений с соответствующим аппаратом на местах.

Важнейшей составной частью мероприятий союзников по демилитаризации Германии являлась ликвидация вермахта и других военных и полувоенных формирований Третьего рейха. В соответствии с Декларацией о поражении Г ер-мании, подписанной 5 июня 1945 г., а также решениями Потсдамской конференции 1945 г. вооруженные формирования, находившиеся под германским контролем, где бы они ни располагались, включая сухопутные, воздушные, противовоздушные и военно-морские силы, СС, СА и гестапо, а также все другие силы или вспомогательные организации, имеющие оружие, должны были быть полностью разоружены. Все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, включая генеральный штаб, офицерский корпус, корпус резервистов, военные училища, организации ветеранов войны и все другие военные и полувоенные организации вместе с их клубами и ассоциациями, служащими интересам поддержания военных традиций в Германии, должны были быть полностью и

окончательно упразднены, чтобы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма.

В советской зоне ответственности германские вооруженные силы со всеми их штабами и учреждениями оперативно были полностью ликвидированы. Личный состав германского вермахта, в который входили сухопутные войска, люфтваффе (военно-воздушные силы) и кригсмарине (военно-морской флот), а также личный состав войск СС, был переведен на положение военнопленных и сосредоточен в лагерях для военнопленных на территории Советской зоны оккупации.

По мере проведения проверочно-фильтрационных мероприятий и выявления лиц, совершивших военные преступления, бывшие солдаты и офицеры вермахта отправлялись к местам своего постоянного проживания. Естественно, что наличие на территории зоны огромного количества бывших военнослужащих вражеской армии создавало определенную потенциальную угрозу советской военной администрации в Германии (далее - СВАГ) и требовало, как минимум, установления контроля над этими людьми и их поведением.

Определяя важнейшие задачи сформированного военного отдела СВАГ на период с июля по август 1945 г., главноначальствующий администрации своим приказом № 09 от 18 июля 1945 г. среди прочих также поставил задачу выявления еще сохранившихся скрытых военных и военизированных отрядов, частей, учреждений и организаций. Все вновь выявленные части, отряды и учреждения бывшей германской армии и военизированные организации подлежали немедленному разоружению, а их личный состав - передаче в органы НКВД.

Были разработаны мероприятия, определявшие порядок демобилизации и очередность роспуска личного состава германских военно-морских и военновоздушных сил вермахта, а также условия обмена военнопленными между оккупационными зонами Германии.

За этот же период было расформировано 33 немецких военных госпиталя. В своем приказе № 042 от 11 сентября 1945 г. главноначальствующий СВАГ приказал расформировать все военные госпитали в срок до 1 октября 1945 г. Больные и раненые этих госпиталей были переданы в местные больницы по месту расположения госпиталей [1, л. 78]. Часть обслуживающего персонала госпиталей вместе с больными и ранеными также была передана в гражданские больницы. Военнослужащие, подлежащие содержанию в лагерях, были направлены в ближайшие лагеря военнопленных.

В результате работы, проведенной военным отделом СВАГ и его органами

на местах, уже в октябре 1945 г. в советской зоне ответственности были ликвидированы все военные и полувоенные формирования, а к концу 1945 г. - все еще остававшиеся немецкие тыловые учреждения, включая и госпитали. Изданная Контрольным советом 12 ноября 1945 г. директива № 18 «О демобилизации и роспуске германских вооруженных сил» [3, с. 57-60] советской военной администрацией де-факто была выполнена досрочно. Документальные источники свидетельствуют о том, что все немецкие военные и полувоенные формирования в советской зоне были действительно упразднены и распущены.

После роспуска германских вооруженных сил перед военным отделом СВАГ встала другая, не менее серьезная, задача, - осуществлять учет личного состава вермахта и, как отмечалось ранее, контролировать бывших немецких военнослужащих. В первую очередь, речь шла о командном составе вермахта (генералах, адмиралах и офицерах), а также об ученых - разработчиках военноморского и военно-воздушного оружия и специалистах военно-технического профиля.

18 июля 1945 г. главноначальствующий СВАГ в уже упоминавшемся приказе № 09 «О работе военного отдела на июль - август 1945 г.» поставил задачу: выявить и взять на учет весь старший офицерский состав и генералов бывшей германской армии. Приказом главноначальствующего СВАГ № 42, который был издан 27 августа 1945 г., все бывшие военнослужащие германской армии, авиации и флота, имевшие воинское звание лейтенант и выше, а также все без исключения бывшие военнослужащие СС, СА, сотрудники гестапо, члены национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) были обязаны до 25 сентября 1945 г. пройти регистрацию при военных комендатурах. В приказе указывалось, что лица, не явившиеся на регистрацию в срок, а также виновные в их укрытии от регистрации, должны были привлекаться к строгой ответственности.

Однако уже в августе стало ясно, что этот приказ к указанному сроку не будет выполнен. Причиной тому была не только неготовность советских военных комендатур на местах наладить процесс регистрации и учета военнослужащих вермахта, но и явное нежелание самих бывших офицеров и сотрудников различных немецких полицейских и других специальных военных формирований регистрироваться у советских властей. Многие из них, и не без основания, полагали, что их визит в комендатуру может закончиться арестом, интернированием или заключением в спецлагерь.

Тем не менее, по состоянию на 1 сентября 1945 г. в советской зоне оккупа-

ции было выявлено 68 генералов и адмиралов, а также 934 офицера. Те данные, которые были подготовлены в комендатурах на этот состав, были весьма разноречивы и не отражали полной характеристики лиц, поставленных на учет. Кроме того, по общему числу зарегистрировавшихся в комендатурах офицеров стало очевидно, что офицерский состав вермахта фактически уклонился от регистрации.

Анализ изученных автором материалов позволяет утверждать, что в этой ситуации военный отдел СВАГ был вынужден издать специальный документ для подчиненных ему управлений провинций и земель зоны, который положил конец как организационной неразберихе, так и путанице с содержанием учетных данных по генеральскому и офицерскому составу бывшей немецкой армии. Таким документом стала директива начальника штаба СВАГ № 12/340 от 18 октября 1945 г. Она установила порядок учета офицерского и генеральского состава, сроки отчетности и единые формы документации по учету.

Согласно директиве, персональный учет всех офицеров, генералов и адмиралов бывшей немецкой армии, проживавших в данном районе, возлагался на районные военные комендатуры, которые должны были осуществлять его по учетным карточкам единого образца.

Учетные карточки на всех офицеров от майора до подполковника в одном экземпляре и на полковников и генералов в трех экземплярах представлялись в окружные военные комендатуры, которые вели персональный учет на весь старший офицерский состав от майора включительно и на генеральский состав, а также осуществляли количественный учет всего младшего офицерского состава.

Учетные карточки на генералов, адмиралов и старших офицеров включали следующие данные: ФИО; год и место рождения; где проживает в настоящее время (точный адрес); происхождение; имущественное и семейное положение, состав семьи и ее место проживания; чем занимается в настоящее время; общее образование (что и когда закончил); военное образование (что и когда закончил); принадлежность к партиям; участие в войнах (когда, где, в какой должности и чине); производство в чинах. В учетной карточке обязательно указывалось, на основании каких данных она составлена, и имелась подпись должностного лица, ее составившего.

Персональные учетные карточки на старших офицеров и на генералов и адмиралов окружными комендатурами в двух экземплярах представлялись в военные сектора провинций и федеральных земель. Кроме того, в ежемесячных от-

четах показывалось общее количество учтенных по округу бывших младших офицеров.

Военные сектора провинций и федеральных земель вели персональный учет на генеральский и старший офицерский состав и количественный учет на младших офицеров. Персональные учетные данные на бывших немецких полковников, генералов и адмиралов и количественные данные на остальной офицерский состав в ежемесячных отчетах представлялись военному отделу, а позднее военному управлению СВАГ.

Перерегистрация всего бывшего офицерского и генеральского состава производилась в районных военных комендатурах СВАГ регулярно, с 20 по 25 число каждого месяца. Все изменения отражались в персональных учетных карточках бывших офицеров, генералов и адмиралов. Без уведомления районного военного коменданта этим лицам не разрешалось менять свое место жительства.

Исследование данного вопроса дает возможность сформулировать вывод о том, что организованные, согласно указанной директивы, учет и контроль бывшего офицерского, генеральского и адмиральского состава вермахта позволили в определенной степени следить за его деятельностью и не допускать бывших офицеров на определенные общественные и административные посты в органах немецкого самоуправления.

Всего, по состоянию на 1 января 1946 г., в советской зоне оккупации было выявлено и учтено: генералов и адмиралов - 133; полковников - 369; подполковников - 324; майоров - 1708; капитанов - 3822; обер-лейтенантов - 3604; лейтенантов - 5902 [2, л. 146-147].

Важную роль в осуществлении учета и контроля за деятельностью бывших военнослужащих германских вооруженных сил и, в первую очередь, офицеров и генералов, сыграла разработанная военным управлением СВАГ директива № 10/0100, утвержденная 30 апреля 1947 г. начальником штаба СВАГ и направленная всем начальникам управлений провинций и земель зоны. В директиве были даны практические указания о проведении мероприятий по контролю за бывшими военнослужащими вермахта, подчеркивалось особое значение этой работы для предотвращения возрождения милитаризма на немецкой земле.

Архивные документы свидетельствуют о том, что кроме персонального учета генеральского и офицерского состава, комендатуры не реже одного раза в три месяца проводили перерегистрацию офицеров путем персонального их вызова в комендатуру. Также осуществлялись периодические проверки наличия быв-

ших офицеров по месту жительства и работы. Примерно с 1946 г. комендатуры по заявкам и ориентировкам командования СВАГ начали опрос бывших офицеров вермахта для получения материалов и сведений военного и военнотехнического характера, представлявших интерес для советских Вооруженных сил.

По мере организации и упорядочения процесса контроля за бывшими офицерами, генералами и адмиралами в отношении ряда лиц, чья деятельность не могла быть опасной для оккупационных властей и не способствовала возрождению милитаризма, ограничения частично снимались. Здесь, в первую очередь, учитывался возрастной фактор. Например, 10 июля 1947 г. военным управлением была издана директива № 10 /0337 за подписью начальника штаба СВАГ, которая предписывала снять с учета всех бывших немецких офицеров, генералов и адмиралов, достигших по возрасту 65 лет, и перерегистрацию их в дальнейшем не производить. Эта директива также предписывала снять с учета и не проводить регистрацию бывших офицеров, генералов и адмиралов, которые по состоянию здоровья (инвалидности) или по каким-либо другим причинам были уволены в запас или в отставку до 1939 г. и не принимали участия во Второй мировой войне.

Остальных офицеров, генералов и адмиралов разрешалось регистрировать один раз в шесть месяцев, продолжая держать их на учете и под контролем в соответствии с требованиями директивы № 10/0100. Эта директива и в дальнейшем являлась основным регламентирующим документом СВАГ по учету и контролю офицерского и генеральского состава бывшей немецкой армии. По состоянию на 1 ноября 1948 г. в советской зоне оккупации Германии находилось на учете: генералов, адмиралов и офицеров - 32 834 чел.; унтер-офицерского и рядового состава - 1 030 152 чел. При этом качественная и количественная характеристика офицерского и генеральского состава выглядела следующим образом (см. таблицу 1):

Воинское звание По роду войск По должностям По возрасту

Сух-е силы ВВС ВМС ГК - группы армий звено армия -дивизия звено полк- взвод до 30 лет от 30 до 40 лет от 40 до 50 лет от 50 до 65 лет

генерал 12 2 1 8 2 14

полковник 130 21 6 24 51 51 32 125

подполковник 396 33 11 51 114 221 1 15 122 302

майор 1888 247 82 64 364 1336 32 280 747 1158

капитан 8903 655 198 166 886 5957 550 2582 3148 3476

обер- лейтенант 7933 705 309 05 670 5680 1517 3208 2886 1336

лейтенант 10215 778 310 154 624 6413 3989 4299 2027 988

ИТОГО: 29477 2441 916 565 2717 19660 6089 10384 8962 7399

Табл. 1. Характеристика офицерского и генеральского состава Германии в советской зоне оккупации по состоянию на 1 ноября 1948 г. [2, л. 149].

Большинство из зарегистрированных в советских военных комендатурах старших и младших офицеров военно-морских и военно-воздушных сил вермахта являлись участниками боевых действий на Восточном фронте, имели хорошую военную подготовку и, по мнению органов СВАГ, представляли собой «потенциально опасные кадры», так как они могли влиять на создание немецкой армии в будущем и стать основой этой новой армии.

В целом на территории советской зоны оккупации Германии в конце 1948 г. имелось 1 062 986 солдат, унтер-офицеров и офицеров (включая высший командный состав) бывших вооруженных сил Германии. Кроме того, практически ежемесячно в зону прибывали из плена около 20 тыс. чел. С учетом того обстоятельства, что многие из бывших военных стремились устроиться в полицию и другие полувоенные формирования (пожарные команды и т.д.), органы СВАГ полагали необходимым держать этот контингент под своим контролем.

В пользу такой позиции по данному вопросу, казалось бы, свидетельствовала информация, получаемая из западных оккупационных зон. Там ситуация с трудоустройством бывших офицеров вермахта в нежелательных для союзников областях в начале 1947 г. выглядела следующим образом (см. таблицу 2):

Зона оккупации Полиция Пожарные Педагоги Студенты

кол-во % к общ. числу кол-во % к общ. числу кол- во % к общ. числу кол-во % к общ. числу

американская 1150 2,2 31464 8,2 Сведений нет 5597 19

английская 660 1,5 11560 6,5 7569 11,3 5510 24

французская 641 7,6 9692 10 1833 13 1576 15

Табл. 2. Данные о трудоустройстве бывших офицеров вермахта в американской, английской и французской зонах оккупации Германии по состоянию на начало 1947 г. [4, с. 139].

Из приведенных данных, подготовленных в 1947 г. органами СВАГ, очевидно, что они считали подобную концентрацию бывшего офицерского состава вермахта на должностях полицейских, пожарных, преподавателей и студентов нежелательной и опасной. Очевидно, они исходили из достаточно формального предположения, что это может способствовать сохранению обученных военных кадров, способных в будущем возродить немецкие военные традиции.

Осенью 1947 г. вопрос об ограничении использования бывших офицеров

вермахта в таких областях деятельности, как пограничная охрана, полиция, торговый флот, учреждения связи, общественный транспорт, заводская и лесная охрана и др., был вынесен советской стороной на обсуждение Контрольного совета. На заседании Координационного комитета 8 декабря 1947 г. представитель СВАГ генерал-лейтенант М.И.Дратвин высказался за установление таких ограничений для бывших немецких генералов и офицеров при приеме на работу в указанных сферах деятельности, которые бы исключали возможность использования их военных знаний для скрытой подготовки германских вооруженных сил. Однако введение ограничений такого рода союзниками одобрено не было.

Следует отметить, что по состоянию на 1 января 1947 г. во всех видах немецкой полиции зоны насчитывалось 51 235 служащих. Из них - 43 офицера и 1933 унтер-офицера бывшего вермахта и 158 чел., служивших еще в полиции нацистской Германии. Автор предполагает, что эти факты заставили военный отдел СВАГ с сожалением признать, что «чистка полиции еще не доведена до кон-ца»[2, л. 159]. Действительно, в этом вопросе все обстояло не так просто. Ведь мало было не допустить бывшего офицера или унтер-офицера вермахта к вожделенной должности полицейского. Это было вполне по силам даже местным органам СВАГ. Проблема заключалась в другом: на эту должность надо было найти приемлемого для СВАГ в социально-политическом смысле кандидата без ущерба профессиональной стороне дела, что было почти невозможно.

В составе 10 434 пожарных команд зоны (их общая численность на начало

1947 г. составляла 229 519 чел.) имелось 117 офицеров и 7190 унтер-офицеров бывшего вермахта, а также 508 чел., ранее служивших в полиции [2, л. 160].

В органах немецкого самоуправления зоны (по состоянию на 1 ноября

1948 г.) из общего числа служащих в 270 810 чел. 2232 чел. были бывшими офицерами вермахта.

Наконец, в высших и средних учебных заведениях советской зоны оккупации (по состоянию на 1 января 1947 г.) насчитывалось 380 студентов и 1095 преподавателей - бывших немецких офицеров [2, л. 158, 161].

Таким образом, опыт работы органов СВАГ показал, что контролировать дальнейшую жизнь всех бывших офицеров вермахта по определению невозможно, да и не нужно. Подобная деятельность в советской зоне ответственности свелось, в конечном счете, к практике запрета на определенные профессии и к ограничению приема бывших офицеров в высшие учебные заведения.

* * *

1. ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 7. Д. 6.

2. ГА РФ. Ф. Р-7317. Оп. 12. Д. 4.

3. Сборник № 1 официальных документов, принятых и подписанных Контрольным советом в Германии в 1945 году. Берлин: Изд-во Штаба СВАГ, 1946.

4. Филипповых Д.Н. Советская военная администрация в Германии: военно-политический аспект деятельности. (1945-1949). М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.