Научная статья на тему 'Расчётные и экспериментальные исследования обтекания высотных зданий и сооружений атмосферным ветром в условиях городской застройки'

Расчётные и экспериментальные исследования обтекания высотных зданий и сооружений атмосферным ветром в условиях городской застройки Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
374
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА В АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ТРУБАХ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБТЕКАНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ / ПРИЗЕМНЫЙ ВЕТРОВОЙ СЛОЙ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ АЭРОДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Айрапетов А.Б., Вышинский В.В., Катунин А.В.

Приведена методика проведения экспериментальных исследований обтекания моделей высотных зданий в условиях окружающей застройки в аэродинамической трубе Т-1-2 ЦАГИ в условиях приземного ветрового профиля и в равномерном потоке в рамках требований нормативной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Айрапетов А.Б., Вышинский В.В., Катунин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчётные и экспериментальные исследования обтекания высотных зданий и сооружений атмосферным ветром в условиях городской застройки»

УДК 533.6.07; 533.68; 532.527

А. Б. Айрапетов1, В. В. Вышинский2'3, А. В. Катунин1'2

1 Научно-исследовательский Московский комплекс Центрального аэрогидродинамического

института им. проф. Н. Е. Жуковского 2 Московский физико-технический институт (государственный университет) 3Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н. Е. Жуковского

Расчётные и экспериментальные исследования обтекания высотных зданий и сооружений

1 о о

атмосферным ветром в условиях городской застроики

Приведена методика проведения экспериментальных исследований обтекания моделей высотных зданий в условиях окружающей застройки в аэродинамической трубе Т-1-2 ЦАГИ в условиях приземного ветрового профиля и в равномерном потоке в рамках требований нормативной базы.

Ключевые слова: методика эксперимента в аэродинамических трубах, моделирование обтекания зданий и сооружений, приземный ветровой слой, вычислительная аэродинамика.

A. V. Airapetov1, V. V. Vyshinsky2'3, A. V. Katunin1'2

Scientific Research Complex of N. E. Zhukovsky Central Aerohydrodynamic Institute 2 Moscow Institute of Physics and Technology (State University) 3N. E. Zhukovsky Central Aerohydrodynamic Institute

Numerical and experimental research of hight-rise buildings and structures aerodynamics in the presence of environmental building

The methodology of TsAGI's T-1-2 wind tunnel testing of the high-rise building models aerodynamics in presence of environmental building in case of near ground wind profile and uniform stream within the requirements of the regulatory framework is given.

Key words: wind-tunnel experiment methodology, simulation of buildings and structures aerodinamics, ground wind layer, computational fluid dinamics.

1. Введение

Проектирование и строительство в современных высотных (выше 75 м) зданий, имеющих с аэродинамической точки зрения уникальные архитектурные формы (в том числе многокорпусность), регламентируется нормами [1]. В части ветровых нагрузок и воздействий нормы предписывают получение в модельном аэродинамическом эксперименте в специализированных аэродинамических трубах (АДТ):

- статических интегральных нагрузок на здание;

- распределенных средних и мгновенных (пиковых) нагрузок на поверхности здания (вентилируемые фасадные системы);

- характеристик аэроупругих колебаний здания в случае, если отношение высоты здания к характерному поперечному размеру h/D > 7.

Требование экспериментального определения перечисленных характеристик диктуется невозможностью их получения расчетным путем с точностью и достоверностью, достаточной для безопасного жилого строительства.

Специализированные АДТ должны обеспечить возможность реализации в них режима потока типа приземного ветрового слоя (ПВС) с определенным профилем средней скорости по высоте. При этом размеры рабочей части АДТ должен обеспечивать размер моделей, достаточный для реализации «автомодельного» режима обтекания, т.е. независимость

УооБ

аэродинамических характеристик от числа Рейнольдса: Ив = -, где — скорость по-

V

тока, где О — характерный поперечный размер модели, V — коэффициент кинематической вязкости.

Именно реализация автомодельного режима позволяет получать в модельном эксперименте натурные значения аэродинамических коэффициентов без пересчета «на натуру». Нижняя граница значения числа Ив по опыту исследования обтекания плохообтекаемых объектов [2] составляет порядка 2 • 105. Это исключает возможность применения «комнатных» АДТ с характерным размером моделей в несколько сантиметров.

В настоящей работе показана основанная на интенсивных предварительных расчётах средствами вычислительной аэродинамики технология экспериментального определения аэродинамических характеристик высотных зданий и сооружений в условиях городской застройки (рельефа местности) [3].

2. Математическая модель: объект и система расчёта

В качестве объекта исследования рассмотрено проектируемое для строительства в Москве высотное здание (рис. 1).

Рис. 1. Проектируемое высотное здание

Математическое моделирование предоставляет возможность предварительного анализа характера и структуры обтекания здания ветровым потоком, а также рационального определения масштаба модели для АДТ, степени влияния окружающей застройки (городского ландшафта) на исследуемый объект и величины наиболее критичных углов направления ветра. Более подробное описание данной методики может быть найдено в работе [3].

В соответствии с методикой проведена серия расчётов в рамках краевой задачи для стационарных осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье-Стокса с ББТ-моделью замыкания, описывающих течение вязкой несжимаемой жидкости. Набегающий поток имеет заданный профиль скорости приземного ветра. Для проведения расчетов построена блочная структурированная сетка с призматическим подслоем на поверхности земли, состоящим из 20 ячеек, имеющим высоту первой ячейки 0.01 м и коэффициент роста ячеек 1.2. Общий объем сетки составляет 5 млн ячеек, притом около половины приходится на призмати-

ческий подслой. Технология проведения расчётных исследований изложена в [4], пример моделирования атмосферного течения над горным ландшафтом приведен в работе [5].

При решении задачи все переменные приведены к безразмерному виду. Расчет проводился до выхода величин интегральных осредненных нагрузок на стационарные значения. За характерные линейный размер и скорость приняты Б = 27 м, У^ = 20 м/с, так что Ив = 2 • 105. При таких значениях течение автомодельно по числам Рейнольдса.

На рис. 2 приведён общий вид высотного комплекса и окружающей застройки, а на рис. 3 приведены пять направлений ветра, для которых проводился подробный сравнительный анализ.

В табл. 1 представлены сравнительные значения коэффициентов сопротивления Сх и боковой силы Су для здания при наличии полной окружающей застройки и для здания с сокращёным вариантом застройки, когда сохраняется только ближайшее здание, Сх упр и

Су упр.

Из сравнения видно, что отброшенная часть окружающей застройки не вносит существенного искажения в интегральные аэродинамические характеристики проектируемого высотного здания, в связи с чем в состав модели в масштабе 1:130 было включено ближайшее здание, изображённое на проектном эскизе (рис. 1). Максимальное загромождение рабочей части при этом составило 9,5%.

Рис. 2. Заложенная в расчёт геометрия высотного здания и окружающей застройки

Рис. 3. Направления ветра, при которых получены эпюры

Сравнение интегральных характеристик

Таблица1

Направление 1 2 3 4 5

Сх 0,50 0,24 1,14 1,01 0,45

Су 0,28 0,69 0,10 0,08 -0,94

Схупр 0,50 ,260 1,18 1,07 0,49

Су упР 0,22 1,02 0,13 0,09 -0,77

3. Модели и методика эксперимента

Модели комплекса зданий для испытаний в АДТ Т-1-2 ЦАГИ представляют собой исследуемое и ближайшее к нему здания застройки в масштабе 1:130 для измерения средних статических сил и моментов на прецизионных рычажно-рейтерных весах АВТ-1 (рис. 4, 5) и распределенных нагрузок на поверхность здания - средних и пульсационных характеристик давления.

Система организации ПВС в АДТ Т-1-2 с двумя рабочими частями Т1 и Т2 ЦАГИ является уникальной, поскольку не содержит традиционной системы неравномерного загромождения поперечного сечения трубы (пирамиды, сетки и т.д.) для создания верти-

кального градиентного профиля средней скорости. Последний образуется в рабочей части АДТ-2 при работе трубы в полной конфигурации Т1/Т2 в диффузорном течении между рабочими частями Т1 и Т2 с системой «макрошероховатостей» на длине 50-60 м. Типичные профили средней скорости и интенсивности турбулентности по высоте приведены на рис. 6.

Рис. 4. Заложенная в расчёт геометрия высотно- Рис. 5. Направления ветра, при которых получего здания и окружающей застройки ны эпюры

- ♦

(

< 6 0 1 0. 0 0 2 0. !5 0 Ъ 0 ¡5 е

«

<Ш5 ?? хш №

а) б)

Рис. 6. Типичные профили средней скорости и интенсивности турбулентности по высоте

Средние аэродинамические нагрузки - лобовое сопротивление X, боковая сила У и крутящий момент М* - определялись на автоматических рычажно-рейтерных весах АВТ-1 со струнной подвеской модели. На подвеске крепилась «взвешиваемая» модель, не имеющая механической связи с моделью здания застройки, расположенной на круговом экране. При повороте модели на поворотном устройстве весов на очередной угол в на этот же угол поворачивался экран с моделью здания застройки, формирующей, таким образом, точное моделирование течения при любом угле ветра.

Аэродинамические коэффициенты соответствующих сил и момента определялись соотношениями

* _ Ру2

С = X С = У = м =

Сх = дБ' Су = дБ' т* = дБЪ ' д =

2

где У»— скорость на верхней границе ПВС или на входе в рабочую часть АДТ, Б = ЪН - характерная площадь модели; Ъ - характерный поперечный размер (ширина по острым углам здания); Н - высота модели. Для комплекса моделей масштаба 1:130: Н = 0, 97 м, Ъ = 0, 62 м, Б = 0, 6 м2. Определение нагрузок на натурный объект осуществляется по полученным натурным значениям коэффициентов путем «обращения» вышеприведенных формул: X = СхдБ, У = СудБ, М* = тхдБ. Эпюра нагрузок в сечениях по высоте, например, X получается с использованием коэффициента и значения скорости на данной

высоте Л:

X(Л) = СхЗР^У»' .

На рис. 7 показана зависимость коэффициента лобового сопротивления Сх здания от скорости У<х для углов ветра в = 225° (верхняя кривая) и 315° (нижняя кривая). Начиная со скорости 10 м/с, величина остаётся неизменной, т.е. режим автомодельности имеет место при Уж > 10 м/с. На основании чего выбрана рабочая скорость потока Уж = 20 м/с.

Рис. 7. Зависимость Cx(VTO)

Модель здания оборудована на четырех уровнях, соответствующих натурным высотам 25, 55, 90, 125 м, датчиками давления для измерения средних и мгновенных значений давления, Измерение давления производилось при тех же углах в, что и весовой эксперимент. Использовались внутримодельные дифференциальные датчики полного давления фирмы FREESCALE MPXV 5004D (максимальное давление 4 кПа), сигналы которых через аналогово-цифровой преобразователь фирмы National Instruments NI USB-6009 передавались на компьютерную обработку с выдачей данных в темпе эксперимента.

4. Результаты испытаний

Результаты измерений аэродинамических коэффициентов сопротивления Сх, боковой силы Су и крутящего момента шх для здания в зависимости от угла в приведены на рис. 8-10. На рис. 11 приведен фактор неустойчивости галопирования Ден-Гартога

Б = Сх + СУ.

Рис. 8. Зависимость Сх(в) Рис. 9. Зависимость Су(в)

Анализ результатов экспериментов позволяет выявить следующие характерные особенности аэродинамического нагружения:

— обтекание здания по характеру качественно близко к крылу самолёта низкого аэродинамического качества с заостренными передней и задней кромками, в связи с чем наличие

большой боковой (нормальной направлению ветра) силы Су ~ 1 является естественным, так же как и очень большие величины локального разрежения (Ср ~ —3, 5) на небольших участках фасадных поверхностей и острых кромок;

— максимумы боковой силы по в приходятся на минимумы силы сопротивления Сх , в результате чего максимальная результирующая аэродинамическая сила Сг = (СХ + С2)1/2 не превосходит значения 1,15 . На это значение целесообразно ориентироваться при оценке нагрузок по требованиям СНиП;

— влияние здания застройки отчетливо видно из сравнения наветренного (в ~ 90°) и подветренного (в ~ 270°) направлений: здание заметно «затеняет» проявление боковой силы;

— фактор неустойчивости галопирования Ден-Гартога О = Сх+Су для здания положителен во всей области изменения в, за исключением сектора углов ветра в около 45° и 270°, где величина О ~ 1. Это означает, что в указанном диапазоне углов ветра существуют необходимые (но недостаточные) условия аэродинамической неустойчивости галопирования. Анализ этой ситуации с использованием специального динамического колебательного стенда не входил в поставленную задачу в связи с тем, что удлинение здания менее 7 [1].

2 -------_-

0,5----—Ц----¡1--V

-0,5 - \ -7 ---Л-J--

-1,5 J--------

О 45 90 135 180 225 270 315 360

Рис. 11. Зависимость D(ß)

При обработке сигнала мгновенного давления p(t) получены коэффициенты статического давления Р, cp = (p — p^)/q; среднеквадратичные пульсации давления pf2 = (p — p)2; пиковые значения реализации pmax и pmin. Среди общих закономерностей распределенного нагружения следует отметить:

— наличие зон торможения потока на нормальных потоку участках поверхности зданий с характерными величинами коэффициента давления Cp ~ 1;

— наличие обширных застойных зон с характерными Cp ~ —0, 5;

— наличие небольших (3-5% длин сторон сечения) локальных зон ускоренного течения около острых углов здания с характерными значениями Cp ~ —3, 5;

— практическую неизменность коэффициента среднего давления Cp по высоте здания;

— умеренную интенсификацию пульсационной картины течения по высоте здания от нулевого уровня до крыши;

— практическое отсутствие влияния ПВС на характеристики давления на рассмотренных высотах h = 55 ми h = 90 м, обнаруженное при сравнительных испытаниях с ПВС и в равномерном потоке. На уровне, соответствующем натурной высоте 25 м, отличия достигают 15% в меньшую сторону в присутствии ПВС.

Сложная архитектурная форма здания приводит к зрительно сложной и далекой от практической необходимости информации по распределению давления для значений углов ветра из всего кругового диапазона от 0° до 360°. Эпюры давления показывают, что при рассмотрении массива данных для множества углов ветра в круговом диапазоне в каждой точке поверхности с очевидностью можно обнаружить с высокой вероятностью любое значение Cp от Cp max до Cp min.

цэ

-0,3 --------

О 45 90 135 180 225 270 315 360

Рис. 10. Зависимость mz(ß)

Поскольку в эксперименте непосредственно получены значения интегральных нагрузок, необходимость в использовании для их оценки процедуры интегрирования по поверхности зданий распределений давления отсутствует. Таким образом, использование характеристик распределений давления представляется необходимым только для анализа локального на-гружения элементов фасадных систем.

В связи с однородностью структуры фасадных систем на поверхности здания и отсутствием нормативных требований по оценке нагрузок на отдельных выделенных элементах фасадной системы задача по локализации экстремальных локальных нагрузок не рассматривалась.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве практических показателей для проектирования фасадных систем могут быть назначены предельные - максимальные и минимальные - значения указанных характеристик распределения давления по множеству всех внешних параметров испытаний - углам и точкам на поверхности зданий, которые приведены в табл. 2.

Таблица2

Сравнение интегральных характеристик

Cp max Cp min Vv'^nax/q Pmax P<x q pmin P<x q

Основные участки 1,0 -0,6 0,09 1,15 -0,85

поверхности здания

Области острых -3,5 0,22 -0,7

углов

5. Заключение

1) Аэродинамические коэффициенты сил и моментов, характеристики среднего и пуль-сационного давления, полученные в работе, соответствуют натурным и могут быть использованы при проектных расчетах зданий на ветровые нагрузки.

2) При учёте ветрового нагружения по СНиП 2.01.07-85 нормативные значения средней составляющей ветровой нагрузки по высоте здания в терминах СНиП 2.01.07-85 определяются по формуле главы 6 с использованием аэродинамического коэффициента C (максимальное значение Cr для исследуемого объекта) для здания с = 1,15. Т.е. нормативное значение средней составляющей интегральной ветровой нагрузки wm определяется как wm = 1,15 w0k, где w0 - нормативное значение ветрового давления; k - коэффициент, берущийся из таблицы 6.2 СНиП 2.01.07-85.

3) Уровень средних нагрузок разрежения в небольших областях, примыкающих к острым углам здания, существенно превосходит средний уровень на остальной поверхности, что целесообразно учесть при расчете элементов фасадной системы в непосредственной близости от углов зданий.

Литература

1. Строительные нормы и правила. Нагрузки и воздействия. СНиП 2.01.07-85. М., 2003.

2. Айрапетов А.Б. Методические принципы моделирования аэродинамики высотных зданий в аэродинамических трубах. Современное высотное строительство. М., 2007. С. 292-294.

3. Айрапетов А.Б. Новые аспекты аэродинамики ветрового нагружения высотных зданий в мегаполисе, новые подходы и методические принципы исследований // Academia. Архитектура и строительство. 2010. № 3. С. 582-584.

4. Вышинский В.В., Судаков Г.Г. Применение численных методов в задачах аэродинамического проектирования. М.: ЦАГИ, 2007.

5. Вышинский В.В., Кудров М.А. Моделирование атмосферных течений над горным рельефом // Труды МФТИ. 2015. Т. 7, № 3. С. 11-17.

References

1. Building regulations. Loads and impacts. BR 2.01.07-85. М., 2003.

2. Airapetov A.B. Methodical principles of high-rise buildings aerodynamics simulation in the wind tunnel. Modern high-rise building. M., 2007. P. 292-294.

3. Airapetov A.B. New aspects of wind loaded aerodinamics of hight-rise duildings in metropolis, new approaches and methodical investigation principals. Academia. 2010, № 3. P 582-584.

4. Vyshinsky V.V., Sudakov G.G. Application of computational methods in aerodinamic design problems. M.:TsAGI 2007.

5. Vyshinsky V.V., Kudrov M.A Simulation of atmospheric flows over mountain revief. Proceedings of MIPT. 2015. V. 7, N 3. P 11-17.

Поступила в редакцию 09.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.