Научная статья на тему 'Расчёт цикла бензинового двигателя в системе Mathcad'

Расчёт цикла бензинового двигателя в системе Mathcad Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
888
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ / РАСЧЁТ / ЦИКЛ / РАЗВЁРНУТАЯ ДИАГРАММА / СИСТЕМА MATHCAD

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Рындин Владимир Витальевич, Шалай Виктор Владимирович, Макушев Юрий Петрович

Приведена программа расчёта и построения развёрнутой и свёрнутой диаграмм цикла бензинового двигателя в системе Mathcad.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Рындин Владимир Витальевич, Шалай Виктор Владимирович, Макушев Юрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The calculation of cycle of a petrol engine in a system MATHCAD

The program of calculation and constructing of the unrolled and contracted diagrams of cycle of a petrol engine in a system Mathcad is reduced.

Текст научной работы на тему «Расчёт цикла бензинового двигателя в системе Mathcad»

construction machinery / V. S. Shcherbakov, A. V. Zhdanov. - Omsk: SibADI, 2010. - 176 p.

3. Zakin, Y. H. Applied theory of road train movement. - M.: Transport, 1967. - 252 p.

4. Krasovsky, G. I., Filaretov, G. F. Design of Experiments. - Mn.: publishing office BGU, 1982. - 302 p.

Портнова Александра Андреевна - аспирант кафедры «Автоматизация производственных процессов и электротехника» Сибирской государственной автомобильно-дорожной

академии (СибАДИ). Область научных интересов

- изучение связей, свойств объектов воздействия, кинематических, силовых, экономических и других параметров

строительных и дорожных машин. Имеет 9 публикаций, E-mail: portnova_aa@sibadi.org

Комаров Евгений Дмитриевич - аспирант кафедры ««Автоматизация производственных процессов и электротехника» Сибирской

государственной автомобильно-дорожной

академии (СибАДИ). Область научных интересов

- математическое моделирования технических систем, алгоритмы и системы управления строительной техникой, оптимизация

параметров строительной техники. Имеет 12 публикаций, E-mail: opengamer29@gmail.com .

УДК 621.43.01 (0.75.8)

РАСЧЁТ ЦИКЛА БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ MATHCAD

В. В. Рындин, В. В. Шалай, Ю. П. Макушев

Аннотация. Приведена программа расчёта и построения развёрнутой и свёрнутой диаграмм цикла бензинового двигателя в системе МаМсаН.

Ключевые слова: двигатель, расчёт, цикл, развёрнутая диаграмма, система Ма№саН1.

Введение

В настоящее время при решении математических задач широко используется программирование в средах Fortran, ТигЬо Pascal, Delphi и др. При этом для выполнения даже небольших математических расчётов требуется знание основ программирования. При написании формул теряется их

наглядность. Например, на языке Pascal Тх записывается как sqrt(x), степень ух как ехр(х*1п(у)) и т. п. Каждый раз при выводе на печать результатов расчёта по какой-либо формуле требуется давать специальное сообщение, а для выдачи графиков требуется написание специальных программ. Этих недостатков лишена новая математическая система МаШсаН.

Mathcad - это интегрированная математическая система, позволяющая наглядно вводить исходные данные, проводить традиционное математическое описание решения задачи и получать результаты вычислений как в аналитическом, так и в численном виде с использованием при необходимости их графического

представления. Запись математических выражений производится в традиционном виде с применением общепринятых знаков, таких как квадратный корень, знак деления в виде горизонтальной черты, знак интеграла, дифференциала, суммы и т. д.

Ниже приводится программа расчёта

цикла бензинового двигателя в системе МаШсаН. В основу программы положен пример расчёта такого цикла, приведённый в

[1]. Для сокращения текста статьи в отдельных местах изменён порядок расчёта (расчёт характеристик воздуха и продуктов сгорания приводится в одном разделе,

теплоёмкости газов даются в функции от температуры и др.).

Программа расчёта бензинового двигателя в системе МаШсаН

Всё ниже написанное, включая и комментарии, может составлять содержание программы расчёта - система сама

определяет, где текст, а где математические выражения (для наглядности буквенные

обозначения величин в тексте и в нерабочих

формулах, приводимых для пояснения,

будем писать курсивом).

Задаём исходные данные для расчёта двигателя, т. е присваиваем буквенным

обозначениям величин числовые значения. Ввод символа присваивания - двоеточия с равно «:=» осуществляется нажатием клавиши с символом двоеточия «:».

Номинальная мощность двигателя №о := 55 кВт. Частота вращения коленчатого _1

вала п:= 5800 мин . Число цилиндров Т := 4 . Степень сжатия е := 9 . Коэффициент избытка воздуха а := 0.9. Температура таяния льда

Т0 := 273.15 К.

Параметры окружающей среды:

Тос := 288.15 К; рос := 0.10 МПа.

Заметим, что буквенные обозначения величин могут содержать русские индексы, в отличие от других языков программирования. Индекс в имени переменной может записываться на одном уровне с основным символом (Ме), а может записываться ниже -Мео. В последнем случае после набора символа Ме следует нажать клавишу с точкой, а затем ввести индекс «о».

Характеристики воздуха, горючей

смеси и продуктов сгорания.

Удельная газовая постоянная воздуха Rв := 0.287 кДж/(кг К).

Молярная газовая постоянная кДж/(кмольК).

Молярная масса бензина цт := 115

кг/кмоль.

Молярная масса воздуха цв := —- = 28.970

кг /кмоль (именно так, через горизонтальную черту записывается деление «/»).

Состав бензина: С: = 0.855; Н: = 0.145;

О: = 0; S: = 0; А: = 0.

Низшая удельная теплота сгорания топлива

RМ := 8.3145

К,

[33.91 • С +125.60 • Н -10.89 • (О - S) - 2.51 •

• (9 • Н + А)] • 103 = 43929.5 кДж/кг.

Т еоретическое (стехиометрическое) удельное по топливу количество вещества воздуха (термин "удельная по топливу величина" вводится для величин,

получаемых от деления основной величины на массу топлива [2]); данная величина численно равна количеству вещества воздуха, необходимого для сгорания 1 кг топлива,

С Н О ^ 1

021

Теоретическая удельная по топливу масса воздуха (данная величина численно равна массе воздуха, необходимого для сгорания 1 кг топлива)

і := і — К -

° :=12 + 4 32

0.5119 кмоль/кг топл.

1°:=!^ + 8 • Н - О

1

0.23

14.956 кг/кг топл.

Удельное по топливу количество вещества свежего заряда (индекс 1)

1

М-1 :=а-Lo + — = 0.4694 кмоль/кг топл. и т

При внешнем смесеобразовании свежий заряд состоит из воздуха и бензина, поэтому

Мв := — + — + 0.79 • а • 1° = 0.5077 кмоль/кг ТОПЛ.

в п п °

молярная масса свежего заряда определяется по формуле

М-1 := —1+а1° 1 = 30.551 кг/кмоль.

а-^ + —

Мв Мг

Удельное по топливу количество вещества продуктов сгорания при а < 1

С Н

----1-

12 2

Теоретический коэффициент молярного (молекулярного) изменения горючего заряда

м, .

при его сгорании р° := — = 1.0816 .

М-1

Молярная масса продуктов сгорания (равна молярной массе остаточных газов)

М2 := — = 28.246 кг/кмоль.

Р°

Теплоёмкость воздуха и продуктов сгорания (добавленный подраздел). В примере [1], как обычно принято, показатель адиабаты и теплоёмкости определяются по таблицам в функции от температуры. Для автоматизации процесса расчёта в системе Mathcad теплоёмкость определяется по эмпирическим формулам, полученных путём математической обработки табличных значений теплоёмкостей [1, 4-6] (все эти формулы и добавленные приведены в [2, 3]).

Средняя молярная изохорная

теплоёмкость воздуха, кДж/(кмольК)

Сявяв(:= (20.758 + 0.268 • у + 5.4724 • у2 -

-4.957• у3 +1.591 у4 -0.205• у5) где в = Э /1000.

Средняя молярная изохорная

теплоёмкость продуктов сгорания бензина при 0,7 < а < 1 для интервала температуры 0-1300 °С

Ся0(Э) := 20.52 +1.675• а + (1.333 + 2.673•а)• 10-3)• Э

Проверка для 1300 °С и а = 0,9: Ся0(1300) = 26.888 (26.928, таблица В.13 [2]).

Средняя молярная изохорная

теплоёмкость продуктов сгорания бензина при 0,7 < а < 1 для интервала температуры 1300-2500 °С

Ся(Э):= 22.4 +1.842• а + (0.921 +1.465•а)• 10-3)• Э.

Проверка Ся(2000) = 28.537 (28.716, таблица В.13 [2]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс впуска. Температура

остаточных газов лежит в пределах Тг = 9001100 К. Принимаем Тг = 1005 К (здесь стоит знак равно, следовательно, эта температура уточняется путём глобального присваивания

из конца программы, при расчёте Т).

Давление остаточных газов лежит в пределах рг = 0,105-0,125 МПа.

Принимаем рг := 0.118 МПа.

Температура подогрева свежего заряда ДТ = ДЭ лежит в интервале от 5 до 30 К (°С).

Принимаем ДТ := 5 К.

Так как наддув отсутствует, и впуск воздуха происходит из атмосферы (окружающей среды), то параметры на входе во впускной канал принимаются равными параметрам окружающей среды

Рк := Р0с = 01 МПа и Тк := Тос = 288.15 К.

Плотность воздуха на впуске определяется из уравнения Клапейрона

Рк • 103 , з

рк:= —------= 1.209 кг/м .

Rв • Тк

Задаём значения коэффициента сопротивления впускной системы С = 2,5 -5 и скорости а = 50 -150 м/с путём глобального присваивания из конца программы (при расчёте мощности), что позволяет корректировать значение вычисленной мощности N6, приближая его к номинальному значению N6°: С = 2.8; а = 108 м/с.

Давление в конце впуска

2

Ра := Р°С -10-6 • С • р • ^ = 0.0803 МПа.

Коэффициент остаточных газов у = Мг/М1 = 0,05-0,10 [4]

У :=

Тг

Рг

Л

= 0.057.

ра - рг.

Температура в конце наполнения (320360 К)

Та ;= Тк +ДТ + ГТг = 331.51 К.

а 1 + у

Коэффициент наполнения (г|Я= 0,70-0,95)

8 ' ра ' Тк

% : =

= 0.742.

(в- 1) • Рк • Та • (1 + у)

Расчёт молярной внутренней энергии смеси свежего заряда и остаточных газов в конце наполнения иа (добавлено) для температуры Эа:

Эа := Та - Т0 = 58.4 °С; у := = 0.0584 ;

а а и 1 1000

(^в(у) = 20.791, Ся0(Эа) = 22.246);

иа := (Сяв(у) + у • Ся0(Эа)) = 1217.98 кДж /кмоль.

1+у

Процесс сжатия. Показатель адиабаты к

для процесса сжатия и температуру в конце сжатия Тс находим, решая систему уравнений, состоящую из уравнения первого закона термодинамики для адиабатного процесса и уравнения адиабаты. Система уравнений записывается между операторами Given-Find (Дано-Найти). Причём в уравнениях, входящих в систему, стоит знак жирного равно (вводится при нажатии клавиш СЭг1 =). Заранее необходимо задать приближённые значения всех величин входящих в систему:

Ф|:= 1.4; Эс = 500; у:=0.5 ; Тс := 800;

Цс: = 210 4.

к-1

Given Тс = Та сжатия; Эс = Тс -Т0 Ус =

Ус = (Сяв(Ус) + у • Ся0(Эс))

-температура в конце

Эс ;

1000 ’

1+у

- молярная

внутренняя энергия в конце сжатия;

Ru + (Тс - Та) к. = 1 + ц с а ; 1 Ус - Уа

Г Тс ' ' 760.879'

Эс 487.729

ус := Find(Tс,Эс,Ус,Uс,к1) = 0.488

Ус 1 к1 V 10659.41 ч 1378 ,

Далее остаётся только набрать искомую величину и нажать знак равенства:

Тс = 760.879 К; Эс = 487.729 0С; к1 = 1.378 (1,38 в примере [1]).

Поскольку реальный процесс сжатия протекает с теплообменом, то показатель политропы п1 = 1,3-1.38 (для бензиновых) получается меньше показателя адиабаты на поправку В. А. Петрова (ДП1 = 0,01-0,04), зависящую от частоты вращения коленчатого вала:

п = 4900 мин-1; Дт := — = 0.0172 ;

1 п

п1 := к1 - Дп1 = 1.361 (1.36 в [1].

Температура и давление в конце политропного сжатия (с теплообменом):

Тс := Та

,П1-1 =

= 732.594 К (Тс = 600-800 К);

Рс := Ра • = 1.596 МПа р = 0,9-2,0 МПа).

Молярная внутренняя энергия в конце

сжатия

11с = (СявСЯс) + у • Ся0(Э с = 10001 .9 кДж /кмоль .

)) •

Э

с

1+у

Процесс сгорания. Действительный

коэффициент молярного изменения рабочей смеси, учитывающий наличие в цилиндре к началу сгорания остаточных газов

Р° +у

Р :=-

- 1.0772 (р0 = 1.0816, у=0.057).

1 + у

Количество тепла, потерянного

вследствие неполноты сгорания топлива,

ДНи := 11950 • (1 - а) • L° = 6140.3 кДж/кг. Молярная теплота сгорания рабочей смеси (Ни = 43929.5 , М1 = 0.4691)

раб.см

Hu ahjl - 76165.3 кДж/кмоль.

М1 • (1 + у)

Коэффициент использования теплоты

= 0,85 -0,95 принимаем := 0.90 .

Температура газа Тг в конце видимого сгорания определяется из уравнения первого закона термодинамики для процесса сгорания

• Нраб.см + ис = Р • Нраб.см • Си(Эг) . (1)

Для облегчения дальнейших

преобразований введём константу

С2 := 1(52 • Нраб.см + ис) кДж/кмоль.

Тогда уравнение (1) запишется в виде Эг = С2/Сч(Эг). Решаем это уравнение методом последовательных приближений. Задаём первое приближение Эг := 2500 .

с2

Given tz =

Cv(tz) ’

tz := Find(tz) = 2465.3 UC;

Тг := Т0 + Эг = 2738.5 К.

Максимальное расчётное давление в конце сгорания (рг = 3,5-6,5 МПа)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рг := Р • РС • — = 6.427 МПа.

ТС

Степень повышения давления в цилиндре (3,2-4,2) := ^ = 4.027.

РС

Молярная внутренняя энергия продуктов сгорания в точке г (добавлено)

иг = Ся(Эг) • Эг = 72921 кДж/кмоль.

Процесс расширения. Температуру Ть и показатель политропы расширения п2

находим из уравнения первого закона термодинамики для процесса расширения

Gb-5z)'X'

Hu

_

M1-(p0+у) п2 -1

(Эг - Эь) - и - Си (У) • fb],

(2)

где ^ь := 0.82 - коэффициент использования теплоты к концу расширения (выбирается из диапазона 0,82-0,87 так, чтобы значения Ть

не выходили за пределы 1200-1700 К [4]).

^ = 1-ДНю = 0.86- коэффициент выделения Ни

теплоты при сгорании богатой смеси (а < 1). Вычисляем вспомогательную константу С в уравнении (2) и разрешаем его относительно п2

C - Uz + (?b -5z) 'X'~

Hu

m,'P-(1+y)

- 67264.45 кДж/кмоль,

- 1 +

R^'(Tz -7b)

/л . ,

2 C-Cv(y}tb

Начальные приближения для решения системы: n2:= 1.2; Tb:= 1200; tb:= 900; y:= 0.9.

T.

Given Tb = tb = Tb - Tq; y =

= эь

1000 ’

n2 = 1 +

Г Tb ^ tb y

V n2 У

R^'(Tz-Tb);

C-Cv(y) tb ;

Г1504.5^ 1231.3

:- Find(Tb,tb,y,n2) -

1.231

1.273

Ть = 1504.5К; Эь = 1231.3 °С; п2 = 1.273 (п2 =1,22-1,28).

Давление в конце расширения

Рь := = 0.392 МПа (рь = 0,35-0,60 МПа).

8пв

Проверка ранее принятой температуры остаточных газов

Tr1 :-

_ Tb _

-1008.0 K (Tr=1005 К).

Погрешность

I Tr1 - Tr I

Tr

- 0.298% (для

r1

вывода результата в процентах, необходимо в чёрную метку числового значения ответа ввести знак %). Если несовпадение температур превышает 1 %, то нужно

изменить ^ , либо в начале расчёта изменить задаваемые значения Tr или pr .

Удобно изменять значение Tr не в начале расчёта, а непосредственно при определении погрешности её расчёта путём глобального задания её значения с помощью «тройного равно» на вкладке Evaluation (Вычисление) Tr = 1005 К. Заметим, что выше знака глобального присваивания = нельзя вводить знак местного присваивания (:=) для одной и той же величины.

Среднее индикаторное давление рТ определяем с учётом поправки на скругление

диаграммы Фп :- 0 97.

р :- Рс 'Фп ^2

Pi :----г'

Фп = 0,94-0,97 [1]. Принимаем

1

n1 -1

Rn1 -1

= Q.9946

МПа.

(3)

Среднее давление механических потерь для бензиновых двигателей при предварительно принятой скорости поршня ст :-13.5 м/с [1]

рм :- 0.034 + 0.0113 ' ст - 0.1865 МПа.

Среднее эффективное давление Pe - Pi - Рм - 0 808 МПа.

Основные геометрические параметры цилиндра и двигателя. Литраж четырёхтактного двигателя

Ne

Ne^ -1.408 л.

Pe ' n

Отношение хода поршня к его диаметру K = S/D = 0,7-1,0 [1]. В целях уменьшения скорости поршня и сокращения габаритов двигателя принимаем K: = 0,85, тогда

Vn :-120'

D := з - = 80.792 мм;

V п Кт

S := К • й = 68.674 мм.

Принимаем й:= 80 мм, Б:= 70 мм.

По окончательно принятым значениям D и

5 определяем основные параметры

двигателя.

Литраж Vn :-

nD2 'S'i

-1.407 л.

4' 106

Рабочий объём цилиндра

V-

vn

- 0.352 л.

Объём камеры сгорания

V-

Vh

- 0.044 л.

е-1

Полный объём цилиндра

V := УС ^е = 0.396 л. Эффективная мощность при полученном

литраже Ые := Ре • Ул • — = 54.968 кВт.

Несовпадение расчёта по мощности (Ме°

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I---------Ые° -Ые I = 55 кВт) - °-------- = 0.06 % .

Ые°

Глобальное присваивание для скорости а = 108 м/с.

Если несовпадение мощностей превышает 0,5 %, то следует изменить выбираемые в процессе расчёта величины, например, скорость воздуха в клапанной щели а, коэффициенты С, 1г, ^ь и ДР. Так,

при скорости потока в клапанной щели 110 м/с несовпадение по мощности составляет 1,4 %, а при скорости 108 м/с - 0,06 %.

Эффективный крутящий момент

Ме := З -Ш^е = 90.501 н.

п • п

Средняя скорость поршня

ст := — = 13.533 м/с, т 30

что близко ранее принятому значению 13,5 м/с.

Расчёт промежуточных точек и

построение индикаторной диаграммы.

Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна (Л = 0,24-0,31) Л:=0.265 [1].

Задаём расчётный массив углов ф через 1 градус от 0 до 720: ф:=0..720 (символ последовательного ряда значений «..» вводится клавишей со знаком точки с запятой «;»).

Зависимость объёма от угла поворота даётся выражением [1]

У(Ф):= [1 + 0.5 • (е-1) • [1 + 0.25 • Л - ^(Ф-Нед) -- 0.25 • Л • ^(2 -ф- Нед)]] • УС

где Нед = 0,01745 - перевод градусов в радианы.

Считаем, что процесс впуска протекает при постоянном давлении ра, кроме небольшого понижения давления от рг при 0 г.п.к.в до ра в момент закрытия выпускного клапана при фзв = 15-60 г.п.к.в. На этом участке понижение давления от угла поворота коленчатого вала считаем линейным. Принимаем фзв := 40 г.п.к.в.

Сжатие начинается при ф = 180° п.к.в. и протекает по политропе до точки (с2) момента начала видимого сгорания топлива. Принимаем угол фс2 := 342 г.пхв. (342-348 [5]).

Уравнение политропы сжатия

Р1ф :- Ра

Va

VM

n1

(4)

Здесь Р1ф - индексированная

(ранжированная) переменная, индекс которой (ф) вводится после нажатия клавиши с символом открывающейся квадратной скобки [. Давление в начале сгорания определяем по формуле (4), вводя индекс ф = фс2 = 342 ,

РС2 := Р1Фс2 = 1.183 МПа (рс = 1,596 МПа).

В результате начала сгорания топлива до прихода поршня в ВМТ действительное давление в конце процесса сжатия получается больше расчётного и лежит в пределах рсд = (1,15-1,25) рс [1]).

2

Принимаем рсд :-1.24' рс -1.979 МПа.

На участке от давления рс2 до давления рсд и от давления рсд до давления pzfl изменение давления от угла поворота коленчатого вала считаем линейным.

Процесс расширения протекает по

политропе

р2ф :=ЧщГ (5)

Из этого уравнения можно определить угол поворота коленчатого вала, при котором максимальное давление газа равно

действительному pzfl. Начальное

приближение ф :- 370 .

Given

Ргд :- Pz '(^фj 2 ; Фz ;- Find(ф) - 373.344.

Округляем до минимального целого значения фz :- floor^z) - 373 г.п.к.в.

Процесс выпуска начинается с момента начала открытия выпускного клапана в точке Ь' до прихода поршня в НМТ при

Фов - 460 - 500о . Принимаем фов :- 500о . Давления в точках Ь' и Ь определяются по формуле (5) соответственно для ф = фов и

Ф - 540о : рЛ1 :- р2Фов - 0.436 МПа;

Pb :- р2^40 - 0.392 МПа.

Действительное давление в НМТ (точка Ь") приближённо находится как среднее

арифметическое от давлений pb и рг: Pb2 :- 0 5' (Pb + Pr) - 0.255 МПа.

Считаем, что заметный отрыв реальной кривой давления от политропы расширения начинается после открытия выпускного

клапана в точке Ь"' при фЬз :- 524° .

Давление в точке Ь"' Pb3 :- р2Фьз - 0.399 МПа.

Считаем, что давление газов становится равным давлению pr при Фь4 :- 560°. На участке от Фь4 до ВМТ давление постоянно и равно pr. При расчёте суммарных сил на коренные шейки коленчатого вала в математической модели требуется знать силы вплоть до 900 г.п.к.в. Давление на участке от 720 до 900° задаётся так же, как и от 0 до 180°.

Расчёт индикаторной диаграммы производится согласно программному модулю (рис.1.).

Для создания программного модуля используется встроенная функция панели инструментов Add line, которая создаёт и при необходимости расширяет вертикальную линию слева. На рисунках 2 и 3 представлены развёрнутая и свёрнутая индикаторные диаграммы. Несовпадение расчёта среднего давления р^ - 0,9946 МПа по формуле (3) и по диаграмме для процессов сжатия-расширения р/< - 0,9914 МПа составляет 0,322 %.

Pr - (Pr - Ра)'— if 0 < ф < Фзв

фзв

Ра if Фзв < Ф < 180

р1ф if 180 < ф < фс

Рс2 + (Рсд - Рс2 )' Y60 ФС if Фс <Ф< 360

360 -фс

Рсп + (Pz„ - рс„) -Ф—if 360 < Ф < Фz

^zfl сд Фz - 360 Y Yz

Р2ф if Фz < Ф < Фьз

Рьз -(Pb3 - Pb2)'

Ф - Фьз 540 - Фьз

if Фьз < Ф < 540

Ф-540

Pb2 - (Рь2 - Pr)' Ф—----if 540 < ф < ф z

Фь4 - 540

Pr if фЬ4 < ф < 720

Pr - (Pr - Ра)' Ф

фзв

■720

if 720 < ф < фзв + 720

Рф ТПфзв + 720 <ф< 900

Рис. 1. Программный модуль для задания кривой изменения давления в цилиндре от угла поворота коленчатого вала

Р

ф

Рис. 2 . Развёрнутая индикаторная диаграмма (в координатах ф-р)

Библиографический список

Рис. 3 .

Свёрнутая индикаторная диаграмма (в координатах V -р)

В заключение работы можно сделать следующие выводы:

1 Разработана программа и проведён расчёт бензинового двигателя в системе МаШсаН Результаты расчёта хорошо согласуются с расчётом аналогичного двигателя в [1].

2 Достоинством программы является наглядность расчётных формул, что позволяет любому пользователю без специальных знаний программирования изменять её содержание.

3 Дана методика автоматизированного расчёта и построения развёрнутой и свёрнутой диаграмм цикла, что позволяет перейти к расчёту сил, действующих в КШМ двигателя.

4 Данная программа может быть использована как в учебном процессе (курсовые работы и дипломные проекты), так и при научных исследованиях, а также для отладки специальных программ расчёта ДВС с учётом горения и газообмена.

1. Колчин А. И., Демидов В. П. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей : учеб. пособие для вузов. - М.: Высш шк, 1990. - 344 с.

2. Рындин В. В. Первое начало термодинамики в его становлении и развитии. - Павлодар: ПГУ им. с. Торайгырова, 2004. - 533 . с.

3. Рындин В. В. Теплотехника : учеб. пособие / В. В. Рындин, В. В. Шалай. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 460 с.

4. Двигатели внутреннего сгорания : Теория поршневых и комбинированных двигателей : Учеб. для втузов / Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова.

- Машиностроение, 1983. - 372 с.

5. Теория двигателей внутреннего сгорания / Под ред. Н. X. Дьяченко. - Машиностроение, 1974. - 552 с.

6. Автомобильные двигатели : Учеб. для вузов / Под ред. М. С. Ховаха. - Машиностроение, 1977. -496 с.

THE CALCULATION OF CYCLE OF A PETROL ENGINE IN A SYSTEM MATHCAD

V. V. Ryndin, V. V. Shalaj, J. P. Makushev

The Program of calculation and constructing of the unrolled and contracted diagrams of cycle of a Petrol engine in a system Mathcad is reduced.

Keywords: engine, calculation, cycle, unrolled diagram, system Mathcad.

Bibliographic list

1. Kolchin A. I, Demidov V. P. Calculation of automobile and tractor engines : studies manual for high schools. - M.: High school, 1990. - 344 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ryndin V. V. The first law of thermodynamics in its formation and develoPment. - Pavlodar : PSU them. S. Toraigyrov, 2004. - 533. р.

3. Ryndin V. V Heat: studies manual /V. V Ryndin, V. V. Shalay. - Omsk : Omsk State Technical University Publishing House, 2012. - 460 р.

4. Internal Combustion Engines: Theory and combined Piston engines: Proc. for technical colleges / Ed. A. S. Orlin, M. G. Kruglov. - Machinery, 1983. -372 р.

5. The theory of internal combustion engines / Ed.

N. H. Dyachenko. - Machinery, 1974. - 552 p.

6. Engines: Proc. for high schools / Ed. M. S, Hovah. - Machinery, 1977. - 496 p.

Рындин Владимир Витальевич - кандидат технических наук, профессор кафедры

«Механика и нефтегазовое дело» ПГУ им. С. Торайгырова. Основное направления научной деятельности - теплофизика. Общее

количество опубликованных работ: 130. e-mail: rvladvit@yandex. ru

Шалай Виктор Владимирович - доктор технических наук, профессор, ректор Омского государственного технического университета

(ОмГТУ). Основное направления научной деятельности - летательные аппараты. Общее количество опубликованных работ: 200. e-mail: shalai@omqtu.ru

Макушев Юрий Петрович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Тепловые двигатели и автотракторное

электрооборудование» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ). Основное направления научной деятельности -топливная аппаратура, двигателей внутреннего сгорания. Общее количество опубликованных работ: 120 e-mail: makushev321@mail.ru.

УДК.517.946

ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕКТРАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ОПЕРАТОРА ШТУРМА-ЛИУВИЛЛЯ

Г. И. Шабанова

Аннотация. Статья, предложенная вниманию читателей, продолжает научное исследование сингулярной задачи Штурма-Лиувилля [3]. В статье получено несколько интересных результатов, связанных с аналитической формулой для спектральных функций, свойствами этих функций и их классификацией. Доказано две леммы и представлена теорема о взаимно однозначном соответствии между классами

функций Q* э q(у) и (7a э ст(Я) .

Ключевые слова: оператор, задача Штурма-Лиувилля, спектральная функция, предел последовательности, взаимно-однозначное соответствие.

Введение Рассмотрим задачу (1), (2) в интервале

Построим спектральную функцию [о b] b = b

оператора Штурма-Лиувилля с п

коэффициентом q(y)eQM.

1 в

(Рп (в, Я) = cosVIy + f sin лЩв -г) qn D Рп (г, Я) dz =

л/Я о

= cosVXy + f (sin Я cos лД г- cos 4Ду sin лДт^п (т)Рп (г, Я) dr- (1)

Л/Я о

1 fsinл/Д(у-г)qn(т)рп(г,Д)dr = цп(X)cos4Xy + vn(A)sinVXy + 0(1) VAy

1 со

где цп (Я) = 1 - — f sin-Яг qn (г) Рп (г, Я) dr ; (2)

ЯJ

1

VnW = -д{^л/Х гqn(г)Рп(г,ЯНг .

(3)

Изменение спектральной функции оъ (Я) в интервале (Я, Я + Л] можно записать интегралом Стилтьеса

я+д

(Я) = оь (Я + А) -оь (Я) = f dob (Я) , (4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.