Научная статья на тему 'Расчет стоимости перевозки груза автотранспортом'

Расчет стоимости перевозки груза автотранспортом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21651
929
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТОЯНИЕ / маршрут / автотранспортное предприятие / стоимость перевозки / Distance / a route / the motor transportation enterprise / Transportation cost

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пиль Эдуард Анатольевич, Пиль Михаил Эдуардович

Разработана программа расчета стоимости перевозки грузов автотранспортным предприятием. Исследовано влияние значимых рабочих факторов на стоимость перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The program to calculate the cost of transportation of cargoes is developed by the motor transportation enterprise. Influence of significant working factors on transportation cost is investigated.

Текст научной работы на тему «Расчет стоимости перевозки груза автотранспортом»

УДК. 65.016.7

РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА АВТОТРАНСПОРТОМ

Э.А. Пиль1, М.Э. Пиль2 Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС-ЛИИЖТ), 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Разработана программа расчета стоимости перевозки грузов автотранспортным предприятием. Исследовано влияние значимых рабочих факторов на стоимость перевозки. Ключевые слова: расстояние; маршрут; автотранспортное предприятие; стоимость перевозки.

CALCULATION OF COST OF TRANSPORTATION OF CARGO BY MOTOR TRANSPORT

E.A.Pil, M.E.Pil

The program to calculate the cost of transportation of cargoes is developed by the motor transportation enterprise. Influence of significant working factors on transportation cost is investigated. Keywords: distance; a route; the motor transportation enterprise; transportation cost.

При перевозке автотранспортным предприятием грузов всегда встает вопрос о стоимости этой работы, в зависимости от разнообразных факторов, влияющих на них. С этой целью была разработана программа с использованием MS Excel, которая состоит из двух следующих таблиц: таблица вводимых данных и таблицы расчетных данных.

В первую таблицу входят следующие 11 переменных:

1. Расстояние перевозимого груза, км.;

2. Цена 1 литра бензина, руб.;

3. Расход бензина на 100 км, л.;

4. Время погрузки-разгрузки, час.;

5. Средняя скорость, км/час

6. Грузоподъемность автомобиля, т.;

7. Зарплата шофера, руб.;

8. Зарплата грузчика, руб.;

9. Кол-во перевозимого груза, т.;

10. Рабочий день, час.;

11. Кол-во рабочих дней в месяце, дн.

После подстановки конкретных значений программ производит автоматический расчет, результаты которого отображаются в представленных ниже данных:

1. Время одного рейса, ч.;

2. Кол-во рейсов в день, ед.;

3. Кол-во полных рейсов в день, ед.;

4. Кол-во перевозимого груза в день, т.;

5. Кол-во дней необходимых для перевозки всего груза, дн.;

6. Кол-во полных дней для перевозки всего груза, дн.;

7. Расстояние одного рейса (туда и обратно), км;

8. Расстояние для перевозки всего груза, км.;

9. Кол-во необходимого бензина, л.;

10. Стоимость бензина, руб.;

11. Зарплата шофера, руб.;

12. Зарплата грузчика руб.;

13. ИТОГО, руб.

Рассмотрим на конкретном примере, работу данной программы, предположим нам надо перевести 100 т. груз с базы по адресу Лиговский пр. д. 246 до магазина, расположенного по адресу аллея Котельникова д. 6 с использованием автомобиля грузоподъемностью в 3 т. Для определения расстояния и маршрута воспользуемся электронной картой г. Санкт-Петербург, представленной ниже на рисунке. На карте видны две точки обозначенные английскими буквами: Б - начало пути и Б - конец пути. После прокладки пути в левой части карты появляется окно, в котором показано расстояние всего пути между двумя точками 15,2 км., а также доскональный маршрут последовательности выбранного оптимального маршрута, последовательности названия улиц и расстояния между ними, рис. 1.

Рисунок 1 - Копия экрана проложенного маршрута перевозки груза.

Если ввести теперь следующие данные, представленные в табл. 1, то в результате расчета мы получим следующую табл. 2, из которой видно, что перевозка груза с использованием грузчика обойдется автотранспортному предприятию в 11456 руб.

Таблица 1 - Вводимые данные

3 Кол-во полных рейсов в день Ог, ед. 6

4 Кол-во перевозимого груза в день Qw, т. 18

5 Кол-во дней необходимых для перевозки всего груза дн. 5,56

6 Кол-во полных дней для перевозки всего груза Qfd, дн. 6,00

7 Расстояние одного рейса (туда и обратно) Ld, км. 30,4

8 Расстояние для перевозки всего груза Ь£, км. 1094

9 Кол-во необходимого бензина Ор, л. 164,2

10 Стоимость бензина Ср, руб. 3283

11 Зарплата шофера Sd, руб. 6818

12 Зарплата грузчика Б1, руб. 4091

13 ИТОГО Бш, руб. 14192

Теперь рассмотрим, как изменится стоимость перевозки груза в зависимости от вводимых переменных. На рис. 2 представлен график зависимости стоимости перевозки Бш при увеличении расстояния перевозимого груза Ь, из которого видно, что при увеличении расстояния в 10 раз стоимость перевозки увеличивается только в 5 раз. На всех представленных зависимостях были получены уравнения, позволяющие прогнозировать с большой точностью зависимость стоимости перевозки Бш от рассматриваемой переменной. Как видно из представленного рисунка при увеличении расстояния, на который перевозится груз с 0 до 30 км.

1 Расстояние перевозимого груза Ь, км. 15,2

2 Цена 1 литра бензина Р, РУб. 20

3 Расход бензина на 100 км. 8р, л. 15

4 Время погрузки-разгрузки Ті, час. 0,5

5 Средняя скорость 8е, км/час. 30

6 Грузоподъемность автомобиля Тп, т. 3

7 Зарплата шофера в месяц Sd, руб. 25000

8 Зарплата грузчика в месяц Sl, руб. 15000

9 Кол-во перевозимого груза ОҐ т. 100

10 Рабочий день Wd, час. 8

11 Кол-во рабочих дней в месяце Бш, дн. 22

Таблица 2 - Расчетные данные

1 Время одного рейса Тг, ч. 1,51

2 Кол-во рейсов в день Т8Г, ед. 5,29

стоимость перевозки увеличивается в 3 раза. После на расстояниях 40 - 50 км. цена перевозки практически остается неизменной. Увеличение же расстояния с 60 км и далее стоимость перевозки не увеличивается менее интенсивно, чем в начале графика. Самое большое увеличение стоимости перевозки происходит в пределах от 50 до 60 км.

у = 5Б-07Х6 - 0,0001х5 + 0,0107х4 - 0,3674х3 + 5,0655х2 + 576,47х + 5143,6

Зависимость Sm =Ш(_) н = 0,9924

60000

>. 50000

Ё 40000

со

2 30000

| 20000 10000

10 30 50 70 90

Расстояние перевозимого груза 1_, км

Рисунок 2 - Зависимость стоимости перевозки Бш от расстояния перевозимого груза Ь

Здесь на всех рисунках представлены пунктирной линией построенная зависимость с использованием выведенной формулы. Сплошная линия - это расчетная кривая. На тех графиках, где коэффициент корреляции Я2 = 1 построенные кривые, естественно, слились вместе.

На следующем рис. 3 представлена зависимость изменения перевозки Бш от увеличения стоимости бензина Р на 50%. Этот график дает наглядное представление, что в данном случае произойдет незначительное увеличение перевозки всего на 8,4%. При этом была получена прямо пропорциональная зависимость с коэффициентом корреляции Я2 = 1.

у = 105х + 9090,9

Зависимость Бт = ^Р) н = 1

12400

Е 12000

ся

2 11600

о

ё 11200 10800

20 22 24 26 28 30

Цена 1 литра бензина Р, руб

Рисунок 3 - Зависимость стоимости перевозки Бш от цены на бензин Р

Теперь рассмотрим как изменится стоимость перевозки Бш в зависимости от расхода бензина Бр на 100 км., рис. 4. Расчеты показали, что увеличение расхода бензина на 50% увеличивает стоимость перевозок уже на 22,5%, т.е. практически в 3 раза по сравнению с предыдущим графиком. Здесь также получи-

лась линейная зависимость с коэффициентом корреляции R2 = 1.

Зависимость Sm =f(Sp) y = 140x =+ 9090'9 14000 1

Ю

£ 13000 12000 § 11000 ^10000

15 20 25 30 35

Расход бензина на 100 км Sp, л

Рисунок 4 - Зависимость стоимости перевозки Бш от расхода бензина Бр на 100 км

у = 6Б-06х6 - 0,0011х5 + 0,0425х4 + 5,1383х3 - 524,79х2 + 17145х -180824

Зависимость Бт = АБе) н2 = 0,8822

12000

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 11000

со

2 10000

ь-

9000

30 35 40 45 50 55 60 65 70 75

Средняя скорость Бе, км/час

Рисунок 5 - Зависимость стоимости перевозки Бш от средней скорости Бе км/час

Рассмотрим влияние средней скорости автомобиля Бе при перевозке груза на стоимость перевозки Бш, график зависимости, которой представлен на рис. 5. Из графика видно, что увеличение скорости с 40 до 45 км/час стоимость перевозки резко уменьшается на 18%. После этого она растет и при этом в пределах 55 до 65 км/час практически остается неизменной. Далее, начиная с 65 км/час опять происходит незначительный рост стоимости перевозки. Эти скачки можно объяснить тем, что при расчете количества дней необходимых для перевозки округляется в большую сторону. Так, например, при средней скорости Бе = 70 и 75 км/час количество дней необходимых для перевозки всего груза Qd = 3,03. Поэтому при расчетах значения Qd округлялись, естественно, в большую сторону, т.е. до величины Qd = 4.

Теперь рассмотрим как влияет грузоподъемность автомобиля Тп на себестоимость перевозки Бш, график которой изображен на рис. 6. Здесь полученная зависимость имеет тенденцию постоянного уменьшения стоимости перевозки с увеличением грузоподъемности используемого автомобиля. При этом полученный коэффициент корреляции достаточно велик Я2 = 0,9942, что позволяет

спрогнозировать с высокой достоверностью стоимость перевозки при увеличение перевозимого груза. Из построенного графика видно, что при увеличении перевозимого груза с 1,5 т. до 5 т. стоимость перевозки резко сокращается в 3,33 раза. Далее увеличение грузоподъемности машины с 5 до 7 т. стоимость остается неизменной. Если же увеличить перевозимый тоннаж с 7 до 8 т., то опять происходит уменьшение стоимости перевозок на 33% и далее она остается постоянной. Таким образом, можно сделать вывод, что целесообразно перевозчикам иметь автомобили грузоподъемностью 5 - 7 т. и 8 т. Дальнейшее увеличение перевозимого груза, согласно полученным расчетам, на стоимость перевозки не влияет. Но здесь следует учесть на сколько больше будут тратить данные модели автомобилей топлива на 100 км. пробега. Ввиду того, что руководство Москвы с целью борьбы с пробками на дороге вынесло постановление, чтобы при перевозке товаров использовались грузовики только грузоподъемность 1,5 т., то, следовательно, это значительно поднимет цены на продаваемые товары

y = -0,2381x6 + 7,9854x5 - 86,325x‘ + 167,91x3 + 2930,9x2 - 19950x + 45513 R2 = 0,9942

24000

19000

Зависимость Sm = f(Tn)

W 14000 о

о 9000 І-

S 4000

1,5

4,5 6 7,5

Грузоподъемность Tn, т

10,5

Рисунок 6 - Зависимость стоимости перевозки Бш от грузоподъемности Тп, т

На следующем рис. 7 показана зависимость стоимости перевозки Бш от количества перевозимого груза Из полученной зависимости видно, что стоимость перевозки постоянно увеличивается и при увеличении перевозимого груза на 90% стоимость увеличилась на 100%.

При этом построенная кривая представляет собой ступенчатый вид и после каждого увеличения объема перевозимого груза стоимость перевозки возрастает, а при следующем увеличении цена перевозки остается неизменной.

10

>

а

25000

20000

15000

10000

Зависимость Sm = f(Qf)

1E+06 R2 = 0,978

_»г~ г

100 120 140 160 180

Количество перевозимого груза С т

Рисунок 7 - Зависимость стоимости перевозки Бш от количества перевозимого груза 0^ т

ю

£Î

Е~

о

1_

О

15000

10000

5000

0

Зависимость Sm = f(Sl)

y = 0,2273x + 2100 R2 = 1

5000 15000 25000 35000

Зарплата шофера Sl, руб

45000

Рисунок 8 - Зависимость стоимости перевозки 8ш от зарплаты шофера 81, руб

Теперь посмотрим последний график, который показывает как влияет зарплата шофера на стоимость перевозки груза, представленный на рис. 8. Как видно из построенной зависимости она представляет собой линейную функцию с коэффициентом корреляции R =1. Что позволяет нам легко производить прогнозирование. При этом при увеличении зарплаты шофера в 8 раз стоимость перевозки увеличится только в 3,45 раза.

y = 1E-16x6 + 2E-05x5 - 0,0166x4 + 4,7758x3 - 677,82x2 + 47677x -

3

9

12

1 Пиль Эдуард Анатольевич, Life Fellow of the International Biographical Association (Cambridge, England), член-корреспондент Международной Академии Наук Высшей Школы, доктор технических наук, профессор, каф. «Информатика и информационная безопасность» ПГУПС, Тел. + 7905-2507612, E-mail: epyle@rambler.ru

2 Пиль Михаил Эдуардович, старший техник , каф. «Информатика и информационная безопас-

ность» ПГУПС, Тел. +7-905-2507612

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.