Научная статья на тему 'Расчет параметров нагружения элементов "обшивка-стрингер" конструкции вертолета Ми-26Т при усталостных испытаниях'

Расчет параметров нагружения элементов "обшивка-стрингер" конструкции вертолета Ми-26Т при усталостных испытаниях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
499
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРТОЛЕТ / ЭЛЕМЕНТ "ОБШИВКА-СТРИНГЕР" / УСТАЛОСТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / НАПРЯЖЕНИЯ / ПАРАМЕТРЫ ЦИКЛОВ НАГРУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Осипов Дмитрий Николаевич, Шапкин Василий Сергеевич

В статье представлены результаты формирования параметров циклов нагружения элементов "обшивка - стрингер" конструкции планера вертолета Ми-26Т, полученные при подготовке усталостных испытаний указанных элементов. Нагружение осуществляется тремя способами: с помощью воспроизведения цикла "Земля - Воздух - Земля"; с приведением по методу Одинга; с использованием блок-программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Осипов Дмитрий Николаевич, Шапкин Василий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF LOADING PARAMETRS OF FUSELAGE ELEMENTS "COVERING - STRINGER" OF MILL-26T HELICOPTER DURING FATIGUE TESTS

The results of loading cycles parameters forming of fuselage elements covering stringer of Mill 26T helicopter during the fatigue test preparations are submitted. The loading is reproduced by three different methods: the Ground -Air Ground cycle; Oding method; with the use of block-program.

Текст научной работы на тему «Расчет параметров нагружения элементов "обшивка-стрингер" конструкции вертолета Ми-26Т при усталостных испытаниях»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика и прочность, поддержание летной годности

№153

УДК 629.735.45: 629.7.018.4

РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ НАГРУЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ "ОБШИВКА-СТРИНГЕР" КОНСТРУКЦИИ ВЕРТОЛЕТА МИ-26Т ПРИ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЯХ

Д.Н. ОСИПОВ, В.С. ШАПКИН

В статье представлены результаты формирования параметров циклов нагружения элементов "обшивка -стрингер" конструкции планера вертолета Ми-26Т, полученные при подготовке усталостных испытаний указанных элементов. Нагружение осуществляется тремя способами: с помощью воспроизведения цикла "Земля - Воздух

- Земля"; с приведением по методу Одинга; с использованием блок-программы.

Ключевые слова: вертолет, элемент "обшивка-стрингер", усталостные испытания, напряжения, параметры циклов нагружения.

Место стыка хвостовой балки с центральной частью фюзеляжа вертолета Ми-26Т является одним из мест, определяющих ресурс всего планера вертолета. Наиболее опасными дефектами в этой зоне являются трещины стрингеров и обшивок, изготовленных из материала 01420. В зоне между шпангоутами № 36 центральной части фюзеляжа (ЦЧФ) и № 3 хвостовой балки (ХБ) сконцентрировано до 50% всех трещин стрингеров, обнаруженных в эксплуатации. Количество трещин, обнаруженных в одной шпации, достигало 11, что не может не приводить к существенному снижению несущей способности всей конструкции [1]. В работе [2] исследована кинетика усталостных трещин в стрингерах различных профилей в хвостовой балке вертолета. Однако в условиях реальной эксплуатации одним из элементов конструкции, воспринимающим нагрузки, является элемент "обшивка - стрингер". Исследование трещин в этих элементах на эксплуатирующихся вертолетах невозможно по соображениям безопасности полетов. Для создания математических моделей, адекватно описывающих развитие трещин, необходимо проведение испытаний на усталость элементов конструкции "обшивка - стрингер".

Последние летные испытания вертолета Ми-26Т проводились в 1996 г. на базе ГНЦ - ЛИИ им. М.М. Громова [3]. В процессе испытаний измерялись нормальные и касательные напряжения в 43 точках фюзеляжа. Вертолет выполнял типовые полеты в соответствие с НЛГВ-2 [4] с различными взлетными весами при различных центровках. Из 43 точек измерения напряжений три располагались в зоне стыка ЦЧФ - ХБ и имели растягивающие напряжения при всех режимах полета:

- на стрингерах № 8 и № 9 между шпангоутами № 38 и № 39 по правому борту ЦЧФ (зоны

1 и 2);

- на стрингере № 8 между шпангоутами № 1 и № 2 по правому борту ХБ (зона 3).

На указанных стрингерах измерялись нормальные напряжения в свободных полках. Опрос тензодатчиков производился в течение 8 с устоявшегося режима с частотой опроса 0,002 с-1. В табл. 1 приведены параметры эксплуатационного нагружения на различных режимах.

Максимальные нормальные напряжения (до 8,14 кг/мм2 в приращении к стояночным) зафиксированы в зоне 3 на режиме правого виража при горизонтальной скорости У=255 км/ч, минимальные (1,33 кг/мм2) в зоне 1 на режиме висения с влиянием земли. Спектр измеренных напряжений в различных временных масштабах представлен на рис. 1. Отчетливо видны частоты ~2,2 Гц и ~50 Гц, что соответствует частоте вращения несущего винта и первой проходной частоте рулевого винта.

Таблица 1

Параметры эксплуатационного нагружения

Режим полета Минимальные, максимальные и средние напряжения, кг/мм

Зона 1 Зона 2 Зона 3

Сшах Ошіп Сш Сшах Сшіп Сш Сшах Сшіп Сш

Малые скорости (У=60...80 км/ч, Н=1000 м, Рлев=5...7 град) 2,85 4,34 3,52 3,99 5,22 4,64

Г оризонтальный полет со скольжением (У=180...200 км/ч, Н=1000 м, Рлев=15 град) 4,5 6,04 5,15 4,71 6,05 5,25 4,90 6,40 5,60

Горизонтальный полет со скольжением (У=255 км/ч, Н=1000 м, рпр=15) 3,38 4,69 4,07 4,15 5,40 4,80 6,34 7,47 6,96

Вираж левый (У=255 км/ч, Н=1000 м, улев=45 град) 4,39 6,13 5,27 4,40 6,02 5,24 5,90 7,14 6,55

Вираж правый (У=255 км/ч, Н=900...850 м, Упр=45 град) 5,18 6,59 5,85 4,85 6,26 5,47 6,89 8,14 7,47

Висение (Н=5 м) 1,33 3,61 2,22 1,27 3,56 2,18 3,81 5,64 4,67

Комбинированный разворот на висении (Н=5 .10 м, ю=20лев-..20пр...0 град/с) 3,45 4,48 3,97 3,17 4,26 3,70 2,01 6,36 4,26

Торможение перед посадкой (У=100..0 км/ч, Н=60..10 м) 3,45 4,48 3,97 3,17 4,26 3,7 4,21 5,21 4,72

а б

Рис. 1. Нормальные напряжения в стрингере № 8 между шпангоутами № 1 и № 2 ХБ на режиме комбинированного разворота на висении: а - время измерения 1 ~ 8 с; б - время измерения 1 ~ 0,6 с

Ввиду наибольшей близости зоны 3 к месту стыка ХБ и ЦЧФ и наибольших напряжениях в этой зоне по максимальному значению и амплитуде, зоны 1 и 2 исключим из дальнейшего рассмотрения.

Используя данные табл. 1, легко смоделировать одноступенчатый блок нагружения конструкции по циклу "Земля - Воздух - Земля" (ЗВЗ) [5]. Для этого необходимо принять гипотезу о

равенстве экстремальных перегрузок типового полета максимальным напряжениям полета. Согласно многочисленным обработанным данным бортовых самописцев БУР-1-2 [6] средняя продолжительность типового полета составляет 1 ч. Повторяемость режимов полета транспортного вертолета и с применением внешней подвески согласно НЛГВ-2 приведена в табл. 2.

Таблица 2

Повторяемость режима полета вертолета согласно НЛГВ-2 (относительная продолжительность в %)

Вид применения

Режим полета Транспортный Транспортный с внешней подвеской

Висение 3-10 1

Г оризонтальный полет на малых скоростях при ц=0,02-0,1 10 1

Разгон у земли от ц=0 до ц=0,15 1 1

Набор высоты 4-10 5

Горизонтальный полет: 40-65 50

- на крейсерской скорости Укр - на максимальной скорости Ушах 5-10 35

Установившиеся виражи и скольжения 5 3

Моторное планирование 4-10 2

Планирование на режиме самовращения несущего винта 1-5

Торможение перед посадкой от ц=0,15 до ц=0 2 2

Таким образом, имеем продолжительность установившихся виражей и скольжений для транспортного вертолета 180 с и повторяемость максимальных напряжений около 400 за полет (учитывая, что частота возникновения максимальных напряжений соответствует частоте оборотов несущего винта вертолета). Принимая во внимание соотношения

_звз _ _ _звз _ _

Smax Smaxтип.пол. и Smin Sminтип.пол. ,

получаем одноступенчатый блок нагружения по циклу ЗВЗ для зоны 3 с параметрами:

„ЗВЗ о 1 л / 2 „ЗВЗ о m / 2

smax _ 8,14 кг / мм и s_ 2,01 кг / мм

max ■ min ■

с несущей частотой 2,2 Г ц. При этом типовой полет моделируется 400 циклами.

Для расчета максимального значения напряжения цикла отнулевого нагружения, эквива-летного по Одингу, примем за типовой полет совокупность режимов, представленных в табл. 3. Используя значения табл. 1 и 2 для зоны 3, вычислим амплитуды напряжений oa i для всех режимов полета и, используя соотношение Одинга для отнулевого цикла smax0i _ ^2aa. smax. , получим отнулевые максимальные напряжения для каждого режима.

Таблица 3

Амплитуды максимальных напряжений и максимальные отнулевые напряжения для зоны 3

Режим Висение Малые скорости Г оризонтальный полет Максимальные скорости Установившиеся виражи и скольжения Разворот на висении Т орможение перед посадкой

Oa 0,97 0,58 0,8 0,51 0,67 2,16 0,49

Omax 0 3,31 2,46 3,2 2,76 3,30 5,24 2,26

Для эквивалентного отнулевого регулярного нагружения с постоянным размахом, определяемого соотношением

(^шах0 )экв

ш

шах0і

1/ш

где суммирование осуществляется по всем частным эквивалентным отнулевым циклам напряжений, которые характеризуют типовой полет, получаем, учитывая, что для алюминиевых сплавов ш~4:

(^шах0)экв = 3,63 кг/мм2.

Реализации спектров нагружения по циклу ЗВЗ и по Одингу представлены на рис. 2.

Рис. 2. Схематизированные спектры нагружения: а - по циклу ЗВЗ; б - по Одингу

Для создания блок-программы нагружения элемента "обшивка - стрингер" примем за типовой полет реализацию спектра напряжений в зоне 3, представленную на рис. 3.

а

9,00

8,00

7,00

5,00

4,00

3,00

2,00

1,00

0,00

Висение 3% Малые

Полет на

Разворо-

скорости

10%

Горизон-

тальный

крейсерской скоростью

63%

мальной

скорости

10%

Установившиеся виражи и скольжения 5%

Торможение перед посадкой

2%о

макси-

полет с

Рис. 3. Эксплуатационный спектр напряжений типового полета в зоне 3

В процентах указана доля режима в типовом полете, определенная НЛГВ-2 и уточненная по обработке данных БУР-1-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из условий типового полета разобьем каждый блок нагружения на 7 ступеней. Согласно требованиям ГОСТ 25.507-85 [7] определим объем блока уб равным 104 циклов. Построение ступеней блока можно осуществлять двумя способами:

- в качестве параметров ступеней использовать амплитуды и средние значения напряжений, а также количества циклов напряжений, реализованные в эксплуатации;

- в качестве средней нагрузки определить среднее напряжение горизонтального полета на крейсерской скорости (5,6 кг/мм2) и использовать ее как "несущую" нагрузку, на которую накладывать циклы напряжений, соответствующие различным режимам полета.

Для вычисления характеристик нагружения при построении блока вторым способом воспользуемся известной зависимостью И. А. Одинга:

(°а)1-11 (°шах)11 = СО^

которая с учетом п=0,5 и ошах=ош+оа принимает вид:

°а; ^шах; _ ^ап (^шп + ^ап ) ,

где индекс "п" означает приведенное значение.

Решив уравнение относительно аа , получим выражение для приведенных амплитуд:

=

атт

°шп ^^Шп + 4°аі ^шахі

2

Воспользуясь полученным выражением, приведем напряжения всех ступеней блока, кроме 3-й, к эквивалентным напряжениям с аш = 5,6. Полученные характеристики нагружения и

реализации спектров представлены в табл. 4 и на рис. 4.

Таблица 4

№ ступени, 1 1 2 3 4 5 6 7

Число циклов Ь 300 1000 6300 1000 500 700 200

Среднее напряжение ступени ош (кг/мм2) 4,67 4,64 5,6 6,96 7,47 4,26 4,72

Амплитуда напряжений ступени оа (кг/мм2) 0,97 0,58 0,8 0,51 0,67 2,1 0,49

Среднее напряжение ступени ошп (кг/мм2) 5,6 5,6 5,6 5,6 5,6 5,6 5,6

Амплитуда напряжений ступени оап (кг/мм2) 0,84 0,49 0,8 0,6 0,84 1,8 0,42

(и 4 х

(и Т * 3 к

С 2

1ІІШ1І11ІІІІІІІІІІІІІІІІ1ІІІ1

ІЛЛЛААЛЛЛЯ

1™

5 5

ІШ1

ІІ И 111! І ї І І М ІІЧ І М И І І І І' ІІ І І І І! І І 11 ї ІІ ІІІ І ї! І’ І!МІ'

ііііаііішліііііііііііііііііііііііі[ііІішіііі[іінІ

* 2

Ж

Количество циклов в блоке vб

1

Количество цикло в блоке \І$

а б

Рис. 4. Реализация блока нагружения: а - с использованием эксплуатационных характеристик нагружения;

б - с использованием приведенных характеристик

1

Обращает на себя внимание приведение к одинаковой амплитуде циклов 1-й и 5-й ступеней.

Подставляя полученные характеристики в выражение

У = ЕМ^а,/ Са„„хГ •

определяющее меру полноты спектра, получим соответствующие величины для 1-го и 2-го спектров: У1=0,54 и Уп=0,56. В данном выражении к=7 (число ступеней в блоке), оа шах - максимальная амплитуда блока, соответствующая 6-й ступени блока и равная соответственно 2,1 и 1,8 кг/мм2. 1 блок нагружения моделирует примерно полуторачасовой полет.

Варьирование порядка ступеней в блоке, построенным вторым способом, позволяет моделировать различные типы полетов. Ступень № 6 моделирует режим разворота на висении, высокая повторяемость которого характеризует наиболее тяжелые условия эксплуатации. Увеличение доли ступени № 6 в блоке, или более частое повторение нагрузок с оап =оап6, позволит установить закономерности кинетики усталостных трещин при этих условиях. Кроме этого, нагрузки, моделируемые ступенью № 6, можно приближенно принять за пиковые. Ограничение данных нагрузок при испытаниях позволит проверить гипотезу о замедлении скорости роста усталостных трещин после пиковых нагрузок применительно к данному сплаву и к данному элементу конструкции. Производя усечение экстремальных напряжений (срезку), также легко форсировать испытания.

Проведение усталостных испытаний элементов "обшивка - стрингер" по указанным методикам и сравнение полученных результатов с эксплуатационными результатами позволит на их основе создавать математические модели, описывающие кинетику усталостных трещин в критических зонах фюзеляжа вертолета Ми-26Т.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обоснования к Заключениям по определению возможности индивидуального увеличения ресурсов планеров вертолетов Ми-26Т (за период с 2003 по 2008гг. ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" - ФГУП ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского. - М., 2008. - 11 с.

2. Осипов Д.Н., Шапкин В.С. Измерение скорости развития усталостных трещин в стрингерах из материала 01420 вертолета Ми-26Т. Статья в настоящем Научном Вестнике.

3. Научно-технический отчет № 395-96-П "Наземные и летные испытания вертолета Ми-26Т № 30-01 с усиленными центральной частью фюзеляжа и хвостовой балкой" (АООТ "МВЗ им. М.Л. Миля" - ГНЦ - Летноисследовательский институт им. М.М. Громова). - М., 1996. - 181 с.

4. Нормы летной годности гражданских вертолетов СССР (НЛГВ-2). - М., 1987. - 411 с.

5. Арепьев А.Н., Громов М.С., Шапкин В.С. Вопросы эксплуатационной живучести авиаконструкций. -М.: Воздушный транспорт, 2002. - 422 с.

6. Отчет "Методика расчета и характеристики средне-взвешенной оценки повторяемости режимов полета вертолета Ми-26Т, ФГУП ГосНИИ ГА. - М., 2003. - 13 с.

7. ГОСТ 25.507 - 85. Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Методы испытаний на усталость при эксплуатационных режимах нагружения. - М., 1985. - 19 с.

CALCULATION OF LOADING PARAMETRS OF FUSELAGE ELEMENTS “COVERING -STRINGER” OF MILL-26T HELICOPTER DURING FATIGUE TESTS

Osipov D.N., Shapkin V.S.

The results of loading cycles parameters forming of fuselage elements “covering - stringer” of Mill - 26T helicopter during the fatigue test preparations are submitted. The loading is reproduced by three different methods: the “Ground -Air

- Ground” cycle; Oding method; with the use of block-program.

Сведения об авторах

Осипов Дмитрий Николаевич, 1966 г.р., окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (1988), старший инженер отдела № 132 НЦ ПЛГ ВС ГосНИИ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов -конструкция и прочность вертолетов.

Шапкин Василий Сергеевич, 1961 г.р., окончил МИИГА (1984), доктор технических наук, профессор кафедры АКПЛА МГТУ ГА, генеральный директор ФГУП ГосНИИ ГА, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России и Межгосударственного авиационного комитета, автор более 170 научных работ, область научных интересов - эксплуатация воздушного транспорта, прочность летательных аппаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.