Научная статья на тему 'Расчет физического износа элементов верхнего строения пути железных дорог в рамках применения затратного подхода'

Расчет физического износа элементов верхнего строения пути железных дорог в рамках применения затратного подхода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6151
637
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД / ЭЛЕМЕНТЫ ВЕРХНЕГО СТРОЕНИЯ ПУТИ / РАСЧЕТ ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНОСА / КРИВЫЕ "АЙОВА" / COST APPROACH / TOP TRACK / DEPRECIATION / IOWA CURVES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смолянин А. Г.

В статье представлен метод определения физического износа звеньевого верхнего строения пути железных дорог, основанный на применении статистических кривых «Айова» и значении грузонапряженности на участке. Приведен пример детального расчета износа участка пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смолянин А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION DEPRECIATION, THE TOP TRACK RAILWAYS OF THE COST APPROACH

The paper presents a method for determining the depreciation of the top track railways, based on the use of statistical Iowa curves and the importance of congestion at the site. A detailed calculation of the depreciation of the railway road section as an example.

Текст научной работы на тему «Расчет физического износа элементов верхнего строения пути железных дорог в рамках применения затратного подхода»

Расчет физического износа элементов верхнего строения пути железных дорог в рамках применения затратного подхода

А.Г. Смолянин

директор компании «Эрнст энд Янг - стоимостное консультирование», член Российского общества оценщиков, кандидат технических наук (г. Москва)

Анатолий Смолянин, Anatoly.Smolianin@ru.ey.com

Введение

Материалы верхнего строения пути (ВСП) подвергаются износу под воздействием различных внешних факторов [1, 2]. В числе таких факторов наиболее значимым является действие сил от колес подвижного состава: прежде всего вертикальной статической и динамической составляющей, а также продольных и поперечных горизонтальных сил. Эти силы - причина различных повреждений рельса. Кроме того, вертикальные удары движущегося колеса подвижного состава о стыки приводят к дополнительной деформации концевых участков рельсовых звеньев. Помимо этого, статическое и динамическое действие колес подвижного состава приводит к расстройствам остальных элементов ВСП - креплений к шпалам и чрезмерному неравномерному уплотнению балласта.

Воздействие климатических факторов (колебания температуры, осадки и солнечная радиация) также являются причиной физического износа, который развивается во времени. Климатические воздействия может усиливать действие внешних сил. Например, при значительных амплитудах колебания температуры среды в течение года увеличивается зазор рельсовых стыков, что увеличивает динамическое действие удара колеса о стык.

Порядок содержания элементов ВСП для поддержания его в пригодном для эксплуатации состоянии определен рядом внутриведомственных документов, основным из которых являются [3, 4]. Для обеспечения сохранения пропускной способности

пути постоянно выполняются ремонты различных видов. Согласно указанным документам для поддержания конструкции и материалов ВСП в рабочем состоянии регулярно проводятся «усиленный капитальный ремонт пути и стрелочных переводов, сплошная замена рельсов (на отдельных участках - по разрешению МПС России) и металлических частей стрелочных переводов, сопровождаемая работами, в объемах среднего ремонта пути, капитальный ремонт пути и стрелочных переводов, усиленный средний ремонт пути, средний ремонт пути, подъемочный ремонт пути, плановопредупредительная выправка пути, шлифовка рельсов, другие ремонтные работы, предусмотренные техническими условиями на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути, и работы по текущему содержанию пути» [3].

В соответствии с приведенным нормативным документом ВСП подлежит замене при определенных значениях накопленного пропущенного тоннажа либо при достижении предельного значения возраста участка. Замена ВСП производится дискретными участками, длина которых кратна длине звеньев. Иначе говоря, фактически элементы ВСП заменяются поштучно, аналогично оборудованию, составляющему однородную группу. Следовательно, для элементарных участков (звеньев) характер физического износа указывает на его необратимость, то есть его действие должно рассматриваться как неустранимое, а сам износ должен считаться «неустранимым» (incurable), согласно терминологии теории оценки [5]. Напротив, для условного от-

дельного объекта учета (участка) износ является «устранимым» (curable).

Наиболее разработанным для учета неустранимого износа является метод, в основе которого лежит применение так называемых кривых износа типа «Айова» (Iowa curves), разработанных опытной станцией инженерного колледжа штата Айова в ходе проведения обширного экспериментального исследования процесса выбытия объектов основных средств в промышленности. Отчет с результатами проведенных исследований, содержащий 18 различных кривых, был опубликован в 1935 году в виде бюллетеня опытной станции под номером 125 [6]. Эти кривые составляли три группы, которые соответствовали S-, L- и R-кривым. Наиболее полное представление кривых Айова дано в более поздней известной публикации [7].

Необходимо отметить, что в СССР в разные годы проводились масштабные аналогичные исследования, в ходе которых были также применены методы статистики регистрируемого выбытия физических объектов [8, 9]. Результатом этих исследований стало появление двух нормативных документов

[10, 11], в которых были указаны значения нормативных сроков службы объектов (зданий, сооружений, машин и оборудования), принадлежащих разным группам. Эти значения использовались в течение длительного времени в бухгалтерском и налоговом учете в СССР и позже (до 2001 года) в Российской Федерации.

Применение кривых типа «Айова»

Для указанных целей в течение последующих нескольких десятилетий на основании массовых статистических данных о выбытии объектов американскими специалистами были построены нескольких видов кривых, которые включают так называемые L-, S-, R- и О-кривые. S-кривые описывают группы объектов, для которых среднее значение срока службы совпадает с моментом времени, когда скорость выбытия максимальна. L- и R-кривые описывают группы объектов, пик выбытия которых находится левее и правее среднестатистического срока службы соответственно (рис. 1). SL на рисунке - срок службы (service life).

Кривые, изображенные схематично на рисунке 1, обозначают, по сути, плотность распределения «невыбывших» объектов в изучаемой группе в процессе эксплуатации, то есть представляют собой производную так называемых «кривых выживаемости» (survival curves).

Кроме того, в обозначениях типа кривых фигурирует показатель «остроты» соответствующей кривой распределения в2, Я3 и т. д. Этот показатель отражает порядок выбытия с точки зрения «компактности» процесса, а с точки зрения статистики является величиной обратной дисперсии. Иначе говоря, чем

этот показатель больше, тем компактнее («уже») кривая распределения.

Как указано в действующих нормативных документах [3], верхнее строение пути подлежит замене либо по суммарному пропущенному через сечение ВСП весу поездов (в тонн ах-брутто) либо по истечении нормативного срока. Анализ данных о порядке эксплуатации ВСП показал, что порядок выбытия (замены) материалов ВСП соответствует типу Б стандартных кривых с показа-

3 100 п

телем «два», то есть в2. В качестве примера на рисунках 2 и 3 представлены кривые для срока службы ві, равного 25 годам.

В действительности расчетный срок службы каждого участка рассчитывается на основе данных о грузонапряженности (в тонно-километрах брутто в год) на соответствующем направлении. Затем полученное значение сравнивается с расчетным сроком службы, рекомендованным нормами документа [3], и выбирается меньшее из двух значений.

і

ф

о

£ 80

60

40

20

\ — \

\ \

ч \ V / \ *

\ ' * ч > V \ ^ *

ф - - - - * ► ч ^ *

10

20

30

40

обесценение - - ■ частота выбытия *10 ■ Рис. 2. Кривые «Айова» в2, ві = 25

50

годы

выбытие

годы

Рис. 3. Кривая годности типа в , ві = 25

0

На основании полученного значения Б1 выбирается соответствующая кривая из семейства кривых типа «Айова», соответствующая расчетному значению срока службы ВСП рассматриваемого участка.

Таким образом, значение физического износа ВСП согласно выбранному подходу будет всегда соответствовать оставшемуся сроку службы, означающему не остав-

шийся срок существования участка пути, а период времени, в течение которого ВСП эксплуатируется без существенных капиталовложений, связанных с проведением усиленного капитального ремонта. После проведения очередного усиленного капитального ремонта оставшийся срок службы участка увеличивается, а физический износ, соответственно, уменьшается (рис. 4).

о

го

со

о

ш

.0

I

ш

ф

■&

■&

о

хронологическим возраст Рис. 4. Изменение эффективного возраста объекта при проведении ремонтов

Предлагаемый алгоритм вычисления значения физического износа объекта - участка ВСП следующий.

Основой для расчета служит информация о выполненных в разное время последних заменах материала ВСП участка в ходе проведения усиленного капитального ремонта, а именно дата замены, длина и марка уложенных рельсов, материал и эпюра шпал (отдельно для каждой такой «замены»). Срок службы Б1 определяется с учетом грузонапряженности участка. При этом для однопутного участка значения грузонапряженности суммируются по двум направлениям («четное» + «нечетное»).

Затем выбирается соответствующая кривая Б2, и для каждого замененного участка проводится вычисление остаточной стоимости.

Для целей финансовой отчетности можно определить расчетное значение оставшегося срока службы объекта - участка ВСП, используя две известные стандартные кривые Б2: 1) остаточной стоимости и

2) остаточного срока службы, переходя при помощи первой кривой от вычисленного износа к «эффективному сроку службы» и затем по второй кривой - к расчетному значению остаточного срока службы всего объекта - участка ВСП.

Пример расчета

Исходные данные

Наименование объекта Верхнее строение, 2-й путь направления XX-YY, 760-1 260 км

Год ввода объекта в эксплуатацию 1893

Эксплуатационная длина, км 500

Длина замененного участка, км 150 100 170 80

Год замены 2000 1993 1985 1988

Возраст замененного участка, годы 8 15 23 23

Марка рельса Р-65 Р-65 Р-65 Р-65

Материал шпал ж/б ж/б ж/б ж/б

Количество шпал на км 1 840 1 840 1 840 1 840

Грузонапряженность, млн т^км брутто на 1 км пути в год 24

Восстановительная стоимость на 1 км (условно), р. 10 000 000 10 000 000 10 000 000 10 000 000

Расчет износа

Восстановительная стоимость участка, р. 150 х 10 000 000 + 100 х 10 000 000 + 170 х х 10 000 000 + 80 х 10 000 000 = 5 000 000 000

Расчетный срок службы, годы 600 / 24 = 25

Расчетный тип кривой S2, SL = 25

Остаточная стоимость (Good), % участок 1 61,12

участок 2 34,24

участок 3 16,45

участок 4 21,69

Остаточная стоимость всего объекта, % 34,25

Остаточная стоимость всего объекта, р. 1 712 368 209

Физический износ, % 65,75

Физический износ, р. 3 287 631 791

ЛИТЕРАТУРА

1. Шахунянц Г. М. Железнодорожный путь. М. : Транспорт, 1987.

2. Железнодорожный путь / Т. Г. Яковлева, Н. И. Карпущенко, С. И. Клинов, Н. Н. Пут-ря, М. П. Смирнов / под. ред. Т. Г. Яковлевой. М. : Транспорт, 1999.

3. Положение о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации / Министерство путей сообщения Российской Федерации. М. : Транспорт, 2000.

4. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации /

Министерство путей сообщения Российской Федерации. М. : Транспорт, 2000.

5. Valuing machinery and equipment: the fundamentals of appraising machinery and technical assets - 2nd ed. Washington, D.C. : Machinery and Technical Specialties Committee of the American Society of Appraisers.

6. Winfrey, Robley. Statistical Analyses of Industrial Property Retirements. Iowa State College, Engineering Experiment Station, Bulletin 125. 1935.

7. Marston, Anson, Robley Winfrey and Jean C. Hempstead. Engineering Valuation and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Depreciation, 2nd Edition. New York, McGraw- 10. О единых нормах амортизационных

Hill Book Company. 1953. отчислений : постановление Совета Минис-

8. Кваша Я. Б. Амортизация и сроки тров СССР от 14 марта 1974 года № 183.

службы основных фондов. М. : Издательс- 11. О единых нормах амортизационных

тво АН СССР, 1959. отчислений на полное восстановление ос-

9. Кваша Я. Б. Фактор времени в обще- новных фондов народного хозяйства СССР :

ственном производстве : экономико-статис- постановление Совета Министров СССР от тические очерки. М. : Статистика, 1979. 22 октября 1990 года № 1072.

Окончание. Начало на странице 50

• исходные данные;

• сведения о выполненных измерениях и расчетах;

• схема геодезических построений;

• схема расположения земельных участков;

• чертеж земельных участков и их частей.

Приказ вступил в силу 1 января 2009 года, однако Министерством экономического развития Российской Федерации установлен переходный период его применения (письмо от 26.12.2008 № 20581-ИМ/Д23). По мнению Министерства, если договор подряда на выполнение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, необходимых для государственного кадастрового учета, заключен до 1 января 2009 года, то до 1 июля 2009 года вместо межевых планов могут предоставляться описания земельных участков, оформленные по ранее действовавшим правилам, предусмотренным приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 2 октября 2002 года № П/327.

О вступлении в силу Закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области»

Вступил в силу Закон Московской области от 27 декабря 2008 года № 236/2008-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее - Закон). Основная цель Закона - приведение Закона Московской области от 7июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее - Закон о земельных отношениях) в соответствие с новым федеральным законодательством и некоторыми судебными актами. Наиболее важные изменения, введенные Законом, можно условно разделить на 3 группы.

1. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на

которые не разграничена.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 4-Г08-27 были признаны недействующими ряд положений Закона Московской области от 7 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области». В соответствие с принятыми изменениями органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также принимают следующие решения:

1) об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ранее - проекты границ земельных участков);

2) об отнесении земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;

3) о предварительном согласовании мест размещения объектов на земельных участках;

4) иные решения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

2. Вопросы изменения категории земель.

Ряд положений Закона о земельных отношениях приведены в соответствие с федеральным законодательством о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую. Так, например, исключено требование о предоставлении для перевода «землеустроительного дела» и расчета потерь сельскохозяйственного производства, не предусмотренных федеральным законодательством.

3. Иные вопросы.

Ряд положений Закона о земельных отношениях приведены в соответствие с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 141-ФЗ, федеральным законодательством о кадастровых работах и государственном кадастре недвижимости.

ж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.