Научная статья на тему 'Ранжирование двигательных действий боксеров по сложности их выполнения'

Ранжирование двигательных действий боксеров по сложности их выполнения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ / INTEGRAL MOTOR ACTIONS / COORDINATION ABILITIES / ASSESSMENT OF COMPLEXITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осколков Василий Александрович

Наблюдения тренировочного процесса и проведенный опрос показали, что более 60% тренеров испытывают определенные трудности в оценке сложности двигательных действий. Мы решили восполнить данный пробел, взяв за основу последовательность применения методических приемов обучения, сформулированных К.В. Градополовым [2], оценили двигательные действия по десятибалльной шкале и разбили по зонам сложности. Все действия были нами условно разделены на 4 зоны сложности. Целостные двигательные действия могут выполняться только в условиях противодействия партнера (3 и 4 зоны сложности), так как в их состав входят подготовительные, основные и заключительные действия. Условия противодействия партнера будут способствовать приспособлению индивидуальных особенностей спортсмена к изменениям внешней среды (ситуации) и в итоге, развивать координационные способности. Правильный подбор упражнений позволит осваивать действие целиком, с широким многообразием подготовительных и заключительных действий, определяющих их дальнейшую тактическую подготовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Boxers motor actions ranking according to their complexity

Supervision of training process and carried out poll have shown that more than 60% of trainers have some difficulties with an estimation of complexity of motor actions. We have decided to meet the given lack, taking for a basis the sequence of application of methodical receptions of the training formulated by K.V.Gradopolov [2], have estimated motor actions on a ten-mark scale and have broken by complexity zones. We have conditionally divided all actions into 4 zones of complexity. Complete motor actions can be carried out only in the conditions of partner counteraction (3 and 4 zones of complexity) as their structure includes preparatory, basic and final actions. Conditions of counteraction of the partner will promote the adaptation of specific features of the sportsman to changes of environment (situation) and as a result, develop coordination abilities. Correct selection of exercises will allow to master action entirely, with wide variety of the preparatory and final actions defining their further tactical preparation.

Текст научной работы на тему «Ранжирование двигательных действий боксеров по сложности их выполнения»

10. Technologies of magneto-hydrodynamic rehabilitations of invalids / M. D. Mosuno-va, D.F. Mosunov, S.L. Shpak, Y.D. Ageev // Abstracts. Physical education and sport. V1 International Scientifie Congress. Warsaw, Juni 6-9. - Warsaw, 2002. - Р. 366-367.

REFERENCES

1. Burlakov, G.V. (1994), "Disorder of water-electrolytic exchange. Swell, dehydration", Pathological physiology, Ed. A.D. Ado and V.V. Novitsky, Publishing House of Tomsk University, Tomsk, Russian Federation.

2. Kumpf, F. and Оrudjev, Z. (1979), Dialectic logic: the basic principles and problems, Politizdat, Moscow, Russian Federation.

3. Mosunova, M.D. and Mosunov, D.F. (2011), "Magneto-hydrodynamic mechanism of influence of water environment on man", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78 No. 8, pp. 139-149.

4. Patrashev, A.N. Kivako, S.I. and Gozhiy L.A. (1970), Applied hydromechanics, Military Publishing House Ministry od Defendce of the USSR, Moscow, Russian Federation.

5. Substance (1956), Grand Soviet Encyclopedia, Vol. 41 pp. 178.

6. Sheptulin, A.P. (1984), Dialectic method of knowledge, Politizdat, Moscow, Russian Federation.

7. Mosunov, D.F. (2001), "Hidro-rehabilitation", 1 Abstracts. International Congress “New medical technologies S.Pb. - 8 -12. 2001”, pp. 240.

8. Mosunov, D.F., Kubasov, A.V., Kovaleva L.Y. and Airapetyn V.N. (1999), "Pedagogical hidrorehabilitation", University of Jyvdskyld, Biomechanics and medicine in swimming., 28.06-02.07.98, Jyvaskyla, Finland. pp. 152.

9. Mosunova, M., Mosunov D., Petriaev A., Yaichnikov I. and Solozhan V. (2004), "The formation of motor and coordinating abilities of the children with the central nervous system damages by means of hydrorehabilitation", 9th Annual Abstracts Congress European College of Sport Science 3-6 July 2004, Clermont-Ferrand, France, pp. 35.

10. Mosunova, M.D., Mosunov D.F., Shpak S.L. and Ageev Y.D. (2002), "Technologies of magneto-hydrodynamic rehabilitations of invalids", Physical education and sport. VI International Scientific Congress June 6-9, 2002, Warsaw, Poland, pp. 366-367.

Контактная информация: mosunov-ipcswim@rambler.ru

УДК 796.83:796-053.7

РАНЖИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ БОКСЕРОВ ПО СЛОЖНОСТИ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

Наблюдения тренировочного процесса и проведенный опрос показали, что более 60% тренеров испытывают определенные трудности в оценке сложности двигательных действий. Мы решили восполнить данный пробел, взяв за основу последовательность применения методических приемов обучения, сформулированных К.В. Градополовым [2], оценили двигательные действия по десятибалльной шкале и разбили по зонам сложности. Все действия были нами условно разделены на 4 зоны сложности. Целостные двигательные действия могут выполняться только в условиях противодействия партнера (3 и 4 зоны сложности), так как в их состав входят подготовительные, основные и заключительные действия. Условия противодействия партнера будут способствовать приспособлению индивидуальных особенностей спортсмена к изменениям внешней среды (ситуации) и в итоге, развивать координационные способности. Правильный подбор упражнений позволит осваивать действие целиком, с широким многообразием подготовительных и заключительных

действий, определяющих их дальнейшую тактическую подготовку.

Ключевые слова: целостные двигательные действия, координационные способности, оценка сложности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p123-127 BOXERS MOTOR ACTIONS RANKING ACCORDING TO THEIR COMPLEXITY

Vasily Aleksandrovich Oskolkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Department chair,

The Volgograd State Physical Education Academy

Annotation

Supervision of training process and carried out poll have shown that more than 60% of trainers have some difficulties with an estimation of complexity of motor actions. We have decided to meet the given lack, taking for a basis the sequence of application of methodical receptions of the training formulated by K.V.Gradopolov [2], have estimated motor actions on a ten-mark scale and have broken by complexity zones. We have conditionally divided all actions into 4 zones of complexity. Complete motor actions can be carried out only in the conditions of partner counteraction (3 and 4 zones of complexity) as their structure includes preparatory, basic and final actions. Conditions of counteraction of the partner will promote the adaptation of specific features of the sportsman to changes of environment (situation) and as a result, develop coordination abilities. Correct selection of exercises will allow to master action entirely, with wide variety of the preparatory and final actions defining their further tactical preparation.

Keywords: integral motor actions, coordination abilities, assessment of complexity.

ВВЕДЕНИЕ

Предварительный отбор спортсменов для участия в официальных соревнованиях предопределяет их относительное равенство, поэтому, даже небольшое преимущество в каком-либо виде подготовки, может стать решающим для победы. Анализ соревновательной деятельности боксеров свидетельствует о возрастающем разнообразии применяемых технических приемов, о ведущей роли координационной подготовленности [1-3]. Под координационными способностями принято подразумевать, прежде всего, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действии, способность перестраивать координацию движений при переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий, что особенно важно в единоборствах. Таким образом, координационная подготовка является одной из важнейших частей комплексного тренировочного процесса, но до сих пор остается одним из наименее разработанных разделов спортивной подготовки [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Наблюдения тренировочного процесса и проведенный опрос показали, что более 60% тренеров испытывают определенные трудности в оценке сложности двигательных действий. Мы решили восполнить данный пробел, взяв за основу последовательность применения методических приемов обучения, сформулированных К.В. Градополовым [2], оценили двигательные действия по десятибалльной шкале и разбили по зонам сложности. Все действия были нами условно разделены на 4 зоны сложности (См. Таблицу).

Двигательные действия, входящие в 1-ю и 2-ю зоны сложности, оценены от 1 до 3х баллов (цена деления 1 балл) и применяются на начальных этапах обучения. В 1-ю зону входят имитационные действия. Отсутствие противника позволяет снять психологическое напряжение и сосредоточить все внимание на объекте изучения.

Действия, отнесенные ко 2-й зоне сложности, выполняются с партнером в двух вариантах: в двухшереножном строю или в парах, свободно передвигаясь по залу. Обязательным условием является деление боксеров на «первый» и «второй» номера, с четкой

постановкой задания каждому боксеру (по окончании раунда боксеры меняются заданием).

Таблица

Ранжирование двигательных действий боксеров по зонам сложности

Зона Баллы Двигательные действия Организационно-методические указания и условия выполнения

1 зона 1 Имитационные действия в ударах и защитах Действие выполняется без противника, всеми занимающимися одновременно в одношереножном строю, под общую команду тренера. Нет противника - нет психологического давления.

2 зона 2 Двигательные действия в ударах и защитах. Нет противодействия партнера. Деление участников на «первый» и «второй» номера. Выполняется в двухшереножном строю, под общую команду тренера, поочередно.

3 Двигательные действия в ударах и защитах Нет противодействия партнера. Деление участников на «первый» и «второй» номера. Задание остается прежним, но меняются условия его выполнения. Выполняется в парах, свободно двигаясь по залу.

3 зона 5 Целостные двигательные действия, выполняемые в условном бою с узким заданием. Задание остается прежним, но выполняется в условиях противодействия партнера. Нет деления участников на номера. Оба боксера могут и атаковать и защищаться. В парах, свободно двигаясь по залу. Действия участников ограничены узким заданием.

7 Целостные двигательные действия, выполняемые в условном бою с широким заданием. Условия противодействия партнера. Оба боксера могут и атаковать и защищаться, применяя новый материал и ранее изученный. В парах, свободно двигаясь по залу. Действия ограничены каким-либо незначительным условием.

4 зона 8 Целостные двигательные действия, выполняемые в вольном бою. Условия противодействия партнера. Победителя не определяют. Выполняется в парах одновременно всеми участниками. Действия ограничены только правилами соревнований. Являются основным соревновательным упражнением.

9 Целостные двигательные действия, выполняемые в спарринге. Условия противодействия партнера. Победителя не определяют. Нет ограничений, выполняется в парах, поочередно в ринге. Определяют уровень готовности боксеров. Проводятся незадолго до официальных соревнований.

10 Целостные двигательные действия, выполняемые в соревновательном бою. Условия противодействия партнера. Победителя определяют судьи. Нет ограничений, действия выполняются в парах, поочередно в ринге. Более сильная психологическая нагрузка. Сильнее мотивация.

Двигательные действия третьей и четвертой зон сложности предусматривают противодействие партнера, что существенно затрудняет выполнение двигательной задачи. Поэтому, в 3-й зоне - цена деления возрастает до 2-х баллов, так как условный бой с узким заданием (5 баллов) существенно отличается от действий 2-й зоны (3 балла) и от условного боя с широким заданием (7 баллов). Действия 4-й зоны сложности (от 8 до 10 баллов) вновь ранжируем с разницей в один балл, так как они (вольный бой, спарринг, соревновательный бой) различаются, в основном, степенью психологической напряженности.

Целостные двигательные действия могут выполняться только в условиях противодействия партнера (3 и 4 зоны сложности), так как в их состав входят подготовительные, основные и заключительные действия. Педагогические наблюдения на соревнованиях различного уровня показали, что лишь около 6-7% времени приходится на проведение атак, защит и контратак (основные действия), остальную же долю занимают подготовительные действия (передвижения, ложные действия, захваты и т.п.). Специфика же единоборств такова, что обучение атакующему действию всегда начинают на несопротив-ляющемся партнере (2 зона). В этих условиях, спортсмен относительно легко, овладевает

именно его результирующей частью (ударом, защитой и т.п.), а усвоение подготовительных операций запаздывает, поскольку они все построены на ответных реакциях партнера (сопротивление, переключение внимания и т.п.), а новичок еще не умеет их адекватно воспроизводить. Обучение подготовительным и заключительным действиям возможно лишь в составе целостного действия, поэтому, необходимо давать посильные задания в различных зонах сложности, в том числе и в условиях противодействия партнера, практически с первых занятий.

Чтобы эффективно выполнить атаку, необходимо провести большую подготовительную работу: сократить дистанцию до противника, а чтобы это сделать, надо отвлечь его внимание. Все отвлекающие действия должны быть максимально достоверны, чтобы соперник в них поверил. Эти движения максимально вариативны. Чаще всего это могут быть ложные удары, шаги в сторону противника, наклоны туловища, то есть, постоянные провокации, нарушения дистанции с имитацией атаки. А одна из этих провокаций, должна закончиться истинной атакой. Характер подготовительных действий определяется тактической задачей, которую ставит перед собой боксёр. Например: вызывать противника на атаку и встречать. Если противник реагирует на подготовительные, к атаке действия, не так как хотелось бы, то боксер действует по ситуации. Не добившись нужного результата и усомнившись в возможности реализации своего плана, боксер должен попробовать другой вариант, поменяв тактику.

Войдя в ударную дистанцию, боксер должен нанести противнику один или несколько ударов (основные двигательные действия), всё зависит от поставленной боксёром задачи и складывающейся ситуацией. Если ситуация складывается в его пользу и он готов продолжать атаку, то боксер как бы наслаивает одну атаку на другую, пытаясь развить успех и даже, одержать досрочную победу. Если противник достойно сопротивляется и силы у боксера на исходе, необходимо срочно выйти на защитную дистанцию.

Заключительные действия выполняются с целью выхода из зоны ударов противника с наименьшим ущербом. Иначе, успешная атака может быть сведена в лучшем случае к нулю, а в худшем - к потере очков и, в дальнейшем, к поражению. Для этого, спортсмен должен выполнять защитные действия в сочетании с передвижениями для разрыва дистанции или для изменения местоположения относительно противника (зайти за спину), или сокращения дистанции и входа в клинч, что приведет к остановке боя рефери.

ВЫВОДЫ

В тренировку юных боксеров необходимо включать двигательные действия, входящие в 3 и 4-ю зоны сложности, практически, с первых занятий, постепенно увеличивая их объем и сложность. Условия противодействия партнера будут способствовать приспособлению индивидуальных особенностей спортсмена к изменениям внешней среды (ситуации) и в итоге, развивать координационные способности. Правильный подбор упражнений позволит осваивать действие целиком, с широким многообразием подготовительных и заключительных действий, определяющих их дальнейшую тактическую подготовку. Боксеры же высокой квалификации все тренировочные занятия по совершенствованию техники и тактики (координационной подготовке) должны проводить в 3-й и 4-й зонах сложности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера / С.Е. Бакулев, О. А. Двейрина, А. С. Саввина // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2006. - № 22. - С. 3-9.

2. Градополов, К.В. Бокс : учебник для институтов физической культуры / К.В. Градополов. - М. : Физкультура и спорт, 1965. - 338 с.

3. Паначев, В.Д. Инновационный метод развития координационных способностей студентов вуза / В.Д. Паначев, А.С. Ощепков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6 (40). - С. 82-85.

REFERENCES

1. Bakulev, С.Е., Dvejrina, O.A. and Savvina, A.S. (2006), "Differential the approach to definition it is sports important coordination abilities of the boxer", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 22, pp. 3-9.

2. Gradopolov, K.V. (1965), Boxing: the Textbook for institutes physical culture, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation.

3. Panachev, V.D. and Oshchepkov A.S. (2008), "Innovative method of development of coordination abilities of students of high school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40. No. 6, pp. 82-85.

Контактная информация: ydarnic_box@mail.ru

УДК 378.17

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ВУЗА

Наталья Сергеевна Панчук, кандидат педагогических наук, доцент, Кемеровский государственный университет (КемГУ)

Аннотация

Выдвижение проблемы здоровья в вузе как приоритетной задачи, обусловливает ее осмысление в теоретическом плане, определяя необходимость разработки здоровьесберегающих подходов к сохранению и укреплению здоровья. Решение этой задачи требует аналитического исследования проблемы формирования личностного отношения к здоровью всех субъектов образовательного процесса высшей школы. Система физического воспитания студентов представляет собой неразрывную составную часть высшего образования, выступает качественной и результирующей мерой комплексного педагогического сопровождения личности будущего специалиста в процессе формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности. При этом, педагогическое моделирование способствует воспроизведению целостности изучаемого объекта, его структуры и функционирования при этом позволяет сохранить эту целостность на всех этапах исследования.

Ключевые слова: педагогическое моделирование, формирование, осознанное отношение к здоровью, физическая культура, здоровьесберегающая деятельность, студенты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p127-131 PEDAGOGICAL MODELING OF FORMATION OF THE REALIZED RELATION TO HEALTH-CONSCIOUS ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGHER SCHOOL

Natalya Sergeevna Panchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Kemerovo State University

Annotation

Raising a problem of health as a priority goal in institutes of higher education includes its theoretical comprehension, determining the necessity of health saving approaches development. Analytical research of forming personal attitude towards health among all subjects of educational process in institutes of higher education is needed to attain this goal. The system of physical training of students represents an indissoluble component of higher education, acts as qualitative and comprehensive measure of complex pedagogical support of the person of the future expert in the course of formation of health-conscious attitude to work. In this case, pedagogical modeling facilitates the reproduction of integrity of studied object,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.