Научная статья на тему 'Радикализм современной России и его влияние на социокультурные взгляды молодежи'

Радикализм современной России и его влияние на социокультурные взгляды молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1760
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИКАЛИЗМ / КУЛЬТУРА / ДЕВИАНТНОСТЬ / ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / ДЕЛИНКВЕНТНАЯ СУБКУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новиков И. А.

Статья посвящена проблемам современного молодежного радикализма в России, изучению социокультурных факторов его возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радикализм современной России и его влияние на социокультурные взгляды молодежи»

УДК 316.624-053.6 ББК 60.542.15 Н 73

И.А. Новиков Радикализм современной России и его влияние на социокультурные взгляды молодежи

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена проблемам современного молодежного радикализма в России, изучению социокультурных факторов его возникновения.

Ключевые слов:

Радикализм, культура, девиантность, делинквентность, делинквентная субкультура, молодежная субкультура.

Рассматривая проблему возникновения радикализма, следует отметить, что последнее десятилетие ярко характеризуется проникновением в сознание молодежи радикальных идей и их негативным влиянием на социокультурные взгляды.

У молодежного радикализма есть две составляющие - сам радикализм, заложенный в социокультурном коде общества, и исторический контекст, в котором он реализуется. В любом обществе молодежь всегда радикальнее других возрастных групп. Ей хочется уже сегодня получить все то, что она может получить лишь завтра или послезавтра. И если молодые люди не пытаются решить «мировые» проблемы, то у общества нет будущего. Позже, с возрастом, молодежь учится соизмерять свои потребности и возможности и станет такой, как все.

Проблема с молодежным радикализмом начинается тогда, когда его не ждут и не хотят. Долгие годы в России не было и речи о политическом радикализме молодежи. [1].

Сегодня состояние правопорядка и защищенности граждан, глобализация процессов, определяющих отклоняющееся, в том числе, и радикальное поведение молодежи, масштабность маргинальных явлений в обществе, все это является факторами, объясняющими актуальность того, что в современной России исследование социальных корней радикализма, делинквентного поведения должно претендовать на роль одного из ведущих разделов в общей системе воспитания, социологических исследований, психологического и социокультурного анализа.

Объем и количество подходов к основаниям отклоняющегося поведения в научном мире довольно значительно. Так, возможно обозначить физиологическую теорию Ч. Ломброзо, основоположника психоанализа З. Фрейда, который полагал, что девиацию вызывают свойственные личности внутренние конфликты. Длительное изучение делинквентного поведения

подростков позволило американским исследователям, супругам Ш. и Э. Глюк, обосновать взаимосвязь данной модели поведения и физической организации подростка. [2,с.32]

Не менее широко распространенным направлением, объясняющим молодежный радикализм и делинквентность в целом, является ее редукция к проблемам неудачной социализации. Возможность перехода к девиантным формам поведения - по мнению Каубиш В.К. - напрямую зависит от характера социализации личности, которая в каждом конкретном случае обусловлена взаимовлиянием множества социальных факторов: наследственности,

воспитания, образования, влияния микросреды, собственной деятельности. Деформация любого из них, корни которой лежат в соответствующих общественных дисфункциях, может привести к девиантному поведению. [3, с.64]

В то же время в современной науке определился подход к явлению поведенческой девиации как к проблеме интегративного свойства. В десятках произведений известных авторов (Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, И.П. Башкатова, Л.И. Беляевой, Е.В. Бондаревской, Я.И. Гилинского, А.В. Дмитриева, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, М.П. Стуровой, Г.Ф. Хохрякова и др.) бесспорно доказано, что детерминация отклоняющегося поведения отдельной личности, завершающегося преступлением, почти всегда связана с ее социальной, психологической, педагогической запущенностью, условиями ее порождающими, т.е. имеет комплексный характер.

Соглашаясь с мнением приведенных выше авторитетных авторов, мы считаем оправданным исследовать проблему молодежного радикализма в рамках социокультурного анализа поведения как определенной системы ценностей. Основа этого подхода в современной социологии была заложена фундаментальными исследованиями Э.Дюркгейма, а позднее - М.Вебером и классиком функционализма Т.Парсонсом.

М. Вебер утверждал, что ценностно-рациональное действие индивида всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», повиновение которым человек считает своим долгом.[4] Т. Парсонс, оценивая значение норм, отмечал, что не случайно социально-регулятивный механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой помимо ценностей, осуществляющих самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются нормы. Последние носят императивный характер, т.е. достаточно конкретно предписывают, указывают, какие поступки должны совершать люди. Иначе говоря, это своеобразные правила поведения в типичных, и, прежде всего повседневных, ситуациях.

Формы поведения, которые противоречат социальным нормам, но не обязательно запрещены законом или запрещены только в отношении подростков (например, употребление алкоголя, непосещение школы, бродяжничество и т.д.), определяются как девиантные. Доведение девиации до логического завершения рождает преступление (делинквентность). Девиантное поведение входит в структуру негативных социальных девиаций.

Радикальное поведение, влекущее преступления - наиболее серьезный факт отклонения, как от правовой, так и от моральной нормы, поскольку нарушение правового запрета по своей сущности есть нарушение нравственной нормы, результат моральной готовности личности переступить черту предписанного обществом поведения

Разработка социокультурного ракурса анализа проблемы радикализма несовершеннолетних в настоящее время не реализована на уровне системного и целостного подхода. Это объясняется, в первую очередь, начальным этапом развития данного теоретического подхода в отечественной социологии, к ведущим теоретикам которого можно отнести признанных отечественных социологов - Т.И.Заславскую и Н.И.Лапина.

На наш взгляд, в современной социологической науке наметился обоснованный и оправданный подход к данной исследовательской тематике, обозначенный как соединение двух проблем - дисфункциональных факторов процесса культурной социализации, оказывающих значимое влияние на трансформацию ее моделей, и исследование правовых девиаций несовершеннолетних намеченных в исследованиях Р.Коллинза, Р.Кларка, А.О’Салливана, О.Н.Ведерниковой, Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева, С.М.Иншакова и др.

В то же время в рамках социокультурного анализа важным направлением представляется исследование влияния субкультурных традиций криминального толка, значения деятельности институтов ресоциализации в обосновании причин ювенальной делинквентности и ее крайних радикальных форм в современном российском обществе. Следует отметить, что рядом авторов данная проблематика исследовалась именно с этой позиции. Это, прежде всего, И.П. Башкатов, А.Н.Олейник, В.Ф. Пирожков, В.Б.Первозванский, М.П.Стурова, Г.Ф.Хохряков и др.

В свою очередь, формирование основных элементов правовой культуры граждан как основного элемента профилактики правовых девиаций и, в том числе, радикальных проявлений, происходит во всех социальных системах и структурах чаще всего по механизму научения - неосознанного формирования их у граждан.

Следует отметить, что в процессе формирования законопослушной личности наибольшее значение имеют основные педагогические системы, в которых влияние элементов правовой культуры носит осознанный, целеустремленный и продуманный характер, приобретая форму правового всеобуча. Данное утверждение разделяется многими исследователями. Так, С.В. Кара пишет: «Важное место в правовом воспитании занимает изучение основ права и правового поведения в обществе, на производстве, в гражданских и экономических делах. У него большой воспитательный потенциал».[5 , с.114]

Основное звено в воспитании, развитии и становлении мировоззрения подрастающего поколения и, в частности его правовом воспитании - образовательные учреждения. В них молодежь должна осваивать основы государственного строя, права гражданина и его обязанности, роль законодательства и права, основные его начала. Без усиления роли системы образования в правовом и нравственном воспитании молодежи преодоление правокультурных кризисов невозможно.

Предание образовательным учреждениям главенствующей роли в процессе воспитательного воздействия на личность вполне может рассматриваться в исторической ретроспективе. Еще в начале прошлого века известный исследователь проблем воспитания В.В. Зеньковский отмечал, что перед лицом фактов, которые накопили психология и особенно психопатология, совершенно ясно, что задачи воспитания не

только сложнее и труднее, но и важнее, чем задачи обучения. Криминологический опыт, -по мнению автора, - все более обильный и все более жуткий, вскрывает в детях целые сферы движений, требующих воспитательного воздействия старших, в том числе в стенах школы. [6, с.168] Накопление правовых знаний обучающихся и выработка

соответствующих правовых воззрений должны осуществляться на занятиях при изучении различных учебных дисциплин. Возможности обычных занятий (в школах, техникумах, вузах) по дисциплинам, не являющихся юридическими - истории, литературе, обществоведению и др., - огромны. Есть много известных молодежи исторических периодов, позволяющих убедительно показать роль права в изменении и совершенствовании социальной ситуации в обществе и связать их с современной правокультурной проблематикой.

Бесспорно, что одним из значительных факторов, провоцирующих развитие разного рода маргинальных общественных проявлений, является транзитивное состояние социума и сопутствующая этому аномичность его функционирования. В переходный период (80-90 г.г. прошлого века) радикальный взгляд на общество чаще всего означал (схематично, разумеется) триаду: черное преступное "советское" прошлое; трагическое "демократическое" настоящее; светлое, но достаточно туманное и размытое капиталистическое будущее, сулящее решение чуть ли не всех проблем.

Бесконтрольность социальных процессов в большинстве случаев сопровождается кровопролитием. В частности, известны пагубные для социальных систем последствия социальной аномии, другими словами — беззакония. Этот феномен можно наблюдать именно в переходные, кризисные и смутные времена, когда неожиданно происходит девальвация понятных всем и общих для всех членов общества норм, ценностей и целей, а значит, разрушается устойчивость общества и оно подвергается угрозе распада, гибели. [7, с.192]

В современном российском обществе членство в радикальных политических и религиозных группировках, в том числе удовлетворяет и подсознательное чувство протеста значительной массы молодых людей против тотальной коммерциализации всех сфер жизни общества. Экстремистские организации весьма успешно эксплуатируют подсознательную потребность молодых пассионариев в бескорыстном служении идее, в самопожертвовании, в стремлении к подвигу. Радикалы дают молодежи реальную возможность почувствовать себя дееспособной частью общества, а не только "...новым поколением, выбирающим пепси".

В условиях определенной беззащитности граждан перед преступными проявлениями политики-радикалы рекламируют готовые рецепты борьбы с данным социальным злом. Националисты предлагают вернуться к традиционным правилам общежития, использовать для разрешения конфликтов нормы обычного права (кровную месть и т.д.). Ваххабиты видят путь решения проблемы в неуклонном соблюдении законов шариата.

Принадлежность к радикальной политической организации автоматически снимает в неокрепшем сознании молодого человека многие "барьеры", связанные с законностью предпринимаемых им политических действий. С одной стороны, он совершает уголовно наказуемые деяния или

призывает к совершению их в отношении "чужих" (т.е. стоящих вне навязываемых его организацией обществу законов), с другой стороны, сам применяет насилие в целях предотвращения или пресечения противоправных (с его точки зрения) действий оппонентов.

Периодически возникающие на Кавказе межэтнические конфликты и военные столкновения обеспечивают радикальные политические группировки весьма перспективным "резервом" в лице воевавших в "горячих точках" молодых людей, привыкших к насилию и дисциплине.

Социальные изменения, происходящие в транзитивном обществе в значительной степени провоцируют девиантные проявления, поскольку они не находят должного противодействия со стороны ослабленных, не функционирующих эффективно институтов социального контроля. Происходящие изменения в транзитивном обществе воздействуют и на культуру, понижая качественное значение раннее устоявшейся системы ценностей, создавая благоприятные условия для развития и усиления субкультурных тенденций, в том числе и негативного толка и, следовательно, формируя комплекс глубоких культурных противоречий.

Известный ученый - конфликтолог, профессор А.В.Дмитриев, характеризуя особенности социального развития общества переходного периода, использует понятие конфликт ценностей. Многие свойства конфликта, по мнению автора, его амбивалетность, в частности, характерны и для конфликта ценностей, которые представляют собой обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения. В ценностях воплощаются исторический опыт и культура отдельных групп (этносов, классов и т.д.), т.е. они служат своеобразным ориентиром, с которым люди соотносят свои действия. [78, с.320]

Низкий уровень идеологической работы в государственных институтах делает мотивацию сражающегося солдата сугубо личной (месть за погибших товарищей, ненависть к чеченцам и т.д.) и, в конечном счете, приводит к разочарованию и озлоблению против государства. В дальнейшем пропаганда радикалов попадает на подготовленную почву, в сознании прошедшего войну молодого человека совершается переход от пассивной враждебности к существующему порядку вещей в обществе, к необходимости его изменения насильственным путем.

Внимательный анализ тех, кто возглавляет радикальные движения, показывает, что социально-психологический портрет этих людей характеризуют такие качества, как авантюризм, эгоцентризм, политическая безответственность и игнорирование не только объективных законов общественного развития, но и воли собственного народа.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

• развитие радикальных настроений и рецептов преобразования действительности во многом связано с недостаточной гибкостью, способностью к саморазвитию и самореформированию общественнополитических структур, запаздыванием с адекватной реакцией на динамично

развивающиеся экономические, социально-политические и духовные процессы общественной жизни.

• источником радикализма в обществе является и весьма невысокий уровень политической и правовой культуры, отсутствие глубоко укоренившихся в социальном сознании и психологии традиций гражданской жизни и демократии в условиях правового государства.

В своих концепциях, установках и программах радикалы, как правило, демонстрируют тотальное отрицание всех имеющихся достижений предшественников, стремятся разом решить все накопившиеся общественные проблемы, выступают за полное разрушение общественного здания, забывая о том, что последующим поколениям придется долгое время жить на его руинах и пепелище.

Совокупность основных программных заявлений радикалов грешит теми же пороками субъективизма и волевого подталкивания естественноисторического процесса развития, которые они громогласно инкриминируют своим историческим и нынешним политическим оппонентам.

В заключение хотелось бы еще раз отметить насущную необходимость и своевременность усиления внимания к жизни молодежи. Именно в этой питательной среде имеют обыкновение зарождаться разнообразные революционные тенденции с весьма ярко выраженными радикальными и экстремистскими проявлениями. Российской молодежи нужна новая государственная идеология, программа стратегического развития страны, отвечающая интересам большинства. Именно она может стать неким консолидирующим инструментом молодежи. Всякая сформулированная в понятиях система целей, норм и ценностей общественной жизни представляет собой фактически некую идеологическую систему. Без этого идеологического компонента невозможна никакая ценностноориентированная деятельность человека, которая обеспечивает обществу солидарность и согласие, определенную целостность, стабильность и устойчивость. [8, с.36]

Примечания:

1. Российская газета. 2006. 29 ноября.

2. Михайлов А.П. Альтернативные стратегии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: социокультурный анализ. Ростов н/Д, 2006. С. 32.

3. Шевченко А.М. Ресоциализация в России. Социокультурные модели. Ростов н/Д, 2004. С.64.

4. Вебер М. Избранные произведения / под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1990. .

5. Кара С.В. Правовое обучение и правовая пропаганда как форма правового воспитания // Материалы международной научно-практической конференции, 24-25 апреля 2003 г. Брянск, 2003. С. 114-115.

6. Зеньковский В.В. Воспитательная работа в школе. М., 1993. С.

7. Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб. пособие. М., 2002.

8. Преступление и наказание: криминализация России как социальнополитическое явление: материалы дискуссии. М., 2004. Вып. 3. 192 с.

9. Ц^: http://www.vspu.var.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.