Научная статья на тему 'Работодатель малого и среднего бизнеса: отношения с работниками'

Работодатель малого и среднего бизнеса: отношения с работниками Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1142
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РАБОТОДАТЕЛЬ / РАБОТНИК / SOCIAL AND LABOUR RELATIONS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / EMPLOYER / EMPLOYEE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чилипенок Юлия Юрьевна

Целью исследования является изучение специфики отношений «работодатель-работник» в сфере малого и среднего бизнеса с точки зрения работодателя. Теоретическую основу исследования составили классические теории социального взаимодействия, на основании анализа которых были выявлены основные характеристики взаимодействий данных субъектов социально-трудовых отношений, подлежащие эмпирическому изучению. В качестве объекта эмпирического исследования, проведенного методом полуструктурированного глубинного интервью, выступили 68 работодателей собственников предприятий малого и среднего бизнеса г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Исследовательский фокус был направлен на изучение таких характеристик взаимодействия работодателей с работниками, как: способы взаимодействий, характер связей, правила взаимодействия, взаимные ожидания, а также проблемы взаимодействия. С помощью контент-анализа транскриптов интервью были получены результаты, свидетельствующие о наличии ряда специфических особенностей, характеризующих взаимодействие «работодатель работник» в сфере малого и среднего бизнеса. Впервые выявлен ряд особенностей, которые отражают специфику отношений в малом и среднем бизнесе. С одной стороны, социально-трудовые отношения вообще не являются главным предметом интереса современного бизнеса. Как следствие, работодатели не ставят на первый план заботу о собственных сотрудниках. С другой стороны, существует некий возврат к патерналистическим традициям: работодатель является для работника и защитником, и профсоюзом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYERS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES: RELATIONS WITH EMPLOYEES

The main purpose of this research was to study the specifics of the «employer-employee relationship «in small and medium-sized businesses from the perspective of the employer. Theoretical basis of the study amounted to classical theories of social interaction, based on the analysis that identified key characteristics of interactions of social and labour relations subject to empirical study. An empirical study conducted by semistructured interview, were made 68 employers owners of small and medium enterprises in Nizhny Novgorod and Nizhny Novgorod region. Research focus was directed on the study of the characteristics of the interaction of employers with employees as: ways of interactions, the nature of the relationships, rules of interaction, mutual expectations аnd interactions problems. By using content analysis of transcripts of interviews were obtained results which indicate a number of specific features that characterize the interaction of «employer-employee» in small and medium-sized businesses. These features reflect the specifics of the complex and volatile situation in which today is the small and medium business in Russia. It shows a dual attitude towards their employees. On the one hand, we see a situation in which social and labor relations in general are not the main subject of interest for modern business. It is mainly concerned about the economic problems, the issue of relations with the government and its contractors. Therefore, employers are not put at the forefront of concern for their own employees. On the other hand, we see a small return to the paternalistic traditions. And a modern employer, realizing the importance of human resource especially for your small business is to the employee and the defense, and the union. Maintaining this delicate balance between its own interests, the interests of the business interests of the state and the interests of its employees is a fundamental and difficult task for small and medium-sized businesses. For the first time identified a number of features that reflect the specific relations in the small and medium business. On the one hand, social and labor relations in general are not the main subject of interest for modern business. Therefore, employers are not tied for first place concern for their own employees. On the other hand, there is a return to the paternalistic tradition is for the employer and employee advocate, and the trade union.

Текст научной работы на тему «Работодатель малого и среднего бизнеса: отношения с работниками»

УдК 316.42:35

Чилипенок Ю.Ю.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

г Нижний Новгород. E-mail: Yuchil@rambler.ru

РАБОТОДАТЕЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: ОТНОШЕНИЯ С РАБОТНИКАМИ

Целью исследования является изучение специфики отношений «работодатель-работник» в сфере малого и среднего бизнеса с точки зрения работодателя. Теоретическую основу исследования составили классические теории социального взаимодействия, на основании анализа которых были выявлены основные характеристики взаимодействий данных субъектов социально-трудовых отношений, подлежащие эмпирическому изучению. В качестве объекта эмпирического исследования, проведенного методом полуструктурированного глубинного интервью, выступили 68 работодателей - собственников предприятий малого и среднего бизнеса г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Исследовательский фокус был направлен на изучение таких характеристик взаимодействия работодателей с работниками, как: способы взаимодействий, характер связей, правила взаимодействия, взаимные ожидания, а также проблемы взаимодействия. С помощью контент-анализа транскриптов интервью были получены результаты, свидетельствующие о наличии ряда специфических особенностей, характеризующих взаимодействие «работодатель - работник» в сфере малого и среднего бизнеса. Впервые выявлен ряд особенностей, которые отражают специфику отношений в малом и среднем бизнесе. С одной стороны, социально-трудовые отношения вообще не являются главным предметом интереса современного бизнеса. Как следствие, работодатели не ставят на первый план заботу о собственных сотрудниках. С другой стороны, существует некий возврат к патерналистическим традициям: работодатель является для работника и защитником, и профсоюзом.

Ключевые слова: социально-трудовые отношения; малый и средний бизнес; работодатель; работник.

Введение

Социально-экономические преобразования последних лет кардинальным образом изменили многие параметры реальности в России. Стремительные перемены в социальных отношениях российского общества не могли не затронуть и сферы труда. Изменился не только состав субъектов, которые все еще накапливают опыт взаимодействия в новых условиях, но и сами основы, способы, формы и принципы социально-трудового поведения, возникли новые модели социально-трудовых отношений. Как следствие, мы наблюдаем ситуацию, когда многие субъекты находятся в состоянии дискомфорта и неопределённости вследствие того, что их роль и место в системе социально-трудовых отношений существенным образом изменились, а четких правил игры и взаимодействия с другими субъектами, пока еще не выработано [1; 2; 3; 4; 5].

Особенно ярко все эти проблемы находят свое проявление именно в сфере малого и среднего бизнеса, так как это самый молодой, самый гибкий, самый разнообразный и достаточно многочисленный сектор современной российской экономики. Согласно статистике в России в 2013 г. насчитывалось 2063,1 тыс. малых предприятий, что составляет 42,6% от общей числен-

ности всех российских предприятий. При этом в составе малых предприятий - 88,5 % микропредприятий (численностью от 1 до 15 чел.). Численность работающих на малых предприятиях в 2013 г. - 11 695, 7 тыс. человек, что составляет 16 % от всего занятого населения. При этом в составе занятых на малых предприятиях 41% заняты на микропредприятиях [6]. Таким образом, малый и средний бизнес сегодня - это значимый работодатель, специфику положения которого в современной сфере социально-трудовых отношений целесообразно рассматривать через специфику его отношений со вторым основным субъектом этих отношений - работником.

Трудовые отношения - это отношения социальные, которые, в свою очередь, представляют собой устойчивую систему взаимодействий, они формируются в процессе взаимодействий и со временем приобретают устойчивую социальную форму. Однако здесь следует отметить тот факт, что социальные взаимодействия в отличие от социальных отношений, являются более подвижными, активными и многообразными практиками. Поэтому, на наш взгляд, применение категории «социальное взаимодействие» к анализу специфики социально-трудовых отношений имеет определенную ис-

следовательскую перспективу, особенно в части операционализации понятий для эмпирического исследования.

Методика исследования

Исходя из анализа теорий социальных взаимодействий, существует возможность выделить следующие, на наш взгляд, наиболее значимые характеристики взаимодействий субъектов социально-трудовых отношений, что и послужило основой определения категорий в ходе контент-анализа транскриптов наших интервью: способы взаимодействий, характер связей, правила взаимодействия, взаимные ожидания, а также проблемы взаимодействия.

В качестве объекта анализа выступают транскрипты серии интервью, проведенных в рамках исследования, посвященного взаимодействию современных субъектов социально-трудовых отношений в малом и среднем бизнесе. Проанализированы транскрипты 68 интервью общим объемом 405 страниц (163172 слов) с собственниками предприятий малого и среднего бизнеса, проведенные осенью 2014 г. в городе Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Для осуществления контент-анализа была использована программа QDA Miner Lite v. 1.3. В данной статье представлены результаты, относящиеся непосредственно к интересующему нас взаимодействию «работодатель - работник». Проанализировано 22 категории, имеющие отношение к теме.

Результаты

Характеристики респондентов:

1. В категории форма собственности по указанным ниже трем кодам произошло следующее распределение: ИП =38; ООО=28; НОУ=2.

2. В категории количество работающих в организации коды распределились следующим образом: 1-15 чел.=52; 16-100 чел.=8; 101-250 чел.=8. Таким образом, всего малых предприятий представлено - 60, из них 52 - микропредприятия, что соответствует данным общероссийской статистики.

3. Категория сфера деятельности оказалась представлена таким образом: торговля=25; услуги=20; строительство=9; информационные технологии=6; производство=4; сельское хозяйство=2; научная и проектная деятельность=2.

4. Что касается категории давность существования, большинство высказываний (п=32) отражают код «от 10 до 20 лет»; организаций, старше 20 лет оказалось немного (код - «старше 20 лет», п=7), молодые организации (код - «до 3-х лет») представлены только в пятой части (п=16), примерно столько же существуют «от 3-х до 10 лет» (п=13).

5. По территориальному охвату половина высказываний представляют код «только в своем городе и области» (п=39), примерно четверть - «по России» (п=24), «и в странах бывшего СНГ» «и за рубежом» (п=5).

Способы взаимодействия:

Способы взаимодействия работодателя с работником могут определяться многими моментами. Мы остановимся на вариантах поиска и формах найма работника.

В категории «варианты поиска» около трети высказываний оказались объединены кодом «ищем сами через Интернет» (п=18). Столько же высказываний оказались под кодом «с помощью знакомых, по рекомендациям» (п=15). Еще примерно треть высказываний раскрывают содержание кода «ищет свой отдел кадров/ отдел персонала» (п=14). И лишь затем были отмечены обращения в кадровые агентства (п=12), еще реже - в службы занятости. (п=7). У ряда компаний весь подбор персонала на аутсорсинге. Отмечены также такие высказывания как «переманиваем» (п=3) или «приветствуем семейственность» (п=2).

Здесь следует отметить, что роль Интернета выходит на первое место. Тем более, что в высказываниях работодателей неоднократно (п=4) отмечается такой относительно новый способ оценки кандидатов как ««пробивка» их в социальных сетях».

Следующая анализируемая категория, описывающая способы взаимодействия работодателя с работником, это «форма найма». Наибольшее количество высказываний определяют наиболее распространённую форму найма сегодня - «бессрочный трудовой договор» (п= 49). Ряд высказываний характеризуют коды «срочный трудовой договор» (п=10) и «договор подряда» (I ПХ) (п=24). (Здесь нужно отметить, что не все работодатели различают эти формы договора и знают условия их заключения. Более того, в отмеченных нами случаях, когда работо-

датели категорически выбирают только эти две формы найма, они, скорее всего, нарушают закон, заключая подобные договоры с теми, с кем по закону должен быть заключен бессрочный трудовой договор). Единицы высказываний касаются наличия «никак неоформленных работников» и «прочих отступлений» (п=3).

Далее отдельному анализу подверглись высказывания респондентов, объединенные категорией «отношение к временным работникам». Более половины высказываний демонстрируют теоретически положительное отношение к найму временных работников (п=32), однако высказываний под кодами «готовы нанимать на время» (п=7) и «уже делаем это» (п=11) значительно меньше. Под кодом «кого готовы нанимать временно» разместились: грузчики, водители, наборщики и другой низкоквалифицированный персонал, сотрудники на время декретных отпусков, сезонные работники и работники на время выполнения определенного проекта. Есть высказывание о том, что «такие работники своего рода кадровый резерв». Также неоднократно отмечена мысль о том, что «с ними гораздо легче расставаться» (п=5). Однако около четвертой части высказываний (п=17) демонстрируют отрицательное отношение ко временным работникам и «такие нам не требуются» Одна из причин - «сложности с оформлением таких работников».

Затем в попытке выяснить отношение работодателей к нетрадиционным, новым формам занятости, нам удалось выявить новую категорию «отношение к удаленным работникам».

Около половины высказываний (п=29) в целом демонстрируют положительное отношение к удаленным работникам, однако практически столько же высказываний (п=22) объединились под кодом «к нам это не применимо». И только в пятой части (п=13) высказываний прослеживается готовность пользоваться услугами удаленных работников. Примерно столько высказываний несут в себе явно отрицательное отношение к удаленным работникам (п=11). Из тех, кто все же использует удаленных работников, около пятой части работают с фрилан-серами. Понятие «хоум-офис» также известно современным работодателям. Под кодом «кому могу разрешить работать удаленно» мы находим: бухгалтера, системного администрато-

ра, торговых и региональных представителей, юристов, экономистов, аналитиков, «тех, кто работает в сфере Интернет-бизнеса». В ряде высказываний отмечена возможность позволить работать удаленно своим сотрудникам в случае их болезни (п=7). Важно, что работать удаленно работодатели готовы только ответственным сотрудникам и «нужна четкая система контроля», а необходимое условие - «главное - чтобы был телефон»

Еще два варианта нестандартной занятости, (правда, упоминаемые значительно реже), исходя из анализируемых высказываний работодателей, объединились под кодами: «гибкий график» (п=5) и «выполнение частичных должностных обязанностей» (п=2)

Таким образом,

1. Современный малый и средний бизнес использует все традиционные формы поиска работников, однако

2. Интернет становится одним из основных посредников в поиске и оценке работников.

3. Почти все основные варианты этого поиска опосредованы: кадровыми службами, «друзьями - знакомыми», Интернетом, кадровыми агентствами, службами занятости.

4. В малом и среднем бизнесе преобладают традиционные формы найма, но используются и относительно новые формы: временные и удаленные сотрудники.

5. Однако, если теоретически работодатели в большинстве случаев, положительно относятся к ним, то на практике используют их значительно реже.

Характер связей:

Долговременные - кратковременные:

Первый момент, определяющий долгосроч-ность или краткосрочность взаимодействий, складывающихся у работодателя с работником, зависит, опять же, от формы найма. Как мы уже выяснили, на сегодняшний день в сфере малого и среднего бизнеса предпочтения работодателей склоняются к долговременным формам взаимодействия с работниками, так как, по мнению работодателей, такие сотрудники более надежны. Одновременно видна тенденция к распространению краткосрочных форм найма, которые также имеют свои преимущества. Однако сегодня Трудовой Кодекс существенно ограничивает случаи, когда с работником может быть

заключен срочный трудовой договор. Поэтому варианты краткосрочного сотрудничества, а тем более удаленного, пока оформить сложнее.

Второй момент, который демонстрирует краткосрочность - долгосрочность данного взаимодействия - это, так называемая «текучесть кадров». По данным нашего исследования в этой категории большинство высказываний объединены кодом «есть текучка кадров» (п=27), меньше высказываний под кодом «нет текучки» (п=11). Здесь нередко решающую роль играет именно сфера деятельности. Наибольший процент текучести кадров оказался у менеджеров по продажам, продавцов и низкоквалифицированного персонала. Есть и ряд высказываний, объединенных кодом «текучка - это нормально» (п=3).

Непосредственные - опосредованные:

В данном взаимодействии работодатель -работник возможны как непосредственные взаимодействия, так и опосредованные. Как мы уже отмечали выше, начало взаимодействия (поиск работодателем работника, или наоборот), как правило, процесс опосредованный. Далее, очень часто встречаются прямые, ни кем и ни чем не опосредованные формы взаимодействия в ходе самого трудового процесса (что особенно характерно для микропредприятий). С той же долей вероятности встречаются и опосредованные отношения. И опосредованы они в этом случае, как правило, менеджерами. Половина высказываний наших респондентов в категории «есть ли у Вас наемные менеджеры» демонстрирует положительные ответы (п=33).

Добровольные - принудительные:

На сегодняшний день вступление во взаимодействие с работником носит для работодателя добровольный характер. Предприниматель вправе решить сам, нужна ли ему наемная рабочая сила. Но нужно отметить, что государство некоторым образом контролирует этот процесс. Например, статья 25 Закона о занятости накладывает обязательства на работодателя по предоставлению информации о наличии вакантных рабочих мест, или им определяются квоты, например, по обязательному приему инвалидов [7]. Дальнейший процесс трудовых отношений также формально контролируется государством, особенно вопросы, связанные с прекращением таких отношений (например, обязанность со-

общать службам занятости о предстоящих массовых увольнениях и об имеющихся вакантных местах), приемом на работу мигрантов и т.д. Поэтому неудивительно, что по данным нашего исследования, под кодом «контакты по поводу работников» лидируют контакты именно с государственными органами и его представителями: с различными фондами (пенсионным, социального страхования и т.д.), службами занятости, миграционными службами и т.д.

Формализованные - неформализованные:

В нашем случае мы рассмотрим этот вид взаимодействия с точки зрения индивидуального подхода работодателя к работнику. Учитывает ли работодатель индивидуальные характеристики работника, определяя необходимость взаимодействия с ним и его будущую эффективность? Какие именно? Ко всем ли относится одинаково? Применяет ли к работникам индивидуальный подход? Анализируя транскрипты наших интервью, мы выделили следующие три кода, касающиеся учета демографических характеристик работников (Табл. 1).

Также более половины высказываний объединились под кодом «применяем к работникам индивидуальный подход» (п=41). Есть высказывания о том, что «готовы учитывать каждую мелочь, особенно, если сотрудник ценен» (п=2). Ряд респондентов, определяя подход к работнику, учитывают его образование (п=2) и должность (п=2). Однако примерно пятая часть высказываний демонстрирует наличие кода «не делаю различий, на работе все просто работники» (п=12)

Далее мы сортировали высказывания наших респондентов в категории «отношение к работникам» по трем основным кодам: «работниками доволен», «работниками не доволен», «доволен не очень, не всеми и не всегда». Позитивных высказываний оказалось больше (п=39). Пятая часть высказываний носит отрицательный характер (п=11), а еще пятая часть содержит нейтральное отношение (п=14).

Около половины высказываний проиллюстрировали коды «интересуют личные пробле-

Таблица 1. Учет демографических характеристик работника работодателем

Да Нет

Учитываем пол 24 9

Учитываем возраст 21 14

Учитываем национальность 12 18

мы сотрудников» (п=29), треть - «готов им помогать по мере возможности» (п=19), и только в четырех высказываниях отмечено полное отсутствие интереса к личным проблемам работников. Есть еще ряд высказываний, которые, по мнению работодателей, характеризуют их позитивные отношения к работнику: «Мы для своих сотрудников и профсоюз и соц.защита», «Наши сотрудники застрахованы», « У нас есть корпоративы и премии», «У нас налажен процесс обратной связи», «Мы доверяем друг другу», «Мои сотрудники за меня горой».

Нередко, как пример положительного отношения к работникам, работодатели говорят о разного рода обучении, которое они предоставляют и оплачивают работникам: так значительное число высказываний оказались под кодом «обучаем своих сотрудников и готовы вкладываться в их обучение» (п=41). Учат, как правило, на месте профессиональным навыкам, доучивают до высшего образования, отправляют на курсы повышения квалификации, учат иностранному языку и даже бизнес-этике. Правда, небольшая часть высказываний демонстрирует код «не вкладываюсь в обучение своих сотрудников» (п=7), «т.к. все равно уйдут».

Таким образом,

Сегодня работодатель малого и среднего бизнеса преимущественно нацелен на долгосрочные отношения с работником, понимая все преимущества такого сотрудничества. Однако краткосрочные отношения также в ряде случаев оказываются для работодателя предпочтительнее, однако, направлены, как правило, на ущемление интересов работника.

Текучесть кадров - понятие хорошо известное малому и среднему бизнесу и в ряде случаев воспринимается работодателями как нормальное явление.

Отношения работника и работодателя могут быть как непосредственными (чаще на микропредприятиях), так и опосредованными. Опосредуются они на различных этапах этих отношений различного рода посредниками.

Менеджер - наемный работник, подчиненный работодателю, чаще всего выступает посредником в процессе данного взаимодействия.

На начальном этапе взаимодействие работодатель - работник носит добровольный харак-

тер, затем включается государство, формально и принудительно накладывая на работодателя определенные обязательства по отношению к работнику.

В малом и среднем бизнесе отношения «работодатель - работник» мало формализованы, т.к. у работодателя есть возможность и желание применять к своим работникам индивидуальный подход, что редко возможно в крупном бизнесе.

В большинстве случаев характер данного взаимодействия определяется работодателями как положительный.

Правила взаимодействия

Правила взаимодействия работодателя с работником мы будем рассматривать с точки зрения их формальности и неформальности. Что касается формальных трудовых отношений, то их правила прописаны в Трудовом Кодексе РФ и прочих законах и актах, регулируются трудовым договором, должностными инструкциями, внутренними нормативными документах организации и т.д. Однако, по словам одного из наших собеседников о Трудовом Кодексе: «Здесь нет ничего про малый и средний бизнес».

В ходе анализа категории «наличие неформальных отношений» удалось увидеть, что большинство высказываний подтвердили их наличие (п=48). В пятой части высказываний уверенно утверждается, что таких отношений нет (п=13). Еще пятая часть уклончиво ответили, что «не везде и не всегда», «скорее всего больше неформальных отношений, чем формальных». (п=12). Было отмечено и наличие родственных связей в организациях. Далее при анализе категории «проявления неформальных отношений» нам удалось увидеть следующие их формы. Следуя высказываниям наших респондентов, мы видим, что и сейчас (хотя гораздо меньше, чем, например, в перестроечный период) работодатели допускают прием работников без официального оформления (п=3). Встречаются также разного рода «неоплачиваемые стажировки в начале работы» (п=6). Ряд высказываний оказались под кодом «оформляю работников «задним числом»» (п=9), еще больше количество высказываний объединил код «случалось принимать на работу своих, либо чьих-то родственников, по личной просьбе друзей и знакомых» (п=11). Прослеживается и тот момент, что иногда от личных сим-

патий работодателя может зависеть и зарплата подчиненных (п=4). Кроме того, в ряде высказываний отмечено, что работодатели могут давать своим подчиненным поручения личного характера (п=10), особенно секретарям и водителям, и не видят в этом ничего плохого. Водители, например, нередко возят членов семей начальников по их личным делам.

В то же время около четверти высказываний объединились под кодом «отпускаю сотрудников в рабочее время по личным делам» (п=16). Более половины иллюстрируют код «интересует личная жизнь сотрудников» (п=36), несколько меньше - «отмечаем вместе праздники, дни рождения, отдыхаем» (п=32). Были и такие варианты: «могу дать сотрудникам денег в долг», «вместе обедаем», «вместе ходим на футбол», «вместе путешествуем», «обсуждаем рабочие вопросы в неформальной обстановке», «мы как одна семья».

Анализ кода «наличие должностных инструкций» показывает, что около половины высказываний подтверждает наличие их для всех категорий работников (п=37). У некоторых работодателей есть два варианта должностных инструкций: одна - официальная (для проверок), вторая - неофициальная (внутренняя, где закреплены все неформальные устные договоренности). В случае конфликта - обращаются сначала ко второй.

Некоторые работодатели закрепляют в своих внутренних нормативных документах правило о «неприеме на работу родственников» (п=4), другие, напротив, приветствуют такие варианты (существуют, например, «Положения о трудовых династиях»).

Показательно, что иногда работодатели, закрепляя в своих внутренних нормативных документах различные варианты наказаний работников, искренне не знают, что это противоречит законодательству (например, системы штрафов).

В категории «соблюдение/несоблюдение неформальных договоренностей» мнения разделились примерно поровну, т.е. в половине высказываний прослеживается факт несоблюдения неформальных договоренностей со стороны работников. Под кодом «формы несоблюдения» - различные высказывания: от простой «забывчивости» до «покрывательства» друг друга и «шантажа» работодателя.

Еще одна категория, используемая при анализе неформальных отношений, нами была названа так: «необходимость неформальных отношений». 29 высказываний продемонстрировали позитивное к ним отношение в целом,11 - отрицательное, в части высказываний не было четкой позиции (п=23): «не везде и не всегда», «от этого никуда не денешься, это данность» и т.д. Также прослеживается необходимость контролировать подобные отношения между сотрудниками (п=8).

Таким образом:

Формальные отношения работодателя и работника формально контролируются Трудовым Кодексом РФ, многие положения которого не применимы к малому и среднему бизнесу.

Неформальные отношения в организациях малого и среднего бизнеса присутствуют наравне с формальными в различных аспектах и проявлениях. Они более распространены, чем в крупном бизнесе. Эти отношения необходимы и серьезнейшим образом определяют правила взаимодействия работодателя и работника.

Таблица 2. Ожидания работодателей от работника

Высказывание Количество упоминаний

Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка. 15

Обладает необходимой профессиональной компетенцией. 12

Хочет работать 8

Нацелен на долгосрочную совместную работу, предан компании 7

Нацелен на развитие и обучение 5

Готов брать на себя ответственность 4

Осознает цели компании, как свои собственные. 3

Знает подход к клиенту 3

Умеет организовать работу, привлечь нужные ресурсы 2

Справляется с большим потоком информации 1

Любит свою работу 1

Соблюдает субординацию 1

Не задает много вопросов 1

Взаимные ожидания

Взаимные ожидания и их удовлетворенность - один самых важных факторов, определяющих специфику взаимодействия субъектов, в том числе и в социально-трудовых отношениях. Поэтому следующая категория, выделенная нами - «ожидания от работников». В целом нам удалось объединить высказывания под следующими кодами (Табл. 2):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Идеальный работник был награжден работодателями достаточно традиционным набором прилагательных: ответственный, трудолюбивый, предприимчивый, коммуникабельный, вежливый, порядочный, исполнительный, грамотный, креативный, открытый, доброжелательный, лояльный, стрессоустойчивый, позитивный, самостоятельный, целеустремленный, неравнодушный, здоровый и т.д. Стоит отметить также, что незначительное количество высказываний все же иллюстрируют код «идеальных работников не бывает» (п=5). И еще одно заслуживающее внимания высказывание - «нам удобно работать со слабыми».

Что же касается того, сбываются ли эти ожидания, то об этом можно делать вывод, возвращаясь назад к анализу категории «отношение к работникам».

Таким образом,

Основные ожидания работодателей находятся в области профессионализма и дисциплины работников. Есть ожидания и более высокого порядка: преданность компании, саморазвитие и принятие на себя ответственности. С другой стороны, часть ожиданий - это ожидания послушности и подчинения.

Несоответствие взаимных ожиданий нередко и является причиной проблем, возникающих в ходе взаимодействия, которые мы и рассмотрим далее.

Проблемы взаимодействия

Категория «проблемы с работниками» оказалась представлена большим количеством высказываний, разделенных по различным кодам. Самый многочисленный - «найти, отобрать и удержать хороших» (п=13). Далее наибольшее количество высказываний объединены кодом «отсутствие желания работать» (п=11), затем - «текучка (не настроены на долгосрочное сотрудничество)» (п=9) и «некомпетентность (мало профессионалов)»

(п=10). Следом расположились высказывания о «ненадлежащем отношение к клиенту» (п=6) и «неадекватных зарплатных ожиданиях» (п=6), далее - «безответственность» (п=5), «проблемы с дисциплиной» (прогулы, невыполнение работы в срок) (п=5) и «психологическое и эмоциональное выгорание» (п=4), затем - «проблемы с мотивацией» (п=3), «превышение полномочий» (п=2) и «высокие амбиции менеджеров» (п=2). Имеются и такие единичные высказывания: «научившись в моей организации хотят открыть свой бизнес или уходят к конкурентам», «качают права», «не лояльны, преследуют только собственные цели», «не хотят брать на себя ответственность», «у всех есть что-то важнее работы», «не хотят развиваться и учиться даже за мои деньги», «не могу с ними дальше развивать свое дело», «не ориентируются в отрасли», «часто болеют», «сплетничают», «айтишники постоянно капризничают».

В категории «решение проблем с работниками» оказалось гораздо меньше вариантов и все они свелись к двум кодам «система премирования», в три раза реже - «система штрафов». Отмечена важность хороших и доверительных межличностных отношений.

Для анализа проблем взаимодействия работодателей и работников мы выделили категорию «конфликты». 26 высказываний подтверждают наличие конфликтов внутри коллектива, а 10 - отрицают, отмечая, что если и бывают разногласия, то это рабочие моменты. Тем не менее, работники - именно тот участник бизнеса, с которым работодатели конфликтуют меньше всего. Гораздо чаще случаются у предпринимателей конфликты с клиентами/заказчиками, конкурентами, поставщиками, подрядчиками, контролирующими структурами, учредителями и совладельцами и т.д.

И анализируя категорию «способ разрешения конфликта», мы отметили, что основной способ их разрешения - «мирным путем», «путем переговоров» (п=22). Из способов разрешения также отмечены - «разделение ответственности», «компромисс», «система штрафов и материальных взысканий», «коллективная ответственность», «экспертная оценка», «посредничество HR-а /юриста», «общее собрание коллектива». Существенно преобладают офици-

альные методы разрешения конфликтных ситуаций (включая суд) (п=13), но используются и неформальные способы, и неофициальные пути (п=6).

Таким образом:

Спектр проблем, которые современные работодатели испытывают, взаимодействуя с работниками, достаточно широк: от их лени до завышенных амбиций. Стоит отметить, что главная проблема нередко не столько связана с самими работниками и взаимодействием с ними в ходе трудового процесса, сколько с тем, как обеспечить их (работников) наличие (то есть -не столько как обеспечить процесс эффективного взаимодействия, сколько - как его начать).

Проблемы нередко являются причиной конфликтов, в разрешении которых сегодня в малом и среднем бизнесе преобладает мирный, официальный путь.

Заключение

При рассмотрении основного взаимодействия в сфере социально-трудовых отношений, а именно взаимодействия «работодатель - работник», удалось выявить ряд его специфиче-

ских особенностей, характерных для малого и среднего бизнеса. Эти особенности отражают специфику той сложной и нестабильной ситуации, в которой находится сегодня современный малый и средний бизнес в России, демонстрирующий двоякое отношение к своим работникам. С одной стороны, мы наблюдаем картину, при которой социально-трудовые отношения вообще не являются главным предметом интереса современного бизнеса, озабоченного больше экономическими вопросами, вопросами отношений с государством и своими контрагентами. Как следствие, работодатели не ставят на первый план заботу о собственных сотрудниках. С другой стороны, мы наблюдаем некий возврат к патерналистическим традициям, и современный работодатель, понимая значимость человеческого ресурса именно для своего малого бизнеса, является для работника и защитником, и профсоюзом, и «отцом родным». Поддержание этого хрупкого баланса между собственными интересами, интересами бизнеса, интересами государства и интересами своих работников -основная и нелегкая задача современного малого и среднего бизнеса.

8.09.2015

Список литературы:

1. Гонтмахер Е. Социальная ответственность бизнесмена / Е. Гонтмахер // Стратегии России. - 2004. - № 3. - С. 59-62.

2. Нехода Е.В. Влияние социальной ответственности бизнеса на развитие трудовых отношений / Е.В. Нехода // Вестник Томского университета. - 2008. - №314. - С. 147-151.

3. Осипов Е.М. Субъекты социального партнерства в развитии российского малого бизнеса / Е.М. Осипов // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 9. - С. 273-282.

4. Сыченко Е.В. Проблема дискриминации женщин в трудовых отношениях / Е.В. Сыченко // Журнал правовых и экономических исследований. - 2012. - № 1. - С. 51-56.

5. Яхонтова Е.С. Доверие как базовая ценность компании и инструмент управления персоналом / Е.С. Яхонтова // Современное управление. - 2003. - № 11. - С. 19-29.

6. Статистический сборник // Российский статистический ежегодник: 2014 / Под ред. А. Е. Сурина (и др.). - М.: Академиздат-центр «Наука» РАН, 2014.

7. О занятости населения в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I (с последующими изменениями и дополнениями).

Сведения об авторе:

Чилипенок Юлия Юрьевна, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Нижний Новгород),

кандидат социологических наук,

603093, г Нижний Новгород, ул. Родионова, 136, e-mail: YuChil@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.