Научная статья на тему 'Работа с творческими сотрудниками: разоблачение 12 опасных заблуждений'

Работа с творческими сотрудниками: разоблачение 12 опасных заблуждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ РАБОТНИК / РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВО НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ / СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / CREATIVE EMPLOYEE / RESULT OF INTELLECTUAL ACTIVITY / INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS / INTELLECTUAL PROPERTY / WORKS FOR HIRE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митягин Кирилл Станиславович, Зайченко Н. М.

Авторы статьи разбирают типичные ситуации, возникающие при работе с творческими сотрудниками, которые обычно приводят к конфликтам и нарушениям прав работника или работодателя. Причиной нарушений и конфликтов, по мнению авторов, являются опасные заблуждения в сфере регулирования прав на объекты интеллектуальной собственности. На конкретных примерах авторы анализируют заблуждения и дают практические советы, как следует поступить в случае конфликта и что можно заранее предпринять, чтобы не допустить нарушения прав творческих работников и работодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH CREATIVE EMPLOYEES: UNMASKING 12 DANGEROUS FALLACIES

Authors analyze typical situations arising from working with creative employees that usually cause conflicts and either employee’s or employer’s rights infringement. Authors state that dangerous fallacies concerning legal regulation of intellectual property are the reason of such conflicts and infringements. Using specific examples authors analyze these fallacies and give practical tips on how to deal with such conflict and what possible ways to prevent infringement of creative employee’s or employer’s rights exist.

Текст научной работы на тему «Работа с творческими сотрудниками: разоблачение 12 опасных заблуждений»

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

Работа с творческими сотрудниками: разоблачение 12 опасных заблуждений

К.С. Митягин

партнер Юридического общества имени Александра Невского, кандидат юридических наук (г. Москва)

Н.М. Зайченко

партнер Юридического общества имени Александра Невского, кандидат юридических наук (г. Москва)

Кирилл Станиславович Митягин, info@newskylaw.ru

Наш опыт показывает, что российские бизнесмены в работе с творческими сотрудниками зачастую руководствуются вредными заблуждениями и даже опасными привычками. Откуда и как они появились - дело историков, наше дело как юристов - назвать их и дать профессиональные (а не любительские) советы.

Мы твердо знаем, что есть типовые ошибки, типовые (и нетиповые) решения. При этом многие проблемы можно прогнозировать заранее - до того, как они ударят по бизнесу. Кто предупрежден, тот вооружен.

Заблуждение / опасная привычка Жалобы клиентов Как следует поступить Нормативный документ

РАБ 1. С творческими сотрудниками можно заключить типовой трудовой договор (легко скачанный из Интернета) и даже не думать закреплять в договоре специальные обязанности персонала ОТА С СОТРУДНИКОМ, С КОТОРЫМ 3AKJ «У нас штатный дизайнер разрабатывал сайт, до конца не сделал и уволился, унес все с собой, а теперь еще и денег требует» 1ЮЧЕН ТРУДОВОЙ ДОГОВОР Закрепить в трудовом договоре условия о создании по заданию работодателя результатов интеллектуальной деятельности (далее- РИД): • произведения науки, литературы или искусства • программы для ЭВМ • технические и дизайнерские решения ит. д. Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации

2. Хороший способ сэкономить деньги компании и акционеров - не тратиться на оформление своих прав «Наш автор писал статьи и делал иллюстрации для компании. Позже мы узнали, что эти же тексты (с минимальными изменениями) он продавал «налево», другим интернет-порталам» Внедрить систему оформления прав компании-работодателя на РИД: изобретения, научные произведения, ноу-хау (секреты производства), дизайнерские проекты, изображения товарных знаков, тексты, графики, фото- и видеоматериалы Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)

УПРАВЛЕНИЕ СО!

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

Продолжение таблицы

Заблуждение / опасная привычка Жалобы клиентов Как следует поступить Нормативный документ

Учитывать расходы на создание РИД Ставить на баланс нематериальные активы

3. Никогда не выплачивать сотрудникам авторские вознаграждения (они ведь даже заработную плату не отрабатывают) «Наш маркетолог потребовал бонус при продаже Клиенту концепции разработанной рекламной компании. Да, он автор, но мы же платим ему зарплату, почему еще должны дополнительно платить как автору?» Заключать с сотрудниками авторские договоры Разделить оплату труда на части: (1) заработная плата + (2) авторские вознаграждения за творческие решения. Бонус - введение системы мотивации персонала Статьи 1285-1288 Гражданского кодекса Российской Федерации

4. Отказаться от оформления документов: служебные задания, отчеты об их исполнении, акты передачи результатов интеллектуальной деятельности -это лишняя трата времени и бумаги. Надо верить людям, особенно тем, кто скоро увольняется «Разработчик нашего программного обеспечения заявил, что права на программу принадлежат ему, так как сделал он ее в нерабочее время. Предъявил многомиллионный иско выплате компенсации» Разработать систему корпоративного документооборота Внедрить в компании систему менеджмента интеллектуальной собственности Статья 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации

5. Сделать допуск к информации в компании максимально доступным и демократичным для всех «Сотрудники проработали у нас 3 месяца, обучились, скопировали нашу базу данных клиентов и открыли свое кадровое агентство» Разработать и внедрить локальные нормативные акты о защите конфиденциальной информации Установить режим коммерческой тайны и юридическую ответственность (например штрафную неустойку) за разглашение Подписывать с каждым сотрудником соглашение о неразглашении информации Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» Статья 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации Статья 81 Трудового кодекса Российской Федерации

№ 12 (147) 2013 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

Продолжение таблицы

Заблуждение / опасная привычка Жалобы клиентов Как следует поступить Нормативный документ

РАБОТА С СОТРУДНИКОМ, С КОТОРЫМ ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР ПОДРЯДА ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ (АУТСОРСИНГ)

6. Приобретать авторские права у юридического лица, ни о чем не задумываясь «Заказали прототип сайта крупной дизайнерской студии, а они не смогли передать нам авторские права, так как у них самих не оформлены отношения с авторами» Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации автором результата творческой деятельности может быть только физическое лицо Получайте права непосредственно у автора или проверяйте цепочку перехода прав Статья 1257 Г ражданского кодекса Российской Федерации

7. Выплачивать аванс авторам без гарантий, а требования к результату работ формулировать максимально размыто и в устной форме «Заплатил за разработку рекламного видеоролика, сроки были нарушены, предложенные варианты не устроили, а аванс мне вернуть отказались» Оформлять письменное техническое задание (приложение к договору) и четко формулировать требования к результатам работ Получать гарантии возврата аванса Устанавливать штрафы за просрочку Статья 1288 Г ражданского кодекса Российской Федерации

8. Доверяй - не проверяй (на плагиат) «Под видом своей работы исполнитель нам продал, оказывается, чужие работы, а теперь авторы нас обвиняют в нарушении авторских прав и требуют компенсацию, хотя мы за них сами же заплатили» Проверять на плагиат Получить гарантии отсутствия нарушений прав третьих лиц Предусмотреть обязанность компенсации за нарушения прав третьих лиц Статья 1301 Г ражданского кодекса Российской Федерации

УПРАВЛЕНИЕ СО!

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

Продолжение таблицы

Заблуждение / опасная привычка Жалобы клиентов Как следует поступить Нормативный документ

9. Всегда верить устным заверениям контрагента, его репутации и имиджу «Передали разработчику исходные материалы, посвятили в суть бизнес-модели (идеи), а он ею воспользовался: параллельно сделал собственный проект и зарегистрировал название, домен и уже подал заявку на товарный знак» Подписывать соглашения о неразглашении информации со всеми участниками проекта Устанавливать ответственность за разглашение информации Заключать соглашения о неконкурен-ции Статья 1472 Г ражданского кодекса Российской Федерации

10. Не беспокойтесь 0 деятельности за границей. Если уж начали оформлять, то только на Родине! «Зарегистрировали в России товарный знак на свои услуги. Обнаружили, что аналогичный товарный знак уже зарегистрирован на Украине» Регистрировать товарные знаки и объекты интеллектуальной собственности во всех странах, в которых планируется вести бизнес Статья 1479 Г ражданского кодекса Российской Федерации

11. Отказаться от четкого описания целей и результатов совместной творческой деятельности «Мы заказали авторский тренинг специально для нашей компании, сами принимали участие в его разработке, заплатили дополнительно к обычной цене. Потом оказалось, что этот же тренинг с минимальными отличиями продается другим компаниям» Заключать договоры на «эксклюзивных» условиях Предусматривать объем, территорию и срок действия приобретаемых прав Статья 1286 Г ражданского кодекса Российской Федерации

№ 12 (147) 2013 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

Окончание таблицы

Заблуждение / опасная привычка Жалобы клиентов Как следует поступить Нормативный документ

12. Подписать документы можно в процессе работы, главное - не сбавлять ее темпы, а бумажные формальности - только помеха бизнесу, их можно оставить «на потом» «Начали съемки до подписания контракта с актером. Договорились о цене за съемочный день, а после съемок актер сказал, что думал, что это цена за одну сцену и требовал оплату за все 3 сцены. Поссорились, пришлось пойти на уступки (ведь снимать заново с другим актером еще дороже!). Все остались недовольны друг другом» Уделять пристальное внимание оформлению всех документов Сделать типовые формы и требовать от исполнителей работать по этим формам (с типовыми формами смогут работать даже сотрудники без «выдающейся» квалификации) Договариваться «на берегу» Статьи 152.1 и 1317 Гражданского кодекса Российской Федерации

ЛИТЕРАТУРА

1. Трудовой кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

2. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 153н (с изменениями и дополнениями).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.

4. О коммерческой тайне : Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ.

Юридическое

общество

имени

Александра

Невского

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Мы специализируемся на оказании следующих юридических услуг по защите интеллектуальной собственности: * •

• разработка стратегии охраны и защиты интеллектуальных прав и инвестиций в них, анализ рисков, угрожающих нематериальным активам;

• подготовка и регистрация корпоративных структур для стартапов, spin-off, партнерских отношений;

• подготовка договорной документации для регулирования оборота интеллектуальных активов внутри компании и для контрагентов;

• наладка документооборота по системе профессионального менеджмента интеллектуальной собственности;

• экспертиза возможности предоставления правовой охраны РИД, выявление охраноспособных объектов;

• фиксация и оформление прав на результаты интеллектуальной деятельности, представление интересов правообладателей в суде.

Наши клиенты - инвесторы, стартапы и авторы, которые ценят свои права и уважают права своих партнеров.

Мы готовы работать не только с крупными компаниями, но и с начинающими предпринимателями!

119019, Россия, г. Москва, ул. Моховая, д. 10, стр. 2, офис 34, тел.: 8-800-555-1-363, e-mail: info@newskylaw.ru, сайт: http://newskylaw.ru

УПРАВЛЕНИЕ СО!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.