Научная статья на тему 'Работа с родителями детей с ограниченными возможностями: отечественный и зарубежный опыт'

Работа с родителями детей с ограниченными возможностями: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2745
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПОДДЕРЖКИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / FAMILY UPBRINGING / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / INDIVIDUAL AND GROUP WORK / PSYCHOLOGICAL SUPPORT SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратнер Фаина Лазаревна, Сигал Наталья Германовна, Юсупова Александра Юрьевна

Авторы статьи поставили своей целью проанализировать взгляды отечественных и зарубежных ученых на значимость семейного воспитания и роль матери в этом процессе и приводят малоизвестные данные об этом, в чем видят новизну работы. Кроме того, излагаются важные сведения о постановке работы с родителями детей с ограниченными возможностями в России и в Германии в Мюнхенском международном детском Центре, в частности. Значимость работы состоит в том, что во всем мире и в нашей стране постоянно возрастает рождение детей с нарушениями развития, число которых в настоящее время превышает 120 миллионов. Большинство матерей таких детей испытывают чувство вины, страха и беспомощности, поэтому так необходима постоянная работа с семьями, имеющими детей с особенностями развития, состоящая в повышении их психолого-педагогической культуры и наличии службы поддержки. Эффективность этих мер подтверждает опыт Мюнхенского международного Центра, осуществляющего свою деятельность в рамках концепции реабилитации развития профессора Т. Хелльбрюгге. В статье освещены вопросы возможностей семейного воспитания и роли матери, взгляды отечественных и зарубежных ученых, формы работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ратнер Фаина Лазаревна, Сигал Наталья Германовна, Юсупова Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working with parents of children with special educational needs: Russian and foreign experience

The authors’ main goal is to present the summary of Russian and foreign scholars views on the role of family upbringing and tuition paying special attention to the mother’s influence in this process. Moreover the authors give interesting less known information which makes their research rather valuable from the point of its actuality. In addition, the analysis of the work with the parents of children with disabilities in Russia and Germany (in Munich International Children’s Center) gives a good grounding for building such a system worldwide. The significance of the work is proved by the fact that throughout the world and in Russia the number of children with disabilities is constantly increasing and nowadays it comprises more than 120 million. The majority of these children mothers feel themselves guilty of their children illness and experience fear and helplessness. Thus the constant support and maintenance of families having children is of great importance. The decision is in founding the specialized support centers and in forming and developing the psychological and pedagogical competence of the parents. The effectiveness of these measures is confirmed by the experience of the Munich International Center which carries out its activities within the concept of professor T. Hellbryugge on rehabilitation of children with special needs. Purpose the problems of the potential of the family upbringing and the role of mother, the views of Russian and foreign scientists, forms of work with parents of the children with special educational needs are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Работа с родителями детей с ограниченными возможностями: отечественный и зарубежный опыт»

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-5-50 УДК 376 (075.32)

работа с родителями детей с ограниченными возможностями: отечественный и зарубежный опыт

Ратнер Ф.л., сигал н.г., Юсупова А.Ю.

Авторы статьи поставили своей целью проанализировать взгляды отечественных и зарубежных ученых на значимость семейного воспитания и роль матери в этом процессе и приводят малоизвестные данные об этом, в чем видят новизну работы. Кроме того, излагаются важные сведения о постановке работы с родителями детей с ограниченными возможностями в России и в Германии - в Мюнхенском международном детском Центре, в частности. Значимость работы состоит в том, что во всем мире и в нашей стране постоянно возрастает рождение детей с нарушениями развития, число которых в настоящее время превышает 120 миллионов. Большинство матерей таких детей испытывают чувство вины, страха и беспомощности, поэтому так необходима постоянная работа с семьями, имеющими детей с особенностями развития, состоящая в повышении их психолого-педагогической культуры и наличии службы поддержки. Эффективность этих мер подтверждает опыт Мюнхенского международного Центра, осуществляющего свою деятельность в рамках концепции реабилитации развития профессора Т. Хелльбрюгге.

В статье освещены вопросы возможностей семейного воспитания и роли матери, взгляды отечественных и зарубежных ученых, формы работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: семейное воспитание; дети с ограниченными возможностями; консультирование; индивидуальные и групповые формы работы; психологическая служба поддержки; психолого-педагогическая культура.

working with parents of children with special educational needs:

Russian and foreign experience

Ratner F.I., cigal N.G., Yusupova A.Yu.

The authors' main goal is to present the summary of Russian and foreign scholars views on the role of family upbringing and tuition paying special attention to the mother's influence in this process. Moreover the authors give interesting less known information which makes their research rather valuable from the point of its actuality.

In addition, the analysis of the work with the parents of children with disabilities in Russia and Germany (in Munich International Children's Center) gives a good grounding for building such a system worldwide. The significance of the work is proved by the fact that throughout the world and in Russia the number of children with disabilities is constantly increasing and nowadays it comprises more than 120 million. The majority of these children mothers feel themselves guilty of their children illness and experience fear and helplessness. Thus the constant support and maintenance of families having children is of great importance. The decision is in founding the specialized support centers and in forming and developing the psychological and pedagogical competence of the parents. The effectiveness of these measures is confirmed by the experience of the Munich International Center which carries out its activities within the concept ofprofessor T. Hellbryugge on rehabilitation of children with special needs.

purpose the problems of the potential of the family upbringing and the role of mother, the views of Russian andforeign scientists, forms of work with parents of the children with special educational needs are presented in the article.

Keywords: family upbringing; children with special educational needs; individual and group work; psychological support service.

В силу различных неблагоприятных воздействий и факторов в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число детей с пороками развития. По данным ВОЗ, их количество превышает 120 миллионов. кроме того, более 85 % детей в России уже в момент рождения попадают в зону риска и имеют предрасположенность к возникновению нарушений развития. Поэтому вопрос об их социализации приобретает в настоящее время первостепенное значение, и возрастает интерес к воспитанию и их вхождению в социум. При этом семья, особенно мать, играет одну из решающих ролей в развитии таких детей в плане социальной адаптации.

Закон РФ об образовании, с. 18, п. 1, гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Вот почему так остро стоят вопросы о семейном воспитании, о повышении психолого-педагогической культуры родителей и об оказании им всевозможной помощи и поддержки.

В контексте заявленной темы представляется важным обратиться к взглядам выдающихся ученых на перечисленные выше вопросы. Следует отметить, что они не оставались без внимания на протяжении многих веков, особенно в России ученые всегда уделяли этим вопросам особое внимание. И.А. Сикорский писал в свое время, что воспитание есть нравственное усовершенствование, и никто никогда ни на одну минуту не должен приостанавливать этот высокий нравственный процесс. Знаменитый французский психиатр Эскироль в начале XIX века отмечал, что порча наших нравов будет продолжаться тем дольше, чем более неправильным будет оставаться наше воспитание. Еще более красноречиво (и актуально по сей день) высказывался о значении воспитания П.Н. Гундобин в работе «Жизнь ребенка», подкрепив свои слова высказыванием Симона Жюля о том, что не тот народ могуч и имеет светлое будущее, у которого сильная армия, а тот, где задачи воспитания поставлены правильно, поэтому, подчеркивает П.Н. Гундобин, так важно воспитать нравственную развитую и умную личность. Уже первые слова матери, писал А.Р. Лурия, совершают незаметную, но решающе важную работу по формированию психических процессов ребенка. Воспитание, подчеркивал «учитель русских учителей» К.Д. Ушинский, должно начинаться с раннего детства, причем самое лучшее место для этого - семья, а лучшая воспитательница - мать.

На весьма существенное значение семейного воспитания обращали внимание многие российские педагоги вслед за К.Д. Ушинским. Достаточно поставить в этот ряд Н.И. Пирогова, П.Ф. Лесгафта, Г.И. Россолимо, В.М. Бехтерева, И.А. Сикорского, Г.Я. Трошина, В.П. Кащенко, Е.Н. Водовозову, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина и мн. др.

В 1866 г. в России начал издаваться журнал «Детский сад», одной из задач которого была помощь в семейном воспитании. В конце 60-70-х годах XIX в. в России было широко известно имя Е.И. Конради - редактора газеты «Неделя», издавшей книгу «Исповедь матери».

Подчеркивая роль воспитания, Е.Н. Водовозова разработала культуру наблюдений за малолетним ребенком. Об этом же неоднократно писали перечисленные выше ученые.

Н.И. Пирогов подчеркивал, что необходимо систематическое наблюдение за ребенком, и его воспитание надо начинать с самого раннего детства, так как склонности и влечения ребен-

ка проявляются очень рано. В качестве средства изучения ребенка, особенно в раннем детстве, он рекомендовал наблюдение за его играми и развлечениями.

П.Н. Гундобин тоже писал, что личность ребенка лучше всего познается в детских играх, где вся его природа проявляется свободно со всеми ее особенностями.

Результаты наблюдений за собственными детьми нам оставили И.Я. Сикорский и В.М. Бехтерев. Все они призывали к всестороннему изучению личности ребенка, предтечей которого можно назвать Н.И. Пирогова и вслед за ним - П.Ф. Лесгафта.

Особенно ярко И.Н. Пирогов выступил в 1856 г. со своей статьей «Вопросы жизни», где поставил ряд важных вопросов семейного и общественного воспитания детей. При этом он особо отмечал, что воспитание надо начинать с колыбели, а первоначальное семейное воспитание Н.И. Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек. Но основные мысли о воспитании с самого раннего возраста он высказывал уже в 1850 г., подчеркивая важную, ответственную роль матери в первоначальном семейном воспитании, видя в ней идеал матери-воспитательницы. Он видел главное назначение матери в том, чтобы отдать себя полностью семье, делу воспитания детей, будучи при этом подготовленной к воспитательной деятельности. Он видел неоценимое счастье в том, чтобы быть воспитанным в первых годах детства образованной матерью, знавшей и понимавшей всю высокость, всю святость своего призвания. Он стремился возвысить женщину в глазах общества и считал, что краеугольный камень воспитания кладется ее руками.

Вслед за Н.И. Пироговым был убежден в высоких нравственных и педагогических способностях женщины, «естественного ментора для детей», И.А. Сикорский. Он писал, что в деле воспитания женщине принадлежит первенство по силе ее природных нравственных дарований. Только женщины, по его мнению, могут подготовить для жизни истинно воспитанное юное поколение, и с этой точки зрения педагогическая роль женщины должна быть высоко оценена.

На ведущую роль семейного воспитания в развитии личности человека указывал П.Ф. Лес-гафт, когда излагал в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» научные основы семейного воспитания и выдвинул перед родителями требование щадить личность своего ребенка, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей и разумного руководства, любви и внимания к их нуждам и потребностям. Главную задачу родителей П.Ф. Лес-гафт видел в создании в семье таких условий, которые позволили бы детям с раннего детства развиваться свободно и гармонично.

Те же мысли высказывал Г.Я. Трошин, когда говорил, что воспитание начинается с рождения, и именно первоначальное воспитание с момента рождения заключается в развитии основных функций человеческой природы. Для заявленной нами темы важно отметить мнение Г.Я. Трошина о том, что всякий, кто хочет знать нормальных детей, должен изучать ненормальных, иначе он лишается очень важного метода в понимании детской души. Именно в созданной им антрополого-педагогической концепции лежали глубокие гуманистические выводы, адресованные врачам, педагогам и родителям, которые заблуждаются в оценке способностей детей с ограниченными возможностями.

Важно отметить, что И.А. Сикорский проводил консультации с родителями по вопросам изучения индивидуальности и умственного развития ребенка, на которого особенно действует вся семейная атмосфера, оказывая большое влияние на пластичную, отзывчивую душу ребенка и его чуткие нервы. Поэтому так важно наблюдать, оценивать и понимать собственных детей, следуя девизу Гиппократа - «Не навреди», поскольку вмешательство окружающих ребенка должно быть очень осторожным.

Издав в 1909 г. «План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии» как пособие для родителей, педагогов и врачей, Г.И. Россолимо имел целью написать руководство для составления характеристики ребенка. В первом разделе идет подробное объяснение, как осуществлять семейное воспитание, какую роль играет семья в обучении дома, на что обратить внимание, наблюдая за детьми (память, чувства, воображение, склонности, письменная и устная речь, мимика, особенности нервной системы и т.д.).

Большую роль в работе с так называемыми трудными детьми сыграл В.П. Кащенко, стоявший у истоков коррекционной педагогики и открывший в 1908г. в Москве «Школу-санаторий» для детей с особенностями развития. В связи с названной темой следует обратить внимание на то, что В.П. Кащенко считал в своей деятельности важной работу с родителями детей, которые очень часто не понимают своих задач, имея необычного ребенка.

Широко разрабатывал вопросы семейного воспитания семейно-педагогический кружок при Казанском императорском университете, созданный в 1899 г. и поставивший своей целью взаимопомощь родителей и воспитателей в деле семейного воспитания и обучения детей. Для этой цели кружок под руководством профессора Ф.Г. Мищенко осуществлял организацию публичных лекций, знакомился с постановкой семейного воспитания за рубежом, готовил к изданию работы, посвященные этому вопросу.

Исторический экскурс с убедительностью показывает, как нам представляется, с каких позиций нужно подходить к проблемам семей, имеющих ребенка с особыми потребностями, ибо

им, несомненно, требуется существенная помощь, всемерная (как материальная, так и душевная) поддержка и внимание. Прежде всего роль должна идти, на наш взгляд, о повышении психолого-педагогической культуры родителей, работа над которой должна быть непрерывной, последовательной и систематической. В эту работу входят разнообразные аспекты:

- просвещение по вопросам обучения и воспитания;

- методы психологической и педагогической помощи;

- консультирование родителей как в индивидуальном, так и групповом режиме;

- групповые и индивидуальные тренинги;

- организация общения родителей друг с другом;

- беседы со специалистами различного профиля;

- организация посещений семей на дому;

- публичные лекции и мн. др.

По нашему мнению, заслуживает внимания опыт создания психологического клуба родителей, изложенный в статье Ю.В. Варнаковой «Психологическая помощь семьям, имеющим детей-инвалидов», актуальность которого в настоящее время слишком очевидна и не нуждается в доказательствах, тем более, что Э. Сеген в свое время обоснованно подчеркивал: «Кто мог бы проследить запаздывание ... функций лучше, чем мать, если бы она своевременно получила совет компетентного специалиста».

На наш взгляд, представляет несомненный интерес работа с родителями детей с особыми потребностями, осуществляемая в Германии и, в частности, в международном Мюнхенском детском Центре в рамках Мюнхенской функциональной диагностики развития, где в тесном сотрудничестве работают педиатры, детские неврологи, психологи, детские психиатры, педагоги, дефектологи, психотерапевты, логопеды, музыкальные терапевты. Его создатель, всемирно известный ученый Т. Хелльбрюгге, автор концепции реабилитации развития, солидарен с Э. Сегеном в приоритетной роли матери и семьи в процессе вхождения ребенка с ограниченными возможностями в социум. На основе многосторонней и многоаспектной диагностики разрабатываются терапевтические планы, на основе которых составляется комплексная программа терапии (понимаемой как психолого-педагогическое воздействие), проведению которой в домашних условиях обучают родителей. Таким образом, родители берут на себя главную роль в коррекционной работе под руководством и по рекомендациям специалистов. Одна из программ Центра так и называется «Обучаем мать».

В рамках концепции реабилитации развития существуют две формы привлечения родителей к развивающим мероприятиям. Одна форма работы с родителями выражается в получении коррекционных программ и прохождении обучения соответствующим приемам, которые они применяют затем в домашних условиях. Сюда относятся также собеседования и консультации со специалистами, при этом «родительские» программы направлены на социальную интеграцию ребенка.

Вторая форма привлечения родителей состоит в консультировании по поводу нарушений и проблем в развитии ребенка, вызванных поведением родителей. В данном случае внимание направлено на изменение поведения и настроя родителей, что и является целью консультаций. В 1976 г. в Центре были разработаны «Метод индивидуального тренинга», а в 1977 - «Метод группового тренинга родителей», где родители обмениваются опытом, играют в ролевые игры, которые снимаются на видеокамеру для дальнейшей интерпретации и анализа.

Индивидуальный тренинг проходит в ситуации интеракции в комнате для наблюдений. Педагог, находясь за полупрозрачным зеркалом, наблюдает за поведением родителей, записывает проблемно инсценированную ситуацию на видеокамеру и после обсуждения дает рекомендации.

Непосредственное включение родителей в коррекционный процесс позволяет снять или нейтрализовать следующие проблемы:

- нарушение интеракций между родителями и ребенком;

- негативное восприятие ребенка родителями;

- эмоциональная перегрузка родителей детей с нарушениями поведения.

Многолетнее научное сотрудничество с профессором Т. Хелльбрюгге и Мюнхенским Центром убедило нас в эффективности форм работы с родителями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Таким образом, можно заключить, что главным условием нормального развития ребенка является семья и ее здоровый климат, но для достижения необходимого уровня психолого-педагогической культуры родителей требуется наличие широкой сети многопрофильных служб поддержки семьи.

список литературы

1. Беленкова Л.Ю. Антрополого-гуманистическая концепция обучения и воспитания аномальных детей в научном наследии Г.Я. Трошина, 1874-1938 гг. Автореф. ... дисс. канд.пед.

наук. - Саранск, 2000.

2. Варнакова Ю.В. Психологическая помощь семьям, имеющим детей-инвалидов // Современные наукоемные технологии. 2010. №8. С. 99-101.

3. Гундобин П.Н. Жизнь ребенка. - СПб: Типография Т-ва «Народная польза», 1901. 114 с.

4. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных условиях интеграции: Сб. науч.-метод. матер. - М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 145 с.

5. Краткий исторический очерк о деятельности семейно-педагогического кружка в Казани за 10 лет его существования (1899-1909 гг.). - К.: Типо-литография Окружного Штаба, 1914. 70 с.

6. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н. Решетень. - М., 1990.

7. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 94 с.

8. Ратнер Ф.Л., Музафаров М.Ф. Причины активизации обучения родителей в Германии // Университетские округа России: интеграция региональных систем образования: Матер. IV всеросс. научн.-практ. конф. универ. округов. - Саранск: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2010. С. 264-268.

9. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. - М.: ВЛАДОС, 2006. 175 с.

10. Россолимо Г.И. План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии: Пос. для родителей, педагогов и врачей. - М.: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и К,

1909. 43 с.

11. Румянцев И.Е. Н.И. Пирогов. Его взгляды на природу детей и задачи воспитания. - Спб,

1910. 75 с.

12. Сикорский И.А. Психологические основы воспитания и обучения. - Киев: Лито-Типогра-фия Т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1909. 112 с.

13. Фролова О.А. Е.Н.Водовозова о воспитании детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1949. 135 с.

14. Якубовский Д.П. Модели организации социально-педагогической помощи семье в Германии // Преподаватель XXI век. 2008. №4. С. 163-166.

15. Azun S. Zusammenarbeit mit Eltern: Respekt fur jedes Kind-Respekt fur jede Familie // Handbuch Inklusion / Hrsg.Wagner R. - Freiburg. Basel. Wien: Herder, 2013. 301 р. Рр. 222-241.

References

1. Belenkova L.Yu. Antropologo-gumanisticheskaya kontseptsiya obucheniya i vospitaniya ano-mal'nykh detey v nauchnom nasledii G.Ya. Troshina, 1874-1938 gg. Avtoref. ... diss. kand. ped. nauk. - Saransk, 2000. 22 p.

2. Varnakova Yu.V. Sovremennye naukoemnye tekhnologii [Modern High Technologies], no. 8 (2010): 99-101.

3. Gundobin P.N. Zhizn' rebenka. - Saint-Petersburg, 1901. 114 p.

4. Inklyuzivnoe obrazovanie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v razlichnykh us-loviyakh integratsii: Sbyunauch.-metod.mater. - Moscow, 2012. 145 p.

5. Kratkiy istoricheskiy ocherk o deyatel'nosti semeyno-pedagogicheskogo kruzhka v Kazani za 10 let ego sushchestvovaniya (1899-1909 gg.). - Kazan, 1914.70 p.

6. Lesgaft P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. - Moscow, 1990.

7. Luriya A.R., Yudovich F.Ya. Rech' i razvitie psikhicheskikh protsessov u rebenka. - Moscow, 1956. 94 p.

8. Ratner F.L., Muzafarov M.F. Universitetskie okruga v Rossii: integratsiya regional'nykh sistem v obrazovaniya, no. 4 (2010): 264-268.

9. Ratner F.L., Yusupova A.Yu. Integrirovannoe obuchenie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami v obshchestve zdorovykh detey. - Moscow: VLADOS, 2006. 175 p.

10. Rossolimo G.I. Plan issledovaniya detskoy dushi v zdorovom i boleznennom sostoyanii: Pos. dlya roditeley, pedagogov i vrachey. - Moscow, 1909. 43 p.

11. Rumyantsev I.E. N.I. Pirogov. Ego vzglyady na prirodu detey i zadachi vospitaniya. - Saint-Petersburg, 1910. 75 p.

12. Sikorskiy I.A. Psikhologicheskie osnovy vospitaniya i obucheniya. - Kiev, 1909. 112 p.

13. Frolova O.A. E.N. Vodovozova o vospitanii detey doshkol'nogo vozrasta. - Moscow, 1949. 135 p.

14. Yakubovskiy D P. Prepodavatel'XXI vek [Prepodavatel XXI vek]. no. 4 (2008): 163-166.

данные об авторах

Ратнер Фаина лазаревна, профессор кафедры немецкого языка Института языка КФУ, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки Республики Татарстан Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлевская, д.35, г. Казань, Республика Татарстан, 420008, Россия

e-mail: faina.ratner@ksu.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3688-1250

сигал наталья Германовна, старший преподаватель кафедры английского языка для естественнонаучных специальностей Института языка КФУ Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлевская, д. 35, г.Казань, Республика Татарстан, 420008, Россия e-mail: sigaln@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1766-6761

Юсупова Александра Юрьевна, доцент кафедры немецкого языка Института языка, кандидат педагогических наук

Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлевская, д. 35, г.Казань, Республика Татарстан, 420008, Россия e-mail: alex.yusupova@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8139-6662

data about the authors

Ratner Faina Lazarevna, Professor, Department of German Language, Institute of Language, Doctor in Pedagogy, Honoured Scientist of Tatarstan Republik Kazan (Volga Region) Federal University 35, Kremlyovskaya str., Kazan, Tatarstan, 420008, Russia e-mail: faina.ratner@ksu.ru

sigal Natalya Germanovna, Applicant for a Degree, English language Department for Natural Sciences, Institute of Language

Kazan (Volga Region) Federal University

35, Kremlyovskaya str., Kazan, Tatarstan, 420008, Russia

e-mail: sigaln@mail.ru

Yusupova Alexandra Yuryewna, Associate Professor, Department of German Language, Institute of Language, Ph.D. in Pedagogy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kazan (Volga Region) Federal University

35, Kremlyovskaya str., Kazan, Tatarstan, 420008, Russia

e-mail: alex.yusupova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.