Научная статья на тему 'Работа писательской организации и культурно - просветительных учреждений по патриотическому воспитанию тружеников города и села'

Работа писательской организации и культурно - просветительных учреждений по патриотическому воспитанию тружеников города и села Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ахмедов Багаудин Гаджиахмедович, Сулейманова Оксана Алибутаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа писательской организации и культурно - просветительных учреждений по патриотическому воспитанию тружеников города и села»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2008. № 4. С 63 - 70.

Б.Г. Ахмедов О.А. Сулейманова

РАБОТА ПИСАТЕЛЬСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ТРУЖЕНИКОВ ГОРОДА И СЕЛА

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию. В этих условиях особую значимость приобретает гражданский патриотизм. Патриотизм как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным социумом, необходимым условием для защиты интересов страны, достижения успеха в международной конкуренции, сохранения и укрепления Родины. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. По этой причине система патриотического воспитания, имеющая прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании в соответствии с новыми реалиями. Для модернизации патриотического воспитания нужно обратиться к нашему прошлому, это связано с выявлением и сохранением накопленных в советское время лучших традиций патриотического воспитания, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.

Наиболее значимые для современности достижения опыта патриотического воспитания, накопленные в советское время, получили отражение в трудах А. А. Аронова, Б.Г. Ахмедова, В. А. Безродного, М.-С. И. Умаханова, С.И. Эфендиева и многих др.

Основные работы, использованные в статье, это «Дружбою сильны» Б.Г. Ахмедова, и «Это и есть интернационализм» М.-С.И. Умаханова. В работе Б.Г. Ахмедова основной акцент делается на роль дружбы братских народов Дагестана, в ней также показано значение партийных организаций республики в интернациональном и патриотическом воспитании молодежи. Автор второй работы на примере многонациональной республики показывает, как в интернациональной общности советского народа получают дальнейшее всестороннее развитие все нации и народности, умножаются их материальные и духовные ценности. В этой книге также обобщен опыт работы партийных организаций. Целью нашей статьи является выявление и обоснование условий для повышения эффективности процесса патриотического воспитания молодежи.

Воспитание молодежи в духе патриотизма, гордого чувства принадлежности к своей стране, великой России является долгом государственных органов власти и общественных организаций нашей страны. Различного рода общественные организации и органы государственной власти должны осуществлять руководство всей деятельностью по патриотическому воспитанию молодежи.

70-80-е гг. XX в. несмотря на развитие некоторых негативных тенденций в развитии общества были тем периодом в истории страны, который отличался сильным потенциалом - экономическим, научным и духовным, позволившим решать масштабные социально-экономические задачи, расширять и углублять объ-

ективную основу патриотизма. Дагестанскими органами власти и общественными организациями в этот период был накоплен большой опыт воспитания у молодежи любви к труду и Отечеству, развития у нее бережного отношения к духовной культуре.

Процесс более интенсивного экономического и социального развития каждой из советских республик привел их народы к новым, большим возможностям для всестороннего расцвета наций и одновременно дальнейшего их сближения во всех сферах жизни и деятельности.

Сближение наций и народностей - это объективный процесс, обусловленный практикой социально-экономического развития всего советского государства, в том числе, и Дагестана. Неуклонная интернационализация культурной жизни народов ускоряла сближение - ведущую тенденцию развития национальных отношений.

В процессе сотрудничества и взаимодействия происходило взаимообогаще-ние национальных культур, дальнейший расцвет единой советской культуры, многообразной по своим национальным формам и патриотической по своему духу и характеру.

В ходе этих процессов культура народов Дагестана благодаря плодотворному влиянию и огромной помощи великого русского народа стала составной частью всей многонациональной советской культуры.

Культура народов Дагестана развивалась и обогащалась, вбирая в себя лучшие черты и традиции культуры других братских народов. В то же время народы Дагестана вносили свой вклад в развитие общесоветской культуры, литературы и искусства.

Органы государственной власти сделали очень много для решения вопросов культурного строительства. Дагестанским народам нужно было догнать ушедшую вперед Центральную Россию, нужно было развивать прессу, школу, театр, клубное дело и, вообще, культурно-просветительные учреждения на родном языке. Эти решения имели историческое значение для Дагестана (Умаханов М.-С. И., 1980. С. 208).

В кратчайший исторический срок было ликвидировано тяжелое наследие прошлого, массовая неграмотность населения, создана широкая сеть средних и высших учебных заведений, научных и культурно-просветительных учреждений, созданы многочисленные кадры новой народной интеллигенции. Это была подлинная культурная революция, в результате которой расцвела культура Дагестана.

Органы государственной власти уделяли большое внимание приобщению трудящихся, особенно молодежи, к сокровищам культуры народов СССР, и считали это действенным средством ее патриотического и интернационального воспитания.

Советских юношей и девушек отличала интенсивная духовная жизнь, стремление к знаниям, желание расширить круг культурных запросов. Удовлетворение этих потребностей молодого поколения является одним из путей воспитания в нем патриотизма, поскольку рост образования и культуры является непременным условием развития и упрочения патриотического сознания.

Партия рассматривала литературу как важную силу, непосредственно участвующую в формировании политического сознания молодого человека. В дело воспитания молодежи в духе убежденных патриотов внесла большой вклад дагестанская художественная литература. Тема дружбы и братства народов стала

главной для писателей и поэтов Дагестана. В произведениях дагестанских писателей и поэтов в яркой и волнующей форме показывалась братская дружба народов.

Мотивы единства, дружбы и братства народов имеют глубокие корни и уходят в устное народное творчество. В эпических и исторических песнях, легендах, сказаниях, пословицах и поговорках народов Дагестана вопросы единства и сплоченности его народов занимали доминирующее место. Эти же веяния проникли и в литературу, развивались и углублялись дальше (Гамзатов Р., 1969. С. 299).

Для многих наших поэтов и писателей поэтическим кредо служило и ныне служит творчество народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского, который считал себя поэтом не лезгинским и не кавказским, хотя пел только на своем языке, а советским поэтом (Ахмедов Б.Г., 1984. С. 62).

Продолжая и развивая традиции основоположников дагестанской советской литературы С. Стальского, Г. Цадасы, А. Магомедова, А. Иминагаева, Р. Нурова, Э. Капиева и других, писательская организация республики достойно представляла в многонациональной советской литературе самобытное творчество народов Дагестана. Дагестанская литература все активнее и органичнее включается во всесоюзный творческий процесс (Умаханов М.-С.И., 1980. С. 98).

Уникальным явлением не только в дагестанской, но и во всей советской поэзии стало творчество лауреата Ленинской и Г осударственной премий, Г ероя социалистического труда, народного поэта Дагестана Расула Гамзатова. Немалым достижением в развитии Дагестанской художественной литературы явилось творчество народных писателей и поэтов Дагестана Ф. Алиевой, А. Абу-Бакара, Ю. Хаппалаева, А. Аджаматова, Ш.-Э. Мурадова, М. Магомедова и других (Умаханов М.-С.И., 1980. С. 99).

Расул Г амзатов писал, что на его долю выпало большое счастье быть глашатаем лучших и передовых идей эпохи, певцом дружбы, братства и патриотизма (История дагестанской советской литературы. 1967. С. 72). Патриотизм входит в творчество Расула Гамзатова как естественное начало жизни человека, как одна из основных черт национального характера дагестанцев. Мир жизни другого человека, бытие человечества не воспринимается им как чужие, а осваивается как свои и близкие» (История дагестанской советской литературы. 1967. С. 72).

В трилогии Ахмедхана Абу-Бакара «Медовые скалы», посвященной молодым строителям Чиркейской ГЭС и удостоенной Республиканской премии Ленинского комсомола, показано как молодые люди с живой заинтересованностью, слившись в дружный коллектив, не теряют своей национальной самобытности, лишь только обогащают себя, перенимая лучшие традиции у строителей разных национальностей, живших одной спаянной семьей. В них развивались новые чувства - ответственность за общее дело, гордость за коллектив, чувство товарищества, радостное ощущение широты человеческих связей, вытесняя из сознания былую национальную замкнутость и обособленность. Воспитывая дружбу и братство людей разных национальностей, писатели и поэты Дагестана вносили значительный вклад в дело патриотического воспитания молодежи.

Наряду с учреждениями клубного типа одним из источников удовлетворения духовных потребностей населения являются библиотеки. Если в 1970 г. в республике функционировало 819 массовых библиотек с книжным фондом 6328,0 тыс. экз., то в 1980 г. их стало 1031, с книжным фондом 8568,6 тыс. экз. (Народное хозяйство... С. 216). Число книг и журналов в среднем на 1000 жителей выросло, соответственно, с 4433 экз. до 5197 экз. Кроме государственных библиотек в респуб-

лике население обслуживали 70 профсоюзных, 1305 школьных, 32 библиотеки высших и средних специальных учебных заведений, 23 библиотеки профтехучилищ (ЦГА РД Ф. 1-п. Оп.162. Д. 263. Л. 84).

Книгообеспеченность одного читателя к началу 10-й пятилетки составляла 16 экз. Выросла читаемость: в 1970 г. каждый читатель прочитал в среднем 14 книг, а в 1975 г. - 17. Число читателей к 1980 г. только по линии массовых библиотек составило более 650 тыс. человек, то есть 45% всего населения республики (В семье народов-братьев. С. 269).

Следует подчеркнуть огромную роль музеев в воспитании чувств патриотизма трудящихся, любви к своему краю, к его историческому прошлому. Их число в республике возросло с 6 в 1965 г. до 11 в 1980 г. Посещаемость музеев увеличилась с 311,2 тыс. до 446,7 тыс. в 1980 г. (Народное хозяйство. С. 217).

В 1977 г. впервые на Северном Кавказе на базе Дагестанского краеведческого музея был образован Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей с восемью филиалами, расположенными в различных районах и городах республики. Он представляет собой крупное научное культурнопросветительное учреждение с богатейшим хранилищем памятников материальной и духовной культуры народов Дагестана. В Махачкале также открылись экспозиции единственного на Северном Кавказе литературного музея и музея Боевой славы, Краеведческого музея им. Багратиона в г. Кизляре, филиала музея изобразительных искусств в г. Дербенте.

Большие возможности патриотического воспитания молодежи кроются в развитии художественной самодеятельности. Отмечая роль художественной самодеятельности в патриотическом воспитании Н.К. Крупская писала: «В кружковой работе, важно не только научить, как гримироваться, но и как выбирать такие пьесы, которые укрепляли бы чувство солидарности среди трудящихся, зажигая в них желание беззаветно бороться за государственное дело, за его торжество» (Крупская Н.К., 1957. С. 96).

В 1976 г. в республике действовало 5377 коллективов художественной самодеятельности, в которых участвовало более 17 тыс. концертов и спектаклей (Дагестанская правда. 1976. 3 февраля).

Художественная самодеятельность доносила до миллионов юношей и девушек богатство культуры различных народов нашей страны, учила с уважением относиться к искусству, литературе, музыке, фольклору больших и малых народов. Все это оказывало непосредственное воздействие на усиление патриотического воспитания молодежи.

Государственные органы власти республики проявляли большую заботу о репертуаре самодеятельных творческих коллективов, повышению его роли в воспитании трудящихся в духе дружбы народов и патриотизма. В своей работе партийные и комсомольские организации Дагестана широко использовали ставшие традиционными смотры, фестивали, праздники песни и танца, в которых, как правило, участвовали почти все самодеятельные художественные коллективы. В программе республиканского фестиваля комсомольской песни (1972 г.), посвященного 50-летию комсомола Дагестана, прозвучали песни и мелодии 15 народов Советского Союза (Советский Дагестан. 1971. № 5. С. 23).

Демонстрацией богатейшего танцевального и песенного фольклора нашей республики, многокрасочных старинных национальных костюмов, традиционных музыкальных инструментов явился фестиваль фольклора народов Дагестана

(1971г.), в котором приняло участие около 5000 талантливых исполнителей (Дагестанская правда. 1972. 18 ноября).

В 1972 году во Франции самодеятельный молодежный фольклорный коллектив из 35 человек - представителей разных национальностей, объединенных в ансамбль «Бежта», стал лауреатом международного фестиваля фольклорного искусства. Дагестанские артисты делают честь самым крупным фестивалям мира, - писала французская газета «Шарант Либр». Ансамбль дал во Франции 18 концертов, на которых побывало около 60 тысяч любителей народного искусства. Самодеятельные артисты приняли также участие в празднествах, организованных коммунистами городов Блуа и Ангулем (Советский Дагестан. 1972. С. 73).

Партийные и комсомольские организации республики уделяли большое внимание подготовке и проведению ставших традиционными районных, городских и республиканских фестивалей под девизом «Дружба - знамя молодежи». Включая в себя обширную агитационно-массовую, культурную и спортивную программу, фестивали превращаются в большие праздники многонациональной культуры, в яркую демонстрацию братства народов успехов молодежи в патриотическом строительстве.

Что касается бюджета учреждений Министерства культуры Дагестанской АССР, то в 1970 г. он составлял около 7,5 млн. руб., а в 1979 г. - свыше 11 млн. руб. На приобретение инвентаря, оборудования и книг, ремонт учреждений культуры в годы 10-й пятилетки ежегодно выделялось 2 млн. руб. и на капитальное строительство более 2 млн. руб. (Дагестанская правда. 1979. 15 января).

В системе культурно-массовых учреждений происходили качественные преобразования: вместо небольших клубов стали строить дома и дворцы культуры -учреждения нового типа, располагавшие квалифицированными кадрами художественных, музыкальных, хореографических работников и организаторов-массовиков, комплексом музыкально-технических средств и оборудования. Строительство учреждений культуры осуществлялось за счет государственных капитальных вложений, а также средств колхозов и совхозов.

Решением сессии Верховного Совета Дагестанской АССР в 1972 г. был одобрен 3-летний план строительства сельских учреждений культуры инициативным способом. За 1971-1975 гг. в селах республики было введено в действие 97 клубов и домов культуры на 17997 мест, 13037 мест из них за счет средств колхозов (Народное хозяйство. С. 164).

С 1970-1980 гг. в республике было построено и введено в действие126 клубных учреждений, т.е. количество увеличилось с 1058 в 1970 г. до 1194 в 1980 г.

За годы 10-й пятилетки были введены в эксплуатацию современные дома культуры в районных центрах - в Буйнакске, Агвали, Советском, Магарамкенте, Дылыме, Новокаякенте, Касумкенте. Возвели сельский дом культуры на центральных усадьбах совхозов «Тамазтюбинский» Бабаюртовского района, «Каза-нищенский» Буйнакского района, в колхозе «Новая жизнь» Хунзахского района и др. На оборудование новых клубов было израсходовано за 1972-1975 гг. 2 млн. руб. (Дагестанская правда. 1978. 4 июля).

В 1975г. в республике было реализовано музыкальных инструментов более чем на 1 млн. руб., в том числе за счет централизованных средств Министерства культуры приобретено на 35 тыс. рублей. В клубные учреждения за счет централизованных средств Министерства культуры было направлено 234 экземпляра комплексных технических средств на 41 тыс. руб. Ремпромкомбинатом сшито на-

циональных костюмов более чем на 100 тыс. руб. (ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 162. Д. 316. Л. 7).

Вместе с тем следует отметить, что в вопросах обеспечения костюмами, музыкальными инструментами и техническими средствами было очень много недостатков. В республике не было организовано изготовление и продажа национальных инструментов.

Проведение праздников труда, вечеров отдыха, во многих домах культуры стали традицией. Они посвящались передовикам производства.

Организовывались торжественные проводы в Советскую Армию комсомольцев и молодежи заводов, фабрик, колхозов и совхозов (История Дагестана. С. 507- 508).

Проявлением культурного и духовного роста тружеников в 70-х гг. являлось развитие народного самодеятельного творчества. Творческие самодеятельные коллективы создавались непосредственно в производственных подразделениях промышленных предприятий, колхозах и совхозах.

В масштабах Российской Федерации и республики проводились различные смотры, конкурсы художественной самодеятельности, фестивали, которые оказывали большое влияние на развитие культурно-массовой работы в республике. С 7 по 9 августа 1971 г. в столице республики Махачкале прошел первый в истории Дагестана фестиваль фольклора Страны гор. Более 300 самодеятельных артистов исполняли песни, воспевающие города и села, трудовые дела, старинные народные обычаи, традиционные национальные танцы народов республики. Праздник фольклора Дагестана продемонстрировал многогранность и богатство художественных ценностей, которые создавались народом в течение веков.

Активное участие приняли учреждения культуры республики в Первом Всесоюзном фестивале художественного творчества, проведенном в 1975-1977 г. В нем приняло участие около 75 тыс. человек (Умаханов М.-С.И., 1980. С. 95). Хорошую подготовку, удачное сочетание национального колорита с глубоким идейным содержанием продемонстрировали самодеятельные художественные коллективы Ахтынского, Акушинского, Гергебильского, Бабаюртовского, Магарамкентского, Гумбетовского, Хасавюртовского и других районов. В рамках этого Всесоюзного фестиваля 250 дагестанских самодеятельных артистов приняли участие в третьем зональном конкурсе в декабре 1976 г. в г. Сочи, где были удостоены почетных званий лауреатов Всесоюзного фестиваля, дипломов I и II степени Всесоюзного оргкомитета; пять ашугов ансамбля зурначей из Ахтынского района, танцевальные коллективы Гергебильского, Акушинского и Хасавюртовского районных домов культуры, ансамбль «Молодость» Дагестанского сельскохозяйственного института, ансамбль народных инструментов Магарамкентского района и представитель циркового искусства поселка Дагестанские Огни были награждены золотыми медалями лауреатов Всесоюзного фестиваля (В семье народов-братьев. С. 272).

В мае 1977 г. 30 человек из самодеятельных коллективов республики приняли участие и удостоились чести выступить на заключительном концерте фестиваля в Москве, в Кремлевском дворце съездов.

В республике росло число коллективов художественного творчества. В 1978 г. в 4566 кружках художественного творчества занималось 19599 человек (ЦГА РД Ф.

1-п. Оп. 165. Д. 75. Л. 36). Функционировало 650 агитационно-художественных бригад, 47 народных театров.

Большим праздником для любителей песни и танца стал праздник фольклора народов Дагестана. Праздник этот, начавшийся в самых отдаленных пунктах, завершился большими праздничными концертами в Махачкале. Решением республиканского жюри и оргкомитета восьми районным фольклорным коллективам было присвоено звание лауреатов праздника, 246 участникам присвоено звание лауреатов и дипломантов. Успешно прошли также в 1978 г. республиканский праздник молодежной песни, праздник военно-патриотической песни, праздник цветов в Ахтын-ском районе, праздник сбора черешни в Сулейман-Стальском, праздник песни и танца в Чародинском, Ленинском, Новолакском и Гумбетовском районах. Культурное обслуживание тружеников отгонного животноводства осуществляли около 100 автоклубов. За годы 9-й и 10-й пятилеток 15 коллективов художественной самодеятельности были удостоены звания народных, около 300 их участников стали лауреатами всесоюзных, всероссийских и республиканских конкурсов. С большим успехом выступили коллективы художественной самодеятельности республики на Международном фестивале фольклора во Франции, на промышленных выставках РСФСР в Югославии, Польше, Болгарии.

В условиях Дагестана, когда еще не все население имело возможность пользоваться телевидением, существенную роль играло кино. Число киноустановок в республике возросло за 1970-1980 гг. с 898 до 1140. За 1980 г. в республике киносеансы посетили свыше 12 млн. человек. Число посещений киносеансов ежегодно в годы 10-й пятилетки в среднем на одного жителя в городах и поселках городского типа составило 15, а в сельской местности - 12. По числу кинопосещений в течение года сельское население близко подошло к городскому. В рассматриваемые годы были созданы и работали более 200 кинолекториев и киноуниверситетов (Умаханов М.-С.И., 1980. С.92).

В 70-е годы кинематографисты Российской Федерации, Грузии, Армении, Украины, Азербайджана создали целый ряд интересных, талантливых фильмов о жизни и истории родного края по произведениям дагестанских писателей и поэтов.

К числу лучших фильмов можно отнести: цветной фильм «Горянка», снятый киностудией «Мосфильм» по одноименной поэме народного поэта Дагестана Р.Гамзатова, художественные картины по мотивам произведений А. Абу-Бакара «Тучи покидают небо» и «Пора красных яблок» (Свердловская киностудия), «Ожерелье для моей Серминад» (Грузия-фильм), «Адам и Хева» (Мосфильм), «Снежная свадьба» (киностудия им. Довженко), «Радуга семи надежд» (Узбек-фильм), «Чегери» (Орджони-кидзевская студия). Большинство этих фильмов получило широкое признание зрителей, а создателям кинокартин были присвоены почетные звания. Среди многочисленных средств, воспитывающих у юношей и девушек патриотические чувства, важная роль принадлежала театру. Только за годы девятой пятилетки 8 государственных театров республики показали на семи языках 11193 спектакля и обслужили 2,5 миллиона зрителей (Дагестанская правда. 1979. 3 февраля).

Театр занимал особое место в духовной жизни народа. Искусство демократичное, эмоциональное, доступное самым широким массам, являлось определяющим звеном в системе патриотического воспитания. Перед деятелями театра решениями ХХУ1 съезда КПСС поставил важнейшие задачи создания идейно масштабных высокохудожественных произведений, отражающих настоящее и прошлое страны, воспитывающих идейность, гражданственность и патриотизм у зрителей. В репертуаре каждого театра имелись спектакли, поставленные по пьесам

драматургов из братских республик. Накануне 50-летия образования СССР зрителям были показаны спектакли «Пока арба не перевернется» грузинского драматурга О. Иоселиани - в Кумыкском, «Свекровь» азербайджанского драматурга М. Шамхалова и грузинского драматурга К.Буачидзе «Провинциальная девушка», «Амнистия» белорусского драматурга А. Матуковского- в Русском, «Сибирская дивизия»-чувашского драматурга Н. Терентьева- в Лакском, «Перед смертью» башкирского драматурга Ш. Рахматуллина- в Даргинском и «Мать» грузинского драматурга Ш.Роква в Лезгинском театрах (В братской семье. С. 122).

В начале 80-х гг. репертуар театров значительно пополнился многими значительными спектаклями, раскрывающими коренные проблемы действительности, становление характера советского человека.

Огромную работу по патриотическому воспитанию населения, его культурному обслуживанию проводили многонациональные коллективы Государственного ансамбля песни и танца «Дагестан», Государственный заслуженный ансамбль танца «Лезгинка», который побывал во всех уголках нашей Родины и 35 зарубежных странах, государственная филармония, которая умело, пользовалась разнообразными формами концертной и музыкально-образовательной деятельности.

Все более широкое распространение получали такие формы взаимного обогащения культур разных народов, как гастроли деятелей искусства, выставки, дни и недели литературы и искусства братских народов. Через танцы и музыку сотни тысяч людей в нашей стране познакомились с обычаями и традициями народов Дагестана, с их самобытной культурой.

Вместе с тем, как показывает анализ, в развитии культурной работы в республике в 70-х гг. было много недостатков и упущений. На съездах работников культуры Дагестана вскрывали серьезные недостатки и нерешенные проблемы в развитии культуры и искусства, высказывались конкретные предложения по дальнейшему улучшению деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, концертных организаций, кино, укреплению их материальнотехнической базы, подготовке и воспитанию профессиональных кадров.

Но в целом, в рассматриваемый период возрастает роль культуры благодаря партийной организации Дагестана, которая всемерно повышала роль культуры в воспитании населения в духе патриотизма, и в формировании лучших человеческих качеств.

Рассматривая проблему патриотизма молодежи и роль культурнопросветительных учреждений Дагестана в патриотическом воспитании населения необходимо сказать, что в рассматриваемый период высокая социальная активность молодежи, являлась закономерностью развития советского патриотизма, которая крепла под воздействием целенаправленной организаторской работой культурно просветительных учреждений. И в завершение хочется сказать, что патриотизм выражает отношение людей к существующему в их стране общественному и государственному порядку, отражает связь человека со своим отечеством.

БИБЛИОГРАФИЯ

Ахмедов Б.Г., 1984. Дружбою сильны Махачкала.

Гамзатов Р., 1969. Собр. Соч. в 3-х томах. Т. 3. М.

В семье народов-братьев.

Дагестанская правда. 1972. 18 ноября.

Дагестанская правда. 1978. 4 июля.

Дагестанская правда. 1979. 15 января.

Дагестанская правда. 1979. 3 февраля

История Дагестана, 2005. История Дагестана с древнейших времен до наших дней в

2-х томах. Т. 2.Махачкала.

История дагестанской советской литературы. 1967. Т.1. Махачкала.

Крупская Н.К., 1957. О культурно- просветительной работе. М.

Народное хозяйство Дагестанской АССР в одиннадцатой пятилетке 1986. Стат. сб.

Махачкала.

Советский Дагестан. 1971. № 5. С. 23.

Советский Дагестан. 1972. С. 73.

Умаханов М.-С. И., 1980. Это и есть интернационализм М.

ЦГА РД Ф. 1-п. Оп.162. Д. 263. Л. 84.

ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 162. Д. 316. Л. 7.

ЦГА РД Ф. 1-п. Оп. 165. Д. 75. Л. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.