Научная статья на тему 'Работа над рассказами И. А. Бунина и А. П. Платонова в процессе подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе'

Работа над рассказами И. А. Бунина и А. П. Платонова в процессе подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
742
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЦЕНТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В ШКОЛЕ / FINAL COMPOSITION IN LITERATURE / TECHNOLOGY OF LINGVOKONCEPTOCENTRATION TEXT ANALYSIS AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самыкина Ирина Альбертовна

Главной задачей итогового сочинения и системы подготовки к нему в старших классах школы является подведение итогов конкретного этапа процесса обучения литературе, которые показывают и определенный уровень литературного и языкового развития читателя-школьника, и готовность и способность ученика к эмоционально-ценностной реакции на явления действительности. Реальная жизнь человека результат труда, создающего и материальные, и духовные ценности, соединяющего людей между собой и человека с природой, «с прошлым временем и будущей надеждой». Основные идеи итогового сочинения дом, путь, любовь, время, и они могут быть раскрыты на примере текста рассказов И.А.Бунина и А.П.Платонова. В статье рассматриваются проблемы подготовки учащихся к написанию итогового сочинения по литературе, предлагается вариант использования технологии лингвоконцептоцентрического анализа текста как средства формирования умений выявления в нем категорий мировоззренческого характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK ON STORIES BY I.A.BUNIN AND A.P.PLATONOV IN THE PROCESS OF PREPARATION STUDENTS FOR THE FINAL ESSAY IN LITERATURE

The main task of the final composition and system of preparation in high school is summary of specific stage of teaching literature that show a defined level of literary and linguistic progress of the reader-schoolboy, and willingness and ability of the pupil to emotionally-axiological reaction to the phenomenon of reality. The real life of person is the result of work, which creates material and spiritual values and it connects people with each other and with nature, "past and future hope". The basic ideas of final composition are family, way, love, time, and they can be disclosed by the example of stories by I.A.Bunin and A.P.Platonov. The article discusses the problems of preparation students to write final essays in literature, and offer the variant to use technologies of lingvokonceptocentration text analysis as a means of organization of skills to identify worldview categories in it.

Текст научной работы на тему «Работа над рассказами И. А. Бунина и А. П. Платонова в процессе подготовки учащихся к итоговому сочинению по литературе»

УДК37:82 (Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга. Общие вопросы образования, воспитания, обучения. Общие вопросы дидактики и методики воспитания и обучения. Художественная литература)

РАБОТА НАД РАССКАЗАМИ И.А.БУНИНА И А.П.ПЛАТОНОВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

© 2017 И.А.Самыкина

Самыкина Ирина Альбертовна, учитель русского языка и литературы. E-mail: ir. al37@yandex. ru

МБОУ Гимназия № 1 г.о. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 21.06.2016

Главной задачей итогового сочинения и системы подготовки к нему в старших классах школы является подведение итогов конкретного этапа процесса обучения литературе, которые показывают и определенный уровень литературного и языкового развития читателя-школьника, и готовность и способность ученика к эмоционально-ценностной реакции на явления действительности. Реальная жизнь человека - результат труда, создающего и материальные, и духовные ценности, соединяющего людей между собой и человека с природой, «с прошлым временем и будущей надеждой». Основные идеи итогового сочинения - дом, путь, любовь, время, и они могут быть раскрыты на примере текста рассказов И.А.Бунина и А.П.Платонова. В статье рассматриваются проблемы подготовки учащихся к написанию итогового сочинения по литературе, предлагается вариант использования технологии лингвоконцептоцентрического анализа текста как средства формирования умений выявления в нем категорий мировоззренческого характера.

Ключевые слова: итоговое сочинение по литературе, технология лингвоконцептоцентрического анализа текста в школе.

Читательская деятельность школьника-старшеклассника может быть выявлена через демонстрацию умений школьников освоить смыслы и нравственные ценности прочитанных ими литературных произведений с точки зрения осмысленных на соответствующем возрастном уровне морально-ценностных категорий человеческого бытия. Поэтому главной задачей итогового сочинения и системы подготовки к нему в старших классах школы является подведение итогов конкретного этапа процесса обучения литературе, которые показывают и определенный уровень литературного и языкового развития читателя-школьника, и готовность и способность ученика к эмоционально-ценностной реакции на явления действительности.

Известно, что любой продукт человеческой деятельности может быть усвоен индивидом только в процессе деятельности или действий, адекватных деятельности, воплощенной в этом продукте [1]. В современной дидактике зафиксировано усиление значимости данного компонента, который является условием всякой деятельности, так как он определяет ценность объекта и деятельности, он обусловливает мотив деятельности и стимул к ней [2].

Герменевтика и рецептивная эстетика дают основание по-новому определить характер читательской деятельности как проявление коммуникативных отношений - эстетической коммуникации, предполагающей диалогическое общение читателя с автором произведения. У читателя, включенного в чтение как в коммуникативное событие, для него личностно значимое, открывающее ему опыт «ответственного» бытия в живом диалоге с «другими» - героями и автором произведения, происходит «прирост смысла» (М.М.Бахтин). В таком диалоге читателю открываются личностная значимость смыслов, что рождает у него внутреннюю ценностную мотивацию, уже не только читательскую, но и бытийную. Таким образом, как пишет Н.П.Терентьева, «очевиден ценностно-смысловой характер диалога читателя с литературным произведением, его воздействие на личность реципиента» [3].

Н.П.Терентьева, характеризуя процессы «смыслопонимания» и «смыслопорождения» как составляющие компонентов «ценностно-смыслового самоопределения», выделяет ряд читательских умений смысловой ориентации чтения, среди которых, с точки зрения создания системы подготовки к итоговому сочинению, нам кажется важно выделить следующие умения: 1) воспри-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

нимать мир чувств и переживаний литературных героев; 2) устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия, конфликта, динамику чувств и соотносить их со смыслом произведения; 3) выделять ценностно-смысловые доминанты произведения.

В читательских умениях, связанных с работой учащихся над итоговым сочинением как особым жанром школьной письменной работы по литературе, особенно важно зафиксировать умение осуществлять взаимодействие смысловых миров автора и читателя через рефлексию. Это предполагает умение: 1) определять ценностно-смысловые доминанты конкретного произведения; 2) выявлять позицию автора в постановке и решении заданных темой социально-нравственных проблем, «задач на смысл», решаемых автором (Н.П.Терентьева); 3) конкретизировать в воображении прочитанное с целью открытия личностно значимых для учащегося смыслов и соотносить авторский смысл и свой, личностный; 4) грамотно выразить свою оценку, соотнося произведение с актуальным жизненным (в т.ч. личностным) и культурным контекстами.

В темах итогового сочинения не используются узкие формулировки и не указывается конкретный литературный материал, на который школьник может опираться в своих рассуждениях. Это дает возможность ученику свободно подбирать материал для доказательства своей позиции по рассматриваемой проблеме. Сегодня учителя, работающие в старших классах, озабочены проблемой отбора литературного материала, который можно использовать в рассуждениях на публицистическую тему.

Одной из главных задач курса литературы в школе является систематизация представлений учащихся об истории развития литературы, поэтому обращение к творческим поискам и свершениям рубежа ХХ-ХХ1 веков является необходимым условием создания полного и объективного представления у школьников об историко-литературном процессе.

Конечно, учащимся должны предлагаться отобранные временем, высокохудожественные произведения, эстетически и нравственно значимые. Знакомство с произведениями, сюжеты и герои которых узнаваемы и потому интересны учащимся, способствует формированию не только устойчивого интереса к художественной литературе, но и осознанной потребности в вербальном выражении и обсуждении множества возникающих по ее поводу бытовых, социальных

и нравственно-эстетических вопросов. Считаем, что литература помогает решать подросткам и юношам сложные жизненные проблемы. Необходимо отметить, что при подготовке к написанию итогового сочинения целесообразно опираться на произведения небольшого объема, которые учащиеся могут прочитать и осмыслить самостоятельно.

В этом плане особенное плодотворно обращение к жанру рассказа, материал которого позволяет ученику проанализировать литературное произведение, построить рассуждения, подобрать доказательства и иллюстрации из текста, сформулировать выводы и т.д.

К сожалению, программа старших классов включает в себя произведения больших объемов, но ничто не мешает учителю (кроме реального отсутствия времени), во-первых, начинать подготовку к работе над сочинением в 8-9 классах, где рассказы встречаются чаще, и, во-вторых, при подготовке к сочинению обращаться к прочитанному ранее литературному материалу. Так, материал для рассмотрения вопросов, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц можно найти не только в «Войне и мире», но и в рассказе «После бала» Л.Толстого, не только в «Преступлении и наказании», но и в «Юшке» А.Платонова.

Для работы в классе выбираем три рассказа А.Платонова: «Песчаная учительница», «Глиняный дом в уездном саду» и «Родина электричества», отражающие в полной мере поиски писателем собственной поэтической системы, которая бы могла наиболее полно выразить его чувства и мысли, вобрать в себя, говоря его собственными словами, «весь внешний мир в свое внутреннее переживание».

В мире платоновских рассказов разрушительным силам природы - засухе, смерчу, горячим пескам пустыни, смертоносному «мусорному» ветру - активно противостоит герой, способный «терпеливо жить дальше», подготовляя своим трудом «тот день, когда он начнет осуществлять настоящее счастье общей жизни, без которого нечем заниматься и сердцу стыдно». Счастье личной и общественной жизни, объемлющее всех и каждого, придающее смысл человеческому существованию - одна из важнейших метафор писателя.

Реальная жизнь человека - результат труда, создающего и материальные, и духовные ценности, соединяющего людей между собой и чело-

века с природой, «с прошлым временем и будущей надеждой».

В рассказе «Песчаная учительница» в центре повествования - метафора. «Превращать пустыню в живую землю» - это значит не только оросить засыхающую степь, осушить болото, посадить лес или сад, но и научить творческому труду, подарить мечту об иной, красивой и радостной жизни, бороться с препятствиями даже тогда, когда они кажутся непреодолимыми. Основные идеи итогового сочинения - дом, путь, любовь, время, и они могут быть легко раскрыты на примере данного текста. Героиня рассказа, молоденькая учительница Мария Никифоровна, весело и мужественно берется за дело переустройства «скорбной от нищеты» жизни крестьян. Она проходит тяжкий путь познания жизни людей разных возрастов, национальностей, конфессий. На крохотном пространстве рассказа писатель сумел поставить полные драматизма этнические, социальные и нравственные проблемы конца и 20-х годов прошлого века, и нашего времени и указать на единственно возможное гуманное их решение.

Молодой герой рассказа «Родина электричества» - юноша-механик - побеждает враждебную человеку природу своим разумом и яростной работой. Как и Мария Никифоровна, он силен, добр и чист душой, у него «крепкая, веселая, мужественная натура». Бесконечность мира и коварство стихий не пугают его. Чутко откликаясь на явления окружающей жизни, он пытается подобрать слова, которые бы точно выразили его ощущения от внешнего мира, от «настоящего и будущего своего существования».

И «песчаная учительница», и молоденький механик смело берутся за решение сложнейших задач, возможно, еще потому, что не ощущают себя одинокими. У каждого из них есть дом, родители. Сложность и противоречивость мира их не страшат, возможная тщетность усилий не грозит внутренней катастрофой. Кстати, тема Дома и Родителей со временем станет одной из ведущих в творчестве Платонова.

Шесть суток мучительного труда юноши без инструмента и материалов среди полевого неустройства закончились победой - электрический насос стал качать воду из речки на вдовий огород. Жестокие испытания голодом, засухой, нищетой не могут погасить духовной жажды, любознательности, поэтического дара «опытного ума» народа. «Первое дело своей жизни» герой Платонова выполнил. Эта мажорная тема развивается параллельно теме трагического времени -

времени народного бедствия. Небольшой монолог героини - старухи-крестьянки - важен не просто как речевая характеристика персонажа, а как ярко выраженное авторское отношение к народной судьбе.

Рассказ «Глиняный дом в уездном саду», написанный в 1937 году, отличается от предыдущих не только полной сформированностью платоновского стиля, но и всей атмосферой, ритмом, звуковой организацией текста, системой образов и сюжетом. Рассказ полон тревоги за жизнь ребенка, судьба которого в художественном мире Платонова является высшим критерием нравственности человеческого общества. Эта грусть и боль не устраняется и в финале: герой-мальчик благополучно вырос, а пригревший сироту Яков Саввич нашел человечески достойную жизнь и в конце ее смерть.

С самого начала автор создает в рассказе атмосферу какой-то неизбывной, поначалу кажущейся беспричинной и от этого еще более глубокой печали. Отчего эта печаль? От убогости «слабой жизни»? От того, что не только сад, но и человеческие чувства, и память, и мечта о будущем «зарастают сонной травой»? От глухости стен и глухоты людей к чужой, «невыгодной для них» жизни? От запустения и «молчания» человеческой души? Несколько точных, вполне прозаических деталей, подчеркивающих глушь, заброшенность места, передают ощущение трагического неустройства мира, его чуждости, а зачастую и враждебности человеку.

Герой рассказа Яков Саввич не помнил родительского дома, сам никогда не имел семьи. Его раздражала и утомляла суета людей и необходимость труда ради пропитания. О высокой цели в жизни он не задумывался. Только став нечаянным обладателем не принадлежавшего ему сада, Яков Саввич обратил внимание на «кусты и былинки», на звезды над деревьями. Но радоваться красоте мира он не умел, он мог быть лишь собственником красоты, придуманной и созданной творческим трудом других людей. Но и это произошло слишком поздно: мальчик ушел, «не взяв ничего и не наевшись под конец». «Глухой дом» - это не только тот заброшенный домишко, где брошенная всеми умирает старуха, это и дом Якова Саввича, где можно найти еду и одежду, но нет чувства семьи, человеческого родства. Мотивы клетки с птицами, звездного неба, вечного хода часов и т.д. своеобразно связаны с темой дома и сиротства и по-платоновски тонко и неожиданно развивают ее.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №1, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 1, 2017

Таким образом, работа над рассказами Платонова дает возможность, используя их как прецедентный текст, выбрать соответствующий лингвоконцепт. Таким лингвоконцептом является концепт «ДОМ» А текст рассказов выступает как «модератор» ситуации «проживания» (осмысления и переживания), как открытый в пространстве и времени диалогический контекст [4].

В учебном сценарии создания креативного текста выделяем: 1) отбор материала для характеристики концепта; 2) подбор концептов, в той или иной степени взаимодействующих с данным в рамках темы сочинения; 3) создание собственного текста, содержащего характеристику полученного «поля смыслов» концептов; 4) введение расширения и углубления значений и смыслов концепта через эмоциональное переживание и осмысление примеров из прецедентных текстов, рассмотренных в ходе работы над темой; 5) подведение итогов в виде выводов, возвращающих учащегося к формулировке темы.

При изучении рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» мы предлагаем трем группам учащихся самостоятельно заполнить схему, раскрывающую одно из направлений итогового сочинения. В доступных (через Интернет) словарях подбирается материал для характеристики концептов - время, путь, любовь.

В тексте рассказа ищем ассоциативные ряды к тому или иному слову. Например, концепт «путь» в рассказе связан, во-первых, с представлением о расстоянии между героями сначала реальном (рассказчик и героиня живут далеко друг от друга), а потом о расстоянии духовном, разделяющем людей.

Создавая собственный текст, выпускники характеризуют «поле смыслов» концепта «путь». Реальное расстояние легче пройти, нежели преодолеть расстояние между разными человеческими характерами или соединить две человеческие судьбы. Пройти такой путь героям рассказа не суждено. Интерес вызывает и ассоциативный

ряд лингвоконцепта «путь» с «путем-судьбой» московских соборов и реальных исторических лиц, упомянутых в рассказе.

Другая группа учащихся в поисках ассоциативного ряда к лингвоконцепту «время» находит не менее интересный материал. Время, представленное в рассказе - это время трагических перемен в жизни героев, жизни столиц России и самой страны. Исторические реалии позволяют расширить временные рамки повествования. «Окаянное» время поставило трагические точки в судьбах как реальных лиц, так и литературных героев. В далеком прошлом осталось время действия рассказа, время юности, время страстной любви, когда был сладостно-мучителен каждый момент встречи с любимой, когда было невозможно «без умиления глядеть на следы-звездочки». Повествователь сегодня немолод и грустно холоден: «все в прошлом». Но нет, читатель через яркую картину прошедшего времени может отчетливо увидеть и настоящее. Этой цели служат библейские, фольклорные и литературные реминисценции, широко использованные в рассказе.

Лингвоконцепт «любовь», естественно, находит у выпускников самую полную характеристику.

В конце занятия каждая группа должна представить к обсуждению в классе итог своих поисков и размышлений о том, как раскрывается перед современным читателем данный лингвокон-цепт и как связана с ним мировоззренческая позиция участников диалога. Так через расширение и углубление представлений о значениях и смыслах центральных лингвоконцептов, выделенных в рассказе, через эмоциональное переживание и осмысление примеров из прецедентных текстов, рассмотренных в ходе работы над темой, вырисовываются блоки будущих собственных креативных текстов, вырабатывается алгоритм подготовки к написанию итогового сочинения по литературе.

1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975. С. 9-10.

2. Краевский, В.В., Хуторской, А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М., Издательский центр «Академия», 2008. С. 17.

3. Терентьева, Н.П. Чтение как сфера ценностного выбора старшеклассников // Русская словесность. 2009. № 3. С. 42-45.

4. Мишатина, Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи): учебно-методическое пособие для учителя. СПб., САГА-НАУКА, 2004. С. 181-188.

WORK ON STORIES BY I.A.BUNIN AND A.P.PLATONOV IN THE PROCESS OF PREPARATION STUDENTS FOR THE FINAL ESSAY IN LITERATURE

© 2017 I.A.Samykina

Irina A. Samykina, teacher of Russian and literature. E-mail: ir.al37@yandex.ru

Municipal Budget Educational Institution "Gymnasium No. 1". Samara, Russia

The main task of the final composition and system of preparation in high school is summary of specific stage of teaching literature that show a defined level of literary and linguistic progress of the reader-schoolboy, and willingness and ability of the pupil to emotionally-axiological reaction to the phenomenon of reality. The real life of person is the result of work, which creates material and spiritual values and it connects people with each other and with nature, "past and future hope". The basic ideas of final composition are family, way, love, time, and they can be disclosed by the example of stories by I.A.Bunin and A.P.Platonov. The article discusses the problems of preparation students to write final essays in literature, and offer the variant to use technologies of lingvokonceptocentration text analysis as a means of organization of skills to identify worldview categories in it. Keywords: final composition in literature, technology of lingvokonceptocentration text analysis at school.

1. Leont'ev, A.N. Deiatel'nost'. Soznanie. Lichnost' (Activity. Consciousness. Personality). M., Politizdat, 1975. S. 9-10.

2. Kraevskii, V.V., Khutorskoi, A.V. Osnovy obucheniia. Didaktika i metodika: uchebnoe posobie dlia studentov vyssh. uchebnykh zavedenii. 2-e izdanie, stereotipnoe (Learning fundamentals.. Didactics and methods: manual for graduate students.2nd edition, stereotyped). M., Izdatel'skii tsentr «Akademiia», 2008. S. 17.

3. Terent'eva, N.P. Chtenie kak sfera tsennostnogo vybora starsheklassnikov (Reading as sphere of the valuable choice of seniors). Russkaia slovesnost. 2009, no. 3. S. 42-45.

4. Mishatina, N.L. Dialog s kul'turnymi kontseptami v 5-11 klassakh (russkii iazyk, literatura, razvitie re-chi): uchebno-metodicheskoe posobie dlia uchitelia (Dialogue with cultural concepts at 5-11 classes (Russian, literature, linguistic progress): study guide for teacher). SPb., SAGA-NAUKA, 2004. S. 181-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.