Научная статья на тему 'Работа над омонимами на занятиях по практическому курсу русского языка'

Работа над омонимами на занятиях по практическому курсу русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5612
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМОНИМИЯ / ОМОНИМЫ / ОМОФОНЫ / ОМОГРАФЫ / ОМОФОРМЫ / ПОЛИСЕМИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Магомед-касумов Грозбек Магомедрасулович

В статье описываются типы омонимов современного русского языка, рассматриваются способы разграничения омонимов и полисеманта. Особое внимание уделено упражнениям, которые могут быть использованы на занятиях по практическому курсу русского языка. В основу методических приемов работы при изучении данной темы положены критерии разграничения омонимии и многозначности, выработанные современной наукой о языке и помогающие развести значения одного и того же слова и омонимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа над омонимами на занятиях по практическому курсу русского языка»

120

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

УДК 372.881.161.1

РАБОТА НАД ОМОНИМАМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКА

©2о°7 магомед-Касумов Г.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье описываются типы омонимов современного русского языка, рассматриваются способы разграничения омонимов и полисеманта. Особое внимание уделено упражнениям, которые могут быть использованы на занятиях по практическому курсу русского языка. В основу методических приемов работы при изучении данной темы положены критерии разграничения омонимии и многозначности, выработанные современной наукой о языке и помогающие развести значения одного и того же слова и омонимы.

In the article the homonym types of modern Russian are described, the ways of the delimitation of the homonyms from polisemant are considered. The particular attention is paid for the exercises, which can be used on the seminars in the practical course of Russian. The principles of methodical work during the study of the given subject are criteria of delimitation of homonymy and polysemy, worked out by modern linguistics and helping to delimitate the meanings of one and same word from homonyms.

Ключевые слова: омонимия, омонимы, омофоны, омографы, омоформы, полисемия.

Keywords: homonymy, homonyms, homophones, homographs, homoforms, polysemy.

Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению. В русском языке существуют следующие разновидности омонимов:

1) лексические (собственно омонимы): рысь «хищный зверь» - рысь «способ бега лошади»; завод «промышленное предприятие» - завод «приспособление для приведения в действие механизма»; блок «союз, соглашение государств» - блок

«простейшая машина для подъема тяжестей»; свет «освещение» -свет «вселенная»; крона «совокупность ветвей верхней части дерева» - крона «денежная единица ряда европейских стран»; мат «плетеная подстилка» - мат «шахматный термин»; нота «музыкальный знак» -нота «официальное дипломатическое обращение одного правительства к другому»; тур «часть какого-

либо состязания» - тур «дикий бык»; экипаж «повозка» - экипаж «команда»;

2) фонетические (омофоны) -слова с одинаковым звучанием, но различным написанием: пруд - прут, род - рот, труд - трут, порог - порок, гриб - грипп, груздь - грусть, луг - лук, код - кот, рог - рок, дог -док, стог - сток, изморозь - изморось, молот - молод, комплимент -комплемент, адаптация - адоптация, полоскать - поласкать, ринг -ринк, плод - плот, обед - обет, траверз - траверс, развевать -развивать, сидеть - седеть, везти - вести, лесть - лезть;

3) графические (омографы) - слова с различным звучанием, но одинаковым написанием: замок - замок, мука - мука, атлас - атлас, ирис -ирис, орган - орган, пора - пора,

Психолого-педагогические науки •••

правило - правило, кирка - кирка, пикник - пикник, хлопок- хлопок;

4) морфологические (омоформы) - одинаково звучащие и пишущиеся формы разных слов, например: печь (сущ) - печь (глаг.), три (числ.) -три (глаг.), мой (мест.) - мой (глаг.), лечу (от лечить) - лечу (от лететь), пила (сущ.) - пила (глаг.), устав (сущ.) - устав (дееприч.), гнет (сущ.) - гнет (глаг.), жгут (сущ.) -жгут (глаг.), покрой (сущ.) - покрой (глаг.), стих (сущ.) - стих (глаг.), ели (сущ.) - ели (глаг.), дали (сущ.) - дали (глаг.), жать (срезать) - жать (давить), пасть (сущ.) - пасть (глаг.), стать (сущ.) - стать (глаг.), простой (сущ.) - простой (прилаг.),

Для разграничения омонимов и омоформ дополнительно учитывается и количественный показатель. Омоформы совпадают по звучанию и написанию лишь в одной или в отдельных грамматических формах, тогда как омонимы совпадают в произношении и написании во всех или в ряде форм [2].

Лексические омонимы совпадают в произношении и написании, но различны по значению, например: коса (род прически) - коса (сельскохозяйственное орудие), мир (покой) - мир (вселенная), ключ (от замка) - ключ (родник), лук (оружие) - лук (растение ), клуб (пыли, дыма) - клуб (здание) и т.д.

Лексическое значение омонимов можно определить только в контексте, например: ключ (вода бьёт ключом) -ключ (запереть дверь на ключ); тушить (костер, огонь, пожар) - тушить (овощи, мясо, капусту); гласный (звук речи) - гласный (публичный); топить (масло) - топить (печь) - топить (корабль).

Омонимы относятся к одной и той же части речи, поэтому довольно часто смешивают их с многозначными словами. Чтобы различить омонимы от многозначных слов, следует использовать прием подбора сочетаемых слов и их сравнения, например: парк (городской, тенистый) и парк

121

(трамвайный, троллейбусный). Слова городской, тенистый и трамвайный, троллейбусный не имеют сходства в значении, следовательно, парк1 и парк2 - омонимы; к слову выдержка в значении «уметь владеть собой» можно подобрать синоним самообладание, а в значении «небольшой отрывок» - синоним цитата, которые не вступают в синонимические отношения друг к другу, поэтому вы-держка1 и выдержка2 тоже омонимы; слово коренной в значении «коренной житель» имеет синонимы исконный, основной, а в значении «коренной вопрос» - синоним главный. Слова основной и главный - синонимичны, следовательно, перед нами два значения одного и того же многозначного слова [5].

Таким образом, многозначное слово - это одно слово с несколькими значениями, схожими в чем-то и образующими одну смысловую структуру, сохраняя семантическую близость, например: игла (стальная, сосны, ежа), воет (буря, волк), гладить (белье, волосы), подошва (туфель, горы) и т. д.

Омонимы - это разные слова с ни в чем не схожими значениями, взаимно исключающими друг друга, например: лук1 (зеленый) - лук2 (тугой), операция1 (на сердце) - операция2 (военная), вид1 (моря) - вид2 (глагола), рысь1 (хищное животное семейства кошачьих) - рысь2 (способ бега лошади), соль1 (приправа) -соль2 (музыкальная нота), наряд1 (изящный) - наряд2 (милиции), горн1 (печь для переплавки металла) -горн2 (сигнальный рожок), балка1 (брус) - балка2 (овраг).

Для разграничения омонимии и полисемии может быть использован и морфологический способ: одинаковые словообразовательные возможности должны свидетельствовать о многозначности слова, а различные -об омонимии [4]. Так, например, у многозначного слова хлеб словообразовательные возможности одинаковы: хлеб «зерно» - хлебные запасы

122

Известия ДГПУ, №1, 2007

и хлеб «продукт» - хлебный запах, тогда как у омонимов эти возможности различны: мир1 «покой» - мирный труд и мир2 «вселенная» - мировая война; класс1 «учебная комната» -классное помещение и класс2 «социальная группа» - классовые интересы.

Омонимы создают возможности для игры слов, построенной на столкновении их лексических значений, например: Наклонившись над ключом, уронил я в воду ключ. (В. Лившиц). Лозунг «Миру - мир!» также построен на омонимах, что делает его хорошо запоминающимся. Они встречаются и в пословицах (В мире жить - с миром жить), скороговорках (Не хочет косой косить косой, говорит: «Коса коса») [3]. Употребление их в речи способствует обогащению словарного запаса обучающихся.

Омонимы обычно обозначают предметы или явления, которые характеризуют разные стороны жизни и не мешают пониманию речи, поэтому мы их почти не замечаем.

Иногда они используются в шуточных стихотворениях, вопросах, а также загадках, например:

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей норки:

- Где вы были? - У лисички.

- Что вы ели там? - Лисички.

(Я. Козловский.)

На занятиях по практическому курсу русского языка могут выполняться различные упражнения.

1. Определите по толкованиям омонимы.

Сосуд для жидкостей и носовая часть верхней палубы; мужская стрижка и вид спорта; обширное и гладкое водное или земное пространство и вышивка сплошными, плотно прилегающими друг к другу стежками; часть руки и приспособление для нанесения краски; тратить впустую и накручивать нитки на катушку, шпульку и другие приспособления; печь для переплавки метал-

лов и духовой инструмент; пресноводная рыба и пеньковый трос.

2. Подберите к словам ключ, лук, разряд, дробь, коса, свет подходящие по смыслу прилагательные, уточняющие значения омонимов.

Яркий, зеленый, тугой, спортивный, мелкий, студеный, электрический, песчаный, дверной, десятичный, острый, высший.

3. Найдите в данных стихах омонимы и определите их значение.

Много разных есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой

И обычный ключ дверной.

Д. Лукич.)

В море суши полоса

Называется коса.

И у девушки коса

Цвета спелого овса.

(Б. Гольдберг.)

4. Замените в словосочетаниях зависимое слово так, чтобы главные в них стали омонимами.

Водопроводный кран, трамвайный парк, счастливый брак, военная операция, полевой стан, изящный наряд, разъяренный бык, огромный кулак, тугой лук, песчаная коса, спортивный разряд, хлебный ток,

Слова для справок: жадный, городской, острый, башенный, заводской, хирургический, бетонный, полицейский, прокатный, зелёный,

электрический.

5. Найдите омонимы и объясните их значение.

1. Сережка вдруг прибежал и крикнул: «Наташа, отыскалась твоя сережка!» 2. Студеный ключ серебряной струйкой выбивается из-под земли. - Ребенок забыл ключ от дверей дома. 3. Ломит он у дуба сук и в тугой сгибает лук. - Зимой зеленый лук можно выращивать в цветочных горшках. 4.У лесной балки отряд остановился на отдых. - Отец купил деревянные балки для балкона. 5. Снег засыпает дороги. - Медведь засыпает в берлоге. 6. В городе на ночь разводят мосты. - На Невском

Психолого-педагогические науки

• ••

123

бульваре разводят цветы. 7. Вскоре дети услышали барабанную дробь. -Охотник зарядил ружье крупной дробью. - По математике мы изучаем десятичные дроби.

6. Прослушайте шутливые стихотворения и графически изобразите отношения между значениями многозначных слов и омонимов.

Гребешок

Говорит с крылечка Ната:

- Гребешок пропал куда-то.

Петушок, Петушок,

дай мне свой гребешок.

Расчешу я косу и назад принесу.

(А. Потапова.)

Коси, коса, пока роса,

Роса долой - и мы домой.

(Поговор-

ка.)

7. Ответьте на вопросы, составленные на основе омонимов.

Какую реку в Молдавии можно срезать ножом?

Какой птицей можно из колодца воду достать?

К какому вороту не пришьешь пуговицы?

Какую строчку не прочтет ни один грамотей?

Когда слово предлог не является частью речи?

Как можно склонять голову, не наклоняя ее?

8. Отгадайте следующие загадки:

1. Любая мода не вечна,

Не изменяюсь я одна.

И девочки всегда и всюду

Меня носить, конечно, будут.

2. Хоть и всякий полуостров

Более меня раз в сто,

Я водою, как и он,

Омываюсь с трех сторон.

3. Нас много в играх набирают

А иногда и на нос надевают.

4. На лугу - с хвостом,

Без хвоста - под мостом.

9. Определите лексическое значение омонимов.

Ласка1 - ласка2, класс1 - класс2, карьер1 - карьер2, наряд1 - наряд2, залог1 - залог2; брак1 - брак2, ладья1 -ладья2, патрон1 - патрон2, корнет1 -корнет2, такса1 - такса2, рысь1 -рысь2, аспид1 - аспид2, побег1 - по-бег2, стать1 - стать2, мина1 - мина2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Какое языковое явление лежит в основе игры слов в следующем отрывке из стихотворения?

Чудесный выдался денек, а я учу предлоги ...

А хорошо бы за порог и мчаться по дороге!..

Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги?

Изучение явлений омонимии и полисемии имеет научное и практическое значение для познания внутреннего своеобразия языка, возможностей и тенденций его развития. В результате систематической и заранее продуманной преподавателем работы у студентов вырабатываются навыки в разграничении омонимов и многозначных слов, значительно расширяется словарный запас.

Примечания

1. Виноградов В.В. Об омонимах в русской лексикографической традиции // Лексикология и лексикография: Избранные труды. - М.: Наука, 1977. 2. Козлова Р.П. Омонимия и многознач-

ность. Проблема разграничения // Проблемы семантического описания единиц языка и речи. -Минск, 1998. 3. Мельник В.М. Омонимы и работа над ними со студента ми-иностранца ми // Русский язык для студентов-иностранцев. Об. методических статей. № 11. - М.: Высшая школа, 1971. 4. Новиков Л.А. Об одном из способов разграничения полисемии и омонимии // Русский язык в школе. № 3. 1960. 5. Пономарева М.Н. К вопросу о разграничении омонимии и полисемии // Разноуровневые черты языковых и речевых явлений. Межвуз. сб. науч. трудов. Выпуск XII. - Пятигорск, 2006. - С. 163-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.