Научная статья на тему 'Работа над образными аспектами музыкального текста как исполнительская задача и приоритетное направление современной музыкальной педагогики'

Работа над образными аспектами музыкального текста как исполнительская задача и приоритетное направление современной музыкальной педагогики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ТВОРЧЕСТВО / ИСПОЛНЕНИЕ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ВООБРАЖЕНИЕ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / СТИЛЬ / ЖАНР / IMAGE / CREATIVITY / PERFORMANCE / INTERPRETATION / IMAGINATION / IMAGINATIVE THINKING / EMOTIONAL CONTENT / STYLE / GENRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Сизова Ольга Алексеевна

Статья посвящена методическим аспектам работы педагога-исполнителя Детской школы искусств над воплощением образно-эмоционального содержания произведения. Авторы размышляют над вопросами, раскрывающими жанрово-стилевую природу сочинения и отдельными аспектами музыкального языка, создающими образный строй музыки. В данной статье отмечается, что работа над художественным образом осуществляется на протяжении всего периода обучения музыканта-исполнителя и является ведущим ориентиром в процессе развития творческих способностей обучающегося. Выявляется, что в процессе анализа музыкального произведения выявляются особенности мелодики и гармонии, драматургия и композиция произведения, кульминационные вершины, эмоционально-смысловое содержание. Впоследствии эти знания используются в исполнительской интерпретации при помощи технических навыков. При этом отмечается, что на данном этапе работы следует абстрагироваться от чисто технического восприятия музыкального произведения, акцентируя внимание на творческое восприятие музыкального материала. В статье рассматриваются проблемы процесса создания художественного образа, в котором участвуют жанры музыкального произведения. Особое внимание в статье, уделяется таким важным моментам, как создание позитивной, творческой психологической атмосферы урока, активизация образного мышления и воображения ребёнка, планирование в постановке конкретных исполнительских задач в процессе воплощения музыкального образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Сизова Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK ON THE FIGURATIVE ASPECTS OF THE MUSICAL TEXT AS A PERFORMING TASK AND A PRIORITY DIRECTION OF MODERN MUSIC PEDAGOGY

The article is devoted to the methodological aspects of the work of the teacher-performer of the Children's school of arts on the embodiment of the figurative and emotional content of the work. The authors reflect on the issues that reveal the genre-style nature of the composition and certain aspects of the musical language that create the figurative structure of music. In this article it is noted that the work on the artistic image is carried out throughout the entire period of training of the musician-performer and is a leading guide in the development of creative abilities of the student. It is revealed that in the process of analyzing a musical work, the features of melody and harmony, drama and composition of the work, culminating peaks, emotional and semantic content are revealed. Subsequently, this knowledge is used in performing interpretation with the help of technical skills. At the same time, it is noted that at this stage of the work it is necessary to abstract from the purely technical perception of the musical work, focusing on the creative perception of the musical material. The article deals with the problems of the process of creating an artistic image, in which the genres of a musical work participate. Special attention in the article is paid to such important moments as the creation of a positive, creative psychological atmosphere of the lesson, the activation of imaginative thinking and imagination of the child, planning in the formulation of specific performance tasks in the process of embodiment of the musical image.

Текст научной работы на тему «Работа над образными аспектами музыкального текста как исполнительская задача и приоритетное направление современной музыкальной педагогики»

Karnaukhova Veronika Aleksandrovna, Sizova Olga Alekseevna WORK ON THE FIGURATIVE ASPECTS OF THE MUSICAL .

pedagogical sciences

УДК 37

DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0019

РАБОТА НАД ОБРАЗНЫМИ АСПЕКТАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА КАК ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ

ЗАДАЧА И ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

© 2019

Карнаухова Вероника Александровна, доцент, кандидат искусствоведения; доцент кафедры продюсерства и музыкального образования Сизова Ольга Алексеевна, старший преподаватель, аспирант, кафедра продюсерства и музыкального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603105, Россия, Н. Новгород, ул. Б. Панина, 1 «А», e-mail: kevs@mts-nn.ru)

Аннотация. Статья посвящена методическим аспектам работы педагога-исполнителя Детской школы искусств над воплощением образно-эмоционального содержания произведения. Авторы размышляют над вопросами, раскрывающими жанрово-стилевую природу сочинения и отдельными аспектами музыкального языка, создающими образный строй музыки. В данной статье отмечается, что работа над художественным образом осуществляется на протяжении всего периода обучения музыканта-исполнителя и является ведущим ориентиром в процессе развития творческих способностей обучающегося. Выявляется, что в процессе анализа музыкального произведения выявляются особенности мелодики и гармонии, драматургия и композиция произведения, кульминационные вершины, эмоционально-смысловое содержание. Впоследствии эти знания используются в исполнительской интерпретации при помощи технических навыков. При этом отмечается, что на данном этапе работы следует абстрагироваться от чисто технического восприятия музыкального произведения, акцентируя внимание на творческое восприятие музыкального материала. В статье рассматриваются проблемы процесса создания художественного образа, в котором участвуют жанры музыкального произведения. Особое внимание в статье, уделяется таким важным моментам, как создание позитивной, творческой психологической атмосферы урока, активизация образного мышления и воображения ребёнка, планирование в постановке конкретных исполнительских задач в процессе воплощения музыкального образа.

Ключевые слова: образ, творчество, исполнение, интерпретация, воображение, образное мышление, эмоциональное содержание, стиль, жанр.

WORK ON THE FIGURATIVE ASPECTS OF THE MUSICAL TEXT AS A PERFORMING TASK AND A PRIORITY DIRECTION OF MODERN MUSIC PEDAGOGY

© 2019

Karnaukhova Veronika Aleksandrovna, associate Professor, candidate of art history; associate Professor of the Department of production and music education Sizova Olga Alekseevna, senior lecturer, post-graduate student, Department of production and music education Nizhny Novgorod State Pedagogical University K. Minina (603105, Russia, N. Novgorod, B. Panina str., 1 "A", e-mail: kevs@mts-nn.ru)

Abstract. The article is devoted to the methodological aspects of the work of the teacher-performer of the Children's school of arts on the embodiment of the figurative and emotional content of the work. The authors reflect on the issues that reveal the genre-style nature of the composition and certain aspects of the musical language that create the figurative structure of music. In this article it is noted that the work on the artistic image is carried out throughout the entire period of training of the musician-performer and is a leading guide in the development of creative abilities of the student. It is revealed that in the process of analyzing a musical work, the features of melody and harmony, drama and composition of the work, culminating peaks, emotional and semantic content are revealed. Subsequently, this knowledge is used in performing interpretation with the help of technical skills. At the same time, it is noted that at this stage of the work it is necessary to abstract from the purely technical perception of the musical work, focusing on the creative perception of the musical material. The article deals with the problems of the process of creating an artistic image, in which the genres of a musical work participate. Special attention in the article is paid to such important moments as the creation of a positive, creative psychological atmosphere of the lesson, the activation of imaginative thinking and imagination of the child, planning in the formulation of specific performance tasks in the process of embodiment of the musical image.

Keywords: image, creativity, performance, interpretation, imagination, imaginative thinking, emotional content, style, genre.

ВВЕДЕНИЕ. В исследованиях, посвященных проблемам музыкальной педагогики, постоянно отмечается актуальность разработки методики интерпретации художественно-образной стороны музыкальных произведений на занятиях в Детской школе искусств и Детской музыкальной школе. Наличие этой проблемы, как и важности активизации чувственного восприятия искусства у современных детей, исполнителей и слушателей, несомненна. Она обусловлена, в частности, недостаточной степенью реализации подобных методик в образовательном процессе в целом, а также формированием в наши дни принципиально нового типа обучающегося, во многом ориентированного на ценности современного модернизированного общества, с присущей ему общей недостаточностью внимания к гуманитарной, художественной культуре.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Целью статьи является изучение процесса работы над образными аспектами музыкального текста, в условиях исполнительской деятельности обучающегося.

Для осуществления поставленной уели, необходимо было решить следующие задачи:

- систематизировать и изучить научную литературу в области музыкальной педагогики и исполнительства;

- с опорой на научные исследования, выявить основные этапы формирование образных аспектов музыкально-исполнительской деятельности.

В статье используется общенаучный метод анализа и систематизации научной литературе по заявленной проблеме.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Чем более современный ребёнок отдаляется от традиционных педагогических методик прошлого с их обязательным обсуждением литературных текстов, внеклассным чтением, стихотворными экзерсисами на уроках и внеурочных занятиях, совместным посещением всем классом театров и кинотеатров, художественных выставок с последующим их описанием в литературных эссе, тем более остро ощущается проблема, о которой упоминалось выше.

Бесспорно, что современная электронная среда пре-

педагогические науки

Карнаухова Вероника Александровна, Сизова Ольга Алексеевна РАБОТА НАД ОБРАЗНЫМИ АСПЕКТАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ...

доставляет богатые возможности в реализации образовательных задач. Умело направленные в должное педагогическое русло, они могут способствовать расширению кругозора, общего художественного и музыкального в том числе, но и - в то же время - многие качества, изначально присущие детскому непосредственному эмоциональному восприятию, в ней словно бы «растворяются», утрачивая свою остроту. Тем сложнее и важнее задача, стоящая перед сегодняшним педагогом-музыкантом: научить прочитывать в нотном тексте, воспринимать образно-эмоциональный строй музыки и адекватно доносить это содержание до слушателя во время концертных выступлений. Попробуем разобраться, каковы же возможные пути и методы решения этой проблемы?

Отметим в первую очередь, что работа над художественным образом осуществляется на протяжении всего периода обучения музыканта-исполнителя и является ведущим ориентиром в процессе развития творческих способностей обучающегося. Педагогу необходимо побудить ученика к размышлению о настроении, характере произведения, а также направить на поиск соответствующих образов. Перед педагогом стоят задачи - наладить диалог с ребёнком, стремиться к созданию творческой атмосферы во время урока, которая будет способствовать пониманию музыкального языка и активизации творческого воображения.

Уже на начальном этапе работы над музыкальным произведением необходима постановка художественных задач, последующее определение трудностей при воплощении художественного образа, дальнейшая подготовка к осмысленному и эмоциональному концертному выступлению. Далее обучающемуся совместно с преподавателем следует проанализировать содержание произведения, его форму, т.к. целостное его восприятие невозможно без осознания составляющих элементов, необходима оценка их взаимодействия. В процессе анализа музыкального произведения выявляются особенности мелодики и гармонии, драматургия и композиция произведения, кульминационные вершины, эмоционально-смысловое содержание. Впоследствии эти знания используются в исполнительской интерпретации при помощи технических навыков. Однако стоит отметить, что на данном этапе работы следует абстрагироваться от чисто технического восприятия музыкального произведения, акцентируя внимание на творческое восприятие музыкального материала.

Внутреннее содержание музыкального образа связано и с акустическими свойствами музыкального звука, и с таким важным аспектом в воплощении образа, как стиль. Понятие это достаточно трудное для детского восприятия. Однако, не углубляясь в сложные теоретические изыскания, педагогу, по-видимому, все же следует в доступной форме разъяснить своему подопечному источники стиля музыкального произведения, например, то, что каждый из стилей имеет свой единый корень, будь то генетическое целое (эпоха, нация и т.д.) или что-либо иное. Можно также на конкретных примерах показать, что в искусстве вообще существуют такие варианты стилей, как авторский, национальный, исторический и жанровый.

Очевидно, следует дать и понятие о том, что стиль рассматривается во взаимосвязи с жанром и формой музыкального произведения, его музыкальным языком, отметив основополагающую роль стиля в этой системе взаимосвязей [4].

Следовательно, педагогу необходимо помочь учащемуся в получении знаний об эпохе, композиторе, условиях и предпосылках создания произведения. Важным направлением в работе над выявлением стилистических особенностей также является умение анализировать и сопоставлять эти знания, что в дальнейшем поможет сформировать учащемуся музыкальный вкус и музыкальные предпочтения.

Также необходимо учитывать, что сущность того

или иного стиля рассматривается в комплексе с замыслом композитора, который воплощается в музыкальном произведении. Говоря об индивидуальном стиле композитора, параллельно рассматриваются его облик и характер, а также сюжет, эмоционально-семантическое содержание, характерные черты эпохи, взаимосвязь понятий «время» и стиль» [3].

Музыка, обладая способностью к запечатлению душевного состояния, подтверждает важность определения стиля произведения, т.к. стиль является отражением личностных качеств музыканта и позволяет ему определить место того или иного произведения в системе художественно-эстетических ценностей. Как справедливо заметил исследователь М.Г. Карпычев «Важно подчеркнуть, что музыкальный образ как пласт содержания характеризуется более высоким уровнем мыслительной деятельности у субъекта по сравнению с эмоциональным. Это - уровень музыкально-перцептивного мышления - образного мышления, эмоциональный же пласт представляет музыкально-перцептивное переживание» [5]. Мы также полагаем, что работа над образной сферой не отделима от понятия творчества. Как известно, уникальностью и индивидуальностью отличаются сами продукты творчества. [6]. Творчество в широком смысле

- создание нового; по отношению к человеческой деятельности творчество понимается как психический акт, выраженный «...в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [1].

В создании художественного образа, несомненно, участвуют жанры музыкального произведения. Жанры

- это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения. Понимание жанровых особенностей произведения позволяет рассматривать его в коммуникативном контексте, т.е. позволяет определить особенности взаимодействия, роль участников в процессе художественного общения.

Е. Назайкинский выделял следующие исторические формы существования жанров - эстетическую, синкретическую и виртуальную. В эстетической форме, которая появилась в период появления нотной записи, музыка рассматривается как эстетический феномен и первостепенными считаются функции, раскрывающие смысловое содержание произведения. Синкретическая форма рассматривает жанр в качестве канона, обеспечивающего воспроизведение соответствующей конкретной традиции ситуации. В виртуальной форме, которая способствовала восприятию музыки в самых различных условиях при помощи звукозаписи, лидирующие позиции занимали функции жанра, связанные с формообразованием [5].

ВЫВОДЫ. Жанр, как и стиль, имеет собственное содержание, которое может отличаться от содержания музыкального произведения. Слушатель, имеющий музыкальный опыт и обладая знаниями об отличительных чертах различных жанров, может лишь по названию достаточно ярко представить его при помощи воображения и включения эмоционально-ассоциативного ряда. Поэтому необходимо при работе над художественным образом музыкального произведения определение его жанровой специфики с целью использования конкретных черт, присущих этому жанру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Батюшков Ф.Д. Творчество//Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс]. — URL: http://www. vehi.net/brokgauz/

2. Дьяченко Н.Г., Котляревский И.Н. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. — Киев: Муз. Украина, 1987. - С. 31.

Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

75

Karnaukhova Veronika Aleksandrovna, Sizova Olga Alekseevna WORK ON THE FIGURATIVE ASPECTS OF THE MUSICAL .

pedagogical sciences

3. Должанский, А. Н. Краткий музыкальный словарь / А. Н. Должанский. — Изд. 7-е, стер. — СПб. : Лань: Планета музыки, 2007.

- 448 с.

4. Карпычев М.Г. Образно-мыслительный аспект преобразующей функции музыкального искусства //Проблемы искусствоведения Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/obrazno-myslitelnyy-aspekt-preobrazuyuschey-funktsii-muzykalnogo-iskusstva (дата обращение 15.10.2019)

5. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

6. Окунева П.Э., Сизова О.А. Импровизация как инструмент формирования творческой индивидуальности обучающегося в условиях музыкально-театральной деятельности Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 249-252.

7. Рунова Т. А., Гуцу Е. Г., Няголова М. Д. Исследование становления отношений учебного сотрудничества младших школьников, Вестник Мининского университета, Том 7, № 3 (2019), URL: https:// doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-12 (дата обращения 12.10.2019);

8. Холопова, В. Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм : учебное пособие/В. Н. Холопова. — Издание второе, стер.

— СПб. : Лань : Планета музыки, 2010. — 368 с.

9. Шеломов, Б. И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе : методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ /Б. И. Шеломов. — СПб. : Композитор, 2010. — 256 с.

Статья поступила в редакцию 15.10.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.