Научная статья на тему 'Работа литературоведческих секций'

Работа литературоведческих секций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
296
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Петров Илья Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа литературоведческих секций»

ОБЗОРЫ

IX ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

НАУКА- ВУЗ - ШКОЛА"

Девятая Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы филологического образования: наука — вуз — школа» проходила в Уральском государственном педагогическом университете 25-26 марта 2003 года. Главная роль в организации этой конференции принадлежит Научно-исследовательскому центру «Словесник», который уже более десяти лет ведет работу по консолидации всех филологов Уральского и сопредельных с ним регионов на основе общих интересов — поиска путей совершенствования преподавания литературы и русского языка как в школе, так и в вузе.

Работа литературоведческих секций

Конференция 2003 года была весьма представительной. Литературоведческий блок включал 12 секций, сделано 87 докладов, присутствовали более 200 слушателей — учителей. Среди основных докладчиков были авторы школьных учебников, известные исследователи истории русской литературы Х1Х-ХХ веков, опытные методисты-практики. Вообще в этом году география конференции очень широка: своих представителей прислали вузы Томска, Перми, Кемерово, Новокузнецка, Волгограда, Арзамаса, Читы, Стерлитамака, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре, Челябинска, Самары, Новокузнецка и многих других городов.

В дискуссиях на конференциях продолжилось обсуждение тех вопросов, которые были заявлены и в предыдущие годы. Прежде всего следует назвать проблему формирования единой системы преподавания литературы в школе. Такая система уже много лет разрабатывается НИЦ «Словесник» на базе гуманитарной гимназии № 40

г. Екатеринбурга.

В докладе д.филол.н., проф. Н.Л. Лейдермана (Екатеринбург, УрГПУ) речь шла о путях формирования культурного читателя. По мнению докладчика, такая система должна строиться на последовательном освоении родовой и жанровой специфики художественного произведения. В начальной школе детям дается представление о трех родах литературы — эпосе, лирике и драме. Но дается на имплицитном уровне — без теоретических определений, без жёстких терминов: через наблюдения над течением событий в сказках и рассказах, через сопереживание героям стихотворений, через обсуждение столкновений между героями драматических произведений и их действий. В среднем звене (5-7 классы) ребята должны уже осознавать сущность литературных родов, специфику родового содержания и родовой поэтики. На этой фазе начинается и формирование аналитических алгоритмов ведущих жанров русской литературы (сказка, баллада, элегия, поэма, роман, драматические жанры), с помощью которых школьники учатся постигать заключенный в произведении образ мира. В старших классах, где уже ученики должны осваивать связи между литературой и действительностью, знакомиться с закономерностями литературного процесса, целесообразно формировать аналитические алгоритмы анализа творческих методов (классицизм, романтизм, реализм, символизм, экспрессионизм, постмодернизм и постреализм). Эти алгоритмы могут строиться согласно системе принципов эстетического освоения действительности, в которую входят принцип творческого претворения, принцип эстетической оценки, принцип художественного обобщения

К.филол.н., проф. М.Г. Павловец (Москва, МГПИ) познакомил с принципами, положенными в основу широко известного учебного комплекса «В мире литературы», разработанного авторским коллективом под. ред.

А.Г. Кутузова. Авторы этого учебника предлагают регулировать процесс вхождения школьников в мир художественного слова гибким взаимодействием трех литературоведческих категорий, особых на каждой ступени школьного курса. В 5-6 классах — это триада «миф — фольклор — литература», благодаря которой школьники начинают постигать эстетическую природу искусства слова. В 7-8 классах — это уже анализ связки «герой — характер — образ», которая в 9-11 классах сменяется уже исследованием соотношения в творческом акте категорий «автора — образа — читателя». Причем обучение на каждой ступени возможно лишь в напряженном диалоге учителя и ученика. И программа «Словесника», и программа А.Г. Кутузова устремлены к общей цели — воспитанию грамотного, «духовно богатого культурного читателя».

Актуальны в этом плане и теоретические основы школьного учебника по литературе, обозначенные в докладе

д.филол.н., проф. В.В. Агеносова (Москва, МПГУ), главного редактора учебного комплекса «Русская литература ХХ века». По мнению ученого, «дать минимальный объем знаний — только одна задача учебника. Главное не только подготовить учащихся к восприятию изложенного в программе и в учебнике материала, но и воспитать в нем интерес к чтению, умение грамотно формировать собственное мнение о тех книгах, что встречаются на его пути». Учебный комплекс в современной школе должен опираться на тот высокий теоретический потенциал, который достигнут литературоведческой наукой. Отсюда — необходимой частью учебника являются: подробный анализ произведений, демонстрирующий содержательные возможности их научной интерпретации, система вариативных видов работы, поиск доминанты внутри каждого стилевого или жанрового течения, и вместе с тем — широкое и объективное освещение всего движения художественной мысли.

Обсуждение центральных проблем, поднятых в докладах пленарного заседания, было продолжено и на отдельных секциях. Так, методика анализа эпизода художественного произведения была предложена в докладе Н.В. Барковской (Екатеринбург, УрГПУ). Представлена типология эпизодов, показана их функциональная направленность — от этапа в развитии конфликта до выражения философско-эстетической концепции. Приведен и

примерный план анализа эпизода. Особое внимание уделяется тем параметрам, по которым следует рассматривать мастерство писателя в построении сюжета, раскрывать его умение соединять в эпизоде дальний и ближний план мизансцены, парадоксальность и согласованность событийного ряда. Доклад Ю.М. Проскуриной (Екатеринбург, УрГПУ), посвященный литературной полемике А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева, определяет возможные формы включения в школьный курс литературы критического дискурса XIX века. По мнению докладчика, в дискуссиях по центральным проблемам 1860-х годов (Россия и Запад, интеллигенция и народ) и формировались идейно-эстетические принципы русского реализма. Обращение к письмам и статьям великих мастеров слова позволяет увидеть этот процесс в контексте эпохи его непосредственного становления. В докладе Г.К. Щенникова (Екатеринбург, УрГУ) было отмечено, что чрезмерно идеологизированная трактовка существенно обедняла и обедняет содержание классических произведений XIX века. Современная же школа может и должна выработать особую программу, чтобы избежать уже сложившихся стереотипов. По его словам, «русская классика способна дать ответ на самые насущные вопросы современности: это и вопрос об ущербности политической борьбы в угоду личному счастью (образ Чацкого), это и проблема счастья народного (произведения Некрасова), это и проблема подлинного и мнимого патриотизма («Левша» Лескова)».

В докладах секций «Перечитывая классику» и «Проблемы изучения зарубежной литературы» были представлены различные алгоритмы анализа жанровой формы, необходимые и для школьного, и для вузовского курсов. Назовем здесь доклады О.В. Зырянова (Екатеринбург, УрГУ) об онтологических основаниях поэзии Ф.И. Тютчева, В.А. Дашевского (Екатеринбург, УрГПУ) о «Житии протопопа Аввакума», Е.Ю. Горновой (Екатеринбург, УрГПУ) об особенностях выражения авторской позиции в романах В. Кюхельбекера, М.В. Горбуновой (Екатеринбург, УрГПУ) об «Осени» А.С. Пушкина, Б.М. Проскурнина (Пермь, ПГУ) о реализме романов Дж. Элиот и Е.Г. Доценко (Екатеринбург, УрГПУ) о традициях средневекового фарса в классической комедии положений.

Стратегическое направление конференции — создание единой системы литературного образования — нашло отражение и в докладах, посвященных отдельным педагогическим «узлам», приемам работы с конкретным текстом. Так, в секции «Методические проблемы литературного образования в средних классах» основное внимание уделялось нравственной стороне литературного произведения. Р.И. Монзина (Екатеринбург, УрГПУ) представила модель урока по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Данная модель ориентируется на раскрытие этического и эстетического потенциала русской народной сказки, отдельные элементы которой просматриваются и в сюжете произведения, и в создаваемом писателем образе мира. Близок к этому докладу по своему пафосу и предложенный З.Г. Кривоусовой (Новокузнецк, КГПА) опыт прочтения повести А.П. Г айдара «Школа». Стержнем этого доклада становится анализ особенностей повествовательной манеры писателя, раскрывающего трагедию революционной эпохи через взгляд подростка. Доклад же Н.Л. Смирновой (Екатеринбург, УрГПУ) «Знакомство с диалогической природой драмы на примере «Скупого рыцаря» А.С. Пушкина» показывает, как через рассмотрение центрального конфликта пьесы — «скупости и рыцарства» можно приблизить школьников к пониманию вечной коллизии — борьбе добра и зла в душах людей.

Методические проблемы затрагивались в докладах Т.Г. Шпилевой (Новоуральск, шк. № 51), предложившей систему вопросов по анализу героя и стиля на примере произведений А. Платонова и Ф. Достоевского, Б.М. Гринберг (Екатеринбург, гимн. № 94) об организации внеурочной деятельности учащихся, Л.И. Лосевой (Екатеринбург, УрГПУ) о пропедевтике в преподавании литературы, Л.И. Стрелец (Челябинск, ЧГПУ) о диагностике читательской памяти.

Доклады на секции «Методические аспекты изучения современной литературы в специальной (коррекционной школе)» почти целиком были ориентированы на нужды образовательного процесса. Отметим здесь доклады Т.А. Чебыкиной (Екатеринбург, УрГПУ) о формировании читательской самостоятельности, Н.А. Панченко (Екатеринбург, УрГПУ) об обучении принципам анализа характеристики героя, А.В. Кубасова (Екатеринбург, УрГПУ) о составлении литературы по внеклассному чтению.

Секция же «Методические проблемы преподавания литературоведческих дисциплин в вузе» продолжила начатую в прошлом году работу по поиску адекватного соотношения языка теоретического описания и исследуемого материала. Вообще доклады этой секции были посвящены анализу важных для современного литературоведения понятий: концепты «правда и «истина» в литературе XVIII века (Г.В. Куличкина (Пермь, ПГПИ), психологизм романов И.С. Тургенева (И.А. Семухина, (Екатеринбург, УрГПУ)), фигура автора в лирике поэтов-бардов (И.В. Ничипоров (Москва, МГУ)).

Разнообразен был методологический диапазон докладов секции "Литература «серебряного века» ". Причина тому лежит в самом материале исследования: появление символизма на рубеже ХЕХ-ХХ веков существенно активизировало литературную жизнь эпохи, дав мощный толчок к взаимодействию классических и модернистских художественных систем. Анализ литературы этого периода, как убеждают авторы докладов, поможет ввести в школу элементы таких сложных видов работы с текстом, как интертекстуальный и структурно-семиотический анализ. Так, на основе интертекстуального анализа в докладе Л.Д. Гутриной (Екатеринбург, УрГПУ) было показано, что истоки поэтики порыва в лирике О. Мандельштама зародились гораздо раньше 30-х годов. С.Г. Долженко (Ишим, ИГПИ), используя принципы структурного подхода, в своем сообщении уточнила модель антиутопии, складывающуюся в произведениях Е. Замятина. Было дано также прочтение «На дне» Горького как «эпической драмы» (В.Е. Головчинер, (Томск, ТГПУ)), и показаны пути развития лирики Бальмонта в 20-е годы (Л.И. Будникова (Челябинск, ЧГПУ)).

В докладах на секции «Литература советской и постсоветской эпохи» были представлены новые пути анализа произведений, занимающих важное место в школьном курсе. Так, в исследовании пространственных координат романа М. Булгакова «Белая гвардия», предпринятом Е.Н. Хрущевой (Екатеринбург, УрГПУ), за основу взято представление о трагическом разрушении в эпоху 20-х годов эпических ценностей — дома, семьи, семейного уюта. Е.В. Пономарева (Челябинск, ЧГПУ) предложила свое видение модели жанра рассказа 20-х годов как «синтеза классической и модернистской эстетики». И.В. Петров (Екатеринбург, УрГПУ) представил анализ повести

В. Кондратьева «Сашка» в русле жанра фронтовой лирической повести и показал, что автор в этом произведении поднимается к постижению глобальных бытийных проблем. Вместе с тем, актуальной остается и потребность в осмыслении современных явлений в литературном процессе. Так, феномен «женской прозы», интерес к которому сегодня чрезвычайно велик, нашел свое отражение в докладах Н.П. Хрящевой (Екатеринбург, УрГПУ) о Нине Горлановой и И.В. Некрасовой (Самара, СГПУ) об игровой поэтике Л. Улицкой и Г. Щербаковой.

К открытию конференции был издан трехтомник материалов: I часть — «Методические основы и педагогические технологии литературного образования в школе и в вузе»; II часть — «Перечитывая классику», «Проблемы изучения зарубежной литературы в школе и в вузе», III часть — «Литература ХХ века».

Петров И.В.,

доцент кафедры современной литературы УрГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.