Научная статья на тему 'Работа диссертационного совета по подготовке кадров высшей научной квалификации (специальности «Русская литература» и «Русский язык»)'

Работа диссертационного совета по подготовке кадров высшей научной квалификации (специальности «Русская литература» и «Русский язык») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарандин Анатолий Леонидович

The report analyses the results of this work over the decade.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work of the Dissertation Council on Russian Language and Literature aimed at training specialists with higher scholarly qualifications

The report analyses the results of this work over the decade.

Текст научной работы на тему «Работа диссертационного совета по подготовке кадров высшей научной квалификации (специальности «Русская литература» и «Русский язык»)»

РАБОТА ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА» И «РУССКИЙ ЯЗЫК»)

А.Л. Шарандин

Sharandin, A.L. The work of the Dissertation Council on Russian Language and Literature aimed at training specialists with higher scholarly qualifications. The report analyses the results of this work over the decade.

В настоящее время в Институте филологии ТГУ им. Г.Р. Державина работают два диссертационных совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и, естественно, кандидата наук. В них проходят защиты по четырем филологическим специальностям: диссертационный совет Д 212.261.03 (председатель профессор

A.Л. Шарандин, зам. председателя профессор Л.В. Полякова, ученый секретарь профессор С.В. Пискунова) проводит защиты по специальностям 10.01.01 - русская литература и 10.02.01 - русский язык; диссертационный совет Д 212.261.04 (председатель профессор Н.Н. Болдырев, зам. председателя профессор Е.В. Милосердова, ученый секретарь доцент И.Ю. Безукладова) - по специальностям 10.02.04 - германские языки и 10.02.19 -теория языка.

Деятельность этих советов охватывает разные временные периоды, поскольку совет Д 212.261.04 был открыт 23 марта 2001 года, а совет Д 212.261.03 явился, по существу, преемником диссертационного совета К 113.49.01, который был образован в 1995 году и осуществлял выпуск кандидатов наук по русскому языку и русской литературе. Это был один из первых диссертационных советов университета, председателем которого стал профессор

B.Г. Руделев, зам. председателя профессор Л.В. Полякова и ученым секретарем профессор Л.В. Голузо. За период с апреля 1995 г. по июнь 2000 г. в нем было защищено 45 диссертаций: по русскому языку - 26, по русской литературе - 19. Таким образом, решение ВАК об открытии докторского совета по данным специальностям было закономерным, учитывая успешную работу соответствующего кандидатского совета. Кроме того, такое решение было связано и с оценкой деятельности аспирантур при кафедрах русского

языка и истории русской литературы ТГУ, поскольку данный результат стал возможным благодаря целенаправленной работе по подготовке специалистов высшей научной квалификации в этих аспирантурах. Так, из 26 человек, успешно защитивших кандидатские диссертации по специальности «русский язык», 25 человек обучались в аспирантуре ТГУ, а из 19 человек, защитивших кандидатские диссертации по русской литературе, 15 человек также закончили аспирантуру ТГУ.

Таким образом, 2005 год по существу является юбилейным годом для диссертационного совета по русскому языку и русской литературе.

Конечно, изменение статуса кандидатского совета по русской филологии, связанное с созданием на его основе докторского совета, было бы невозможным без учета таких факторов, как увеличение количества докторов наук в преподавательском составе Института филологии, открытие докторантур по русскому языку и русской литературе, наличие научных школ и направлений, результаты работы которых были положительно отмечены как российскими учеными, так и зарубежными. В настоящее время в Институте филологии по специальностям диссертационного совета работают 12 докторов наук, причем 4 из них успешно окончили университетскую докторантуру. Эффективны и перспективны результаты деятельности таких научных школ и направлений, как: «Исследование русской литературы: литературные процессы, история, творческие индивидуальности. Замятиноведческая научная школа» (руководитель профессор Л.В. Полякова); «Проблемы экологии языка и речи» (руководитель профессор В.Г. Руделев); научных лабораторий и центров: «Современ-

ные русские говоры в системе ЯЗЫКОВОЙ культуры» (руководитель профессор С.В. Пискунова), «Инновационные технологии

обучения русскому языку в школе и вузе» (руководитель профессор Н.Г. Блохина), «Проблемы лексикографии» (руководитель профессор Р.П. Козлова).

Определенную роль в открытии докторского совета в ТГУ сыграло и то обстоятельство, что положительная информация о работе кандидатского совета, его объективности в оценке представляемых к защите работ, требовательной, но доброжелательной атмосфере при их рассмотрении в экспертных комиссиях дошла до других вузов России, что позволило заинтересовать эти вузы в подготовке специалистов высшей научной квалификации. При этом в состав докторского совета были включены ведущие ученые таких регионов, как Москва, Воронеж, Саратов, Тверь. В общей сложности более 70 человек из других вузов и регионов России успешно защитили в нем докторские и кандидатские диссертации.

В настоящее время диссертационный совет 212.261.03 насчитывает 14 докторов наук и профессоров. Соотношение между членами совета, являющимися преподавателями ТГУ им. Г.Р. Державина, и членами совета, представляющими другие вузы, составляет 70% к 30%, что полностью соответствует требованиям Положения о диссертационном совете. В связи с положением ВАК о расширении состава советов в ближайшее время предполагается увеличение этого состава до 18 человек за счет преподавателей ТГУ, успешно защитивших докторские диссертации.

За время деятельности совета с декабря 2000 г. по ноябрь 2005 г. в нем было защищено 86 диссертаций, из них докторских -13, кандидатских - 73. В отчетном 2004 году была защищена 31 диссертация; по специальности «русская литература» - 16, из них 4 докторских и 12 кандидатских диссертаций, по специальности «русский язык» - 15, из них 3 докторских и 12 кандидатских работ. Таким образом, было защищено 7 докторских диссертаций и 24 - кандидатских. В настоящем году эти показатели ниже, что связано, в какой-то степени, с уменьшением выпускников аспирантур и докторантур. Но, тем не менее, проведение 16 защит, из которых 2 на соискание ученой степени доктора

филологических наук, дает основание считать успешной, в целом, деятельность диссертационного совета и в этом году.

Тематика защищенных работ по специальности 10.01.01 - «русская литература» связана с разработкой актуальных проблем современного литературоведения и анализом творческого наследия как классиков русской литературы (Ф. Достоевский, И. Бунин, М. Шолохов и др.), так и современных писателей, чьё творчество еще не имеет монографических описаний (В. Ерофеев, Л. Петру-шевская, Б. Акунин и др.). Результаты научных исследований вносят вклад в решение таких сложных теоретических вопросов, как: жанры и типология жанров, принципы и методы описания литературных произведений, тенденции развития литературного процесса, поэтика художественного текста, специфика и эволюция творчества писателя, его место в парадигме литературного процесса и т. д.

Тематика работ по специальности «русский язык» также связана с современными научными направлениями в изучении и описании языковой системы и единиц её различных уровней - лексики, грамматики, текста, с вопросами функционирования языка и реализации его функций в различных типах текста и дискурса и т. д.

В качестве общей тенденции работ по обеим специальностям является, во-первых, представленность в них результатов научных изысканий школ, центров и лабораторий Института филологии, а во-вторых, разработка тем, связанных с литературным и лингвистическим краеведением. Эта тематика нашла отражение в диссертациях, посвященных творчеству Е.И. Замятина, С.Н. Сергеева-Цен-ского, Н.Е. Вирты и др., в описаниях диалектного материала. Региональный материал широко представлен в диссертациях, связанных с ономастическим направлением.

Особое внимание в работе диссертационного совета уделяется уровню использования научных результатов, который объективно может быть оценен как высокий, соответствующий требованиям современной науки. Так, авторами диссертаций было подготовлено и издано свыше 20 монографий и около 50 учебников и учебно-методических пособий. Подготовлены комментарии, аннотации полученных новых данных по творчеству многих писателей, что позволяет вклю-

чить эти факты в издания собраний их сочинений, энциклопедий, словарей языка писателя или его произведений. Материалы диссертационных исследований по лингвистическому краеведению используются при подготовке энциклопедического диалектологического словаря Тамбовской области, включены в «Лексический атлас русских народных говоров», изданный Институтом лингвистических исследований АН РФ, а также представлены в хрестоматиях и учебных пособиях по диалектологии Тамбовского края.

Говоря о деятельности докторских советов, необходимо осознать самое главное: то, что их деятельность не является самоцелью. В деятельности этих советов важно осмыслить содержательный компонент, который позволял бы последовательно и целенаправленно осуществлять подготовку будущих докторов и кандидатов наук, видеть перспективы их трудоустройства и социальной востребованности в системе высшего и среднего образования.

На наш взгляд, успешная работа диссертационного совета по русскому языку и русской литературе позволяет, прежде всего, осуществлять своего рода «монополизацию» филологического образования, по крайней мере, на территории Тамбовской области и находить научных партнеров в других вузах с целью выработки более или менее единых подходов к содержанию учебного процесса. Правда, здесь возникает вопрос: «Что же в этом хорошего? Ведь мы имеем немало отрицательных примеров в нашей жизни, свидетельствующих о том, к чему приводит монополизация». Речь идет не о монополизации как всепоглощающем процессе в области филологического образования, не о подавлении творчества и самобытности ученых, а речь идет о выработке определенной содержательной политики в области филологического образования, в частности для студентов, с целью их вовлечения в деятельность научных школ и направлений. Речь идет об организационных моментах, позволяющих объединить усилия специалистов в области филологии для решения проблем филологического образования. Несомненно, способствовать этому могла бы общность в подготовке специалистов через аспирантуру и докторантуру, а также знакомство с научным по-

тенциалом других вузов через систему защиты в наших диссертационных советах.

Немаловажным, конечно, является и показатель докторов наук для нашего вуза, поскольку именно они определяют научноисследовательские перспективы вуза, его рейтинг в соотношении с другими вузами, что также важно учитывать в силу рыночных отношений в системе образования, когда заинтересованность абитуриентов определяется их перспективами в дальнейшем своем развитии после окончания вуза.

Оценивая положительно работу диссертационных советов по филологическим специальностям, было бы неправомерным не замечать определенных недостатков в их работе, а также тех проблем, решение которых позволит работать им более продуктивно и целенаправленно по подготовке докторов и кандидатов наук.

Во-первых, необходимо добиться более эффективной работы аспирантур и докторантур, прежде всего в плане повышения представленных диссертаций в установленные сроки после окончания обучения в аспирантурах и докторантурах. Особое внимание следует обратить на претендентов в докторантуру, повысив их ответственность за непредставление диссертаций к защите. В частности, необходимо отказаться от практики зачисления в докторантуру преподавателей, которые сравнительно недавно защитили кандидатские диссертации и не сумели в полном объеме, особенно в плане наработки теоретического и языкового материала, реализовать идеи докторской диссертации в публикациях и в выступлениях на научных конференциях.

Во-вторых, учитывая, что для кандидатов наук трудоустройство в нашем вузе оказывается затруднительным, поскольку процент остепененности кафедр по филологическим специальностям достаточно высок - от 80 до 100%, - уделить особое внимание подготовке специалистов для других вузов и образовательных учреждений. С этой целью выявить на территории региона потребность в дипломированных специалистах и на договорной основе осуществлять подготовку кандидатов наук как из среды преподавателей и сотрудников других вузов и учреждений, так и из среды выпускников Института филологии.

В-третьих, следует признать неудовлетворительным материально-техническое

обеспечение работы диссертационных советов. Для проведения защит необходима специализированная аудитория, оснащенная техническими средствами.

В настоящее время, на наш взгляд, важно осознать, что будущая работа диссертационного совета во многом будет определяться решением проблем, связанных с реформой или модернизацией нашего образования в целом. К сожалению, их сущность, их цели и задачи оказываются не всегда ясными. Поэтому в период неопределенности, отсутствия четких целевых ориентиров в развитии нашего образования и науки, их взаимосвязи и взаимоотношений лучше избрать не путь реформирования, ведущий к пересмотру того, что раньше было фундаментальным и определяло концепцию послевузовского образования в целом, а путь модернизации, предполагающий корректировку некоторых позиций, не нарушающих содержательной сущности этой концепции. Но при этом модернизация должна быть такой, которая на определенном этапе развития нашего общества позволила бы перейти к реформированию как содержательной, так и структурной организации послевузовского образования.

Прежде всего необходимо помнить, что аспирантура и докторантура - это формы, структуры образовательные. Поэтому и важно осмыслить сущность этого образования, его место в системе образования в целом.

На наш взгляд, аспирантура, в частности, -это не структура, где пишут кандидатские

диссертации, не только индивидуальная работа соискателя и научного руководителя по написанию диссертации, а это образовательная структура, где выпускники вуза должны получать образование по определенной программе, имеющей базовый характер и дающей право на получение квалификации «преподаватель высшей школы». Поэтому открытие аспирантуры в вузе должно определяться не наличием доктора наук, которому для получения ученого звания профессора необходимы два аспиранта, успешно защитившие кандидатские диссертации, а наличием в вузе состава высококвалифицированных преподавателей, способных реализовать программу аспирантского образования в целом, включая не только специальные дисциплины, но и, например, дисциплины методологического характера, психолого-педагоги-ческие дисциплины, связанные с вузовским преподаванием. Именно по этому пути осуществляется деятельность аспирантуры в нашем Институте филологии, где с учетом рекомендаций ВАК разработана и реализуется Программа обучения в аспирантуре по филологическим наукам.

Важно осознать, что диссертационный совет существует не сам по себе, а является элементом общей системы университетского образования, способствуя совершенствованию учебного процесса и повышению уровня научной квалификации преподавателей университета.

Поступила в редакцию 27 ноября 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.