Научная статья на тему 'Рабочие тетради как часть современного учебно-методического комплекса по истории'

Рабочие тетради как часть современного учебно-методического комплекса по истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7615
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / УЧЕБНИК ИСТОРИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКА ИСТОРИИ / РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ / ТИПЫ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ / SCHOOL HISTORY EDUCATION / TEACHING MATERIALS / HISTORY TEXTBOOK / ELECTRONIC HISTORY TEXTBOOK / ACTIVITY BOOKS / TYPES OF ACTIVITY BOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крючкова Елена Алексеевна

В статье представлены результаты исследования, выявляющие потребность учителей истории в пособиях учебно-методического комплекса. Рассматриваются подходы к проектированию рабочих тетрадей по истории в составе УМК в 2000-е гг., а также факторы, которые оказывают воздействие на процесс проектирования и создания данных пособий для учащихся. Прослежено влияние стандартизации школьного исторического образования и введения ЕГЭ (типы заданий) на содержание рабочих тетрадей. Представлены основания для классификаций, лежащих в основе типологии современных рабочих тетрадей. Изучен дидактический потенциал рабочих тетрадей как части УМК. Проведен анализ содержания рабочих тетрадей, созданных в соответствии с ФГОС второго поколения и историко-культурным стандартом. Выявлены отличия в авторских подходах к проектированию рабочих тетрадей в соответствии с содержательными и процессуальными особенностями линий учебников, а также в связи с функциональной нагрузкой рабочих тетрадей в составе УМК. Даны методические рекомендации по планированию работы с рабочими тетрадями и их использованию в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity books as part of modern teaching materials on history

The article presents the research findings showing the history teachers’ necessity for study guides as part of teaching materials. The article considers approaches to the development of history activity books as part of teaching materials in the 2000s as well as factors influencing the process of development and creation of these study guides for students. The article focuses on the influence of standardization of school history education and introduction of the Unified State Examination (types of tasks) on the contents of activity books. It provides the grounds for classifications underlying the types of modern activity books. Instructional potential of activity books as part of teaching materials has been studied. The contents of activity books developed in accordance with the second-generation Federal State Educational Standard (FGOS) and historical and cultural standard have been analyzed. The article shows the differences in authors’ approaches to the development of activity books in accordance with contentsand process related peculiarities of textbook lines as well as the differences due to functional load of activity books as part of teaching materials. The article provides methodological recommendations on planning of work with activity books and their use in educational process.

Текст научной работы на тему «Рабочие тетради как часть современного учебно-методического комплекса по истории»

1УДК 372.893 ББК 74.266.3

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ИСТОРИИ

Е. А. Крючкова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, выявляющие потребность учителей истории в пособиях учебно-методического комплекса. Рассматриваются подходы к проектированию рабочих тетрадей по истории в составе УМК в 2000-е гг., а также факторы, которые оказывают воздействие на процесс проектирования и создания данных пособий для учащихся. Прослежено влияние стандартизации школьного исторического образования и введения ЕГЭ (типы заданий) на содержание рабочих тетрадей. Представлены основания для классификаций, лежащих в основе типологии современных рабочих тетрадей. Изучен дидактический потенциал рабочих тетрадей как части УМК. Проведен анализ содержания рабочих тетрадей, созданных в соответствии с ФГОС второго поколения и историко-культурным стандартом. Выявлены отличия в авторских подходах к проектированию рабочих тетрадей в соответствии с содержательными и процессуальными особенностями линий учебников, а также в связи с функциональной нагрузкой рабочих тетрадей в составе УМК. Даны методические рекомендации по планированию работы с рабочими тетрадями и их использованию в учебном процессе.

Ключевые слова: школьное историческое образование, учебно-методический комплекс, учебник истории, электронная форма учебника истории, рабочие тетради, типы рабочих тетрадей.

ACTIVITY BOOKS AS PART OF MODERN TEACHING MATERIALS ON HISTORY

E. А. Kryuchkova

Abstract. The article presents the research findings showing the history teachers' necessity for study guides as part of teaching materials. The article considers approaches to the development of history activity books as part of teaching materials in the 2000s as well as factors influencing the process of development and creation of these study guides for students. The article focuses on the influence of standardization of school history education and introduction of the Unified State Examination (types of tasks) on the contents of activity books. It provides the grounds for classifications underlying the types of modern activity books. Instructional potential of activity books as part of teaching materials has been studied. The contents of activity books developed in accordance with the second-generation Federal State Educational Standard (FGOS) and historical and cultural standard have been analyzed. The article shows the differences in authors' approaches to the development of activity books in accordance with contents- and process related peculiarities of textbook lines as well as the differences due to functional load of activity books as part of teaching materials. The article provides methodological recommendations on planning of work with activity books and their use in educational process.

Keywords: school history education, teaching materials, history textbook, electronic history textbook, activity books, types of activity books.

В методике нет строгого определения рабочей тетради; так называют учебное пособие для учащихся с набором вопросов и заданий по учебной программе, которые выполняются в самой тетради. В основном предполагаются задания с письменными ответами, с этим связаны и типы заданий в рабочей тетради.

Первый опыт использования рабочих тетрадей в отечественной методике преподавания истории относится к 1960-м гг. Экспериментальные рабочие тетради по истории с 4-го по 7-й класс (автор М. И. Тененбаум) были разработаны в Новосибирском институте усовершенствования учителей [см.: 1, с. 169]. Но тогда этот опыт так и остался невостребованным. Рабочие тетради начали активно внедряться в учебный процесс со второй половины 1990-х гг. в процессе модернизации российского школьного образования. Внедрение в школу УМК как комплекса средств обучения способствовало перераспределению функциональной нагрузки между традиционными и нетрадиционными учебными пособиями, входящими в его состав.

Исследование, проведенное в 2014-2015 гг. лабораторией истории ИСМО РАО (в 2015 г. институт вошел в объединенный Институт стратегии развития образования), выявило реальную потребность учителей в пособиях УМК (было проведено анкетирование 117 учителей из 10 регионов России). Первое место в рейтинге учебных пособий в составе УМК заняла хрестоматия, которая вышла на первое место в позиции «высокий уровень востребованности», опередив на несколько процентов даже учебник (54% против 47% в общем обзоре). Самый низкий рейтинг - у книги для чтения (25%).

Традиционную нишу заняли такие пособия, как исторические атласы, рабочие тетради и сборники заданий. Они востребованы на высоком и среднем уровнях (табл. 1).

Учителя подчеркивали, что рабочие тетради обладают большими дидактическими воз-

можностями: их можно использовать и на уроке, и дома, они, как правило, содержат разные типы заданий, которые можно применять и для проверки, и для контроля знаний, а также для самостоятельной работы учащихся. Многие издательства включали в рабочие тетради контурные карты с заданиями к определенной авторской линии учебников, что с практической точки зрения рациональнее, чем отдельные контурные карты. В то же время многие родители отмечали, что некоторые учителя используют рабочие тетради только для самостоятельной работы учащихся, проверяя выполнение заданий через большие отрезки учебного времени; также родители и ученики отметили перегруженность учащихся заданиями, полагая, что заданий учебника более чем достаточно.

Подходы к конструированию рабочих тетрадей, как и всех пособий УМК, прежде всего учебника, изменялись в связи с введением ФГОС первого (2004) и второго поколения (2010-2012), разработкой теории УМК, а также введением Историко-культурного стандарта (2014).

На рубеже 1990-2000-х гг. появились как тетради нового типа (Е. А. Крючкова; М. В. Коротко-ва; А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшки-на и др.), так и тетради, следующие традиционной методической парадигме (Г. И. Годер).

Рабочие тетради нового типа отражали новейшие тенденции развития дидактики и истории, личностно-ориентированное образование, введение деятельностного подхода в обучение. В таких пособиях преобладали задания преобразующего и творческого характера; авторы вводили новые типы заданий (тестовые; работа с разными типами исторических источников: письменными, изобразительными; работа с оценками и точками зрения, сформулированными в исторических сочинениях; комплексные задания с применением разных типов источников и др.; игровые задания, используемые не во внеклассной, а в урочной

Таблица 1

Потребность в рабочих тетрадях, %

Высокая Средняя Низкая Не дали ответ

45 31 8,5 15,5

деятельности и др.). Осваивая методы научно-исторической работы на школьном уровне, учащиеся, прежде всего, были ориентированы на работу с историческими источниками, развитие творческих способностей. Тетради с традиционными заданиями включали репродуктивные задания и задания преобразующего типа: описание рисунков и картин, работа с контурными картами, ответы на вопросы по тексту параграфа и др. И те и другие пользовались популярностью у учителей. Первые из-за своей нестандартности, вторые из-за доступности, что давало возможность широко использовать самостоятельную работу учащихся и в классе, и дома.

Тетради начального этапа становления учебников истории и учебных пособий нового поколения (рубежа 1990-2000 гг.) отражали авторские особенности содержания программ и учебников, отличались оригинальностью и узнаваемостью, предоставляли возможности для вариативности в преподавании, в том числе в отборе фактического материала, авторских оценках и точках зрения.

Процесс стандартизации школьного исторического образования, введение ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ внес существенные коррективы как в отбор учебного исторического содержания, так и в де-ятельностный аспект процесса обучения. Это способствовало, с одной стороны, выстраиванию единого информационного пространства школьного исторического образования, а с другой стороны, привело к возникновению тенденций, нивелирующих авторские подходы к конструированию учебников и учебных пособий.

К 2010-м гг. рабочие тетради получили признание у большинства учителей.

На проектирование и создание рабочих тетрадей влияет много факторов. Прежде всего, новейшие тенденции в развитии отечественной дидактики и методики преподавания истории. В течение последних лет состав УМК изменялся как качественно, так и количественно. Качественные изменения связаны не только с изменением подходов к отбору и содержанию исторического материала, но и с качественной переоценкой необходимости тех или иных пособий УМК. Учителя вновь выдвигают на первый план традиционные хрестоматии, сборники документов: это связано, прежде всего, с

низким уровнем содержания профильных сайтов Интернета. Основным средством обучения остается учебник, который должен объединять все средства обучения. В Историко-культурном стандарте рабочая тетрадь названа в перечне необходимых пособий УМК по истории. Можно назвать следующие факторы, влияющие на авторские подходы к проектированию и созданию рабочих тетрадей: а) изменение информационного пространства школы (информационная революция, необходимость формирования информационной компетентности, появление электронных пособий и электронной формы учебника); б) изменение личностных потребностей педагогов и учащихся (педагоги: профессиональное совершенствование, внедрение новых форм и методов обучения, в том числе и с применением пособий УМК; учащиеся: индивидуальные потребности в образовании, ориентация на постоянный личностный рост, профессиональная ориентация, формирование личностных качеств); в) коммерциализация образования: расширение числа пособий УМК за счет раздробления функций между пособиями как для учащихся, так и для учителей.

Дидактический потенциал рабочих тетрадей можно объединить в четыре блока:

1. Формирование мотивации к получению образования, пополнению своих знаний, развитию интеллектуальных сил, непрерывному самообразованию, продвижению на новый личностный уровень, развитие интереса к истории, к самостоятельной работе, к коллективной работе, к творческому труду.

2. Решение воспитательных целей и задач исторического образования, освоение национальных базовых ценностей, заложенных в ресурсе исторического образования, личностный уровень освоения истории, формирование личностных качеств человека и гражданина, патриота Отечества.

3. Развитие интеллектуально-творческих сил, более широкие возможности использования творческих задач и заданий.

4. Решение практико-ориентированных задач образования (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ).

Дидактические возможности рабочих тетрадей как средства обучения:

1. Расширение содержания учебника (по фактическому материалу, по типам заданий, по

видам деятельности, по использованию разных видов учебной информации: схемы, таблицы, карты, иллюстрации, текст).

2. Формирование разных видов деятельности, в том числе отсутствующих в учебнике (большее внимание самостоятельной работе, коллективному творчеству, в том числе и с учениками всей школы, и с родителями).

3. Проверка и контроль знаний (на разных этапах прохождения отдельного учебного курса).

4. Расширение дидактических возможностей проведения разных форм занятий, использование как на уроке, так и дома (самостоятельная индивидуальная: в классе и дома, работа в парах, групповая работа на уроке, фронтальная работа в классе).

5. Ориентация на метапредметные результаты деятельности (перенос содержания одного предмета в другой, смысловое чтение, метапредметные задания, универсальные учебные действия, работа с межпредметными понятиями).

6. Индивидуализация и дифференциация обучения (выстраивание индивидуальной образовательной траектории, работа в парах и группах, объединенных по разным основаниям, проведение внеклассных и внешкольных занятий, модульные и элективные курсы).

При проектировании рабочих тетрадей по истории учитываются:

1. Требования ФГОС основного и полного общего образования (личностные, метапред-метные, предметные результаты образования), Историко-культурного стандарта, основной общеобразовательной программы по предмету основного и полного среднего образования.

2. Отбор и методология структурирования исторического содержания в соответствии с Историко-культурным стандартом.

3. Особенности авторской программы по предмету, авторской методической концепции учебников и учебных пособий в рамках единого УМК, принцип вариативности в образовании.

4. Функциональные возможности типа пособия в рамках единого УМК, задачи, содержание пособия в рамках УМК.

5. Преемственность между ступенями образования.

6. Межкурсовые и межпредметные связи, ориентация на метапредметные результаты образования (формирование универсальных учебных действий, формирование и освоение межпредметных понятий).

Критерии типологии рабочих тетрадей могут быть различными. В 1990-е гг. сложился универсальный тип рабочих тетрадей, предназначенный для определенного курса истории. Материал структурировался в соответствии с темами программы и включал основное содержание курса согласно рабочей программе (пример: «Рабочая тетрадь по курсу истории Средних веков», автор Е. А. Крючкова). С развитием и внедрением принципа вариативности возник другой тип рабочих тетрадей, которые разрабатывались к авторской линии учебников и отражали особенности авторской концепции. В 2000-е гг. подобные рабочие тетради вышли на первое место.

В 2010-е гг. превалируют тетради к авторским линиям учебников. Основой для их типологии служит их функциональная нагрузка.

Типы рабочих тетрадей:

1. Многофункциональные, или комплексные (способствуют выполнению всех целей исторического образования на данной ступени обучения, включают работу с основным содержанием учебника, содержат различные виды учебной информации, в том числе разные исторические источники, включают разнообразные типы заданий, сконструированы с учетом уровней сложности и др.):

а ) половина заданий создана в формате ОГЭ и ЕГЭ, но рабочая тетрадь имеет в своем составе и задания других типов;

б) включают разноплановые задания разных типов в равном количественном соотношении.

2. Выполняющие одну функцию (проверочные и контрольные работы, тетради-тренажеры с заданиями в формате ОГЭ И ЕГЭ, тетради с контурными картами и заданиями к ним, тетради проектов, тетради для самостоятельной работы школьников и др.).

Причины:

1. Выполнение требований ФГОС. (В полной мере на это ориентированы комплексные рабочие тетради, которые есть в составе УМК практически всех издательств, работающих на ниве образования.)

2. Ориентация на системно-деятельност-ный и компетентностный подходы, усложнение видов ученической деятельности (коллективное детское творчество, работа со взрослыми, социальные проекты и др.). (Это способствует дифференциации рабочих тетрадей по содержанию и процессуальным основам.)

3. Коммерциализация образования, заинтересованность издательств в увеличении видов выпускаемой продукции.

Обратимся к анализу содержания рабочих тетрадей трех авторских линий (двух по истории России и одной по всеобщей истории).

Состав материалов рабочих тетрадей представлен в табл. 2, 3, 4.

Подавляющее большинство заданий в рабочих тетрадях по всеобщей истории (см. табл. 2) являются тестовыми, в которых учащимся предлагаются на выбор готовые ответы (еди-

ничный и множественный выбор; выбор правильного варианта продолжения фразы; выбор правильного утверждения; соотнесение разных видов; заполнение пропусков в тексте с выбором ответа). К сожалению, в рабочих тетрадях с 5-го по 8-й класс совсем мало заданий на работу с письменными документами эпохи. Недостаточно творческих заданий (исключение - проекты с 7-го по 9-й класс).

На обложке каждой из тетрадей по всеобщей истории указано, что пособие «содержит задания на формирование метапредметных умений и личностных качеств». Задания отмечены знаками «Л» и «М». Формирование личностных качеств достигается за счет заданий на ценностный компонент, формулирование ценностного отношения к событиям и людям эпохи, умение вычленять ценностный компонент из фактического материала. Таких зада-

Таблица 2

Типы заданий (количество) в рабочих тетрадях по всеобщей истории

(издательство «Дрофа»)

Типы заданий 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

Заполнение схем 9 3 5 1 -

Хронологические ряды 13 9 6 16 6

Выбор правильного варианта продолжения фразы (единичный выбор) 44 13 9 9 5

Соотнесение терминов и определений 11 13 11 9 4

Множественный выбор 28 18 18 21 11

Выбор верных утверждений 7 1 - 2 1

Распределение иллюстраций в 2 группы 9 - - - -

Работа по контурным картам 13 8 9 10 5

Соотнесение (событий и их дат; имен правителей и на- 23 21 40 34 38

правлений или результатов их деятельности, имен твор-

цов и их произведений и др.)

Работа с документом 4 - - 1 11

Единичный выбор 18 - - - 7

Кроссворды 2 1 - 1 -

Распределение объектов в 2 группы 15 4 12 10 5

Нахождение ошибок в тексте 2 4 1

Заполнение пропусков в тексте - 8 2 - 3

Заполнение пропусков в тексте (прочитать текст и отме- - 7 5 - 2

тить событие, о котором идет речь)

Единичный выбор

Игровые задания - 1 - - -

Распределение объектов в 3 группы - 2 6 7 5

Составление рассказа по иллюстрации - 2 - - 1

Подготовка проекта по теме (использование дополни- - - 6 5 5

тельной литературы и ресурсов Интернета)

Распределение объектов в 4 группы - - 2 3 -

Установление причинно-следственных связей ( располо- - - 1 - -

жение событий в логической последовательности)

Заполнение таблиц - - - 3 3

Работа с диаграммами - - - - 2

ний до крайности мало, например, в рабочей тетради по истории Средних веков (6-й класс) всего два: первое - на составление рассказа о жизни средневековых крестьян, второе - рассказа о жизни в средневековой Венеции. При этом авторы, видимо, предполагают, что ученики выскажут собственное отношение к описываемому; удачнее было бы сформулировать такое задание непосредственно. Метапред-метные результаты сводятся к выполнению стандартных заданий в формате ОГЭ И ЕГЭ: работа с контурной картой, соотнесение (терминов и определений), работа с текстом и др., формирующих умения работать с источниками информации в разных знаковых системах, смыслового чтения, систематизации и обобщения, использования знаний и умений из других предметов (географии при работе с картой) и др.

Из всех метапредметных умений отрабатываются контрольно-оценочные, регулятивные. В проектах обращается внимание на умение формулировать план и контролировать свои действия, в то же время очень мало или отсутствуют задания на работу в группе, коллективное творчество, недостаточно работы по смысловому чтению.

Метапредметные результаты подразумевают формирование универсальных учебных действий. Такое направление, как работа с межпредметными понятиями, не предполагается. Межпредметные понятия вводятся несистемно, в общем предметном ряду, в однообразных заданиях, требующих соотнесения термина и его определения. Например, 6-й класс: иерархия; 7-й класс: секуляризация, революция, эволюция, индустриализация, модернизация; 8-й класс: миграция, урбанизация. Меж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Типы заданий (количество) в рабочих тетрадях по истории России

(издательство «Дрофа»)

Типы заданий 6 класс 9 класс

Задание по работе с ценностным компонентом 15 -

Работа с иллюстративным материалом 11 7

Составление схем, таблиц 3 13

Объяснение слов учебника 1 -

Единичный выбор 20 20

Заполнение схем 8 5

Формулирование определений понятий 6 -

Работа по контурной карте 10 8

Решение кроссвордов 3 3

Множественный выбор 10 12

Распределение объектов в 2 группы 3 3

Заполнение таблиц 11 -

Ответ на вопросы 1 12

Хронологические ряды 8 9

Выбор верных высказываний 2 10

Соотнесение (событий и их дат; имен правителей и направлений или 5 45

результатов их деятельности, имен творцов и их произведений и др.)

Работа с документами 13 5

Составление рассказа 2 -

Заполнение пропусков в тексте 5 2

Работа с точками зрения 4 8

Задание по картам учебника 2 -

Нахождение ошибок в тексте 1 -

Составление плана ответа по теме 1 2

Составление плана ответа и развернутый ответ по теме 1 -

Работа с понятийными рядами: поиск термина, выпадающего из ряда - 4

Выбор правильного варианта продолжения фразы - 8

Распределение объектов в 3 группы - 2

Эссе - 1

Проект (с использованием дополнительной литературы и Интернета) - 2

предметные понятия даются в узком, предметном значении; не используются межпредметные связи (перенос информации из предмета в предмет), нет никакой работы с понятийными рядами: конструирование таких рядов само по себе эффективный инструмент, обогащающий понятийное мышление школьников.

Как положительный момент, можно подчеркнуть использование разноообразных источников информации, в то же время в линии рабочих тетрадей практически нет наращивания по типам заданий и по видам деятельности.

Состав материалов в рабочих тетрадях по истории России более разнообразен (см. табл. 3, 4).

Хотя в рабочих тетрадях по сложившейся теперь традиции много тестовых заданий, но достаточно и заданий творческого характера. До-

стоинством линии рабочих тетрадей издательства «Дрофа» по истории России является работа с точками зрения (извлечения из трудов историков и др.); с историческими источниками (в том числе и изобразительными). Авторы предлагают учащимся самим сформулировать понятия и термины, самостоятельно составить схемы и таблицы по определенной тематике, поработать с понятийными рядами. Прослеживается линия на работу с компонентами соответствующего учебника: с иллюстрациями, картами, текстами, что подчеркивает концептуальное единство учебно-методического комплекса. Авторы ведут диалог с учащимися, предлагая им поразмышлять на личностно значимые для них темы.

Метапредметность, как и в предыдущем случае, понимается узко и сводится к универсальным учебным действиям.

Таблица 4

Типы заданий (количество) в рабочих тетрадях по истории России (издательство «Просвещение»)

Типы заданий 6 класс 7 класс 8 класс

Задания в традиционной форме (ответы по информации учебника, требую- 48 43 86

щие различных логических операций)

Творческие задания (эссе, статья, сочинение) 11 18 11

Заполнение таблиц 14 27 35

Работа по контурным картам 17 13

Выбор единичного верного утверждения, правильного ответа 13 22 8

Заполнение схем 8 4 2

Соотнесение (понятий и их признаков, определений; событий и их дат; имен 17 12 9

исторических деятелей и направлений их деятельности и др.)

Составление таблиц 19 2

Формулирование определений понятий 5 7 8

Работа с двумя или несколькими источниками информации (учебник, доку- 7 9 10

менты, иллюстрации, Интернет)

Проектная деятельность, составление плана ученического исследования, 1 1 2

проекта

Составление тезисов 5 3 7

Заполнение пропусков в тексте 6 4 8

Нахождение ошибок в тексте 1 1 1

Составление плана рассказа, плана сообщения 7 - 3

Работа с письменными документами 5 - -

Работа с изобразительными источниками 3 - -

Хронологические ряды 1 1 1

Точки зрения, оценки 2 4 3

Составление схем 8 3 1

Составление рассказа по иллюстрациям 5 10 2

Множественный выбор - 12 8

Распределение объектов в 2 группы по выбранному основанию 6 4 -

Нахождение лишнего в ряду объектов 2 1 2

Кроссворды, загадки, шифрограммы 3 5 2

Подбор визуального ряда по теме - 1 1

Продолжение фразы по теме - 6 1

Задания рабочих тетрадей по истории России издательства «Просвещение» в традиционной форме требуют перечисления событий или дат по теме, сравнения с историческими явлениями и процессами в Западной Европе, установления причинно-следственных связей, приведение примеров, подбор аргументов или контраргументов из информации учебника, распознавания события по его описанию в документе, тексте, комментирования текста, составления хронологии событий, вычленения необходимых сведений в тексте учебника и др.

Положительным моментом линии рабочих тетрадей издательства «Просвещение» являются задания на коллективное творчество (работа в парах, группах), работа с использованием интернет-ресурсов. В рабочей тетради для 8-го класса используется принцип дифференциации заданий с точки зрения гендерного подхода: так, девочкам рекомендуются задания, посвященные истории моды, а мальчикам - по военной тематике. Это предоставляет возможности для реализации воспитательного компонента исторического образования через уров-невую дифференциацию [1].

В рабочих тетрадях используются типы заданий, формирующие универсальные учебные действия.

Недостатком пособий во всех трех линиях рабочих тетрадей можно считать отсутствие систематической работы по формированию межпредметных понятий.

Взаимодействие в рамках учебник - рабочая тетрадь прослеживается в структуре пособий и историческом содержании, обращении к заданиям, текстам, иллюстрациям, картам учебника.

Анализ всех пособий показывает многочисленные совпадения в типах и формулировках заданий, что объясняется воздействием характера заданий ОГЭ и ЕГЭ, а также информационными возможностями быстрого распространения методического опыта.

В 2015-2016 гг. издательствами были подготовлены электронные формы учебников, которые обладают новыми информационными и обучающими возможностями в силу иного носителя информации. Электронные версии учебников включают тренажеры для проверки и контроля знаний, содержащие тестовые зада-

ния в формате ОГЭ и ЕГЭ. Функция интерактивности помогает выполнить задание, контролируя правильность ответа. Новые электронные пособия снижают ценность обычных печатных изданий, которые можно использовать только один раз, и, к тому же, они не обладают функцией обратной связи.

Современные рабочие тетради заполнены однообразными тестами в стиле ОГЭ и ЕГЭ, нацелены на проверку и контроль знаний, освоение алгоритма выполнения заданий в формате ОГЭ и ЕГЭ. Такие пособия не только не мотивируют учащихся к саморазвитию, но и «отбивают» охоту к учебе, пробуждают негативные эмоции в отношении предмета и школьной учебы в целом. Эта тенденция прямо противоположна ситуации рубежа 1990-2000-х гг., когда авторы рабочих тетрадей уделяли особое внимание разработке творческих заданий [2].

А если вспомнить, что электронная форма учебника (всех трех издательств) содержит тренажер в виде тестовых заданий итоговой аттестации, то становится понятным, почему родители, ученики и часть учителей требуют отмены ЕГЭ, справедливо полагая, что тренировочные упражнения в формате заданий ЕГЭ не развивают учащихся, а, наоборот, оказывают негативное воздействие на творческое сознание детей.

Преобладание тестовых заданий в рабочих тетрадях привело к тому, что учителя, как и в 1990-е гг., отдают предпочтение работе с историческими источниками, выдвигая на первое место в УМК хрестоматию.

При планировании работы учителям необходимо обращать пристальное внимание на состав УМК, жанры и типы пособий для учащихся, способ взаимодействия пособий УМК - дополняют друг друга; включают частично или полностью новую информацию и не используемые в учебнике типы заданий; содержание частично совпадает и направлено на освоение или углубление знаний, формируемых умений, в том числе метапредметных. Комплексные рабочие тетради универсальны, их можно использовать для разных форм занятий, решая многоаспектные цели и задачи исторического образования. Рабочие тетради, строго ориентированные на выполнение од-

ной функции, хорошо служат именно в таком ключе (тетради «Контрольные работы» для письменной мини-аттестации, тетради-тренажеры для проверки знаний и отработки умений и навыков работы с информацией). Новые типы рабочих тетрадей можно использовать в таком образовательном поле, как дифференциация (по разным основаниям). Например, тетради с проектами - для конструирования индивидуальной образовательной траектории для одаренных учащихся, склонных к исследовательской работе, на основе тетрадей творческих заданий, заданий для самостоятельных работ учащихся можно разработать элективный или модульный курс.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крючкова Е. А. Дидактические возможности реализации воспитательных задач школьного исторического образования в старшей школе с учетом уровневой дифференциации // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. - № 1. - С. 30-37.

2. Короткова М. В. Методика проектирования, разработки и использования творческих заданий по истории // Преподавание истории в школе. - 2015. - № 3. - С. 3-10.

3. Абрамов А. В., Абрамова Ю. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2016.

- 88 с.

4. Волкова Е. В., Пономарев М. В. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2016.

- 64 с.

5. Волкова Е. В., Пономарев М. В. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2016.

- 64 с.

6. Пономарев М. В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2015. - 64 с.

7. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И. А. Артасов, А. А. Данилов, Л. Г. Ко-сулина, Л. А. Соколова. - М.: Просвещение, 2016. - 128 с.

8. История России. Рабочая тетрадь. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В.

Лукутин, Л. А. Соколова. - М.: Просвещение, 2016. - 112 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Клоков В. А., Симонова Е. В. История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2016. - 80 с.

10. Колпаков С. В., Пономарев М. В. История Средних веков. 6 класс: рабочая тетрадь. -М.: Дрофа, 2016. - 64 с.

11. Крючкова Е. А. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: рабочая тетрадь. -М.: Просвещение, 2016. - 112 с.

12. Нильсон О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихс. - Таллин: Валгус, 1976. - 280 с.

13. Пономарев М. В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2015. 64 с.

14. Симонова Е. В., Клоков В. А. История России. XIX - начало XX века. 9 класс: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2016. - 112 с.

REFERENCES

1. Kryuchkova E. A. Didakticheskie vozmozhnos-ti realizatsii vospitatelnykh zadach shkolnogo istoricheskogo obrazovaniya v starshey shkole s uchetom urovnevoy differentsiatsii. Prepoda-vanie istorii i obshchestvoznaniya v shkole. 2016, No. 1, pp. 30-37.

2. Korotkova M. V. Metodika proektirovaniya, razrabotki i ispolzovaniya tvorcheskikh zadaniy po istorii. Prepodavanie istorii v shkole. 2015, No. 3, pp. 3-10.

3. Abramov A. V., Abramova Yu. A. Vseobshcha-ya istoriya. Istoriya Drevnego mira. 5 klass: rabochaya tetrad. Moscow: Prosveshchenie, 2016. 88 p.

4. Volkova E. V., Ponomarev M. V. Vseobshchaya istoriya. Istoriya Novogo vremeni. 7 klass: rabochaya tetrad. Moscow: Prosveshchenie, 2016. 64 p.

5. Volkova E. V., Ponomarev M. V. Vseobshchaya istoriya. Istoriya Novogo vremeni. 8 klass: rabochaya tetrad. Moscow: Prosveshchenie, 2016. 64 p.

6. Ponomarev M. V. Vseobshchaya istoriya. No-veyshaya istoriya. 9 klass: rabochaya tetrad. Moscow: Prosveshchenie, 2015. 64 p.

7. Artasov I. A., Danilov A. A., Kosulina L. G., Sokolova L. A. Istoriya Rossii. Rabochaya tetrad. 6 klass: ucheb. posobie dlya obshcheobra-

zovat. organizatsiy. Moscow: Prosveshchenie, 2016.128 p.

8. Danilov A. A., Kosulina L. G., Lukutin A. V., Sokolova L. A. Istoriya Rossii. Rabochaya tetrad. 6 klass: ucheb. posobie dlya obshcheobra-zovat. organizatsiy. Moscow: Prosveshchenie, 2016. 112 p.

9. Klokov V. A., Simonova E. V. Istoriya Rossii. S drevneyshikh vremen do XVI veka. 6 klass: rabochaya tetrad. Moscow: Drofa, 2016. 80 p.

10. Kolpakov S. V., Ponomarev M. V. Istoriya Sred-nikh vekov. 6 klass: rabochaya tetrad. Moscow: Drofa, 2016. 64 p.

11. Kryuchkova E. A. Vseobshchaya istoriya. Istoriya Srednikh vekov. 6 klass: rabochaya tetrad. Moscow: Prosveshchenie, 2016. 112 p.

12. Nilson O. A. Teoriya i praktika samostoyatel-noy raboty uchashchikhs. Tallin: Valgus, 1976. 280 p.

13. Ponomarev M. V. Vseobshchaya istoriya. No-veyshaya istoriya. 9 klass: rabochaya tetrad. Moscow: Prosveshchenie, 2015. 64 p.

14. Simonova E. V., Klokov V. A. Istoriya Rossii. XIX - nachalo XX veka. 9 klass: rabochaya tetrad. Moscow: Drofa, 2016. 112 p.

Крючкова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru

Kryuchkova Elena А., PhD in Education, Senior Researcher, Centre of social and humanitarian education, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.