Научная статья на тему 'Рабочие процессы резонансных пульсирующих детонационных двигателей'

Рабочие процессы резонансных пульсирующих детонационных двигателей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
354
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИЯ / ДВИГАТЕЛЬ / ENGINE / ПУЛЬСИРУЮЩИЙ / ГАЗОТУРБИННЫЙ / ДЕТОНАЦИЯ / DETONATION / ГОРЕНИЕ / BURNING / РЕЗОНАТОР / RESONATOR / AIRCRAFT / PULSING / GAS-TURBINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Никитевич Н.В., Калашников А.А., Турчанов А.М., Миронова В.А., Кучкин А.Г.

Авторы поднимают тему создания пульсирующего детонационного двигателя, доработки современных газотурбинных двигателей путем использования в них высокочастотных детонационных резонаторов, проводят расчет скорости истечения газов, импульса в пустоту, удельного импульса в зависимости от давления в камере сгорания, делают вывод, приводят пример практического использования детонационного горения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Никитевич Н.В., Калашников А.А., Турчанов А.М., Миронова В.А., Кучкин А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING PROCESSES OF THE RESONANT PULSING DETONATION ENGINES

In work authors lift a subject of creation of the pulsing detonation engine, completion of modern gas-turbine engines by use in them high-frequency detonation resonators, carry out calculation of speed of the expiration of gases, an impulse to emptiness, a specific impulse depending on pressure in the combustion chamber, draw a conclusion, give an example of practical use of detonation burning.

Текст научной работы на тему «Рабочие процессы резонансных пульсирующих детонационных двигателей»

Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»

УДК 629.7.03

РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ РЕЗОНАНСНЫХ ПУЛЬСИРУЮЩИХ ДЕТОНАЦИОННЫХ

ДВИГАТЕЛЕЙ

Н. В. Никитевич, А. А. Калашников, А. М. Турчанов, В. А. Миронова Научный руководитель - А. Г. Кучкин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: nikolai.taishet@mail.ru

Авторы поднимают тему создания пульсирующего детонационного двигателя, доработки современных газотурбинных двигателей путем использования в них высокочастотных детонационных резонаторов, проводят расчет скорости истечения газов, импульса в пустоту, удельного импульса в зависимости от давления в камере сгорания, делают вывод, приводят пример практического использования детонационного горения.

Ключевые слова: авиация, двигатель, пульсирующий, газотурбинный, детонация, горение, резонатор.

WORKING PROCESSES OF THE RESONANT PULSING DETONATION ENGINES

N. V. Nikitevich, A. A. Kalashnikov, A. M. Turchanov, V. A. Mironova Scientific supervisor - A. G. Kuchkin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nikolai.taishet@mail.ru

In work authors lift a subject of creation of the pulsing detonation engine, completion of modern gasturbine engines by use in them high-frequency detonation resonators, carry out calculation of speed of the expiration of gases, an impulse to emptiness, a specific impulse depending on pressure in the combustion chamber, draw a conclusion, give an example ofpractical use of detonation burning.

Keywords: aircraft, engine, pulsing, gas-turbine, detonation, burning, resonator.

Прогресс в авиации на всём протяжении её существования связан, главным образом, с прогрессом авиационных двигателей, а все возрастающие требования, предъявляемые авиацией к двигателям, являются мощным стимулятором развития авиационного двигателестроения.

Повышение эффективности современных энергетических установок требует колоссальных капиталовложений. Борьба идет за каждый процент повышения коэффициента полезного действия [1]. Это значит, что ресурс повышения эффективности существующих схем организации рабочего процесса в двигателях фактически исчерпан. Для того чтобы изменить ситуацию необходимы новые идеи и технологии.

На сегодняшний день появились решения по доработке авиационных двигателей. Предлагается использовать вместо традиционного термодинамического цикла Брайтона, цикл с детонационным сжиганием топлива, который является более эффективным [2].

Детонация - это сверхзвуковой самоподдерживающийся режим распространения горения, в котором химические реакции окисления газообразного, жидкого или твердого горючего инициируются сильной ударной волной и протекают за очень короткое время (микросекунды). Термодинамически это самый эффективный способ прямого сжигания горючего.

Одна из возможных схем детонационного двигателя включает в себя диффузор, механический клапан, связку детонационных труб и общее сопло. Трубы периодически заполняются топливно-воздушной смесью. Смесь сгорает в бегущих детонационных волнах, а горячие продукты детонации выбрасываются с высокой скоростью в окружающее пространство через сопло, создавая реактивную

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

тягу. Также существуют подобные схемы организации детонационного горения без механических клапанов, то есть в конструкции двигателя вообще отсутствуют подвижные элементы. Конструктивно такой двигатель является очень простым [3].

Отметим, что двигателям, созданным на базе традиционных детонационных труб, несмотря на высокую термодинамическую эффективность в единичной пульсации, свойственны некоторые недостатки, а именно:

- низкая частота пульсаций (до 100 Гц);

- высокие тепловые и вибрационные нагрузки;

- значительный уровень шума и т. д.

Устранить эти недостатки можно при использовании вместо длинных труб иных газодинамических устройств, например, кольцевых камер и газодинамических резонаторов для осуществления эффективного периодического процесса.

При детонационном горении значительно повышается давление в камере сгорания по сравнению с газотурбинным двигателем, поэтому нами был проведен расчёт скорости истечения газа (Ш), импульса в пустоту (I.(), удельного импульса (1к), в зависимости от этого давления. Полученные значения сведены в таблицу.

Зависимость параметров в камере сгорания от давления

Рк, МПа а = 0,85 а = 0,95

Ш I. 1н Т Ш 1к Т

0,5 1 556,48 1 819,75 1 556,48 1 390,00 1577,94 1846,63 1577,94 2317,55

10 2 055,96 2 159,53 2 055,96 2 240,29 2087,17 2191,74 2087,17 2347,42

20 2 121,24 2 206,78 2 121,24 2 240,79 2152,74 2238,69 2152,74 2350,09

Анализируя результаты расчета, можно сделать вывод, что с увеличением давления в камере сгорания, к которому приводит детонационное горение, увеличивается и удельный импульс, являющийся важной характеристикой двигателя.

Одним из примеров практического применения детонационного горения может служить схема турбокомпрессорного детонационного двигателя, предложенная в научно-техническом центре им. Люльки для модернизации двигателя МД-120.

Библиографические ссылки

1. Фролов С. М. Перспективы использования детонационного сжигания топлива в энергетике и на транспорте // Тяжелое машиностроение. 2003. № 9. С. 18.

2. Фролов С. М. Импульсные детонационные двигатели. М. : Торус пресс. 2006. 592 с.

3. Тарасов А. И., Щипаков В. А. Перспективы использования пульсирующих детонационных технологий в турбореактивных двигателях / ОАО «НПО «Сатурн» НТЦ им. А. Люльки // Авиационно-космическая техника и технология. 2011. № 9 (86).

© Никитевич Н. В., Калашников А. А., Турчанов А. М., Миронова В. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.