Научная статья на тему 'Р. М. Акульшин-драматург (история театрального опыта молодого писателя-«Деревенщика»)'

Р. М. Акульшин-драматург (история театрального опыта молодого писателя-«Деревенщика») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКУЛЬШИН (БЕРЕЗОВ) / ДРАМАТУРГИЯ / МЕЙЕРХОЛЬД / ПЬЕСА / РЕЦЕПЦИЯ / ТЕАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Косицин А.А.

В статье рассмотрена реакция критиков и власти на спектакль «Окно в деревню», поставленный Вс. Мейерхольдом по литературной основе Р.М. Акульшина на сцене ГосТИМа к юбилею Октябрьской революции в 1927 г. Показано, как единственный театральный опыт писателя-«деревенщика» мог сказаться на его дальнейшей творческой деятельности, в частности отказе от драматургических сочинений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

R.M. AKULSHIN AS A PLAYWRIGHT (HISTORY OF THEATRE EXPERIENCE OF YOUNG WRITER-«VILLAGER»)

This article considers the reaction of critics and authorities to the play «Window to the village» which was staged by Vs. Meyerhold on the literary basis of R.M. Akulshin. This play was staged in the State Theater named for Meyerhold to the anniversary of the October Revolution in 1927. This history shows a hard experience of young writer who gave up writing plays.

Текст научной работы на тему «Р. М. Акульшин-драматург (история театрального опыта молодого писателя-«Деревенщика»)»

Вестник Самарского университета. История, педагогика, фиоооооия. 2017. № 1.2

УДК 821.161.1

A.A. Косицин *

P.M. АКУЛЬШИН-ДРАМАТУРГ (ИСТОРИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ОПЫТА МОЛОДОГО ПИСАТЕЛЯ-«ДЕРЕВЕНЩИКА»)

В статье рассмотрена реакция критиков и власти на спектакль «Окно в деревню», поставленный Вс. Мейерхольдом по литературной основе Р.М. Акульшина на сцене ГосТИМа к юбилею Октябрьской революции в 1927 г. Показано, как единственный театральный опыт писателя-«деревенщика» мог сказаться на его дальнейшей творческой деятельности, в частности отказе от драматургических сочинений.

Ключевые слова: Акульшин (Березов), драматургия, Мейерхольд, пьеса, рецепция, театр.

Вторая половина 1920-х годов — время издательского бума в СССР. В эпоху формирования издательской монополии, когда книги стали печататься, допечаты-ваться и распространяться многотысячными тиражами для советской читающей молодежи, молодой автор Р.М. Акульшин пишет и издает книгу за книгой, в основном произведения для юношества. В период с 1925 по 1940 гг. (т. е. в первые 15 лет творчества писателя) общий тираж изданий его сочинений составил около 1 млн экземпляров. Среди них есть несколько пьес о деревне и крестьянском быте («Нечистая сила», 1925; «Опоздали», 1925; «Четверговая зола», 1927; «Лампочка Ильича», 1930; «Пастух Егорка», 1935), речь в которых идет о технических достижениях, внедряемых в крестьянскую жизнь, о «темном» сознании жителей деревни и ее архаичном порядке, сопротивляющемся бравым коммунистическим новшествам.

Если количественно оценить жанровый состав произведений, созданных Р.М. Акульши-ным (Березовым), то станет заметно несколько характеризующих его творческое наследие особенностей: во-первых, драматургические произведения пишутся автором не столько активно, как прозаические или поэтические; во-вторых, наличие пьес свойственно только первому десятилетию (раннему периоду) творчества писателя; и наконец, в-третьих, драматургия перестает интересовать писателя во второй половине 1930-х годов.

Стоит задаться вопросом: почему так произошло, что Р.М. Акульшин, проживший долгую и в литературном плане очень творчески плодотворную жизнь, больше никогда не писал пьес для театра?

Поиск ответа на этот вопрос и есть цель настоящей статьи.

Объяснений тому, что в творческом наследии Р.М. Акульшина драматургические произведения занимают весьма скромное место, несколько (точнее сказать: объяснение этому феномену одно, но оно имеет несколько сторон). Во-первых, этому есть объяснение технологическое: написать пьесу технически сложнее, чем прозаический или поэтический текст, и вполне вероятно, что автор на определенном этапе понимает, что этот вид литературного творчества «не для него». Во-вторых, это историческое

* © Косицин A.A., 2017

Косицин Андрей Александрович (kosandr@inbox.ru), кафедра издательского дела и книго-распространения, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

(идеологическое) объяснение: в 1930-е гг. меняется как представление о роли искусства в советской жизни, так и представление о роли крестьянства в ней. У театра появляются определенная концепция и задачи, в которые не вписывается драматургическое творчество писателя, обращенное к теме деревни. P.M. Акульшину, знавшему досоветскую деревню, было трудно создать образ деревни, «правдивый» с точки зрения советского зрителя, поскольку изменившуюся в первые годы советской власти деревню он знал не очень хорошо. В-третьих, всегда есть также объяснение, основанное на личном неудачном (травматическом) опыте участия писателя в театральной жизни.

Далее я постараюсь охарактеризовать именно эту «третью сторону» объяснения отказа писателя от драматургической формы сочинений и, обратив внимание на биографические моменты его участия в театральной жизни СССР, попытаюсь нащупать зону личного неудачного (травматического) опыта, связанного с его деятельностью как писателя-драматурга.

Известно, что P.M. Акульшин был автором литературного текста к спектаклю «Окно в деревню», поставленного Вс. Мейерхольдом на сцене ГосТИМа. Сохранились план спектакля и материалы, связанные с его постановкой, по которым можно составить представление о ходе работы над ним [1]. Премьера спектакля прошла 8 ноября 1927 года и была приурочена к юбилею (десятилетию) Октябрьской революции. А.В. Февральский в книге, вышедшей к юбилею театра Вс. Мейерхольда, так охарактеризовал спектакль, зрителем которого он был и сам: «...это был единственный спектакль не исторического порядка, спектакль на тему о наших днях, преображенных Октябрем. <...> первый крупный спектакль, посвященный советской деревне. "Окно в деревню" построено по типу обозрения. Это дало возможность в одном спектакле затронуть большое количество вопросов, волнующих нашу деревню, показать много характерных моментов из ее жизни и осветить своеобразную пестроту хозяйственно-бытовых укладов нашего крестьянства. <...> Представление слагается из театрального действия, музыки, кинокусков и диапозитивов» [9, с. 58—59].

Вскоре после премьеры в печати появились первые рецензии на спектакль.

13 ноября 1927 г. вышла статья за подписью П. Керженцева (П.М. Лебедева) в газете «Правда», в которой спектакль, несмотря на упреки в его несовершенстве, в целом получил положительную оценку: «...следует признать весьма удачной мысль Театра Мейерхольда в день юбилея Октябрьской революции показать на сцене теперешнюю деревню. <...> Текст пьесы оформлен под руководством Родиона Акульши-на. Ему больше удались сцены чисто бытового характера. Там, где речь идет о каких-нибудь политических выступлениях, текстовой материал слабее. <...> В общем постановка является интересной попыткой особыми приемами показать теперешнюю деревню. В целом эта попытка удалась. Ряд эпизодов крепко запоминается и несомненно останется в основном тексте пьесы и на будущее время, но в процессе дальнейшей работы предстоит еще доработка и переработка других эпизодов, дополнение новых -и т. д. Форма "обозрения" легко предоставляет возможность для такой дальнейшей работы над спектаклем. Когда "Окно в деревню" будет окончательно проработан и выявит в театральной форме все основные характерные черты советской деревни, это будет, бесспорно, одним из наиболее интересных спектаклей, которые мы получили в десятую годовщину Октябрьской революции» [5].

В другой рецензии, напечатанной в газете «Беднота» за подписью некоего Д. Воеводина (кто это — не установлено), также отмечалась недоработанность спектакля и его литературной основы. «Намерение у В. Мейерхольда было благое, — писал Д. Воеводин. — Но <...> Никакой живой, настоящей деревни у В. Мейерхольда не получилось. Получился сборник анекдотов, газетных вырезок и отрывков из кинофотографий. Собственно, пьесы нет, фабулы нет, отдельных характеров нет, да и

массы нет, — так, кучка актеров переходит с места на место, пляшет, качается на шести качелях. <...> Спрашивается: что же это такое? Конечно, все это в деревне есть в той или иной мере. Но это не деревня. Поверхностно до невозможности. Это не "окно в деревню" (как назытается спектакль), а деревня из окна аэроплана. В деревне идет борьба живыгх людей, борьба старого с новыш, классовая борьба. А В. Мейерхольд показытает не кулаков, а каких-то сусальных старичков. Во всяком случае, московским зрителям не взглянуть на деревню через окно В. Мейерхольда. Окно остается закрыгтыш» [4].

Быша опубликована рецензия и в эмигрантской газете «Возрождение», выгходящей в Париже. В номере от 21 декабря 1927 года на первой полосе быш напечатан отзыт о спектакле, содержание его таково: «Известный режиссер Мейерхольд поставил на одном из больших московских театров новую пьесу из жизни крестьян: "Окно в деревню". После одного из представлений Мейерхольд устроил диспут, на который быши приглашены крестьяне из соседних деревень. На вопрос, дает ли представленная пьеса верное изображение современной деревенской жизни, крестьяне единогласно ответили: "Нет". <...> Мейерхольду пришлось признаться в том, что он ошибся и видел деревню глазами горожанина» [2].

Таковы быши первые появившиеся в печати отклики на спектакль Вс. Мейерхольда по пьесе Р.М. Акульшина. Однако в не меньшей степени важно и то, что будет сказано о спектакле позднее, через десять лет, во время борьбы с авангардным театром Вс. Мейерхольда.

17 декабря 1937 года в «Правде» появится статья того же П. Керженцева под заголовком «Чужой театр». В ней будет устроен разгром всей деятельности Мейерхольда, а один из абзацев будет посвящен спектаклю десятилетней давности: «В ряде пьес, поставленных театром, советская действительность давалась грубо искаженно, издевательски враждебно. "Окно в деревню" явилось карикатурой на советскую деревню. <...> Эта пьеса смаковала черты тяжелого прошлого (бескультурье), игнорировала руководящую роль партии, борьбу деревни против кулачества» [6]. (Эта статья П. Керженцева получила в свое время большой резонанс, спустя годы ее вспоминал и фрагментарно цитировал Ю.П. Анненков на страницах книги воспоминаний «Дневник моих встреч: Цикл трагедий»).

Историк Л.В. Максименков на основании рассекреченных архивныгх документов проследил хронику действий П. Керженцева на последнем этапе существования театра Мейерхольда [7, с. 169—181]. Им быша установлена следующая хронология событий (курсив мой. — А.Х.):

— 23 ноября 1937 г., — т. е. за три недели до публикации разгромной рецензии в газете «Правда», — П. Керженцев жалуется Молотову на отсутствие в репертуаре ГосТИМа оптимистических пьес;

— 11 декабря 1937 г. П. Керженцев направляет Сталину и Молотову приказ Комитета о закрытии ГосТИМа, постановление о передаче строящегося для него нового здания и статью «Чужой театр», — т. е. еще не опубликованную на тот момент (публикация ее состоится толъко через неделю).

— 7 января 1938 г. принято постановление о ликвидации ГосТИМа (все три документа с правкой и дополнениями Молотова легли в основу постановления).

Справедливо возникают вопросы: почему П. Керженцев изменил свое мнение о спектакле «Окно в деревню» от положительного (в 1927 г.) до резко отрицательного (в 1937 г.) и чем могла быть оправдана его смелость как рецензента, пославшего рукопись разгромной статьи первытм лицам страны? Объяснение этому могло быть

только одно: П. Керженцев отлично знал, что театр Мейерхольда и, в частности, спектакль «Окно в деревню» не нравятся лично Сталину. В недавно опубликованной книге Ф.И. Раззакова есть подтверждение этому: «В 1927 г. ГосТИМ впервые посетил И.В. Сталин. Он пришел на спектакль "Окно в деревню" <...> Однако новаторский стиль постановки Сталину не понравился, и он ушел из театра откровенно недовольный» [8].

Калейдоскоп критических мнений о спектакле дает нам понять, что пьесу Р.М. Акуль-шина зрители и власти посчитали неправдоподобной и идеологически неверной. Сам Акульшин в 1978 году в США опубликовал книгу мемуаров «Лебединая песня», в которой так описал подготовку спектакля «Окно в деревню»: «Керженцев (так! — A. К.), Мейерхольд, актеры, представители красной армии горячо защищали пьесу. После трехчасовых споров решено было не снимать ее с репертуара. Она прошла 23 раза. Критики, зная мнение главреперткомщиков, обрушились на пьесу. О ней не было сказано ни одного доброго слова. От тяжелых переживаний я потерял в весе 40 фунтов. За пьесу вместе с процентами я получил тысячу рублей, которым был не рад» [3, с. 171-172].

Эти показательные фразы, сказанные самим драматургом, свидетельствуют, что история, связанная с единственной постановкой его пьесы, оказалась для него неудачным, болезненным опытом. Свои воспоминания о спектакле Акульшин продолжил упоминанием разгромной статьи П. Керженцева и описанием ночи ареста режиссера, детали которой были ему известны. Оценка спектакля (вместе с тем -и драматургической работы Акульшина) критикой и Сталиным, гибель Мейерхольда и — вскоре — его супруги впечатлили Акульшина. Возможно, поэтому он никогда больше не писал драматургических сочинений.

Библиографический список

1. РГАЛИ. Ф. 963. Оп. 1. Ед. хр. 517-541.

2. <Анонимно>. Окно в деревню // Возрождение. 1927. 21 декабря.

3. Березов Р.М. Лебединая песня. М.: Протестант, 1991.

4. Воеводин Д. «Окно в деревню» (В Театре Мейерхольда) // Беднота. 1927. 18 ноября.

5. К<ерженцев> П. «Окно в деревню» (Гос. Театр им. Вс. Мейерхольда) // Правда. 1927. 13 ноября.

6. Керженцев П. Чужой театр // Правда. 1937. 17 декабря.

7. Максименков Л.В. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936— 1938. М.: Юридическая книга, ЧеРо, 1997.

8. Раззаков Ф.И. Свет погасших звезд. Они ушли в этот день. URL: http://thelib.ru/books/ razzakov_fedor/ svet_pogasshih_zvezd_oni_ushli_v_etot_den-read-14.html (дата обращения: 05.12.2016).

9. Февральский А.В. Десять лет театра Мейерхольда. М.: Федерация, 1931.

References

1. RGALI. F. 963. Op. 1. Item 517—541 [in Russian].

2. <Anonymous>. Okno v derevniu [Window to the village]. Vozrojdnnie, 1927. 21 December [in Russian].

3. Berezov R. Lebedinaia pesnia [Swan song]. M.: Protestant, 1991 [in Russian].

4. Voevodin D. «Okno v derevniu» (V Teatre Meierkhol'da) [Window to the village (At the theatre of Meyerhold)]. Bednota [Poverty], 1927. 18 November [in Russian].

5. K<erzhentsev> P. «Okno v derevniu» (Gos. Teatr im. Vs. Meierkhol'da) [Window to the village (State Theatre named after Vs. Meyerhold)]. Pravda, 1927. 13 November [in Russian].

6. Kerzhentsev P. Chuzhoi teatr [Alien theatre]. Pravda. 1937. 17 December [in Russian].

7. Maksimenkov L. Sumbur vmesto muzyki. Stalinskaia kul'turnaia revoliutsiia 1936—1938 [Muddle instead of music. Stalin's cultural revolution of 1936—1938]. M.: Iuridicheskaia kniga, CheRo, 1997.

8. Razzakov F. Svetpogasshikh zvezd. Oni ushli vetot den' [Light of the defunct stars. They left that day]. Retrieved from: http://thelib.ru/books/razzakov_fedor/svet_pogasshih_zvezd_ oni_ushli_v_etot_den-read-14.html (accessed: 05.12.2016) [in Russian].

9. Fevral'sky A. Desiat' let teatra Meierkhol'da [Ten years of the theater of Meyerhold]. M.: Federatsiia, 1931 [in Russian].

A.A. Kositsin*

R.M. AKULSHIN AS A PLAYWRIGHT (HISTORY OF THEATRE EXPERIENCE OF YOUNG WRITER-«VILLAGER»)

This article considers the reaction of critics and authorities to the play «Window to the village» which was staged by Vs. Meyerhold on the literary basis of R.M. Akulshin. This play was staged in the State Theater named for Meyerhold to the anniversary of the October Revolution in 1927. This history shows a hard experience of young writer who gave up writing plays.

Key words: Akulshin (Berezov), dramaturgy, Meyerhold, play, reception, theater.

Статья поступила в редакцию 10/XII/2016. The article received 10/XII/2016.

* Kositsin Andrej Alexandrovich (kosandr@inbox.ru), Department of Publishing Industry and Book Distribution, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.